Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Л.С. Выготский: история будущего

Аннотация

Актуальность. Вступительная статья отражает основную концепцию выпуска журнала, приуроченного к 90-летию со дня смерти Л.С. Выготского — выдающегося отечественного ученого, работы которого оказали заметное влияние на становление мировой психологии и педагогики.

Цель. Показать актуальность принципов культурно-исторического подхода Л.С. Выготского на современном этапе развития психологической и педагогической науки и практики.

Результаты. В статье раскрыто содержание публикаций выпуска журнала, посвященных источникам возникновения научной школы Выготского, его биографии, эмпирическим и теоретико-методологическим исследованиям, выполненным в русле культурно-исторического подхода, а также отображен неоценимый вклад Выготского в развитие образования и науки в России и за рубежом.

Выводы. В представленных статьях номера обсуждаются основополагающие принципы и постулаты культурно-исторического подхода, намечаются пути исследовательской конкретизации идеи системного и смыслового строения сознания. Особенно отмечается значительный вклад факультета психологии МГУ в развитие исследований в области культурно-исторической психологии, широкое представление их результатов научной общественности и внедрение в педагогическую практику.

Литература

Выготский, Л.С. (1925). Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Москва: Текст из архива семьи Выгодских.

Выготский, Л.С. (1968). Психология искусства. Москва: Изд-во «Искусство».

Выготский, Л.С. (1984). К вопросу о психологии творчества актера. Собрание сочинений: 6 тт. Т. 6. Научное наследство. Москва: Изд-во «Педагогика».

Зинченко, Ю.П. (ред.). (2021). Психологическое сопровождение пандемии COVID-19. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Зинченко, Ю.П., Моросанова, В.И. (ред.). (2020). Психология саморегуляции. Эволюция подходов и вызовы времени: коллективная монография. Москва, Санкт-Петербург: Изд-во «Нестор-История».

Смирнова, Е.О. (2022). Психолого-педагогические исследования дошкольного детства. Избранные статьи. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Собкин, В.С. (2015). Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского. Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.

Собкин, В.С. (2022). «Трагикомедия исканий» Льва Выготского: опыт реконструкции авторских смыслов. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А., Климова, Т.А., Ташкеева, Е.И. (ред.). (2023). Проблемы психологии искусства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Изд-во ФНЦ ПМИ; Изд-во Московского ун-та.

Prestes, Z., Tunes, E., Lopes, J.J.M., Chaves, M. (Orgs.). (2023). Veresk. Edição comemorativa de 100 anos. São Carlos: Pedro & João Editores.

Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos, d.A.E. (2024a). “Linhas do Luto”: Sobre a Autodeterminação Nacional e Cultural de L.S. Vigotski. Educação em Foco, (29), e29005.

Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos, d.A.E. (2024b). Lev Vigotski: Sobre Alegria e Tristeza: Comentários ao artigo & quot; Ideias e ânimos & quot. Educação em Foco, (29), e29006.

Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos, d.A.E. (2024c). Lev Vigotski: Quem Somos, de Onde Viemos e Para Onde Vamos? Acerca da questão da Identidade Nacional e Religiosa. Educação em Foco, (29), e29007.

Veraksa, A. (ed.). (2022). Child Development in Russia: Perspectives from an international longitudinal study. Vol. 3. Springer Nature.

Veraksa, N., Pramling Samuelsson, I. (eds.). (2022). Piaget and Vygotsky in XXI century: Discourse in early childhood education. Vol. 4. Springer Nature.

Veraksa, N., Sheridan, S. (2021). Las investigaciones actuales sobre las teorías de Vygotsky en Educación Infantil. Ediciones Morata.

Yvon, F., Zinchenko, Y.P. (2011). Vygotsky, une théorie du développement et de l’éducation: recueil de textes et commentaires. Moscou: Université d’É tat de Moscou Lomonossov. Faculté de psychologie.

Скачать в формате PDF DOWNLOAD PDF (EN)

Поступила: 26.08.2024

Принята к публикации: 16.09.2024

Дата публикации в журнале: 08.10.2024

Ключевые слова: культурно-историческая психология; Л.С. Выготский; факультет психологии МГУ; история психологии; междисциплинарные исследования; теоретические исследования; эмпирические исследования

DOI: 10.11621/LPJ-24-37

Доступно в on-line версии с: 08.10.2024

Зинченко, Ю.П., Собкин, В.С. (2024). Л.С. Выготский: история будущего. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 11-23. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-37

цитировать

скопировано

Номер 4, 2024