Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Нейропсихологический анализ структуры теста цветных прогрессивных матриц Равена у детей 6–9 лет

Аннотация

Актуальность. Цветные прогрессивные матрицы Равена — одна из распространенных методик для оценки общего когнитивного развития у детей. Однако, как показывают исследования, эта методика неоднородна и отдельные задания, входящие в ее состав, могут быть связаны с оценкой различных когнитивных компонентов.

Цель. Данная работа направлена на исследование соотношения выполнения цветных прогрессивных матриц Равена с тремя оцениваемыми в рамках нейропсихологического обследования группами когнитивных функций — переработкой зрительной и зрительно-пространственной информации, а также управляющими функциями детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Выборка. В исследовании приняло участие 297 детей от 6 до 9 лет (152 мальчика, 145 девочек), из них 98 дошкольников, 87 первоклассников и 112 второклассников. Они не имели диагностированных отклонений в развитии и неврологических нарушений.

Методы. Все дети выполняли компьютеризированную методику «Цветные прогрессивные матрицы Равена» в модификации Т.В. Розановой, а также проходили нейропсихологическое обследование, адаптированное для детей 6–9 лет.

Результаты. Показаны возрастные различия в успешности выполнения матриц Равена, наибольшими они оказались при сопоставлении дошкольников и первоклассников, между первоклассниками и второклассниками различия не столь существенны. Проведенный иерархический регрессионный анализ показал, что три части матриц в разной степени связаны с отдельными группами функций: первая часть методики в наибольшей степени связана с состоянием функций переработки зрительной информации, вторая — с состоянием переработки зрительно-пространственной информации и управляющих функций, а третья — в большей степени с состоянием управляющих функций.

Выводы. Полученные результаты указывают на неоднородность заданий в тесте Равена и на перспективность более подробного анализа структуры методики, в том числе с привлечением нейропсихологического подхода.

Литература

Ахутина, Т.В., Корнеев, А.А., Матвеева Е.Ю. (2016). Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет. Под ред. Т.В. Ахутиной. Москва: В. Секачев.

Мухордова, О.Е., Шрейбер, Т.В. (2011). Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации. Ижевск: Удмуртский университет.

Левченко, И.Ю., Забрамная, С.Д., Добровольская, Т.А. (2005). Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд. Москва: Издательский центр «Академия».

Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. (2005). Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СанктПетербург: Речь.

Семенова, О.А., Кошельков, Д.А., Мачинская, Р.И. (2007). Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Культурно- историческая психология, 3(4), 39–49.

Розанова, Т.В. (1978). Развитие памяти и мышления глухих детей. Москва: Педагогика.

Asano, D., Takeda, M., Nobusako, S., Morioka, S. (2023). Error analysis of Raven’s Coloured Progressive Matrices in children and adolescents with cerebral palsy. Journal of Intellectual Disability Research, 67(7), 655–667.

Arrigoni, G., De Renzi, E. (1964). Constructional apraxia and hemispheric locus of lesion. Cortex, 1(2), 170–197.

Carlson, J.S., Jensen, C.M. (1980). The factorial structure of the Raven Coloured Progressive Matrices test: A reanalysis. Educational and Psychological Measurement, 40(4), 1111–1116.

Carvalho, I.P., Costa, A., Silva, S., Moreira, B., Almeida, A., Moreira-Rosário, A., Calhau, C. (2020). Children’s performance on Raven’s Coloured progressive matrices in Portugal: The Flynn effect. Intelligence, (82), 101485.

Cipolotti, L., Molenberghs, P., Dominguez, J., Smith, N., Smirni, D., Xu, T., Shallice, T., Chan, E. (2020). Fluency and rule breaking behaviour in the frontal cortex. Neuropsychologia, (137), 107308. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2019.107308

Costa, L.D. (1976). Interset variability on the Raven coloured progressive matrices as an indicator of specific ability deficit in brain-lesioned patients. Cortex, 12(1), 31–40.

Denes, F., Semenza, C., Stoppa, E., Gradenigo, G. (1978). Selective improvement by unilateral brain-damaged patients on raven coloured progressive matrices. Neuropsychologia, 16(6), 749–752.

Fernandes, T., Leite, I., Kolinsky, R. (2016). Into the looking glass: Literacy acquisition and mirror invariance in preschool and first‐grade children. Child Development, 87(6), 2008–2025. https://doi.org/10.1111/cdev.12550

Gray, J.R., Thompson, P.M. (2004). Neurobiology of intelligence: science and ethics. Nature Reviews Neuroscience, 5(6), 471–482. https://doi.org/10.1038/nrn1405

Kazem, A.M., Alzubiadi, A.S., Alkharusi, H.A., Yousif, Y.H., Alsarmi, A.M., Al-Bulushi, S.S., Aljamali, F.A., Al-Mashhdany, S., Al-Busaidi, O.B., Al-Fori, S.M., AlBahrani, W.A., Alshammary, B.M. (2009). A Normative Study of the Raven Coloured Progressive Matrices Test for Omani Children Aged 5-11 Years. Jurnal Pendidikan Malaysia (Malaysian Journal of Education), 34(1), 37–51.

Korneev, A., Akhutina, T., Gusev, A., Kremlev, A., Matveeva, E. (2018). Computerized Neuropsychological Assessment in 6–9 Years-old Children. KnE Life Sciences, 4(8), 495–506. https://doi.org/10.18502/kls.v4i8.3307

Kovyazina, M., Oschepkova, E., Airapetyan, Z., Ivanova, M., Dedyukina, M., Gavrilova, M. (2021). Executive Functions’ Impact on Vocabulary and Verbal Fluency among Mono- and Bilingual Preschool-Aged Children. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 65–77. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0405

Kroger, J.K., Sabb, F.W., Fales, C.L., Bookheimer, S.Y., Cohen, M.S., Holyoak, K. J. (2002). Recruitment of anterior dorsolateral prefrontal cortex in human reasoning: a parametric study of relational complexity. Cerebral cortex, 12(5), 477–485. https://doi. org/10.1093/cercor/12.5.477

Lee, K.H., Choi, Y.Y., Gray, J.R., Cho, S.H., Chae, J.H., Lee, S., Kim, K. (2006). Neural correlates of superior intelligence: stronger recruitment of posterior parietal cortex. Neuroimage, 29(2), 578–586.

Lezak, M.D., Howieson, D.B., Loring, D.W., Fischer, J.S. (2004). Neuropsychological assessment. Oxford: Oxford University Press.

Malloy-Diniz, L.F., Cardoso-Martins, C., Nassif, E.P., Levy, A.M., Leite, W.B., Fuentes, D. (2008). Planning abilities of children aged 4 years and 9 months to 8 1/2 years: Effects of age, fluid intelligence and school type on performance in the Tower of London test. Dementia & Neuropsychologia, 2(1), 26–30. https://doi.org/10.1590/ S1980-57642009DN20100006

Müller, R (1970). Eine kritische empirische Untersuchung des “Draw-a-man-test” und der “Coloured Progressive Matrices”. Diagnostica, (16), 138–147.

Muniz, M., Gomes, C.M.A., Pasian, S.R. (2016). Factor structure of Raven’s coloured progressive matrices. Psico-USF, (21), 259–272.

Petretto, D.R., Grassi, P., Masala, C., Nicotra, E.F. (2021). Pattern of errors in Raven’s Colored Progressive Matrices and their use in the clinical assessment of intelligence. In: 2021 IEEE International Symposium on Medical Measurements and Applications (MeMeA), 1–6.

Pind, J., Gunnarsdóttir, E.K., Jóhannesson, H.S. (2003). Raven’s Standard Progressive Matrices: New school age norms and a study of the test’s validity. Personality and Individual Differences, 34(3), 375–386. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(02)00058-2

Prabhakaran, V., Smith, J.A., Desmond, J.E., Glover, G.H., Gabrieli, J.D. (1997). Neural substrates of fluid reasoning: an fMRI study of neocortical activation during performance of the Raven’s Progressive Matrices Test. Cognitive psychology, 33(1), 43–63. https://doi.org/10.1006/cogp.1997.0659

Pueyo, R., Junque, C., Vendrell, P., Narberhaus, A., Segarra, D. (2008). Raven’s Coloured Progressive Matrices as a measure of cognitive functioning in Cerebral Palsy. Journal of Intellectual Disability Research, 52(5), 437–445. https://doi.org/10.1111/j.1365-2788.2008.01045.x

Raven, J.C. (2000). The Raven’s progressive matrices: change and stability over culture and time. Cognitive psychology, 41(1), 1–48. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0735

Raven, J.C. (1965). Guide to Using the Colored Progressive Matrices, Sets A. Ab, B. London: H.K. Lewis.

Raven, J.C. (1995). Coloured Progressive Matrices Sets A, Ab, B; Manual Sections 1 & 2. Oxford: Oxford Psychologists Press.

Roca, M., Parr, A., Thompson, R., Woolgar, A., Torralva, T., Antoun, N., Duncan, J. (2010). Executive function and fluid intelligence after frontal lobe lesions. Brain, 133(1), 234–247. https://doi.org/10.1093/brain/awp269

Smirni, D. (2020). The Raven’s Coloured Progressive Matrices in Healthy Children: A Qualitative Approach. Brain Sciences, 10(11), 11. https://doi.org/10.3390/ brainsci10110877

Smirni, P., Smirni, D. (2022). Current and Potential Cognitive Development in Healthy Children: A New Approach to Raven Coloured Progressive Matrices. Children, 9(4), 446. URL: https://www.mdpi.com/2227-9067/9/4/446 (access date: 12.03.2024). https://doi.org/10.3390/children9040446

Uka, F., Gunzenhauser, C., Larsen, R.A., von Suchodoletz, A. (2019). Exploring a bidirectional model of executive functions and fluid intelligence across early development. Intelligence, (75), 111–121.

Villardita, C. (1985). Raven’s colored progressive matrices and intellectual impairment in patients with focal brain damage. Cortex, 21(4), 627–635.

Winkelmann, W. (1972). Normen für den Mann-Zeichen-Test von Ziler und die Coloured Progressive Matrices von Raven für 5-7 jahrige Kinder. Psychologische Beitrage, (14), 80–94.

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.10.2023

Принята к публикации: 14.02.2024

Дата публикации в журнале: 01.04.2024

Ключевые слова: дошкольники; младшие школьники; нейропсихологическое обследование; управляющие функции; зрительно-пространственные функции; тест Равена

Доступно в on-line версии с: 20.05.2024