ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2008. - №3- 144 с.

Московский психологический семинар

Зинченко Ю.П. От главного редактора // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2008. - №3 - с. 3

Если само рождение научной идеи — чаще плод уединенных размышлений, то свою оценку, огранку, проверку она получает на испытательных полигонах сообщества ученых — в спорах, критике, противостоянии взглядов. Наука есть «драма идей», считал Эйнштейн. Но разве идея может восхищаться, ревновать, восходить на костер ради утверждения самой себя? Поэтому уточним: «драма людей, несущих идеи». И если нет заинтересованного научного сообщества, его живого (а значит, драматического) бытия, то идее, пусть самой замечательной, негде состояться, обрести силу и прочность...

Страницы: 3
Ключевые слова: Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008

Аллахвердов В.М. Симфоническая мощь сознания// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.3-19.

В статье констатируется: природа сознания загадочна, определения противоречивы, теории сознания не существует. Описываются полученные автором и его учениками результаты исследования, которые не могут быть объяснены в рамках известных концепций. В частности, описывается феномен неосознанного негативного выбора. Вводится идеализированный объект психологической теории — идеальный мозг, не имеющий ограничений ни по объему, ни по скорости приема, переработки и хранения информации. Делается попытка ответить на вопрос: зачем такому идеальному мозгу нужно сознание? Выдвигается предположение, что сознание — имитатор познавательной деятельности.

Поступила: 04.07.2008
Страницы: 3-19
Ключевые слова: сознание; познание; эффекты последействия; идеализация; сличение;
Автор(ы): Аллахвердов В. М.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008


Теоретические и экспериментальные исследования

Чеснокова А.Г. Объяснительный инструментарий психологической науки в контексте исторического анализа// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.20-36.

В статье анализируются основные категории, использующиеся в психологии для объяснения природы психического. Подчеркивается роль гипотезы в развитии научного знания. Рассматриваются наиболее распространенные схемы и виды объяснения: объяснение неизвестного через известное; генетическое, структурное и функциональное объяснение; модельное и вероятностное объяснение, «объясняющие скетчи». Особое внимание уделяется истории развития принципа детерминизма в психологии. Прослеживаются перспективы решения проблемы детерминации психического на базе марксистской методологии и философских идей Спинозы.

Поступила: 08.04.2008
Страницы: 20-36
Ключевые слова: объяснительная и описательная психология; объяснительный конструкт; гипотеза; основное понятие и объяснительный принцип; закон; метод восхождения от абстрактного к конкретному; «клеточка»; противоречие; детерминизм ;
Автор(ы): Чеснокова А.Г.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008

Данилова Н.Н., Лукьянчикова М.С. Осцилляторная активность мозга в рабочей памяти// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.37-53.

Методом микроструктурного анализа осцилляторной активности мозга, «связанной с событиями», исследован вклад гамма- и бета-ритмов в процессы рабочей памяти (РП), динамику сохранения следов памяти на интервале задержки и определение структур мозга, вовлекаемых в процессы РП. Исследование проведено на 8 субъектах, которые должны были удерживать в памяти в течение 5-секундного периода задержки четыре двузначных числа для последующего сравнения с двузначными числами: целевыми и нецелевыми стимулам — при выполнении двигательной реакции только на целевой стимул. Показано, что сохранение следов памяти на интервале задержки носит прерывистый характер, он представлен периодическими вспышками активности частотно=селективных гамма- и бета-генераторов, локализованных в префронтальной, ассоциативной, зрительной коре и мозжечке при ведущей роли префронтальной коры.Выявлена совместная активация локальных областей мозга, обеспечиваемая синхронизацией волновой активности частотно-селективных генераторов, работающих как на разных частотах, так и на общей частоте

Поступила: 17.06.2008
Страницы: 37-53
Ключевые слова: рабочая память; частотно-селективный генератор; эквивалентный диполь;
Автор(ы): Данилова Н.Н. ; Лукьянчикова М.С.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008

Печенкова Е.В. Переключения внимания при восприятии одновременности событий// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.54-62.

a:2:{s:4:"TEXT";s:503:"<p>
    Поставлен вопрос о роли переключений внимания в восприятии одновременности событий. Проведено экспериментальное исследование ошибок в восприятии одновременности. Показано, что причиной ошибок может послужить необходимость переключения внимания не только между местами в пространстве, где происходят перцептивные события, но и между зрительными объектами. На основе полученных данных высказано предположение о функции объектно ориентированного внимания при восприятии одновременности событий.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 09.06.2008
Страницы: 54-62
Ключевые слова: восприятие одновременности событий; объектно ориентированное внимание; пространственно ориентированное внимание;
Автор(ы): Печенкова Е.В.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008

Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А., Кричевец А.Н.,Воронова М.Н., Егорова О.И. Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.63-79.

В статье рассматривается формирование навыка письма у трех групп школьников с разными вариантами развития психических функций, выделенными на основе нейропсихологических характеристик. Использование методики точной регистрации движений при письме в сочетании с нейропсихологическим обследованием детей дало возможность выявить зависимость показателей письма и их динамики от силы и слабости компонентов, входящих в функциональную систему письма испытуемых. Сделан вывод о том, что каждой группе соответствует свой специфический паттерн показателей времени,качества письма и ошибок, объясняемый первично отстающим звеном функциональной системы письма у данного ребенка, а также компенсаторными перестройками.

Поступила: 16.12.2005
Страницы: 63-79
Ключевые слова: нейропсихологический анализ; развитие навыков письма;
Автор(ы): Ахутина Т. В.; Бабаева Ю. Д. ; Корнеев А. А.; Кричевец А.Н.; Воронова М. Н.; Егорова О.И. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008

Гогберашвили Т.Ю., Микадзе Ю.В. Нарушения высших психических функций у детей с парциальными формами эпилепсии// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.80-90.

a:2:{s:4:"TEXT";s:318:"<p>
    Описаны нарушения ВПФ у детей при разной локализации эпилептического очага. Рассмотрены возрастные особенности нарушения психических функций, влияние латерализации очага на общую картину нарушений. Подробно исследуются расстройства слухоречевой и зрительной памяти у детей с парциальными формами эпилепсии.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 04.02.2008
Страницы: 80-90
Ключевые слова: нейропсихологическое обследование; парциальные формы эпилепсии; детский возраст; подростковый возраст;
Автор(ы): Гогберашвили Т.Ю.; Микадзе Ю.В. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008


Методика

Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.91-106.

a:2:{s:4:"TEXT";s:410:"<p>
    В статье представлены методика диагностики автономии и самодетерминации личности на основе конструкта каузальных ориентаций (Э. Деси, Р. Райан) и опыт разработки ее русскоязычной версии. Обоснована невозможность исследования прямого перевода исходного англоязычного теста. Приведены психометрические характеристики и другие результаты апробации предлагаемого оригинального русскоязычного опросника.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 13.10.2007
Страницы: 91-106
Ключевые слова: самодетерминация; каузальные ориентации; психологическая диагностика; апробация методики;
Автор(ы): Дергачева О.Е.; Дорфман Л.Я.; Леонтьев Д. А.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008


Психология — практике

Науменко А.С., Шмелев А.Г. Способ представления психодиагностической информации как фактор ее организационной эффективности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.107-123.

Статья посвящена анализу влияния различных способов представления психодиагностической информации на ее восприятие и принятие решений кадровыми специалистами. В результате проведенного исследования большинство изначально сформулированных авторами «простых» гипотез было отвергнуто, выявлены более сложные закономерности восприятия психодагностической информации. В числе основных факторов влияния оказались характер и содержание деятельностной задачи, в рамках которой используется тестирование, степень значимости психодиагностической информации для принятия решения в конкретной ситуации анализа и индивидуальные особенности субъекта, производящего анализ результатов тестирования. Сформулированы постэкспериментальные гипотезы и направления последующих исследований в данной области.

Поступила: 06.12.2007
Страницы: 107-123
Ключевые слова: тестовые интерпретации; шкальный профиль; текстовый отчет; компьютерная психодиагностика; подбор персонала; эффективность кадровой психодиагностики;
Автор(ы): Науменко А.С.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008


Научная хроника

Глозман Ж.М., Зинченко Ю.П. 8-й Международный конгресс клинических психологов// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.124-127.

Международный институт прикладной и педагогической психологии (Instituto de Psycologia Aplicada e Formacao — IPAF), объединяющий центры постдипломного образования психологов в Португалии, Испании и Бразилии, ежегодно организует в Португалии научно-практические конгрессы по клинической психологии. Российские психологи приглашаются на эти международные встречи далеко не случайно, поскольку все отделения IPAF традиционно ориентируются в своей работе на культурно-историческую психологию Л.С. Выготского—А.Р. Лурии. 8-й конгресс проходил в г. Порто (Португалия) 22—24 февраля 2008 г. Его тема — «Биология, эмоции и сознание». Программа включала три часовые лекции, открывающие утреннее, дневное и вечернее заседания, секционные доклады и круглые столы.

Страницы: 124-127
Ключевые слова: 8-й Международный конгресс клинических психологов;
Автор(ы): Глозман Ж.М. ; Зинченко Ю. П.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008

Меликян З.А., Микадзе Ю.В. Международная конференция «Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход»// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.128-135.

Со 2 по 4 июля 2008 г. в Москве в Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко прошла Международная конференция «Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход», организованная Институтом нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, МГУ имени М.В. Ломоносова и Всемирной федерацией нейрохирургических обществ. С приветствием к участникам обратился президент конференции академик А.Н. Коновалов и вице-президенты: академик А.А. Потапов и профессор Ю.П. Зинченко, которые подчеркнули важность междисциплинарного подхода и плодотворность сотрудничества между учеными разных стран мира в разработке данной проблемы. Плодотворную совместную работу между Институтом нейрохирургии и факультетом психологии МГУ начал А.Р. Лурия, и она продолжается его учениками и последователями.

Страницы: 128-135
Ключевые слова: конференция;
Автор(ы): Меликян З.А.; Микадзе Ю.В. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008

Широкая М.Ю. Всероссийская конференция «Традиции и современность на Северном Кавказе: личность как субъект организации времени своей жизни»// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.136-139.

a:2:{s:4:"TEXT";s:523:"<p>
    Всероссийская конференция «Традиции и современность на Северном Кавказе: личность как субъект организации времени своей жизни» состоялась в г. Геленджике (Краснодарский край) 26—27 сентября 2008 г. Она была инициирована и проведена кафедрой психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (КубГУ) при активном участии Южного федерального университета (ЮФУ) и поддержана Российским гуманитарным научным фондом (грант № 08=06=38684 Г/Ю), а также Администрацией Краснодарского края.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 136-139
Ключевые слова: конференция;
Автор(ы): Широкая М.Ю.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008


Памяти Виктора Васильевича Лебединского

Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник / под ред. И. В. Абакумовой, П. Н. Ермакова. – М.: КРЕДО, 2013. – 352с.

В учебнике впервые в отечественной литературе представлены вопросы психологии формирования антитеррористических ценностей студентов высших учебных заведений. Отражено современное состояние системы противодействия идеологии терроризма с точки зрения ценностно-смыслового подхода, впервые представлены технологии направленного и опосредованного воздействия на ценностно-смысловые установки молодежи, а также направления профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде. Определены условия формирования антитеррористических ценностей и смысложизненных стратегий активного социального поведения студентов в процессе обучения. Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников различных направлений и специальностей.

Страницы: 352 с.
Ключевые слова: смысложизенная концепция личности; ценностно-смысловая сфера личности; антитеррористические ценности;
Автор(ы): Коллектив авторов;

Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 1. Методология и технологии обучения: в поисках развивающего ресурса. –М.: КРЕДО, 2013. – 162с.

В предлагаемой публикации, открывающей цикл работ по новой дидактике, изложена попытка обнаружить развивающий ресурс учебного процесса в сферах познания, напрямую не связанных в классической педагогике с учебным процессом, – в избыточности и недостаточности, отчуждении, семиотике, синергетике, аксеологических теориях, теории смысла. В этом же направлении предложен ряд инновационных образовательных технологий, базируемых на интеграции, опережении, смыслообразовании. Публикуемые материалы призваны помочь школам в реализации государственных образовательных стандартов нового поколения. Рекомендуется к использованию учителями, методистами, руководителями школ, студентами – будущими учителями и школьными психологами.

Страницы: 162с.
Ключевые слова: дидактическая технология; образовательные технологии;
Автор(ы): Абакумова И.В.; Ермаков П.Н.; Фоменко В.Т.;

Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 2. Образовательные технологии: новые ракурсы. – М.: КРЕДО, 2013. – 122с.

В настоящей публикации представлено расширенное понимание образовательных технологий. Помимо технологий обучения, базируемых на коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся, в предлагаемых материалах изложены текстовые (гипертекстовые) варианты (дидактический стандарт как метатехнология образования, технологическая карта современного урока). Нашло отражение необычное проявление образовательных технологий – технологические феномены в виде дидактического преломления, дидактических зигзагов. Как явление технологического порядка, представлены элементы педагогической техники. Публикация адресована руководителям школ, учителям, методистам, научным работникам, студентам – будущим педагогам и школьным психологам.

Страницы: 122с.
Ключевые слова: дидактическая технология; образовательные технологии;
Автор(ы): Абакумова И.В.; Ермаков П.Н.; Фоменко В.Т.;

Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 4. Структурная дидактика как направление современной педагогики. – М.: КРЕДО, 2013. – 152с.

Книга продолжает серию публикаций под эгидой новодидактики (кн. 1 «Методология и технологии обучения: в поисках развивающего ресурса»; кн. 2 «Образовательные технологии: новые ракурсы»; кн. 3 «От классической дидактики – к дидактической инноватике»). Идея книги – не отрицание новой дидактикой идей и технологий классической дидактики, а их преемственность, восхождение классической дидактики на уровень неклассической теории учебного познания. Основное предназначение публикации – помочь учителю сориентироваться в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов на основе связи классической дидактики и дидактической инноватики. Рекомендуется к использованию руководителями школ, учителями, методистами, студентами – будущими учителями и школьными психологами.

Страницы: 152с.
Ключевые слова: дидактическая технология; образовательные технологии;
Автор(ы): Абакумова И.В.; Ермаков П.Н.; Фоменко В.Т.;

Бабенко В.В., Ермаков П.Н. Зрение и проблема связывания. – М.: КРЕДО, 2013. – 159с.

Книга посвящена одной из актуальных проблем современной психофизиологии – проблеме связывания. В центре внимания вопрос о том, как разобщенная информация, обрабатываемая разными нервными элементами, объединяется в единое описание внешнего мира. В монографии раскрываются современные представления о механизмах автоматизированной (преаттентивной) зрительной обработки, анализируются существующие подходы к решению проблем группирования локальных сигналов, поиска в зрительной сцене «областей интереса», сжатия входной зрительной информации и ее инвариантного описания. Книга рассчитана на специалистов в области психофизиологии, студентов психологических, биологических и медицинских специальностей, всех, кто интересуется проблемами зрения и распознавания образов.

Страницы: 159с.
Ключевые слова: зрительная кора; зрительное восприятие; зрительный поиск; психофизиология;
Автор(ы): Бабенко В.В.; Ермаков П.Н.;

Кара Ж.Ю., Куприянова Л.В., Омельяненко Е.В. Образы эпохи: одаренность – дар или испытание: учебно-методическое пособие / науч. ред. И.В. Абакумова. – М.: КРЕДО, 2012. – 104с.

В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретическое обоснование художественной одаренности и практические подходы для дальнейшего методического сопровождения одаренных детей. Учебно-методическое пособие составлено по материалам проведенного семинара для преподавателей и специалистов высшего и общего образования по проблемам развития одаренности у детей, подростков и студентов. Учебно-методическое пособие будет полезным и информативно значимым для преподавателей и специалистов высшего, специального (среднего) и общего образования по проблемам развития одаренности у детей, подростков и студентов. Прилагается CD-диск: фотоотчет, видео фильм, презентации по теме.

Страницы: 104с.
Ключевые слова: одаренный ребенок; художественная одаренность; программно-методическое обеспечение;
Автор(ы): Кара Ж.Ю.; Куприянова Л. В.; Омельяненко Е.В.;

Михайлова О.Ю., Целиковский С.Б. Сексуальная агрессия: норма и социальная патология. – М.: КРЕДО, 2008. – 200с.

Настоящая монография предлагает новые методологические и методические возможности для изучения агрессивного поведения. На основе критического анализа психологической и криминологической литературы раскрыты психологические механизмы человеческой агрессивности на модели такого специфического ее вида, как криминальная сексуальная агрессия. Разработана оригинальная модель системно-функционального анализа этого типа поведения, выделены признаки, его операционализирующие. Книга рассчитана на научных и практических работников – психологов, психиатров и юристов, а также студентов, аспирантов и преподавателей юридических, психологических и медицинских факультетов и высших учебных заведений. Предложенная модель формирования сексуально агрессивного поведения может представлять интерес для специалистов в области психологии развития и педагогики для оценки, ранней диагностики и коррекции агрессивного поведения и сексуальных девиаций.

Страницы: 200с.
Ключевые слова: сексуальность; агрессия; норма и патология;
Автор(ы): Михайлова О.Ю.; href="/author/detail.php?Author=5266">Целиковский Сергей Борисович;

Михайлова О.Ю., Целиковский С.Б. Судебно-психологическая экспертиза личности серийных сексуальных преступников. – М.: КРЕДО, 2008. – 254с.

В работе изложены узловые проблемы теории и методологии судебно-психологической экспертизы личности серийных сексуальных преступников, раскрыты психологические механизмы этого исключительно опасного вида насильственных преступлений, обоснованы схема и диагностические критерии психологической части судебных экспертиз, что позволяет снять целый ряд противоречий их экспертной оценки. Книга рассчитана на научных и практических работников – психологов, психиатров и юристов, а также студентов, аспирантов и преподавателей юридических и психологических факультетов высших учебных заведений. Она может представлять интерес для специалистов в области психологии развития и педагогики для ранней диагностики, оценки и коррекции агрессивного поведения и сексуальных девиаций.

Страницы: 254с.
Ключевые слова: преступление; экспертиза; сексуальность;
Автор(ы): Михайлова О.Ю.; href="/author/detail.php?Author=5266">Целиковский Сергей Борисович;

Мир Кавказу / под ред. П. Н. Ермакова. – М.: КРЕДО, 2013. – 442 с.

В сборнике представлены материалы антитеррористического фестиваля студенческой, научной и творческой молодёжи «Мир Кавказу». Сборник включает в себя два тома: в первом представлены статьи, во втором – тезисы участников фестиваля. В работах участников фестиваля проанализированы социальная, политическая, психологическая и экономическая сущности терроризма как общественного явления на Юге России, выявлены особенности социально-психологического генезиса терроризма на Юге РФ, раскрыта его специфика в эпоху глобализации. Особое внимание уделяется анализу отношений различных молодежных групп к терроризму и эффективности противодействия идеологии терроризма в молодежной среде. Представленные материалы могут быть использованы в работе по направленному и опосредованному формированию антитеррористических и антиэкстремистских ценностей в молодежной среде.

Страницы: 442с.
Ключевые слова: антитеррористические ценности; антитеррористическая деятельность; психологический портрет террориста; идеология терроризма и экстремизма; противодействие терроризму;
Автор(ы): Коллектив авторов;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер