Обучение, которое ведет за собой развитие субъектности
Аннотация
Актуальность. Идеи Л.С. Выготского об обучении, ведущем за собой развитие ребенка, сохраняют конструктивность при решении новых задач, стоящих перед современной школой. Сегодня одной из центральных является задача с самого начала школьного обучения заложить основы умения учиться. Умение учить себя обнаруживается там, где человек сталкивается с личностно значимой задачей, понимает, чего ему недостает для ее решения, и умеет компенсировать собственные дефициты. Умение учиться — это одна из граней человеческой субъектности — способности и самоощущения авторства собственного поведения. Субъектность проявляется ребенком в самом раннем возрасте, и средствами образования может как прирастать и крепнуть, так и сокращаться и ослабевать. Учебная субъектность — основа будущего умения учиться может войти в зону ближайшего развития детей в младшем школьном возрасте, но лишь при определенной организации образовательной среды.
Цель. Исследования отношения обучения и развития ребенка как субъекта учебной деятельности в научной школе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, продолжившей развитие культурно-исторической теории.
Методы. Клинические исследования постановки и решения учебных задач в начальной и основной школе.
Результаты. Описаны наиболее существенные характеристики образовательной среды, благодаря которой умение учиться входит в круг возрастных возможностей школьников: содержание и форма учебной деятельности в строгом, исходном значении этого понятия, не совпадающем с житейским. Прослежена связь между строением учебной задачи и структурой умения учиться. Обозначены особенности действий взрослого на этапе проектирования учебной задачи и на этапе интерпсихического взаимодействия с детьми при постановке учебной задачи и поиске средств ее решения.
Выводы. Детскаяинициатива в конструировании общих способов действия, чувствительность к понятийным противоречиям проявляется систематически, как возрастная тенденция лишь там, где дети на уроках ставят и решают учебные задачи, направленные на открытие и освоение теоретических понятий. Обучение, дающее готовые ответы на незаданные вопросы, минимизирует возможность учеников становиться субъектами самообучения.
Практическое применение результатов. Выявленные расхождения между научным и житейским значениями понятий «учебная деятельность», «учебная задача» могут защитить эти плодотворные понятия от профанации и сохранить их созидательный потенциал.
Литература
Богачкина, Н.А. (2007). Шпаргалка по педагогической психологии. Москва: Изд-во «Аллель».
Вачков, И.В. (2007). Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию. Вопросы психологии, (3), 16–29.
Венгер, А.Л., Морозова, Е.И. (2017). Клиническая психология развития. Москва: Изд-во «Юрайт».
Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Дорофеева, Э.М. (2019). От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: Изд-во «Москва–Синтез».
Воронцов, А.Б. (2018). Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция; нормы, инструменты, процедуры. Краткое пособие по деятельностной педагогике. Москва: Изд-во Некоммерческого партнерства «Авторский Клуб».
Выготский, Л.С. (1982). Мышление и речь. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. Москва: Изд-во «Педагогика».
Гальперин, П.Я. (2002). Лекции по психологии. Москва: Изд-во Книжный дом «Университет».
Давыдов, В.В. (1972). Виды обобщения в обучении. Москва: Изд-во «Педагогика».
Давыдов, В.В. (1996). Теория развивающего обучения. Москва: Изд-во «ИНТОР».
Зинченко, В.П. (2005). Готовность к мысли. Культурно-историческая психология, 1(2), 4–16.
Короткова, Н.А., Нежнов, П.Г. (2014). Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. Москва: Изд-во «Линка-Пресс».
Львовский, В.А. (2018). Деятельностный подход в образовании. Монография: в 5 тт. Т. 1. Москва: Изд-во Некоммерческого партнерства «Авторский клуб».
Львовский, В.А. (2019). Деятельностный подход в образовании. Монография: в 5 тт. Т. 2. Москва: Изд-во Некоммерческого партнерства «Авторский клуб».
Львовский, В.А. (2020). Деятельностный подход в образовании. Монография: в 5 тт. Т. 3. Москва: Изд-во Некоммерческого партнерства «Авторский клуб».
Львовский, В.А. (2021). Деятельностный подход в образовании. Монография: в 5 тт. Т. 4. Москва: Изд-во Некоммерческого партнерства «Авторский клуб».
Львовский, В.А. (2022). Деятельностный подход в образовании. Монография в 5 тт. Т. 5. Москва: Изд-во Некоммерческого партнерства «Авторский клуб».
Обухова, Л.Ф. (2013). Возрастная психология: учебник. Москва: Изд-во «Юрайт».
Обухова, О.Л., Цукерман, Г.А., Шибанова, Н.А. (2022). В поисках субъекта учебной деятельности. Культурно-историческая психология, 18(4), 80–89.
Островерх, О.С. (2022). Образовательное пространство учебной деятельности как условие субъектности ее участников. Психологическая наука и образование, 27(3), 16–27.
Петровский, В.А. (2021). Субъектность «Я» в персонологической ретроспективе. Мир психологии, 105(1-2), 174–193.
Рубцов, В.В., Улановская, И.М. (2020). Учебная деятельность как эффективный способ развития метапредметных и личностных компетенций у младших школьников. Культурно-историческая психология, 16(2), 51–60.
Рубцов, В.В., Улановская, И.М. (2021). Совместная учебная деятельность и развитие детей. Коллективная монография. Москва: Изд-во МГППУ.
Сиднева, А.Н. (2017). Психологический анализ урока с позиций деятельностного подхода. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 40(3), 100–119.
Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. (2013). Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. Москва: Изд-во ПТСГУ.
Смирнова, Е.О. (2019). Развивающее дошкольное образование: ключевые условия и препятствующие факторы. Психолого-педагогические исследования, 11(4), 79–89.
Фуко, М. (1999). Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Москва: Изд-во «Ад Маргинем Пресс».
Ходченко, И.А. (2022). Чушь в современной психологии. URL: https://fiction book.ru/author/ivan_aleksandrovich_hodchenko/chush_v_sovremennoyi_psihologii/read_online.html (дата обращения: 10.01.2024).
Цукерман, Г.А. (2010). Обучение ведет за собой развитие. Куда? Вопросы образования. (1), 42–90.
Цукерман, Г.А., Билибина, Т.М., Виноградова, О.М., Обухова, О.Л., Шибанова, Н.А. (2019). О критериях деятельностной педагогики. Культурно-историческая психология, 15(3), 105–116.
Цукерман, Г.А., Венгер, А.Л. (2010). Развитие учебной самостоятельности. Москва: ОИРО.
Цукерман, Г.А., Чудинова, Е.В. (2018). Диагностика умения учиться. Москва: Изд-во Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб».
Чудинова, Е.В. (2022). Развитие понятий школьников с помощью виртуальной лаборатории. В кн.: Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17–18 ноября 2022 г.). Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой (С. 555–569). Москва: Изд-во МГППУ.
Эльконин, Б.Д. (1994). Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). Москва: Изд-во «Тривола».
Эльконин, Б.Д. (2022). Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. Москва: Изд-во Некоммерческое партнерство «Авторский клуб».
Эльконин, Д.Б. (1989). Избранные психологические труды. Москва: Изд-во Педагогика.
Эльконинова, Л.И., Эльконин, Б.Д. (1993). Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность действия. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (2), 62–70.
Efgivia, M.G., Rinanda, R.A., Hidayat, A., Maulana, I., Budiarjo, A. (2021). Analysis of constructivism learning theory. Handbook of 1st UMGESHIC International seminar on health, social science and humanities (UMGESHIC-ISHSSH 2020) (pp. 208–212). Dordrecht: Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/assehr.k.211020.032
Gennen, T. (2023). Conceptual Change and Education: The Neglected Potential of Developmental Teaching Approaches. Human Development, 67(2), 88–107.
Hedegaard, M. (2020). Ascending from the Abstract to the Concrete in School Teaching-the Double Move between Theoretical Concepts and Children’s Concepts. Psychological Science and Education, 25(5), 44–57.
Klemencic, M. (2017). From Student Engagement to Student Agency: Conceptual Considerations of European Policies on Student-Centered Learning in Higher Education. Higher Education Policy, (30), 69–85.
Rotenberg, V.S. (2009). Search Activity Concept: Relationship between Behavior, Health and Brain Functions. Activitas Nervosa Superior, (51), 12–44.
Schmittau, J., Morris, A. (2004). The Development of Algebra in the Elementary Mathematics Curriculum of V.V. Davydov. The Mathematics Educator, 8(1), 60–87.
Wiliams, P. (2017). Student Agency for Powerful Learning. Knowledge Quest, 45(4), 8–15.
Поступила: 08.03.2024
Принята к публикации: 17.05.2024
Дата публикации в журнале: 08.10.2024
Ключевые слова: субъектность; младшие школьники; умение учиться; учебная деятельность; учебная задача
DOI: 10.11621/LPJ-24-43
Доступно в on-line версии с: 08.10.2024
Цукерман, Г.А., Обухова, О.Л. (2024). Обучение, которое ведет за собой развитие субъектности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 129-149. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-43
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная