Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Способность к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников

Способность к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников

Аннотация

В статье рассматривается проблема способности к предвосхищению событий будущего у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие способности к прогнозированию в старшем дошкольном возрасте делает ее одним из значимых условий процесса социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями, в том числе и слабовидящих дошкольников.

Цель исследования являлось изучение специфики предвосхищения событий будущего у слабовидящих детей.

В исследовании приняло участие 60 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, среди которых было обследовано 30 детей с нарушениями зрения и 30 детей с сохранным зрением.

В результате анализа структурно-функциональных компонентов установлено, что слабовидящие дошкольники чаще прогнозируют действия, а также у них отмечается более низкий уровень сформированности рече-коммуникативной функции по сравнению с ее развитием у нормотипичных сверстников. Способность к предвосхищению у детей со зрительными нарушениями проявляется успешнее в организованной деятельности, а также во взаимоотношениях с родителями, а не с окружающими взрослыми или детьми.

В результате исследования была выявлена специфика способности к предвосхищению ситуаций будущего у слабовидящих дошкольников с нарушениями речи. Было установлено, что дети с нарушением зрения действительно испытывают трудности при формировании прогноза, у них отмечается более низкий уровень сформированности регулятивной, когнитивной и рече-коммуникативной функции по сравнению с их развитием у сверстников без зрительных нарушений. Дошкольники с нарушением зрения могут ставить и удерживать цели, а также справляются с мысленным проигрыванием различных вариантов действий и осознают последствия их выполнения относительно себя и окружающих людей. У них имеются трудности в понимании и определении как своих, так и эмоций окружающих людей в прогнозируемых ситуациях.

Литература

  1. Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Структурно-функциональная модель процесса прогнозирования в дошкольном возрасте при дефицитарном дизонтогенезе. Дефектология. 2021. № 5. С.13-21

  2. Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Диагностика структурно-функциональных характеристик прогнозирования у детей: методическое руководство. Казань: Издательство Казанского университета, 2020.

  3. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. Москва: Наука, 1980.

  4. Присяжная А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика): автореф. дисc. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2006.

  5. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

  6. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. Москва: Институт психологии РАН, 2006.

  7. Akhmetzyanova, A.I., Artemyeva, T.V. (2020). Features of interaction of children with developmental disorders with peers and adults. Utopia y Praxis Latinoamericana. 25, 2, 351–358.

  8. Akhmetzyanova, A.I., Artemyeva, T.V. (2019). Correlation between forecasting and success-ful socialization of children with developmental disorders. Utopia y Praxis Latinoamericana, 24, 6, 294–303.

  9. Akhmetzyanova, A.I., Tvardovskaya, A.A. (2020). Prognostic capability of preschoolers: analysis of Russian and foreign studies. International Journal of Pharmaceutical Research. Supplementary, 1, 1068–1074.

  10. Engle, J., Baker-Harvey, H., Nguyen, H.-K., Carney, H., Stavropoulos, K., Carver, L.J. (2021). Anticipation to Social and Nonsocial Dynamic Cues in Preschool-Age Children 13. Child Development, 92 (3), 811–820. doi: 10.1111/cdev.13551.

  11. Essler, S., Wörle, M., Moore, C., Paulus, M. (2020). Preschoolers’ sharing expectations towards friends relate to their kindergarten peer status. British Journal of Developmental Psychology, 38 (1), 1–14. doi: 10.1111/bjdp.12300

  12. Kopp, L., Atance, C.M., Pearc S. (2017) ‘Things aren't so bad!’: Preschoolers overpredict the emotional intensity of negative outcomes. British Journal of Developmental Psychology, 35 (4), 623–627. doi: 10.1111/bjdp.12210.

  13. Martin-Ordas, G. (2017). ‘Will I want these stickers tomorrow?’ Preschoolers’ ability to predict current and future needs. British Journal of Developmental Psychology, 35 (4), 568–581. doi: 10.1111/bjdp.12195.

  14. Mirabile, S.P., Oertwig, D., Halberstadt, A.G. (2018). Parent emotion socialization and children’s socioemotional adjustment: when is supportiveness no longer supportive? Social Development. 27, 466–481. doi: 10.1111/sode.12226.

  15. Schubert, E., Agathos J.A., Brydevall M. (2020). Neural patterns during anticipation predict emotion regulation success for reappraisal. Cognitive affective & behavioral neuroscience, 4, 888–900.

  16. Paulus, M., Moore, C. (2017). Preschoolers’ generosity increases with understanding of the affective benefits of sharing. Developmental Science, 20 (3), e12417, doi: 10.1111/desc.12417.

  17. Suddendorf, T. (2017). The emergence of episodic foresight and its consequences. Child development perspectives, 11 (3). 191–195.

  18. Sette, S., Colasante, T., Zava, F., Baumgartner, E., Malti, T. (2018). Preschoolers’ Anticipation of Sadness for Excluded Peers, Sympathy, and Prosocial Behavior. Journal of Genetic Psychology. 179 (5), 286–296. doi: 10.1080/00221325.2018.1502147.

  19. Was, A.M., Warneken, F. (2017). Proactive help-seeking: Preschoolers know when they need help, but do not always ask for it. Cognitive Development. 43, 91–105. doi: 10.1016/j.cogdev.2017.02.010.

  20. Yangmei, L., Xuhai, C., Senqing, Q. (2018). Well-being and Anticipation for Future Positive Events: Evidences from an fMRI Study. Frontiers in psychology, 8. doi: 10.3389/fpsyg.2017.02199.

  21. Xiong, M., Shi, J., Wu, Z., Zhang, Z. (2016). Five-year-old preschoolers' sharing is influenced by anticipated reciprocation. Frontiers in Psychology, 7 (MAR), 460, doi: 10.3389/fpsyg.2016.00460

Поступила: 12.07.2021 09:48:59

Принята к публикации: 29.10.2021

Дата публикации в журнале: 30.03.2022

Ключевые слова: предвосхищение ситуаций будущего; прогнозирование; антиципация; дети; дошкольный возраст; нарушения зрения

Доступно в on-line версии с: 30.03.2022

Номер 1, 2022