ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2007. - №3- 120 с.

К 30-летию журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»

Садовничий В.А. «Вестник» — главное научное издание психологов Московского университета// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.3-4.

«Вестник» — главное научное издание психологов Московского университета.

Страницы: 3-4
Ключевые слова: Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.;
Автор(ы): Садовничий В.А.;

От редколлегии // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.4-6.

30 лет назад, в 1977 году, вышел в свет первый номер журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология». Инициатива его создания принадлежит первому декану факультета психологии Алексею Николаевичу Леонтьеву.

Страницы: 4-6
Ключевые слова: Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.;
Автор(ы): Коллектив авторов;


IV съезд Российского психологического общества

Зинченко Ю.П. Профессиональные психологи — будущему России // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.7-14.

Выступление на IV съезде Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, 18 сентября 2007).

Страницы: 7-14
Ключевые слова: психология;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;


Фундаментальная наука сегодня

Черноризов А.М. «Проблемное поле» современной психофизиологии:от нанонейроники до сознания// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.15-43.

a:2:{s:4:"TEXT";s:393:"<p>
    В статье обсуждаются актуальные проблемы и новые направления современной психофизиологии. Аналитический обзор материалов XIII Международного психофизиологического конгресса (г. Стамбул, Турция, 28.08—02.09.2006) сопровождается обобщениями дискуссионного характера, затрагивающими как психофизиологию, так и традиционно непростые взаимоотношения между психологией и естествознанием.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 31.08.2007
Страницы: 15-43
Ключевые слова: векторная психофизиология; системная психофизиология; когнитивная психофизиология; клиническая психофизиология; социальная психофизиология; нанонейроника; психофизиологическая проблема; мозг и сознание; живые и неживые системы;
Автор(ы): Черноризов А.М.;


Теоретические и экспериментальные исследования

Тхостов А.Ш., Левин Я.И., Рассказова Е.И. Психологическая модель невротической инсомнии: факторы хронификации// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.44-56.

Предлагается психологическая модель инсомнии, уделяющая основное внимание хронификации инсомнии и особенностям поведения при инсомнии. Обсуждаются социально-психологические факторы возникновения и усиления тревоги в отношении сна и внимания ко сну: личностные особенности больных, принятые в культуре представления о сне и бессоннице (представления о гигиене сна, контроле сна, отношение общества к бессоннице). Реакции больных на инсомнию и их поведенческое проявление: психологическая зависимость от медикаментов, формирование ритуала сна, самоограничительное поведение, активные изменения в жизни — по-разному влияют на ход и эффективность лечения.

Поступила: 01.03.2007
Страницы: 44-56
Ключевые слова: инсомния; психологическая модель инсомнии; факторы хронификации; психосоматика;
Автор(ы): Тхостов А.Ш. ; Левин Я.И.; Рассказова Е.И.;

Егорова М.С. Развитие как предмет психогенетики// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.57-68.

Психогенетические исследования развития направлены на решение двух задач — оценку изменения генотипических и средовых влияний с возрастом и определение роли генотипических и средовых факторов в возрастных изменениях. Экспериментальные исследования, проводящиеся в этих целях, представляют собой лонгитюды, выборки которых удовлетворяют требованиям генетического анализа, т.е. включают пары родственников, имеющих разную степень генетического сходства. Результаты исследований позволяют: 1) определить генотипические и средовые влияния на траектории развития; 2) оценить изменение с возрастом относительного вклада генотипа и среды в фенотипические дисперсии признаков; 3) выяснить роль генотипических и средовых факторов в преемственности развития и 4) в структурных перестройках психологических характеристик.

Страницы: 57-68
Ключевые слова: развитие ; индивидуальные различия; наследуемость; общая среда; индивидуальная среда;
Автор(ы): Егорова М.С.;

Леонова А.Б. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.69-81.

В статье рассмотрены основные направления и перспективы развития исследований, проводимых в лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по проблемам оценки и разработки средств психологической поддержки деятельности профессионалов в современных видах труда. В рамках деятельностной парадигмы дано обоснование структурно-интегративного подхода к оценке функциональных состояний человека и иерархической модели анализа профессионального стресса. Описаны критерии и методы получения оценок эффективности труда по показателям психического здоровья и качества организационных взаимодействий. Специальное внимание уделено разработке психологических технологий управления стрессом применительно к решению разных типов практических задач. На примерах комплексных систем «Индивидуальная диагностика и коррекция стресса», «Индивидуальная оценка стресс-резистентности» и «Программа обучения навыкам саморегуляции состояний» показана возможность продуктивной интеграции новых концептуальных подходов и методических разработок для решения актуальных проблем в области психологии труда, организационной психологии и психологии здоровья.

Страницы: 69-81
Ключевые слова: психология труда; организационная психология; профессиональный стресс; психическое здоровье; психодиагностика; психологическая поддержка персонала; психологическая коррекция и профилактика стресса;
Автор(ы): Леонова А.Б.;

Смирнов С.Д., Корнилова Т.В., Корнилов С.А., Малахова С.И. О связи интеллектуальных и личностных характеристик студентов с успешностью их обучения// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.82-87.

Интеллектуальные и личностные характеристики студентов рассматривались в качестве предикторов успешности обучения. Использовались тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, опросник личностных предпочтений А. Эдвардса, модифицированный вариант методики К. Двек, опросник ЛФР и новая методика групповой оценки ума (ГОУ). Результаты исследования, проведенного на 177 студентах МГУ им. М.В. Ломоносова, позволили заключить: 1. Групповая оценка ума — более значимая прогностическая переменная успешности сдачи экзамена студентами, чем показатели психометрического интеллекта. 2. «Самооценка ума» коррелирует с «самооценкой успешности обучения», а также с академической успеваемостью, но не выступает значимым ее предиктором. 3. Некоторые мотивационные переменные оказываются более сильными предикторами эффективности обучения, чем интеллектуальные способности.

Страницы: 82-87
Ключевые слова: психометрический интеллект; предикторы успешности обучения; групповая оценка ума; специфическая и неспецифическая (глубинная) мотивация;
Автор(ы): Смирнов С. Д. ; Корнилова Т.В.; Корнилов С.А.; Малахова С. И. ;

Зенцова Н.И. Особенности когнитивных факторов психосоциальной адаптации лиц, зависимых от героина// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.88-95.

Исследование направлено на определение специфики качественных и количественных, структурных и функциональных характеристик психологической адаптации лиц, зависимых от героина. В результате исследования обнаружено, что для больных опийной (героиновой) наркоманией характерно непонимание связи между выбираемым поведением и его возможными последствиями. Это приводит к дезадаптации психосоциального характера, созданию конфликтных ситуаций. Причина — дефицитарность социального интеллекта. У больных наркоманией также снижена эмпатия, с которой тесно связана коммуникативная компетентность, представляющая собой сумму знаний и навыков о партнерах по общению и о коммуникативном процессе в целом.

Поступила: 30.11.2007
Страницы: 88-95
Ключевые слова: психосоциальная адаптация; психоактивные вещества; когнитивные факторы; зависимость от героина;
Автор(ы): Зенцова Н. И.;


Психология — практике

Братусь Б.С. Общая психология на фоне знаков современности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.96-101.

a:2:{s:4:"TEXT";s:461:"<p>
    В статье проведено сравнение представлений о психологии в современном общественном мнении и реального положения дел в психологической науке. Выявлено несоответствие между темпами развития прикладных отраслей психологии и обеспечением их со стороны фундаментальных исследований. Показано значение общепсихологической науки (в частности, работ кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова) в преодолении этого несоответствия.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 96-101
Ключевые слова: история психологии; общая психология; отрасли психологии; фундаментальная наука; Болонский процесс; современность;
Автор(ы): Братусь Б. С. ;

Климов Е.А. О нелинейности процесса профессионального становления// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.102-108.

a:2:{s:4:"TEXT";s:496:"<p>
    Предрассудок, определяющий практику так называемого профильного обучения школьников, состоит в том, что выбор специальности, сделанный в юности, считается гарантирующим дальнейшее профессиональное развитие человека в соответствующем направлении. В действительности, как свидетельствуют биографии успешных профессионалов, становление специалистов происходит не линейно, а именно в ходе преодоления ситуаций неопределенности, и характеризуется как прерывистый («старт-стопный») процесс.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 102-108
Ключевые слова: профильное обучение школьников; предрассудки при выборе профессии; ситуации неопределенности; нелинейность («старт-стопность») процесса профессионального становления;
Автор(ы): Климов Е. А.;

Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.109-112.

В статье поднимается проблема преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии в вузах России в наши дни. Включенность в процесс преподавания данной дисциплины лиц без специальной междисциплинарной подготовки приводит к тому, что у студентов зачастую формируется искаженное представление о предмете. Этому способствует также обострение противостояния двух основных парадигм в понимании природы человека — социокультурной и биологической, а также усиление биологизаторских тенденций при интерпретации поведения человека, выражающихся в прямых аналогиях с поведением животных различных таксонов.

Страницы: 109-112
Ключевые слова: преподавание зоопсихологии; инстинкты человека; сравнение человека и животных; сравнительная психология;
Автор(ы): Мешкова Н.Н.; Федорович Е.Ю.;


Юбилеи

Коллектив факультета психологии МГУ. К 80-летию Виктора Васильевича Лебединского// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.113-115.

К 80-летию Виктора Васильевича Лебединского.

Страницы: 113-115
Ключевые слова: Юбилеи; Виктор Васильевич Лебединский;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Коллектив факультета психологии МГУ. К 75-летию Дианы Борисовны Богоявленской // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.116-117.

К 75-летию Дианы Борисовны Богоявленской.

Страницы: 116-117
Ключевые слова: Юбилеи; Диана Борисовна Богоявленская;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер