Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Динамика интеллектуальной уверенности в решении проблемных задач

Аннотация

Актуальность. Одной из актуальных для психологии творческого мышления выступает проблема критериев оценки успешности решений. Оценка субъектом своего решения в процессе мышления в форме интеллектуальных эмоций «уверенности — сомнения» может выступать критерием и основанием переживания разрешенности или неразрешенности, потенциального успеха или неуспеха, вести к продолжению или остановке в решении.

Цель. Изучение динамики интеллектуальной «уверенности — сомнения» на разных этапах решения проблемных ситуаций различного содержания.

Выборка. 66 студентов разных вузов, специалистов и неспециалистов по отношению к содержанию задачи.

Методы. Испытуемые решали по восемь проблемных задач научного и художественного содержания с подсказками из авторских методик «Понимание смысла отрывка художественного/научного текста», оценивая интерес и уверенность в процессе решения; выполняли диагностические методики: тест интеллекта «Прогрессивные матрицы Равена», «Сложные аналогии».

Результаты. Выявлено шесть типов динамики интеллектуальной уверенности, которые различным образом соотносятся с успешностью решения. Успешное разрешение проблемных ситуаций научного содержания для специалистов сопряжено с уверенностью на каждом этапе, для неспециалистов — с сомнениями на этапах понимания смысла проблемы и формулировки решения. С успешным разрешением проблемных ситуаций художественного содержания студентами-неспециалистами соотносятся типы динамики: «сомнения — сомнения — уверенность», «уверенность на всех этапах»; последний наблюдается также при неуспешном решении. В связи с этим выявлено два типа уверенности: 1) обоснованная, связанная с опорой на подсказки, ведущая к успешному решению, 2) необоснованная, без опоры на подсказку, не ведущая к успешному решению.

Выводы. Процессуальным критерием оценки успешности решения могут выступать интеллектуальные эмоции уверенности или сомнения. В зависимости от этапа решения и содержания проблемной задачи интеллектуальная уверенность закономерно изменяется у специалистов и неспециалистов, выполняя функцию предварительной оценки, регулируя процесс решения.

Литература

Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980.

Головина Е.В., Скотникова И.Г., Эллиотт М. Феномен уверенности и его проявления в русской и немецкой культурах // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2, № 1. С. 23–34.

Головина Е.В., Тимофеева Т.Б. Уверенность в познании и общении // Познание в структуре общения / Под ред. В.А. Барабанщикова, Е.С. Самойленко. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 143–150.

Гусев А.В., Шарагин В.И. Исследование психологического благополучия студентов-психологов МГППУ // Экспериментальная психология. 2016. Т. 15, № 12-2. С. 19–30.

Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Коробкова Э.А. Сложные аналогии // Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995.

Любарт Т. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009.

Матюшкина А.А. Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления // Вестник Московского университета. Серия 14. Психоло- гия. 2015. № 3. С. 93–107.

Матюшкина А.А., Кунашенко М.И. Креативность как предпосылка разрешения проблемных ситуаций // Актуальные проблемы психологического знания. 2019. № 1. С. 61–73.

Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие / Под ред. А.А. Матюшкиной. 2-е изд., испр. и доп. М., 2017.

Равен Дж.К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. М., 1996.

Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.05 / Ростов- ский гос. ун-т. Ростов-н/Д, 1997.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000.

Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у студенческой молодежи. М.: Академия, 2000.

Скотникова И.Г. Понятие и изучение уверенности в психологии // Разработка понятий в современной психологии. Т. 2 / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во ИП РАН, 2019.

Ariel, R., Lembeck, N., Moffatб S., Hertzog, C. (2018). Are there Sex Differences in Confidence and Metacognitive Monitoring Accuracy for Everyday, Academic, and Psychometrically Measured Spatial Ability? Intelligence, 70, 42–51. https://doi.org/10.1016/j.intell.2018.08.001

Avhustiuk, M., Pasichnyk, I., Kalamazh, R. (2018). The Illusion of Knowing inMetacognitive Monitoring: Effects of the Type of Information and of Personal, Cognitive, Metacognitive, and Individual Psychological Characteristics, Europe’s Journal of Psychology, 14, 317–341. https://doi.org/10.5964/ejop.v14i2.1418

Dotan, D., Meyniel, F., Dehaene, S. (2017). On-line confidence monitoring during decision- making. Cognition, 171, 112–121. https://doi.org/10.1016/j.cogni- tion.2017.11.001

Gambetti, E., Marinello, F., Zucchelli, M., Nori, R., Giusberti, F. (2020). Fast thoughts and metacognitive feelings: The role of cognitive styles. Journal of Behavioral Decision Making, 10, 352–363. https://doi.org/10.1002/bdm.2225

Grimaldi, P., Lau, H., Basso, M. (2015). There are things that we know that we know, and there are things that we do not know we do not know: Confidence in decision-making. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 55, 88–97. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2015.04.006

Hirt, E.R., Levine, G.M., McDonald, H.E., Melton, R.J., Martin, L.L. (1997). The Role of Mood in Quantitative and Qualitative Aspects of Performance: Single or Multiple Mechanisms? Journal of Experimental Social Psychology, 33, 602–629. https://doi.org/10.1006/JESP.1335

Kahneman, D., Klein, G. (2009). Conditions for Intuitive Expertise: A Failure to Disagree. American Psychologist, 64 (6), 515–526. https://doi.org/10.1037/a0016755

Martin, L. L., Ward, D. W., Achee, J. W., Wyer, R. S. (1993). Mood as input: People have to interpret the motivational implications of their moods. Journal of Personality and Social Psychology, 64, 317–326. https://doi.org/10.1037/0022-3514.64.3.317

Meyniel, F., Sigman, M., Mainen, Z. (2015). Confidence as Bayesian probability: From neural origins to behavior. Neuron, 88, 78–92. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2015.09.039

Pallier, G., Wilkinson, R., Danthiir, V., Kleitman, S., Knezevic, G., Stankov, L., Roberts, R. (2002). The Role of Individual Differences in the Accuracy of Con- fidence Judgments. The Journal of general psychology, 129, 257–299. https://doi.org/10.1080/00221300209602099

Schwarz, N. (2012). Feelings-as-Information Theory. Handbook of Theories of Social Psychology, 1, 289–308. https://doi.org/10.4135/9781446249215.n15

Schwarz, N., Clore, G. (1983). Mood, misattribution, and judgments of well-being: informative and directive functions of affective states. Journal of personality and social psychology, 45 (3), 513. https://doi.org/10.1037/0022- 3514.45.3.513

Скачать в формате PDF

Поступила: 09.02.2023

Принята к публикации: 12.07.2023

Дата публикации в журнале: 13.09.2023

Ключевые слова: продуктивное мышление; успешность решения; проблемная ситуация; интеллектуальные эмоции; интеллектуальная уверенность

DOI: 10.11621/LPJ-23-29

Доступно в on-line версии с: 13.09.2023

Номер 3, 2023