Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Субъективная семантика представлений о творчестве у курсантов-психологов

Аннотация

Актуальность. Необходимость изучения представлений о творчестве у курсантов-психологов обусловлена тем, что «мягкий» навык творчества связан с умением выходить за пределы заданных условий и эффективно действовать в неопределенных ситуациях, а также с тем, что благополучная адаптация молодого специалиста к работе зависит от того, совпадают ли его представления о своей деятельности с ее реальным содержанием.

Цель. Выявление особенностей представлений о творчестве у курсантов-психологов на стадии адепта.

Выборка. Всего в исследовании участвовал 201 человек, представители разных профессий: работающие профессионалы и обучающиеся — студенты и курсанты. Среди них 122 мужчины и 79 женщин, средний возраст выборки — 31 год.

Методы. В исследовании применялись психосемантические методы: групповой ассоциативный эксперимент и метод сортировки карточек, которые позволяют построить субъективное семантическое пространство, отражающее особенности представлений о творчестве.

Результаты. В результате ассоциативного эксперимента был получен перечень из 86 частотных слов, описывающих профессиональную деятельность. Сортировка полученных 86 слов курсантами-психологами, студентами-психологами и психологами научного взвода выявила значимые различия в содержании и структуре представлений о творчестве. Сравнение семантики творчества у психологов, находящихся на стадии адепта, показывает, что студенты вузов имеют более сложную структуру представлений по сравнению с курсантами, связанную с выделением отдельного кластера «хобби, интерес, развитие» и при этом сходную по содержанию с представлениями работающих психологов по близости «труда, работы» с творчеством. При этом сходство кластеров в описании творчества студентов и курсантов свидетельствует о том, что представления о нем закладываются на ранних этапах профессионального обучения.

Выводы. Реконструкция субъективной семантики творчества методом построения семантических пространств у курсантов-психологов является перспективным методом качественного описания специфических характеристик профессиональной деятельности.

Литература

Банщикова, Т. Н., Соколовский, М. Л., Фомина, Е. А. (2022). Cаморегуляция и жизнестойкость на разных стадиях профессионального становления. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(2), 67–92.

Бородина, Т. Ф. (2021). Определение роли креативного мышления в структуре soft skills. Инновации. Наука. Образование, (34), 179–183.

Верин-Галицкий, Д. В. (2020). Формирование «мягких» навыков у подростков-вызов современности. Социальная педагогика, (2), 41–45.

Волынкина, Н. В. (2020). Концептуальные основы интеллектуально-творческой деятельности слушателей военного вуза в контексте матрицы компетенций современного лингвообразования. Воздушно-космические силы. Теория и практика, (16), 282–291.

Донцов, А. И., Белокрылова, Г. М. (1999). Профессиональные представления студентов психологов. Вопросы психологии, (2), 42–49.

Дорохов, Е. А., Гусев, А. Н. (2021). Оценка представлений пользователей о персональном компьютере. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 44(3), 199–220.

Зинченко, Ю. П. (2022). Новые направления исследований в психологическом институте. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(3), 28–42.

Климов, Е. А. (2007). Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи. Москва: Логос.

Климов, Е. А., (1995) Образ мира в разнотипных профессиях. Москва: Изд-во Моск. ун-та.

Лакофф, Г. (2004). Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. Москва: Языки славянской культуры.

Московичи, С. (1995). Социальные представления: исторический взгляд. Психологический журнал, 16(1), 3.

Осгуд, Ч., Вильковский, М. Б. (2012). Метод семантического дифференциала в сравнительном исследовании культур (часть II). Социология: методология, методы, математическое моделирование, (35), 175–204.

Папулов, В. Д., Дунайцев, А. И. (2019). Творчество в деятельности военнослужащего. Проблемы и пути решения. Национальное здоровье, (4), 191–194.

Петренко, В. Ф. (1982). Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания. Вопросы психологии, (5), 23–35.

Попова, Н. Ю., Тургенев, В. А., Уральсков, В. А. (2021). К вопросу о социально-психологической адаптации военнослужащих к службе. Вестник НИЦ ВА РВСН, (3), 159–163.

Самойлова, Т. А., Грибер, Ю. А. (2020). Интеллектуальный анализ цветовых предпочтений: поиск ассоциативных правил vs. кластерный анализ. Мир науки. Педагогика и психология, 8(6), 79.

Семенова, А. В., Корсунская, М. В. (2010). Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. Москва: Институт социологии РАН.

Серкин, В. П. (2009). Решение задачи о случайности/не случайности ассоциаций: критерий оценки и валидный набор ассоциаций. Психодиагностика, (4), 22.

Сорокова, М. Г. (2022). Представления преподавателей вузов о высшем образовании: психосемантический подход. Психолого-педагогические исследования, 14(3), 38–60.

Сорокопуд, Ю. В., Амчиславская, Е. Ю., Ярославцева, А. В. (2021). Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования, 1(86), 194–196.

Спирина, В. И. (2019). Особенности образовательной среды военного вуза. Вестник Армавирского государственного педагогического университета, (2), 36–44.

Уланов, А. С. (2022). Прогностическая оценка тенденций развития средств вооруженной борьбы и способов их применения в войнах будущего. Военная мысль, (8), 37–50.

Abdullaeva, M. M., Korneva, O. G. (2020). Psychological Well-Being as a Resource of Young Adult’s Professional Development. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, (91), 204–211. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.04.26

Hirst, G., Van Knippenberg, D., Chen, C-H., Sacramento, C. (2011). How does bureaucracy impact individual creativity? A cross-level investigation of team contextual influences on goal orientation-creativity relationships. Academy of Management Journal, 54(3), 624–641. https://doi.org/10.5465/AMJ.2011.61968124

Hodiyanto, H., Firdaus, M. (2020). The self - regulated learning, habit of mind, and creativity as high order thinking skills predictors. AKSIOMA: Jurnal Program Studi Pendidikan Matematika, 9(1), 21–30.

Miller, G. A. (1969). A psychological method to investigate verbal concepts. Journal of Mathematical Psychology, 6(2), 169–191.

Miller, G. A. (1973). Communication, Language, and Meaning: Psychological Perspectives. New York: Basic Books.

Ohly, S., Sonnentag, S., Pluntke, F. (2006). Routinization, work characteristics and their relationships with creative and proactive behaviors. Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior, 27(3), 257–279.

Pemartin, M., Rodriguez-Escudero, A. I. (2021). Is the formalization of NPD collaboration productive or counterproductive? Contingent effects of trust between partners. BRQ Business Research Quarterly, 24(1), 2–18.

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.09.2023

Принята к публикации: 13.02.2024

Дата публикации в журнале: 21.03.2024

Ключевые слова: семантическое пространство; представления; групповой ассоциативный эксперимент; сортировка карточек; творчество

DOI: 10.11621/LPJ-24-05

Доступно в on-line версии с: 21.03.2024

Номер 1, 2024