ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2007. - №2- 144 с.

Актуальная тема


Теоретические и экспериментальные исследования

Зинченко Ю.П.,Сурнов К.Г.,Тхостов А.Ш. Мотивация террориста // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.20-34.

a:2:{s:4:"TEXT";s:384:"<p>
    Рассматриваются мотивы террористической деятельности через анализ психологических механизмов опредмечивания базовых потребностных состояний человека на этапах вовлечения в террористические организации и участия в них. Обсуждаются причины психологической привлекательности терроризма в контексте проблемы влияния современных технологий на динамику границ нормы и патологии.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 02.08.2007
Страницы: 20-33
Ключевые слова: психология терроризма; современные технологии; культура и патология; психология личности; мотивация; опредмечивание потребностей;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Сурнов К.Г.; Тхостов А.Ш. ;

Величковский Б.Б., Марьин М.И. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние—устойчивая черта»// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.34-46.

В работе показана возможность оценки уровня устойчивости к стрессу на основе интеграции информации о специфике образов затруднительной ситуации и наличных ресурсов совладания. При описании индивидуального процесса адаптации к стрессу проводится систематическое различие между психическими состояниями и устойчивыми личностными диспозициями. Подобран комплекс диагностических методик, эмпирическая верификация которого осуществлена путем сопоставления выборок испытуемых (N=530), априорно контрастных по уровню устойчивости к стрессу.

Поступила: 27.06.2006
Страницы: 34-46
Ключевые слова: устойчивость к стрессу; психические состояния; личностные диспозиции; психологическая диагностика;
Автор(ы): Величковский Б. Б.; Марьин М. И.;

Климась Д.Г., Бардышевская М.К. Развитие регуляции эмоций у детей 6—10 лет с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.47-58.

Статья посвящена вопросам динамики эмоционального развития детей с аутизмом. Нарушения регуляции эмоций занимают центральное место в клинической картине данного типа расстройств. В младшем школьном возрасте они становятся основным препятствием в социализации этих детей. В настоящей работе описаны варианты развития эмоциональной регуляции при аутистических расстройствах различной степени тяжести в период начала школьного обучения. Основной акцент сделан на сравнении с возрастной нормой. Выделены факторы, влияющие на прогноз социальной адаптации.

Поступила: 18.05.2006
Страницы: 47-58
Ключевые слова: аутизм; эмоциональная регуляция; адаптация к школе;
Автор(ы): Климась Д.Г.; Бардышевская М.К. ;

Лапшина Т.Н. Электроэнцефалографические корреляты эмоциональных реакций // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.59-69.

В данном исследовании, благодаря комплексному психофизиологическому подходу, показано, что сложная динамика спектра мощности ЭЭГ отражает субъективные различия в эмоциональной реакции на стимулы. При восприятии эмоционально положительных слайдов обнаружено усиление относительной мощности ЭЭГ в диапазоне 6—8 Гц в лобных отведениях, а также подавление активности 8—12 Гц в затылочных и теменных отведениях. Полученные данные могут стать основой для создания принципиально нового метода объективной диагностики эмоциональных ответов, который будет востребован как в медицине и прикладных областях психофизиологии, так и в фундаментальных исследованиях эмоциональных реакций.

Поступила: 17.03.2006
Страницы: 59-69
Ключевые слова: эмоции; ЭЭГ; объективные индикаторы эмоций;
Автор(ы): Лапшина Т.Н.;

Орел Е.А. Электроэнцефалографические корреляты эмоциональных реакций // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.70-79.

Статья посвящена исследованию особенностей интеллекта специалистов в области информационных технологий. В качестве объекта исследования была выбрана базовая для данной группы профессий специальность — программист. Строится усредненный профиль интеллекта для представителей этой профессии и сравнивается с профилем интеллекта бухгалтеров — профессии, принадлежащей к той же группе «человек — знаковые системы». Полученные результаты интерпретируются, исходя из особенностей каждой профессиональной деятельности.

Поступила: 28.03.2006
Страницы: 70-79
Ключевые слова: психология программирования; программисты; особенности специалистов в области информационных технологий; интеллект; вербальные способности; логическое мышление; эрудиция;
Автор(ы): Орел Е.А.;


История психологии

Соколова Е.Е. Школа А.Н.Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.80-103.

Статья посвящена истории и современному состоянию школы Алексея Николаевича Леонтьева (1903—1979), выдающегося отечественного психолога, первого декана факультета психологии МГУ, внесшего наиболее существенный вклад в создание и развитие деятельностного подхода в психологии. Подробно рассмотрены этапы научной биографии А.Н. Леонтьева, выделены и проанализированы основные положения разрабатываемой его школой «неклассической психологии», истоки которой восходят к Л.С. Выготскому. Особое внимание уделено анализу предложенного в школе А.Н. Леонтьева решения проблем предмета психологии, природы психического как специфической функции деятельности, соотношения внутренней и внешней деятельности, единиц психологического анализа и развития психики. Выделены также перспективные линии разработки общепсихологических идей школы А.Н. Леонтьева.

Страницы: 80-103
Ключевые слова: неклассическая психология; деятельность; психика; сознание; единица анализа; школа А.Н. Леонтьева; развитие психики; смысл ;
Автор(ы): Соколова Е. Е. ;


Дисскуссии, размышления

Микадзе Ю.В.,Скворцов А.А. Понятие «фактор» в работах А.Р. Лурии // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.104-113.

Анализируется значение понятия «фактор» в работах А.Р. Лурии. Определяются связи этого понятия и основных теоретических задач нейропсихологии. На основе этих связей реконструируется наиболее органичная для текстов А.Р. Лурии трактовка понятия «фактор».

Поступила: 05.12.2006
Страницы: 104-108
Ключевые слова: фактор; задачи нейропсихологии; структурный элемент психических процессов; физиологический механизм; локализация; зона мозга;
Автор(ы): Микадзе Ю.В. ; Скворцов А.А. ;


Методика, аппаратура

Портнова Г.В. Компьютерная методика исследования индивидуальных особенностей оценки и отмеривания временных интервалов // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.114-122.

В статье рассмотрены классические и новейшие методики исследования психического отражения времени. Предложена компьютерная методика, позволяющая контролировать различные условия психического отражения времени: точность оценки и отмеривания, наличие или отсутствие задач, тип задачи, скорость внешних датчиков времени, а также варьировать различные серии эксперимента в исследовательских целях. Методическая процедура апробирована на испытуемых пожилого и молодого возраста и чувствительна к особенностям восприятия времени у лиц различных возрастов.

Поступила: 20.06.2006
Страницы: 114-122
Ключевые слова: восприятие времени; компьютерная методика; параметры временных операций;
Автор(ы): Портнова Г. В. ;


Краткие сообщения

Борздыко Ю.Е. Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.123-127.

В статье представлено исследование, посвященное сравнительному изучению двух тренингов личностного роста у старших подростков. Первый построен на основе применения арт-терапевтических и психотехнических упражнений, второй — только психотехнических. Показано, что первый тренинг производит больший развивающий эффект, чем второй. Последний может приводить к появлению или усилению у его участников ригидности и ощущения самодостаточности, что тормозит личностный рост. В тренингах с применением арт-терапевтических методик этот негативный эффект не возникает.

Поступила: 02.05.2006
Страницы: 123-127
Ключевые слова: тренинг личностного роста; арт-терапевтические и психотехнические тренинговые упражнения;
Автор(ы): Борздыко Ю.Е.;

Петров К.М. Особенности когнитивного функционирования больных мигренью // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.128-133.

В статье излагаются результаты исследования особенностей переработки информации у больных мигренью в безболевом периоде и у здоровых испытуемых с помощью тестов для оценки психопатологических симптомов и когнитивно-стилевых тестов: методика включенных фигур Готтшальда (стиль полезависимость/поленезависимость) и кластерный классификационный тест — новая методика, основанная на конструировании искусственных понятий. Больные мигренью продемонстрировали более низкую стабильность и селективность процессов структурирования информации. Положительная связь структурированности у больных мигренью и подверженности психопатологическим процессам (у здоровых наблюдалась обратная зависимость) может быть следствием адаптации к завышенным для них требованиям к структурированию информации, которые предъявляет среда.

Поступила: 12.12.2006
Страницы: 128-133
Ключевые слова: кластерный классификационный тест; когнитивные стили; мигрень; переработка информации; полезависимость/поленезависимость;
Автор(ы): Петров К. М. ;

Ляшенко М.В. Аксиологические особенности смысловой сферы личности военнослужащих-женщин вузов МО РФ // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №2 -с.133-137.

Исследование посвящено актуальной для Вооруженных Сил РФ проблеме эффективной профессиональной адаптации увеличивающегося контингента военнослужащих-женщин с учетом особенностей ценностной, мотивационной, смысловой сфер их личностной организации. Экспериментальное исследование позволило выявить и статистически подтвердить три значимых уровня в структуре мотивации профессиональной деятельности военнослужащей-женщины. Обозначены основные мотивационные детерминанты успешной профессиональной деятельности.

Поступила: 07.06.2007
Страницы: 133-137
Ключевые слова: психология мотивации; психология ценностной сферы; аксиология; гендерная психология; военная психология;
Автор(ы): Ляшенко М. В. ;


Юбилеи


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер