ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2008. - №2- 192 с.

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ О.К. ТИХОМИРОВА (1933—2001)-

Зинченко Ю.П. Олег Константинович Тихомиров — профессор факультета психологии Московского университета// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.4-8.

Oleg K. Tikhomirov — the professor of MSU Department of Psychology.

Страницы: 4-8
Ключевые слова: Олег Константинович Тихомиров;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008

Ждан А.Н. Творчество О.К. Тихомирова: историко психологический взгляд

В статье воссоздаются этапы творчества О.К. Тихомирова. В центре внимания находятся программы исследований мыслительной деятельности человека. Раскрывается содержание смысловой теории мышления. Определяется вклад школы О.К. Тихомирова в развитие психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева.

Страницы: 9-25
Ключевые слова: общая психология; психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; смысловая теория мышления; знаковое опосредствование; процесс переработки информации в ЭВМ; психология компьютеризации; искусственный интеллект; школа О.К. Тихомирова;
Автор(ы): Ждан А.Н. ;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008


Школа Тихомирова: фундаментальные проблемы психологии

Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А.,Войскунский А.Е., Корнилова Т.В. Смысловая теория мышления// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.26-58.

В статье проанализирован вклад школы О.К. Тихомирова в психологическую науку и представлены основные направления развития смысловой теории мышления: личностная детерминация мышления, регулятивная функция эмоций, актуалгенез смыслообразования и целеобразования, творческое мышление, преобразование интеллектуальной деятельности и общения на основе использования компьютерных технологий.

Страницы: 26-58
Ключевые слова: школа О.К. Тихомирова; смысловая теория мышления; возрастные новообразования; смыслообразование; целеобразование; интеллектуальные эмоции; психология компьютеризации; новое мышление; мотивация мыслительной деятельности;
Автор(ы): Бабаева Ю. Д. ; Березанская Н.Б.; Васильев И.А.; Войскунский А. Е.; Корнилова Т.В.;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008

Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии в трудах О.К. Тихомирова и его школы// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.59-73.

В статье рассмотрены отличительные черты подхода О.К. Тихомирова к пониманию функционирования мышления человека, связанные с разработкой идей о системном строении сознания, единстве интеллектуальной и смысловой сфер, динамическом соотнесении когнитивных и личностных новоообразований. Показаны истоки современной психологии принятия решений в смысловой теории мышления. Отмечен интерес О.К. Тихомирова к методологии не только деятельностного и культурно-исторического подходов, но и других концепций (в частности К. Поппера), подкрепляющих идею плюрализма мышления человека.

Страницы: 59-73
Ключевые слова: новое мышление; саморегуляция; познавательная сфера личности; многоуровневая и множественная регуляция мышления и принятия решений; плюрализм; интуитивное и логическое; критическое мышление;
Автор(ы): Корнилова Т.В.;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008

Знаков В.В. Мышление, самосознание и самопонимание// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.74-86.

В статье обсуждается влияние смысловой теории мышления О.К. Тихомирова на современные исследования самосознания и самопонимания. Обосновывается, что процессы осознавания субъектом себя неразрывно связаны с формированием операциональных смыслов. Смысл рассматривается одновременно и как когнитивный феномен, обусловленный знанием, получаемым в процессе мышления, и как порождение экзистенциального опыта, основанное на осознании субъектом ограниченности когнитивных, рациональных схем знаний о мире. Утверждается, что наиболее перспективное направление психологического исследования проблемы самопонимания — это сочетание когнитивных и экзистенциальных способов анализа порождения смысла.

Страницы: 74-86
Ключевые слова: мышление; знание; самосознание; самопонимание; экзистенциальный опыт; когнитивные репрезентации;
Автор(ы): Знаков В.В. ;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008

Клочко В.Е. Смысловая теория мышления в трансспективе становления психологического познания: эпистемологический анализ// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.87-101.

Смысловая теория мышления О.К. Тихомирова рассматривается в статье как эпистемологический феномен, уникальность которого заключается в том, что в своем развитии теория смогла последовательно ассимилировать все три идеала рациональности, т.е. подняться от классического мышления к неклассическому, а от него к пост- неклассическому. Утверждается, что применение трансспективного анализа позволяет на примере становления конкретной теории объективировать источники, обусловливающие «парадигмальные сдвиги» в психологической науке, их сопряженность с объективными тенденциями развития научного познания. На конкретных примерах показано, каким образом теория вынужденно фальсифицирует себя, производя факты, объяснение которых предполагает необходимость выхода теории на новый уровень своей системной организации. Соответственно возрастает и уровень системности профессионально-психологического мышления.

Страницы: 87-101
Ключевые слова: типы научной рациональности; трансспективный анализ; саморазвитие научной теории; самоорганизация в психологических системах; тенденции развития науки; уровни теоретического мышления; парадигмальный сдвиг;
Автор(ы): Клочко В.Е.;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008


Школа Тихомирова: психология мышления и психология компьютеризации

Матюшкина А.А. Творческое мышление как предмет исследования в отечественной психологии: научные школы О.К.Тихомирова, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.102-112.

В статье представлен сравнительный анализ проблемы понимания и исследования творческого мышления, характеризующий три отечественных подхода — смысловую теорию мышления О.К. Тихомирова, теорию проблемных ситуаций А.М. Матюшкина, структурно уровневый подход Я.А. Пономарева. Показана близость данных теорий как в аспекте постановки исследовательских вопросов изучения творческого мышления, так и в аспекте их разрешения.

Страницы: 102-112
Ключевые слова: смысловая теория мышления; творческое мышление; творческое и продуктивное мышление; теория проблемных ситуаций (ТПС); познавательная мотивация; инсайт; структурно-уровневый подход; субъективность; опосредствованность; осознаваемое и неосознаваемое;
Автор(ы): Матюшкина A.A.;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008

Васильев И.А. Место и роль эмоций в психологической системе// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.113-127.

Проведенные в школе О.К. Тихомирова исследования поставили задачу — объяснить роль и место эмоций не только в мыслительной деятельности, но и в более общей системе взаимодействия человека с миром. В статье развивается положение, что человеческие эмоции формируются как специальный аппарат отражения (динамического моделирования) тех качеств предметов, которые не сводятся ни к субъекту, ни к объекту, а являются производными всей психологической системы «человек, действующий в мире». Отражаемое в эмоциях соответствие человека и мира находит выражение в системных психологических качествах предметов — значениях, смыслах, ценностях. В работе поставлен вопрос о механизме эмоционального отражения этих качеств.

Страницы: 113-127
Ключевые слова: психологическая система; эмоция; смысл; мыслительная деятельность; избирательность мышления; системные психологические качества;
Автор(ы): Васильев И.А.;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008

Арестова О.Н. Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.128-139.

В статье описывается цикл исследований, проведенных в школе О.К. Тихомирова и посвященных структурирующему влиянию мотивации на мыслительную деятельность. Показано, что структурирующая функция мотивации влияет на многочисленные параметры мышления: стратегию целеполагания, устойчивость и разработанность перспективного целеполагания, особенности эмоциональной регуляции, соотношение конкретных и обобщенных компонентов решения задачи, степень эгоцентричности. Характерные для субъекта мотивационные конфликты могут приводить к изменению функциональной направленности мыслительной деятельности от собственно познавательной функции к функции понятийного оформления возникающих в ходе разрешения мотивационного конфликта личности смысловых образований.

Страницы: 128-139
Ключевые слова: структурирующая функция мотивации; мотивационный конфликт; избирательное искажение познавательных процессов; понятийное оформление;
Автор(ы): Арестова О.Н.;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008

Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.140-153.

В статье проанализировано становление выдвинутой О.К. Тихомировым психологии компьютеризации, в задачи которой входит изучение особенностей преобразования психических процессов и функций под влиянием компьютеров, а также сопоставление концепций и моделей искусственного интеллекта с человеческим мышлением. Данное исследовательское направление является существенным компонентом смысловой теории мышления, также разработанной О.К. Тихомировым. Для современного этапа развития психологии компьютеризации, как показано, характерно изучение психологических аспектов социокультурных преобразований, обусловленных информационными технологиями. Рассмотрены динамика исследовательских задач, последовательно решавшихся в рамках психологии компьютеризации на протяжении более чем двух десятилетий, а также перспективы адекватного наименования данного направления.

Страницы: 140-153
Ключевые слова: компьютеризация; смысловая теория мышления; психология Интернета; переопосредствование; преобразование; искусственный интеллект; психологические последствия компьютеризации; взаимодействие человека с компьютером;
Автор(ы): Войскунский А. Е.;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008


Школа Тихомирова: прикладные исследования

Бабаева Ю.Д. Современные тенденции в исследовании одаренности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.154-168.

В статье анализируются современные тенденции в исследовании одаренности. Обосновывается положение о плодотворности общепсихологического подхода, разрабатываемого в школе Тихомирова, для решения многих дискуссионных проблем психологии одаренности. Созданный этой школой теоретический и методический задел позволяет преодолеть ряд существенных недостатков широко распространенного статичного, «сегментарного» подхода к изучению одаренности, а также способствует созданию новых методов ее диагностики.

Страницы: 154-168
Ключевые слова: одаренность; креативность; интеллектуальные эмоции; типы одаренности; интеллектуальное развитие; диссинхрония развития; диагностика одаренности; совместное творчество; социокультурные аспекты одаренности;
Автор(ы): Бабаева Ю. Д. ;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008

Богданова Т.Г. Соотношение вербальных и невербальных компонентов интеллекта у детей с нарушениями слуха// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №2 -с.169-179.

Страницы: 169-179
Ключевые слова: мышление; целеобразование; функции речи; дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие);
Автор(ы): Богданова Т.А.;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008

Джакупов С.М. Развитие смысловой теории мышления в концепции совместно

В статье рассмотрены актуальные и потенциальные возможности понятийного аппарата концепции совместнодиалогической познавательной деятельности, разработанной на основе смысловой теории мышления. Приведены результаты использования метода экспериментально-диагностического моделирования виртуальных моноэтнических групп в условиях исследования этнопсихологических явлений.

Страницы: 180-188
Ключевые слова: смысловая теория мышления; совместная мыслительная деятельность; псевдосовместная мыслительная деятельность; псевдоиндивидуальная мыслительная деятельность; общий фонд смысловых образований; совместнодиалогическая познавательная деятельность; виртуальные моноэтнические группы;
Автор(ы): Джакупов С.М.;

Доступно в on-line версии с 30.06.2008



О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2020


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер