ISSN 0137—0936
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2015. - №3- 120 с.

Интроспекция: дискуссии, размышления

Яновский М.И. Самонаблюдение как метод психологии //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.3-21

В статье выдвигается идея о том, что причиной отсутствия единства психологической науки является отказ от естественного метода психологии — самонаблюдения. Утверждается, что самоочевидность внутреннего опыта у Р. Декарта есть следствие совпадения в самонаблюдении гносеологии и онтологии, акта знания и акта бытия. Выявлен органичный, неискажающий характер интроспекции при понимании психики как управляемой механизмом апперцепции (что реализует понимание психики как определенным образом организованной внутренней работы, т.е. психический детерминизм). Механизм апперцепции означает наличие в психике исходной неоднородности, множественности, квазиполисубъектности. В связи с этим проблема эффективного самонаблюдения рассматривается как проблема эффективной коммуникации разномерных, разнокоординатных сфер психического аппарата человека, адекватных внутренних трансляций опыта и адекватных внутренних переводов.

Поступила: 07.02.2015
Страницы: 3-21
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.03
Ключевые слова: самонаблюдение; интроспекция; апперцепция; субъектность; полисубъектность;
Автор(ы): Яновский М.И.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Семенов И.Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.22-39

В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально- предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения перцепции объектности через интроспекцию субъектности к рефлексии саморазвивающегося Я. Предлагается рефлексивная онтология психологической реальности внутренней жизни, где инкорпорированы такие ее компоненты, как самоактуализация, самовосприятие, самопознание, самопонимание, самосознание, самоопределение, самореализация индивидуальности Я. В контексте рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии рассматривается рефлексивная сущность интроспекции в проблемно-конфликтных ситуациях саморазвития индивидуальности в сфере художественного и научного творчества. Во второй части статьи предложенные теоретические положения реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности.

Страницы: 22-39
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.22
Ключевые слова: психология; методология; онтология; персонология; личность; поведение; деятельность; сознание; интроспекция; рефлексия; познание; восприятие; самовосприятие; самонаблюдение; смысл; понимание; саморазвитие; Я-концепция; профессиональная Я-концепция; субъектность; жизнетворчество;
Автор(ы): Семенов И.Н. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Приёмко К.Д., Клегг Дж.В. Теоретическая структура самонаблюдения в контексте интервью //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.40-56

В статье предлагается новый взгляд на интроспекцию, основанный на диалогических и транзакционных традициях Джеймса, Мида, Бахтина и Волошинова. Авторская теория самонаблюдения (конкретно в контексте интервью «лицом к лицу») охватывает понятия о личности и социоидеологическом сознании. В этой модели сознание (или Я), по- груженное в бесконечный обмен внутренними и внешними диалогами, постоянно оценивает, согласовывает и преобразует непосредственный опыт в более устойчивые характеристики личности (меня). Эти аспекты меня характеризуются в понятии «высказывание» в трех семиотических жанрах: 1) идеологически-аффилятивном, 2) личностно-эмоциональном и 3) соционормативном. Авторы утверждают, что такие жанры пронизывают каждую стадию процесса исследования, начиная с построения вопросов ис- следования и кончая составлением отчета об исследовательской работе.

Поступила: 26.02.2015
Страницы: 40-56
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.40
Ключевые слова: самонаблюдение; интроспекция; семиотические жанры коммуникации;
Автор(ы): Приёмко К.Д.; Клегг Джошуа В.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Кравков С.В. Отрывки из книги С.В. Кравкова «Самонаблюдение» //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.57-64

Приводятся отрывки из книги С.В. Кравкова «Самонаблюдение» (М.: Русский книжник, 1922. 176 с.). В своем исследовании С.В. Кравков излагает аргументацию в пользу необходимости интроспекции для психологической науки, отграничивает интроспекцию от рефлексии, анализирует психические процессы, обеспечивающие возможность интроспекции, обсуждает способы организации интроспективного исследования и другие теоретические и методические вопросы, возникающие в связи с интроспекцией.

Поступила: 07.02.2015
Страницы: 57-64
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.57
Ключевые слова: самонаблюдение; интроспекция; психология; переживание; внимание; память; интенция;
Автор(ы): Кравков С.В.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015


Обзорно-аналитические исследования

Веракса А. Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.65-73

В статье представлен обзор современных исследований, направленных на изучение возможностей развития регуляторных функций дошкольников. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что регуляторные функции оказывают влияние на различные компоненты академической успешности детей. В связи с этим вопрос о взаимосвязи образовательной работы и степени развития регуляторных функций приобретает особую актуальность. Представлены примеры индивидуального и группового подхода к формированию регуляторных функций в дошкольном возрасте. Показано, что при использовании ряда стратегий работы с дошкольниками возможно значимое развитие регуляторных функций в условиях детского сада. Особое внимание уделяется компьютеризированным программам развития произвольности. Значимых взаимосвязей между качеством дошкольного образования и уровнем развития регуляторных функций не обнаружено. Гораздо большее влияние на становление произвольности оказывают культурные особенности.

Поступила: 11.05.2015
Страницы: 65-73
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.65
Ключевые слова: регуляторные функции; дошкольный возраст; качество дошкольного образования;
Автор(ы): Веракса А.Н.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Соленов И.В., Гордеева О.В. Мистико-религиозные состояния сознания в исихазме: влияние на их характеристики целей и техник религиозной практики//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.74-92

На основе психологического анализа христианских текстов традиции исихазма выявляются виды измененных состояний сознания (ИСС), возникающие в данной религиозной практике (благодатные и состояния прелести), и характерные для них изменения психики и появление соответствующих феноменов. В работе рассматриваются возможности культурно- деятельностного подхода в выявлении влияния культурных и социальных факторов на ИСС (в том числе и возникающие в религиозной практике) и в изучении механизмов данного влияния. Мистико-религиозное состояние рассматривается как функциональный орган, обеспечивающий реализацию целей и задач религиозной деятельности аскета. Доказывается, что религиозная картина мира, а также цели религиозной практики и существующие в этой практике техники индукции мистико-религиозных состояний сознания определяют характеристики данных состояний и их феноменологию.

Поступила: 08.02.2015
Страницы: 74-92
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.74
Ключевые слова: культурно-деятельностный подход; измененные состояния сознания (ИСС); исихазм; молитва; благодатное состояние; способы индукции ИСС; феноменология ИСС;
Автор(ы): Соленов И.В.; Гордеева О.В. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015


Эмпирические исследования

Матюшкина А. А. Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.93-107

В статье представлено эмпирическое исследование глубины мышления как характеристики, отражающей процесс понимания творческой проблемы; объект — решение проблемных заданий художественного содержания, актуализирующих продуктивное мышление; цель — выявление уровней решения проблемного задания в соотнесении с его успешностью. Теоретическую основу составили идеи гештальтпсихологии и теории проблемных ситуаций о понимании продуктивного мышления и оценке его успешности. В исследовании показано, что глубина мышления отражается как уровни понимания смысла художественных произведений — от непонимания до четкого и ясного понимания смысла в соответствии с авторским замыслом, которые выступают основанием для оценки успешности решения проблемных заданий. Со стороны объекта глубина решения определяется жанром произведения: наибольшей глубины анализа требует драматический жанр. Обнаружена положительная корреляция успешности выполнения двух типов заданий художественного содержания (понимание смысла фильма и рассказа по фрагментам) в отношении драматического и комедийного содержания, отрицательная корреляция характеризует успешность решения заданий эмоционально противоположных жанров— комического и драматического.

Поступила: 22.03.2015
Страницы: 93-107
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.93
Ключевые слова: глубина мышления; проблемная ситуация; продуктивное мышление; понимание смысла; уровни решения;
Автор(ы): Матюшкина A.A.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015


Психология — практике

Шойгу Ю. С., Филиппова М. В. Этические аспекты экстренной психологической помощи представителям разных культур//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.108-116

В статье приведены и содержательно раскрыты этические принципы, которыми должен руководствоваться психолог в работе с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС), в частности с представителями разных культур. Проведено сравнение основных положений этического кодекса Российского психологического общества и этического кодекса Европейской Федерации психологических ассоциаций. Сделаны выводы: 1. Психолог, оказывающий помощь людям в зоне ЧС, должен иметь высокую квали- фикацию и специальную подготовку. 2. Знание и соблюдение этических принципов в работе с людьми в зоне ЧС не менее важны и обязательны для психолога, чем профессиональные знания и навыки. 3. Учет всех специфических условий работы в зоне ЧС способствует эффективности оказываемой помощи и сохраняет профессиональное здоровье самого специалиста.

Поступила: 17.04.2015
Страницы: 108-116
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.108
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; чрезвычайная ситуация (ЧС); этические принципы работы; пострадавшие; представители разных культур;
Автор(ы): Шойгу Ю. С. ; Филиппова М.В.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015


Юбилеи

Коллектив факультета психологии. К 70-летию Юрия Михайловича Жукова //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.117-120

5 июля 2015 г. исполняется 70 лет доктору психологических наук, профессору кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрию Михайловичу Жукову — одному из ведущих специалистов в области практической социальной психологии. Он не только стоял у истоков концептуальной и методологической разработки данного направления, но и сегодня активно реализует его в своей деятельности в области социально-психологического тренинга, развития коммуникативной компетентности, технологий командообразования и консультирования организационного развития.

Страницы: 117-120
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.117
Ключевые слова: Юбилеи; Юрий Михайлович Жуков;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер