Источники мотивации и академических достижений студентов: роль родительского контроля и поддержки автономии
Аннотация
Актуальность. В исследовании рассматривается роль контроля и поддержки автономии как двух наиболее важных факторов родительского воспитания. Научный анализ последствий родительского контроля и поддержки автономии необходим как для углубления теоретических представлений о роли автономии в детско-родительских отношениях, так и для разработки обоснованных практических рекомендаций.
Цель. Проанализировать связи поддержки автономии и контроля родителей в детстве с показателями академического функционирования, а именно внутренней и внешней учебной мотивацией и академическими достижениями студентов.
Выборка. Студенты российских вузов, 281 человек, средний возраст — 19,8 года (SD = 2,01), 78% девушек.
Методы. С помощью опросников оценивались родительский стиль воспитания в детстве (методика ПАКР) Ж. Маго с коллегами в нашей адаптации, текущая академическая мотивация (методика ШАМ), включающая показатели внутренней мотивации, внешней мотивации и шкалы амотивации, и средний балл успеваемости.
Результаты. Подтвердилась гипотеза о позитивной связи поддержки автономии родителями в детстве с академическими достижениями студентов, опосредованной внутренней учебной мотивацией. Показано, что контролирующий стиль воспитания является предиктором экстернальной мотивации и амотивации студентов вузов, в свою очередь негативно связанных со всеми тремя типами внутренней мотивации.
Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о важной роли родительских практик, характеризующих психологически зрелые детско-родительские отношения для (де)мотивации и успешности учебной деятельности студентов. В частности, показано большое значение поддержки автономии ребенка и негативный вклад родительского контроля на значительно более поздних этапах социализации, чем детство, — на этапе начинающейся взрослости.
Литература
Гордеева, Т.О., Гижицкий, В.В., Сычев, О.А., Гавриченкова, Т.К. (2016). Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности. Психологический журнал, 37(2), 57–68.
Гордеева, Т.О., Сычев, О.А. (2023). От чего зависит психологическое благополучие российских подростков: анализ результатов PISA 2018. Сибирский психологический журнал, (88), 85–104. https://doi.org/10.17223/17267080/88/5.
Гордеева, Т.О., Сычев, О.А., Осин, Е.Н. (2014). Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал, 35(4), 96–107.
Деева, Н.А. (2022). Субъективные представления россиян о жизненной успешности. Национальный психологический журнал, 18(2), 14–24.
Карабанова, О.А. (2016). Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 40(3), 54–62.
Карабанова, О.А. (2019). В поисках оптимального стиля родительского воспитания. Национальный психологический журнал, 15(3), 71–79.
Карабанова, О.А., Поскребышева, Н.Н. (2011). Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 35(2), 36-47.
Морозюк, С.Н., Морозюк, Ю.В., Кузнецова, Е.С. (2022). Алгоритм консультативной работы с матерями со стилем родительского отношения «Строгость санкций». Современное дошкольное образование, 4(112), 62–68. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68
Спиваковская, А.С., Луценко, А.М. (2022). Взаимосвязь переживания чувства вины и ответственности у лиц, выросших в алкогольной семье. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(1), 323–343.
Трошихина, Е.Г., Данилова, М.В. (2023). Мать и дочь: взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок в разные периоды взрослости. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(2), 199–213. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.205
Чиксентмихайи, М. (2015). Креативность: поток и психология открытий и изобретений. Москва: Изд-во «Карьера Пресс».
Assor, A. (2017). The striving to develop an authentic inner compass as a key component of adolescents’ need for autonomy: Parental antecedents and effects on identity, well-being, and resilience. In: B. Soenens, M. Vansteenkiste, P.S. Van, (eds.). Autonomy in Adolescent Development: Towards conceptual clarity. (pp. 119–144). London: Psychology Press Publ.
Bureau, J.S., Howard, J.L., Chong, J.X.Y., Guay, F. (2022). Pathways to Student Motivation: a Meta-Analysis of Antecedents of Autonomous and Controlled Motivations. Review of Educational Research, 92(1), 46–72. https://doi. org/10.3102/00346543211042426
Chen, B., Soenens, B., Vansteenkiste, M., Van Petegem, S., Beyers, W. (2016). Where Do the Cultural Differences in Dynamics of Controlling Parenting Lie? Adolescents as Active Agents in the Perception of and Coping with Parental Behavior. Psychologica Belgica, 56(3), 169–192. https://doi.org/10.5334/pb.306
Chirkov, V.I., Ryan, R.M. (2001). Parent and Teacher Autonomy-Support in Russian and U.S. Adolescents: Common Effects on Well-Being and Academic Motivation. Journal of Cross-Cultural Psycholog y, 32(5), 618–635. https://doi.org/10.1177/0022022101032005006
Deci, E.L., Ryan, R.M. (1987). The Support of Autonomy and the Control of Behavior. Journal of Personality and Social Psychology, 53(6), 1024–1037. https://doi.org/10.1037/0022-3514.53.6.1024
Diaconu-Gherasim, L.R., Măirean, C. (2016). Perception of Parenting Styles and Academic Achievement: the Mediating Role of Goal Orientations. Learning and Individual Differences, (49), 378–385. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2016.06.026
Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., Kornienko, D.S., Rudnova, N.A., Dedyukina, M.I. (2024). To Stay or to Leave: The Role of School, Family, and Prosocial Goals in Migration Intentions of Russian High School Students. Psychology in Russia: State of the Art, 17(1), 78–92. https://doi.org/10.11621/pir.2024.0105
Grolnick, W.S., Pomerantz, E.M. (2009). Issues and Challenges in Studying Parental Control: Toward a New Conceptualization. Child Development Perspectives, 3(3), 165–170. https://doi.org/10.1111/j.1750-8606.2009.00099.x
Grolnick, W.S., Ryan, R.M. (1989). Parent styles Associated with Children’s Self-Regulation and Competence in School. Journal of Educational Psychology, 81(2), 143–154. https://doi.org/10.1037/0022-0663.81.2.143
Grolnick, W.S., Ryan, R.M., Deci, E.L. (1991). Inner Resources for School Achievement: Motivational Mediators of Children’s Perceptions of Their Parents. Journal of Educational Psychology, 83(4), 508–517. https://doi.org/10.1037/0022-0663.83.4.508
Howard, J.L., Bureau, J.S., Guay, F., Chong, J.X.Y., Ryan, R.M. (2021). Student Motivation and Associated Outcomes: a Meta-Analysis from Self-Determination Theory. Perspectives on Psychological Science, 16(6), 1300–1323. https://doi.org/10.1177/1745691620966789
Konshina, T., Sadovnikova, T. (2022). A Russian Version of the Emotional Autonomy Scale: Primary Adaptation Data. Psychology in Russia: State of the Art, 15(3), 91–110. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0306
Mageau, G.A., Ranger, F., Joussemet, M., Koestner, R., Moreau, E., Forest, J. (2015). Validation of the Perceived Parental Autonomy Support Scale (P-PASS). Canadian Journal of Behavioural Science / Revue Canadienne des Sciences du Comportement, 47(3), 251–262. https://doi.org/10.1037/a0039325
Pomerantz, E.M., Moorman, E.A., Litwack, S.D. (2007). The How, Whom, and Why of Parents’ Involvement in Children’s Academic Lives: More is Not Always Better. Review of Educational Research, 77(3), 373–410. https://doi.org/10.3102/003465430305567
Ryan, R.M., Deci, E.L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publ.
Soenens, B., Deci, E.L., Vansteenkiste, M. (2017). How parents contribute to children’s psychological health: The critical role of psychological need support. In: M.L. Wehmeyer, (ed.). Development of Self-Determination Through the Life-Course. (pp. 171–187). New York: Springer Publ.
Soenens, B., Vansteenkiste, M., Lens, W., Luyckx, K., Goossens, L., Beyers, W., Ryan, R.M. (2007). Conceptualizing Parental Autonomy Support: Adolescent Perceptions of Promotion of Independence Versus Promotion of Volitional Functioning. Developmental Psychology, 43(3), 633–646. https://doi.org/10.1037/0012-1649.43.3.633
Soenens, B., Vansteenkiste, M., Van Petegem, S. (2015). Let Us Not Throw Out the Baby with the Bathwater: Applying the Principle of Universalism Without Uniformity to Autonomy-Supportive and Controlling Parenting. Child Development Perspectives, 9(1), 44–49. https://doi.org/10.1111/cdep.12103
Strage, A., Brandt, T.S. (1999). Authoritative Parenting and College Students’ Academic Adjustment and Success. Journal of Educational Psychology, 91(1), 146–156. https://doi.org/10.1037/0022-0663.91.1.146
Vansteenkiste, M., Zhou, M., Lens, W., Soenens, B. (2005). Experiences of Autonomy and Control Among Chinese Learners: Vitalizing or Immobilizing? Journal of Educational Psychology, 97(3), 468–483. https://doi.org/10.1037/0022-0663.97.3.468
Vasquez, A.C., Patall, E.A., Fong, C.J., Corrigan, A.S., Pine, L. (2016). Parent Autonomy Support, Academic Achievement, and Psychosocial Functioning: a MetaAnalysis of Research. Educational Psychology Review, 28(3), 605–644. https://doi.org/10.1007/s10648-015-9329-z
Wang, Q., Pomerantz, E.M., Chen, H. (2007). The Role of Parents’ Control in Early Adolescents’ Psychological Functioning: A Longitudinal Investigation in The United States and China. Child Development, 78(5), 1592–1610. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2007.01085.x
Won, S., Yu, S.L. (2018). Relations of Perceived Parental Autonomy Support and Control with Adolescents’ Academic Time Management and Procrastination. Learning and Individual Differences, (61), 205–215. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.12.001
Поступила: 22.04.2024
Принята к публикации: 22.08.2024
Дата публикации в журнале: 10.09.2024
Ключевые слова: родители; поддержка автономии; родительский контроль; академическая мотивация; успеваемость; студенты
DOI: 10.11621/LPJ-24-28
Доступно в on-line версии с: 10.09.2024
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная