Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Методологическая основа применения космизма для развития педагогической теории и практики

Аннотация

Актуальность заявленной проблематики связана с незавершенностью трансформаций современного образования, требующей поиска инновационных инструментов и методов решения существующих проблем. Применение методологии космизма в педагогической практике представляется важным в контексте модернизации образовательной системы на основе принципов ориентированности обучения на личность человека и общечеловеческих ценностей. С учетом недостаточной изученности онтологии педагогического космизма, выбранное направление исследования представляется актуальным.

Цель работы заключается в комплексном изучении возможностей практико-ориентированного применения идей космизма в рамках развития гуманистической парадигмы личностно-ориентированного образования в современной образовательной среде.

Результаты. Среди наиболее значимых результатов исследования, характеризующих его научную новизну, выделяются следующие:

1. Методологическая основа концепции космизма заключается в утверждении органического единства Человека, Человечества и Космоса, обосновывающего правомерность формирования космического сознания; в определении человека как уникального Микрокосма.

2. Основным направлением воспитания в педагогической концепции космизма является духовное воспитание ребенка, заключающееся в открытии ребенком в себе «высшего Я», управляющего всеми сферами личности, и в совершенствовании им эмоциональной, мыслительной, физической и духовной сфер своей личности с целью сформировать единое качество, поднимающее человека на следующую ступень духовной эволюции.

3. Современным тенденциям образовательной политики созвучны идеи, формирующиеся до педагогической концепции космизма, которое составляет системная целостность задач, принципов и направлений образования и воспитания, в свете которого образование представляет собой процесс развития и способности к всестороннему самосовершенствованию личности.

4. Применение идей космизма ориентировано на решение проблем, с которыми сталкивается современное образование, включая этическую проблему образования и поиск наилучших решений развития талантов и педагогического содействия самосовершенствованию, формированию школы нового типа — устойчивого и непрерывного развития.

Выводы. Основываясь на содержании основных терминологических понятий космизма и проанализированных в работе методологических установок педагогической концепции космопедагогики, был сделан вывод о том, что в их основе лежит всестороннее развитие индивида посредством раскрытия творческой энергии, направленной на гармонизацию внутреннего мира.

Литература

  1. Aмонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат.дом Ш.Амонашвили, 1996.

  2. Антология гуманной педагогики: К.Н. Вентцель. М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 1999.

  3. Архив рукописей РГБ, ф. 23, оп.1, д. (ед. хр.) 16, С. 15−20, 25, 26, 99.

  4. Архив рукописей РГБ, ф. 23, оп.1, д. (ед. хр.) 30, С. 90−95.

  5. Башкова Н.В. Проблема преображения человека в философии русского космизма: Циолковский К.Э., Рерих Е.И., Рерих Н.К., Вернадский В.И.: дисс… канд. философ. наук. Тула, 2004.

  6. Бирич И.А., Панченко О.Г. Вклад философии русского космизма в идеи ноосферного образования// «Московский Сократ»: Николай Фёдорович Фёдоров (1829–1903). Сб. науч. ст. М.: Русский лад, 2020.

  7. Вентцель К.Н. Лучи света на пути творчества // Свободное воспитание: сб. избр. тр./ К.Н. Вентцель; сост. Л.Д. Филоненко. М.: Педагогика, 1993.

  8. Вентцель К.Н. Психологические и педагогические условия торжества новой религии (фрагменты главы из рукописи «Религия творческой жизни») // Вентцель. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1999.

  9. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.

  10. Вернадский В.И. О значении радиогеологии для современной геологии // Труды XVII сессии Международного геологического конгресса. СССР, М., 1937. Т. 1, ОНТИ, 1939.

  11. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

  12. де Шарден П.Т. Гимн вселенной (статьи 1923–1937) // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991.

  13. Евразийская мудрость от А до Я / Сост. В.И. Зорин. Алматы: СОЗДШ-Словарь, 2011.

  14. Еремкин А.И. Педагогика «поющих звезд» // См.: Инновации в образовании: теория и практика. Белгород: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 1998.

  15. Ионова Т.А. Философско-антропологические идеи русского космизма ХХ века: Историко-философский анализ: дисс… канд. философ. наук. М., 1999.

  16. Корженко О.М. Развитие педагогических идей русского космизма в современной теории и практике образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы первой Международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1, Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 43–44.

  17. Корнетов Г.Б. Космическая педагогика Константина Вентцеля // Свободное воспитание. 1993. Вып.2. С.14−19.

  18. Михалева О.М. Педагогические идеи в русском космизме: дисс… канд. пед. наук. Белгород, 2000.

  19. Новейший философский словарь / Под ред. В.А. Кондрашова, Д.А. Чекалова, В.П. Копорулина. Р.-н/Д.: Феникс, 2008.

  20. Панкрушина А.М. Философско-педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования: дисс… канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004.

  21. Перекусихина Н.А. Педагогическая концепция русского космизма: дисс… канд. пед. наук. М., 2004.

  22. Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  23. Смирнов В.Ю. Космизм как направление философско-педагогической мысли // Вестник Костромского гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 5. С. 13–15.

  24. Суслов А.В. Нравственные основания русского космизма: дисс… канд. философ. наук. М., 1999.

  25. Указ Президента от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120.

  26. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // FGOS.ru. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 05.09.2021).

  27. Филенко Л.П. Русский космизм: социокультурный проект и рациональный конструкт: дисс… канд. философ. наук, Белгород, 2012.

  28. Циолковский К.Э. Какой тип школы желателен // Щит научной веры: Сб. статей. М.: Наука, 2007.

  29. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  30. Циолковский К.Э. Щит научной веры : сб. статей). М. : Луч, 2007.

  31. Definition and Selection of Competencies 2021. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.deseco.admin.ch (дата обращения: 05.01.2021).

  32. Sustainable Development Goals (SDGs), 2015–2030) Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. [Электронный ресурс] // URL: http://sustainabledevelopment.un.org/ (дата обращения: 05.09.2021)

Скачать в формате PDF

Поступила: 17.05.2021

Принята к публикации: 24.09.2021

Дата публикации в журнале: 30.03.2022

Ключевые слова: онтологический аргумент; космизм; космическое мировоззрение; педагогические идеи космизма; методология космизма

DOI: 10.11621/vsp.2022.01.11

Номер 1, 2022