Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

О возможностях регуляции познавательной активности старшими дошкольниками

Аннотация

Актуальность. Способность регулировать свою познавательную активность является важным качеством субъекта образовательной деятельности, а развитие познавательной активности детей — одной из основных задач дошкольного образования. Несмотря на все внимание, уделенное познавательной активности в исследованиях, вопрос о ее опосредствованных формах остается открытым. Изучение влияния культурных средств на познавательную активность дошкольников позволит решать задачи ее развития через создание психолого-педагогических условий, направленных не только на ее появление и поддержку «здесь и сейчас», но и на формирование способности самостоятельно ее регулировать.

Цель. Выявить, могут ли дети старшего дошкольного возраста самостоятельно регулировать свою познавательную активность и какие культурные средства этому способствуют.

Выборка. В исследовании приняли участие 60 детей седьмого года жизни (М = 75 мес.), из них 25 мальчиков и 35 девочек, посещающих подготовительные группы детского сада г. Москвы. В каждую экспериментальную группу вошло по 20 детей.

Методы. Констатирующий эксперимент, направленный на выявление возможностей старших дошкольников регулировать познавательную активность. В двух экспериментальных группах вводились различные средства регуляции: образные и словесные. В третьей экспериментальной группе дети просто выполняли предложенные задания. Всего детям предлагалось 3 задания: сделать что-нибудь из 3 различных наборов кубиков. Для статистической обработки данных использовался критерий Краскела — Уоллиса.

Результаты. Полученные в исследовании результаты указывают на то, что до конца дошкольного детства познавательная активность детей при реализации продуктивной деятельности сохраняет выраженную ситуативную зависимость от особенностей используемого ими материала. Такая зависимость сохраняется, несмотря на введение образных или речевых средств регуляции. Только у незначительного количества детей обнаружена возможность регулировать познавательную активность, проявившаяся как стимуляция ее динамического компонента.

Выводы. У большинства старших дошкольников нет опыта осознания и регуляции познавательной активности. Появлению у них возможностей регулировать познавательную активность способствуют ситуации, в которых происходит вычленение ребенком себя как субъекта активности. Наиболее доступным для старших дошкольников средством выделения себя как субъекта познавательной активности является образ.

Литература

Богоявленская, Д.Б. (1983). Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского университета.

Божович, Л.И. (2006). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) (ч. 2, 3). Культурноисторическая психология, 2(2), 121–135.

Бондаренко, И.Н., Цыганов, И.Ю., Моросанова, В.И. (2022). Роль осознанной саморегуляции в динамике познавательной активности и когнитивной вовлеченности учащихся в период перехода из основной в старшую школу: лонгитюдное исследование. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (4), 200–223.

Бугрименко, Е.А. (1994). Переходные формы знакового опосредствования в обучении шестилетних детей. Вопросы психологии, (1), 54–60.

Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Гаврилова, М.Н. (2020). Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников. Культурно-историческая психология, 16(1), 111–121. https://doi.org/10.17759/chp.2020160111

Веракса, А.Н., Веракса, Н.Е. (2021). Взаимосвязь метапознания и регуляторных функций в детстве: культурно-исторический контекст. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 79–113. Выготский, Л.С. (1982). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. Москва: Изд-во «Педагогика».

Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды: в 2 тт. Т. 1. Психическое развитие ребенка. Москва: Изд-во «Педагогика».

Клопотова, Е.Е. (2005). Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников: дисс. канд. психол. наук. Москва. Клопотова, Е.Е., Самкова, И.А. (2017). Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте. Психолого-педагогические исследования, 9(2), 25–37. https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090203

Костин, А.Н., Голиков, Ю.Я. (2012). Психическая регуляция поведения и деятельности: современное состояние и проблемы исследований. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики: Сборник научных трудов. Вып. 4. Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. Москва: Изд-во Института психологии РАН.

Лейтес, Н.С., Теплов, Б.М. (1982). Психология индивидуальных различий. Вопросы психологии, (4), 36–49.

Лисина, М.И. (1982). Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии, (4), 18–35.

Люблинская, А.А. (1948). Причинное мышление ребенка в действии. Известия АПН РСФСР, (17), 5–43.

Мануйленко, З.М. (1948). Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР, (14), 89–123.

Матюшкин, А.М. (1979). К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. (С. 29–34). Москва: Изд-во Психологического института РАО.

Матюшкин, A.M. (1982). Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии, (4), 5–17.

Небылицын, В.Д. (1976). Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Москва: Изд-во «Наука».

Обухова, Л.Ф., Павлова, М.К. (2009). Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей. Культурно-историческая психология, 5(2), 119–124.

Филиппова, Е.В. (1996). Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной. Психологическая наука и образование, 1(3).

Шумакова, Н.Б. (2019). Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах. Психолого-педагогические исследования, 11(1), 83–95.

Volckaert, A.M.S., Noël, M-P. (2015). Training Executive Function in Preschoolers Reduce Externalizing Behaviors. Trends in Neuroscience and Education, 4(1–2), 37–47. https://doi.org/10.1016/j.tine.2015.02.001

Скачать в формате PDF

Поступила: 29.01.2024

Принята к публикации: 12.08.2024

Дата публикации в журнале: 10.09.2024

Ключевые слова: старший дошкольный возраст; познавательная активность; регуляция; опосредствование; образные средства регуляции; речевые средства регуляции

DOI: 10.11621/LPJ-24-34

Доступно в on-line версии с: 10.09.2024

Номер 3, 2024