Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка

Аннотация

Актуальность. Современная психология родительства предлагает для изучения различные феномены — родительское отношение, родительские убеждения, установки и практики. Изучение родительских убеждений позволяет описать когнитивный компонент семейной среды, в которой развивается ребенок. Предыдущие исследования обнаружили значимую связь некоторых родительских установок с когнитивным и социально-эмоциональным развитием детей, однако они выполнены на зарубежных выборках, а их результаты неоднозначны.

Цель. Выявить особенности связи родительских убеждений о роли структурированности, спонтанности и игровой деятельности, а также наличия противоречий в семье относительно особенностей воспитания с показателями когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка.

Выборка. Основную выборку исследования составили 338 женщин в возрасте от 23 до 65 лет (М = 36,63; SD = 5,004) и их дети дошкольного возраста в возрасте от 53 до 81 месяца (М = 70,36, SD = 4,198), из них 48% — мальчики, 52% — девочки.

Методы. Для выявления родительских убеждений был разработан ряд утверждений, которые можно сгруппировать в три блока: 1) организация жизни ребенка, 2) роль игровой деятельности, 3) воспитательная конфронтация в семье. Показатели когнитивного развития детей были выявлены при помощи Цветных прогрессивных матриц Дж. Равена и субтестов методики NEPSY-II, социально-эмоционального — при помощи методики «Тест на понимание эмоций».

Результаты. Выявлено, что большинство родителей считают структурированную среду более значимой для благополучия ребенка. Кроме того, обнаружено, что наличие у родителей таких убеждений является позитивным предиктором показателей невербального интеллекта ребенка, при этом убеждения о значимой роли спонтанности оказываются предикторами менее выраженных показателей слухоречевой памяти и большего времени, которое необходимо ребенку для переключения с одного задания на другое. Связей родительских установок с социально-эмоциональным развитием детей не обнаружено.

Выводы. Родительские убеждения могут играть существенную роль в развитии ребенка: убеждение в необходимости структурировать среду ребенка может приводить к позитивным эффектам для когнитивного развития ребенка и не влиять на социально-эмоциональное развитие, а убеждение в необходимости спонтанности скорее связано с более низкими показателями исполнительных функций у ребенка.

Литература

Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н. (2019). Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте. Психология. Журнал ВШЭ, (2), 302–317. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-2-302-317

Балабанова, Г.А. (2015). Формирование целостного миропонимания старшего дошкольника. Обучение и воспитание: методики и практика, (24), 158–162.

Баландин, Д.Л., Комарова, И.И., Смирнова, И.Н. (2022). Мониторинг индивидуального развития ребенка (от рождения до школы). Современное дошкольное образование, 2(110), 40–51. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51

Бухаленкова, Д.А., Сухих, В.Л., Якупова, В.А. (2021). Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками? Современное дошкольное образование, 1(103), 8–16. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2021-10091

Веракса, Н.Е. (2022). Диалектическая структура игры дошкольника. Национальный психологический журнал, 47(3), 4–12. https://doi.org/10.11621/ npj.2022.0302

Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Бухаленкова, Д.А., Тарасова, К.С. (2021). Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 56–70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70

Гаврилова, М.Н., Чичинина, Е.А. (2023). Динамика развития рабочей памяти у детей в возрасте с 5 до 7 лет в период социальной изоляции: роль экранного времени и количества детей в семье. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(3), 396–410. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.307

Голзицкая, А.А., Кисельникова, Н.В., Маркова, С.В. (2018). Опросник PARI как методика исследования родительских установок. Вопросы психологии, (3), 147–157.

Головей, Л.А., Савенышева, С.С., Энгельгардт, Е.Е. (2016). Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников. Социальная психология и общество, 7(3), 18–32. https://doi.org/10.17759/sps.2016070302

Крайлюк, А.И. (2015). Родительские установки: теоретические аспекты. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, (3), 78–82.

Кричевец, А.Н., Корнеев, А.А., Рассказова, Е.И. (2019). Основы статистики для психологов. Москва: Акрополь.

Марковская, И.М. (2005). Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Санкт-Петербург: Речь.

Морозюк, С.Н., Морозюк, Ю.В., Кузнецова, Е.С. (2022). Алгоритм консультативной работы с матерями со стилем родительского отношения «Строгость санкций». Современное дошкольное образование, 4(112), 62–68. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68

Наследов, А.Д. (2007). Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Санкт-Петербург: Речь.

Равен, Дж.К., Корт, Дж., Равен, Дж. (2002). Руководство для Прогрессивных Матриц Равена и Словарных Шкал: Раздел 2: Цветные Прогрессивные Матрицы (включая Параллельные версии Теста). Москва: Когито-Центр.

Сиднева, А.Н., Асланова, М.С., Бухаленкова, Д.А. (2022). Особенности развития математических способностей первоклассников, обучающихся по разным образовательным программам. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(3), 119–144.

Смирнова, Е.О. (2019). Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал, 34(2), 33–40.

Собкин, В.С., Калашникова, Е.А. (2023). Жизненная позиция матерей и отцов учащихся начальной, основной и старшей школы. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(2), 50–71. https://doi.org/10.11621/TEP-23-12

Тарасова, С.Ю. (2023). Психологические риски подростков, обучающихся в условиях повышенной учебной нагрузки. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(1), 280–302. https://doi.org/10.11621/vsp.2023.01.12

Трошихина, Е.Г., Данилова, М.В. (2023). Мать и дочь: взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок в разные периоды взрослости. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(2), 199–213. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.205

Юдина, Е.Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, (3), 13–25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303

Bornstein, M.H., Lansford, J.E. (2019). Culture and family functioning. In: Fiese, B.H., Celano, M., Deater-Deckard, K., Jouriles, E.N., Whisman, M.A. (Eds.). APA Handbook of Contemporary Family Psychology: Applications and Broad Impact of Family Psychology. Vol. 2. (pp. 417–436). Washington: American Psychological Association.

Correa, W., Minetto, M., Cappellaro-Kobren, R., Kruszielski, L. (2019). Parental beliefs on child development of children with developmental delays. Paidéia (Ribeirão Preto), (29). https://doi.org/10.1590/1982-4327e2928

Gavrilova, M.N., Sukhikh, V.L., Veresov, N.N. (2023). Toy Preferences among 3-to-4-Year-Old Children: The Impact of Socio-Demographic Factors and Developmental Characteristics. Psychology in Russia: State of the Art, 16(2), 72–84. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0206

Korkman, M., Kirk, U., Kemp, S.L. (2007). NEPSYII. Administrative manual. San Antonio: Psychological Corporation.

Kornienko, D.S. (2016). Child temperament and mother’s personality as a predictors of maternal relation to child. Procedia-Social and Behavioral Sciences, (233), 343–347.

Liu, P., Kryski, K., Smith, H., Joanisse, M., Hayden, E. (2020). Transactional relations between early child temperament, structured parenting, and child outcomes: A three-wave longitudinal study. Development and Psychopathology, 32(3), 923–933. https://doi.org/10.1017/S0954579419000841

Miller, S.A. (1988). Parents’ Beliefs about Children’s Cognitive Development. Child Development, 59(2), 259–285. https://doi.org/10.2307/1130311

Parmar, P., Harkness, S., Super, C.M. (2004). Asian and Euro-American parents’ ethnotheories of play and learning: Effects on preschool children’s home routines and school behaviour. International Journal of Behavioral Development, 28(2), 97–104. https://doi.org/10.1080/01650250344000307

Ridao, P., López-Verdugo, I., Reina-Flores, C. (2021). Parental Beliefs about Childhood and Adolescence from a Longitudinal Perspective. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(4), 1760. https://doi.org/10.3390/ ijerph18041760

Schober, P., Boer, C., Schwarte, L.A. (2018). Correlation Coefficients: Appropriate Use and Interpretation. Anesthesia and Analgesia, 126(5), 1763–1768. https://doi.org/10.1213/ANE.0000000000002864

Sleddens, E.F., O’Connor, T.M., Watson, K.B., Hughes, S.O., Power, T.G., Thijs, C., De Vries, N.K., Kremers, S.P. (2014). Development of the Comprehensive General Parenting Questionnaire for caregivers of 5–13-year-olds. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 11(15), 1–14. https://doi.org/10.1186/1479-5868-11-15

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2022). Multitasking as a Personal Choice of the Mode of Activity in Russian Children and Adolescents: Its Relationship to Experimental Multitasking and its Effectiveness. Psychology in Russia: State of the Art, 15(2), 113–123. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0208

Wang, L., Yang, C., Jiang, D., Zhang, S., Jiang, Q., Rozelle, S. (2022). Impact of Parental Beliefs on Child Developmental Outcomes: A Quasi-Experiment in Rural China. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(12), 7240. https://doi.org/10.3390/ijerph19127240

Скачать в формате PDF

Поступила: 09.12.2023

Принята к публикации: 23.02.2024

Дата публикации в журнале: 23.04.2024

Ключевые слова: родительские убеждения; структурированность; спонтанность; когнитивное развитие; социально-эмоциональное развитие

Доступно в on-line версии с: 20.05.2024