ISSN 0137—0936
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2015. - №4 - 128 с.

К 85-летию со дня рождения Евгения Александровича Климова (1930—2014)

Леонова А.Б., Носкова О.Г. Идеалы психологической науки и практики в трудах Е.А. Климова //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.4-14

В статье представлен обзор творческого наследия Е.А. Климова (1930—2014) в связи с его 85-летием. Описаны тематика исследований ученого, понимание сути науки с позиции современного наукознания; роль системной методологии в психологии; проблемы преподавания психологии в университетском образовании, особые свойства мышления практиков по сравнению с теоретическим мышлением; психологические качества психолога как профессионала. Представлены взгляды ученого на историю психологической науки, соотношение научного и житейского знания о психике, ответственность психологической науки перед обществом и практикой.

Поступила: 02.08.2015
Страницы: 4-14
Ключевые слова: психология; психология труда; творческое наследие проф. Е.А. Климова; системная методология исследований; преподавание психологии; психолог как профессионал; ответственность психологической науки;
Автор(ы): Леонова А.Б.; Носкова О. Г.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Климов Е.А. К «тронной речи» в экспертном совете //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.15-20

Материал, подготовленный Е.А. Климовым для выступления перед членами обновленного Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ в апреле 1999 г. в качестве вновь назначенного председателя данного совета. Источник — рукопись из личного архива Е.А. Климова. Стилистика оформления — авторская. Публикуется впервые.

Поступила: 02.07.2015
Страницы: 15-20
Ключевые слова: Евгений Александрович Климов;
Автор(ы): Климов Е. А.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015


Эмпирические исследования

Филиппова Е.В., Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Программа развития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена и экспериментальная проверка ее эффективности //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.55-65

В статье дано общее представление о разработанной авторами программе повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена средствами осознанной саморегуляции. Описаны результаты экспериментальной проверки ее эффективности на 57 учащихся 11-го класса (17—18 лет) СОШ г. Москвы. Для диагностики использовались многошкальный тест-опросник «Стиль саморегуляции учебной деятельности» (ССУД-М) и адаптированный вариант опросника оценочной тревожности Ч.Д. Спилбергера Test Anxiety Inventory (TAI). Анализ экспериментальных данных выявил статистически значимые изменения регуляторных параметров, а также показателей оценочной тревожности в контрольной (28 чел.) и экспериментальной (29 чел.) группах. В экспериментальной группе увеличились значения по регуляторным переменным моделирование, оценка результатов, гибкость, надежность, ответственность, общий уровень саморегуляции; снизились значения по беспокойству и общему уровню тревожности. Анализ надежности учебных действий учащихся путем сравнения академических отметок, пробных и итоговых отметок ЕГЭ показал, что в экспериментальной группе надежность учебных действий выше, чем в контрольной. Эффективность практического при- менения программы развития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена экспериментально доказана

Поступила: 29.07.2015
Страницы: 55-65
Ключевые слова: осознанная саморегуляция; учебная деятельность; надежность учебных действий; оценочная тревожность;
Автор(ы): Филиппова Е.В.; Фомина Т.Г. ; Моросанова В.И. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Толочек В.А., Винокуров Л.В., Журавлева Н.И. Условия социальной среды как ресурсы профессиональной успешности субъектов //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.39-54

Цель исследования: выделить условия социальной среды, актуализируемые (идентифицируемые, воспринимаемые) представителями разных социальных групп как ресурсы успешности субъекта на протяжении его профессиональной карьеры. В статье анализируются результаты опроса 147 респондентов (менеджеров, бухгалтеров, частных предпринимателей) в возрасте 31—47 лет, М=39.2 по исследовательской анкете «Динамика профессионального становления субъекта». Опрос проводился в 2010—2013 гг. в ситуациях платных форм профессионального обучения. Разделение выборки на группы (мужчины/женщины, руководители/специалисты) и использование t-сравнения и множественного регрессионного анализа позволило выявить специфические для выделяемых социальных групп структуры и динамику актуализации условий среды как ресурсов. Исследование показало, что у респондентов, занимающих высокие должностные позиции (руководителей) спектр внесубъектных ресурсов достаточно широк и вариативен. Последовательная актуализация разных условий среды как ресурсов профессионального становления субъектов на протяжении профессиональной жизни (от 20 до 65 лет) сопряжена с высоким уровнем профессионализма, его динамичным ростом и долгой сохранностью, с социальной успешностью в целом. У менее реализованных респондентов спектр внесубъектных условий как ресурсов сравнительно узок; для них характерно преимущественное ис- пользование ресурсов родительской семьи.

Поступила: 02.08.2015
Страницы: 39-54
Ключевые слова: условия; социальная среда; ресурсы; субъект; профессиональная успешность; становление;
Автор(ы): Толочек В. А.; Винокуров Л.В.; Журавлева Н.И.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Волкова Н.В., Чикер В.А. Адаптация персонала в российских организациях: различия профессиональной мотивации и уровня самомониторинга представителей трех поколений (на материале компаний г. Санкт-Петербурга) //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.21-38

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи профессиональной мотивации, уровня самомониторинга и принадлежности к определенному поколению у 142 новых сотрудников двух организаций г. Санкт-Петербурга. Использованные методики: «Шкала самомониторинга» М. Снайдера, опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна, дополненный шкалой «Патриотизм» из опросника «Привлекательность культуры» В.М. Снеткова, опросник «Шкала организационной лояльности персонала» Л. Портера. Выявлены существенные различия в самомониторинге и карьерных ориентациях, влияющих на результаты адаптации к организации, у представителей трех возрастных групп: Беби Бумеры(1946—1964 гг. рождения), поколение Х (1965—1983), поколение Y (1984 и позже). Наиболее высокие показатели адаптированности получены в группах Беби Бумеров и X. У представителей группы Y выявлены противоречивые социальные установки и представления об организационной жизни.

Поступила: 04.06.2015
Страницы: 21-38
Ключевые слова: самомониторинг; адаптация персонала; карьерные ориентации; организационная социализация; поколения;
Автор(ы): Волкова Н.В.; Чикер В.А.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015


Методика

Астрецов Д.А., Леонтьев Д.А. Психодиагностические возможности «Шкалы внутренней диалоговой активности» П. Олеся //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.66-82

В статье раскрывается понятие внутреннего диалога и его понимание в различных психологических школах и направлениях — отечественных и зарубежных. Кратко описаны представления о внутреннем диалоге М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Г.М. Кучинского, Х. Херманса. Представлена методика «Шкала внутренней диалоговой активности» (ШВДА) П. Олеся. Русскоязычная адаптация ШВДА проводилась на выборке 256 человек, 123 из которых участвовали в повторном тестировании спустя две недели. По результатам анализа эмпирических данных основной показатель методики (склонность к внутреннему диалогу) был успешно валидизирован, однако вместо авторской модели, включавшей 7 субшкал, по нашим данным более адекватной оказалась трехфакторная структура ШВДА (внутренний диалог, внутренний мир, внутренний конфликт), обладающая высокими показателями надежности и валидности. Конструкт- ная валидность обосновывается высокой связью с различными формами рефлексивных процессов и аспектами самоотношения. В отличие от дифференциального теста рефлексии Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина ШВДА представляет негативный полюс рефлексии, что подтверждается анализом связи ШВДА с другими личностными переменными. Представленная в работе методика может быть использована как в исследовательских целях, так и для решения прикладных задач.

Поступила: 20.10.2015
Страницы: 66-82
Ключевые слова: рефлексия; самоотношение; психодиагностика; внутренний диалог;
Автор(ы): Астрецов Д.А.; Леонтьев Д. А.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015


Обзорно-аналитические исследования

Каминский И.В. Контроль ракурса образов как средство повышения эффективности мысленной проработки двигательных навыков //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.83-97

Мысленная проработка двигательных навыков — один из наиболее востребованных методов в психологической подготовке спортсменов. Считается, что эффективность мысленной проработки можно повысить путем использования образов определенного ракурса. Несмотря на от­ сутствие общепринятой теории, широкое распространение получили рекомендации к использованию образов внутреннего ракурса как наиболее эффективного средства мысленной проработки движений. Анализ зарубежных исследований показал, что образы внешнего ракурса имеют преимущество на начальных этапах освоения сложного двигательного навыка, а также при проработке технических элементов, правильность исполнения которых зависит от пространственного взаиморасположения частей тела. Обобщены методологические ошибки проведенных исследований и сделан вывод о том, что рекомендации по использованию образов исключительно внутреннего ракурса не имеют достаточных оснований. Намечены актуальные направления дальнейшей разработки проблемы использования образов внутреннего и внешнего ракурса в спортивной психологии

Поступила: 19.06.2015
Страницы: 83-97
Ключевые слова: психология спорта; мысленная проработка дви­гательных навыков; мысленный образ; образы внутреннего ракурса; образы внешнего ракурса;
Автор(ы): Каминский И.В.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015


Интроспекция: дискуссии, размышления

Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности (окончание) //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.98-113

В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального по- ведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности. Нумерация разделов продолжается.

Поступила: 11.02.2015
Страницы: 98-113
Ключевые слова: личность; жизнетворчество; М.М. Зощенко; поведение; рефлексия; самовосприятие; самонаблюдение; понимание; саморазвитие; Я-концепция; индивидуальность; субъектность; смысл;
Автор(ы): Семенов И.Н. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Аникина В.Г. Идеи М.К. Мамардашвили и культурно-диалогическое понимание рефлексии //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.114-122

В статье анализируются представления М.К. Мамардашвили о человеке и значении культуры в его становлении. Согласно этим представлениям, «природный человек» (биологическое существо) может стать человеком «бытийным» — сознательным, осмысленным, цельным. Бытие человека — это бодрствующее вертикальное состояние, которое необходимо постоянно удерживать — собирать. Одно из условий такой «сборки» — существование «культурных форм» как бытия, форм возможного человека. Очерчивание в статье областей соприкосновения взглядов М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского позволило акцентировать внимание на рефлексии как способе бытия и на слове как топосе, месте бытия. Вопрос о механизме «сборки» решается с опорой на понимание диалогической (М.М. Бахтин) природы рефлексии. Определяется понятие «рефлексивный текст» как культурная форма рефлексии.

Поступила: 07.09.2015
Страницы: 114-122
Ключевые слова: природный человек; бытийный человек; бытие; слово; рефлексия; рефлексивный текст;
Автор(ы): Аникина В.Г. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015


Некрологи

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Лидии Васильевны Бороздиной //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.123-125

4 октября 2015 г. скончалась доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Лидия Васильевна Бороздина.

Страницы: 123-125
Ключевые слова: некролог; Лидия Васильевна Бороздина;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015



О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер