Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Переход от букв к слову: к проблеме осмысленности начального чтения дошкольников и первоклассников

Аннотация

Актуальность. Проблемы осмысленности прочитываемого могут сопровождать уже сформированные навыки беглого чтения, снижая академическую успешность школьников. Вопросы читательской грамотности занимают важное место в современных психолого-педагогических исследованиях: представляется актуальным обращение к механизмам ее формирования на начальных этапах обучения чтению.

Цель. Анализ состояния и возможности актуализации содержательной ориентировки детей в начальный период обучения чтению.

Выборка. В диагностическом обследовании приняли участие 26 испытуемых (6–7 лет), из них 10 первоклассников и 16 старших дошкольников, обучавшиеся чтению в подготовительной группе детского сада или в рамках дошкольной подготовки. Экспериментальное обучение детей 6–7 лет проводилось в двух дошкольных группах по 4 человека и в одной группе из 6 первоклассников.

Методы. Диагностика возможностей осмысленного чтения детьми проводилась индивидуально по модифицированной методике Д.Б. Эльконина «сплав слов» (Эльконин, 1998). Для апробации и доработки учебных материалов в каждой группе было проведено 30 получасовых занятий.

Результаты. Качественный анализ выполнения заданий позволил выделить и описать стратегии прочтения, продемонстрированные детьми, которые мы определили как формальные (обнаружены у 73% испытуемых) и содержательные (27%) — в соответствии с характером попыток осмысления прочитанного, к которым прибегали испытуемые в процессе расшифровки «сплава слов». Результаты экспериментального обучения показали эффективность разработанного нами подхода к созданию ряда условий содержательного опосредствования начального чтения.

Выводы. Одним из важных условий формирования осмысленности чтения на переходе «от букв к слову» является обеспечение ориентировочной функции обращения к действительности, стоящей и за словом самим по себе, и за предложением, в котором оно должно быть грамотно прочитано. Разработанная нами методика прочитывания деформированных слов и простейших текстов «к концу» может быть рассмотрена как ресурс повышения грамотности начального чтения.

Литература

Агаркова, Н. Г., Бугрименко, Е. А., Жедек, П. С., Цукерман, Г. А. (Ред.). (1993). Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя. Москва: Просвещение.

Айдарова, Л. И. (1978). Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. Москва: Педагогика.

Божович, Е. Д. (2022). Языковая компетенция ребенка: структура, динамика развития, возрастная и индивидуальная вариативность (на материале русского языка как родного). Иваново: ЛИСТОС.

Борисенко, Н. А., Миронова, К. В., Шишкова, С. В. (2022). Вклад научной школы Г. Г. Граник в психологию понимания: от бумажного текста к электронному. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(3), 170–186.

Бугрименко, Е. А., Цукерман, Г. А. (1998). Чтение без принуждения. Москва: ИНТОР.

Восторгова, Е. В. (2013). Краткий методический комментарий к Букварю и учебнику русского языка для 1 класса: методическое пособие для учителя начальной школы. Программа В.В. Репкина и др. Москва: ВИТА-ПРЕСС.

Григоренко, Е. Л. (2012). Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дисс. докт. психол. наук. Москва.

Жинкин, Н. И. (1982). Речь как проводник информации. Москва: Наука.

Карпова, С. Н. (1955). Осознание словесного состава речи ребенком дошкольного возраста. Вопросы психологии, (4), 43–55.

Карпова, С. Н., Колобова, И. Н. (1978). Особенности ориентировки на слово у детей. Москва: Изд-во Моск. ун-та.

Леонтьев, А. А. (2001). Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. Москва: Изд-во МПСУ; Воронеж: МОДЭК.

Лурия, А. Р. (1946). О патологии грамматических операций. Известия АПН РСФСР, (3), 61–98.

Панов, М. В. (1999). Позиционная морфология русского языка. Москва: Наука, Школа «Языки русской культуры».

Синицына, И. Ю. (2017). Игровой подход в обучении дошкольников чтению. Современное дошкольное образование. Теория и практика, (1), 52–61.

Цукерман, Г. А., Ковалева, Г. С., Кузнецова, М. И. (2011). Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников. Вопросы образования, (2), 123–151. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2011-2-123-150

Эльконин, Д. Б. (1998). Развитие устной и письменной речи. Москва: ИНТОР.

Abbott, R. D., Berninger, V. W., Fayol, M. (2010). Longitudinal relationships of levels of language in writing and between writing and reading in grades 1 to 7. Journal of Educational Psychology, 102(2), 281–298. https://doi.org/10.1037/a0019318

Caravolas, M. (2018). Growth of word and pseudoword reading efficiency in alphabetic orthographies: Impact of consistency. Journal of Learning Disabilities, 51(5), 422–433. https://doi.org/10.1177/0022219417718197

Cunningham, A. E., Stanovich, K. E. (1997). Early reading acquisition and its relation to reading experience and ability 10 years later. Developmental psychology, 33(6), 934. https://doi.org/10.1037/0012-1649.33.6.934

Duncan, G. J., Dowsett, C. J., Claessens, A., Magnuson, K., Huston, A.C., Klebanov, P., Pagani L. S., Feinstein L., Engel M., Brooks-Gunn J., Sexton H., Duckworth K., Japel, C. (2007). School readiness and later achievement. Developmental Psychology, 43(6), 1428–1446. https://doi.org/10.1037/0012-1649.43.6.1428

Gilabert, R., Martínez, G., Vidal-Abarca, E. (2005). Some good texts are always better: Text revision to foster inferences of readers with high and low prior background knowledge. Learning and Instruction, 15(1), 45–68. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2004.12.003

Kang, E. Y., Shin, M. (2019). The contributions of reading fluency and decoding to reading comprehension for struggling readers in fourth grade. Reading Writing Quarterly, 35(3), 179–192. https://doi.org/10.1080/10573569.2018.1521758

McNamara, D. S., Kintsch, E., Songer, N. B., Kintsch, W. (1996). Are good texts always better? Interactions of text coherence, background knowledge, and levels of understanding in learning from text. Cognition and instruction, 14(1), 1–43. https://doi.org/10.1207/s1532690xci1401_1

Nippold, M. A. (2017). Reading comprehension deficits in adolescents: Addressing underlying language abilities. Language, Speech, and Hearing Services in Schools, 48(2), 125–131. https://doi.org/10.1044/2016_LSHSS-16-0048

OECD (2010). PISA 2009 Framework: Key competencies in reading, mathematics and science. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/9789264062658-en

Solovieva, Yu., Koutsoklenis, A., Quintanar, L. (2021). Neuropsychological Assessment of Difficulties in Reading Spanish: A Cultural-Historical Approach. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 51–64. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0404

Wooley, G. (2011). Reading comprehension. Assisting children with learning difficulties. New York: Springer. https://doi.org/10.1007/978-94-007-1174-7_2

Скачать в формате PDF

Поступила: 08.08.2023

Принята к публикации: 09.02.2024

Дата публикации в журнале: 21.03.2024

Ключевые слова: обучение чтению; осмысленность чтения; понимание текста; подготовка к школе

DOI: 10.11621/LPJ-24-09

Доступно в on-line версии с: 21.03.2024

Номер 1, 2024