ISSN 0137—0936
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Статьи

Фильтр
Ru:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
  

Буякас Т.М., Михеев В.А. Феноменологическая герменевтика профессионального становления. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.16-24

В статье обсуждаются основные идеи и положения феноменологически-герменевтического, понимающего подхода к профессиональному становлению в противовес объективирующим методам психодиагностического (психометрического) и формирующего подходов. Вводится принцип субъектности/авторства и нравственного отношения к осуществляемой деятельности. Предлагаются психотехники, направляющие и поддерживающие усилия «адепта» (человека, выбравшего сферу своей будущей профессиональной деятельности) на личностное отношение к задачам и ходу своего профессионального развития.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 16-24
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.16
Автор(ы): Буякас Т. М.; Михеев В. А.;
Ключевые слова: феноменологический подход; герменевтическое понимание; личностное и профессиональное самоопределение; профессиональное становление; смысл; диалог; личностный опыт; потенциал; проблематизация себя; принцип субъектности (авторства); сопровождающие психотехники;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Бухаленкова Д.А. Успешность в профессии в представлениях под- ростков о жизненном успехе. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.10-15

В статье приводятся результаты исследования представлений современных подростков о жизненном успехе. Выборку нашего исследования составили 500 учащихся 10—11 классов московских общеобразовательных школ и гимназий. Наибольшее внимание в статье уделено анализу успешности в профессии на материале выполнения испытуемыми проективных методик. Анализ примеров успешных людей позволил выделить наиболее значимые сферы профессиональной деятельности, а также основные критерии оценки успешности. Так, наиболее популярными примерами успешных людей для подростков становятся бизнесмены, заработавшие состояния благодаря развитию компьютерных технологий, представители шоу-бизнеса и политики. Анализ представлений подростков о своем будущем через 15 лет позволил выявить критерии, которые являются наиболее значимыми для современных подростков в оценке будущей успешности своей профессиональной деятельности. Проанализированы гендерные различия в представлениях о профессиональной и жизненной успешности.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 10-15
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.10
Автор(ы): Бухаленкова Дарья А.;
Ключевые слова: успех; карьера; подростковый возраст;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Абдуллаева М.М. К вопросу о психосемантической классификации профессий. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.3-9

Статья посвящена обсуждению возможности использования особенностей субъективных семантик как оснований для предложенной Е.А. Климовым классификации профессий, базирующейся на дифференциации отношений работающего человека к объектам мира. В научной школе Е.Ю. Артемьевой эта классификация понимается как типология замещающей реальности, которая раскрывается через способы свободного описания объектов и метафорическую интерпретацию шкал семантического дифференциала. Соотнесение семантик с профессиональной принадлежностью позволит предсказывать степень соответствия человека миру профессий.

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 3-9
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.03
Автор(ы): Абдуллаева М. М.;
Ключевые слова: мир профессий; психосемантика; классификация профессий; замещающая реальность; семантическое атрибутирование объектов; врачи разных специальностей;
Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Нины Николаевны Богомоловой. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.107-108

18 сентября 2016 г. на 90-м году жизни после тяжелой болезни скончалась Нина Николаевна Богомолова — наш коллега, друг и наставник, заслуженный научный сотрудник Московского университета, старший научный сотрудник кафедры  социальной психологии факультета психологии (1973—2015), кандидат исторических наук.

Страницы: 107-108
DOI: 10.11621/vsp.2016.02.107
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: история психологии;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Гордеева О.В. Трансформация сна во время гипнопедического воздействия. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.88-106

В статье рассматривается состояние, возникающее при восприятии информации во время ночного сна и ее запоминании (данный способ обучения называется гипнопедией). На основе анализа результатов исследований по гипнопедии доказывается, что у учащегося формируется новый вид сна — гипнопедический сон (его нейрофизиологической основой являются стадии 1 и 2 фазы медленного сна). У этого вида сна появляются новые функции (связанные с восприятием и сохранением информации, полученной в состоянии сна, а не предшествовавшего бодрствования), четкие временнЫе границы (выработаны соответствующие условные рефлексы засыпания и пробуждения в ответ на определенное время и подачу информации), трансформированы нейрофизиологические основы (появляется альфа-ритм). Гипнопедический сон как измененное состояние сознания можно рассматривать в качестве аналога ВПФ, поскольку он является социальным по происхождению, произвольным (формируется не стихийно, а произвольно и направленно) и опосредованным предварительно созданной установкой на восприятие информации и ее сохранение.

Страницы: 88-106
DOI: 10.11621/vsp.2016.02.88
Автор(ы): Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: сон; высшие психические функции (ВПФ); измененные состояния сознания (ИСС); психические функции сна; гипнопедия;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Петренко В.Ф., Гладких Н.Ю., Митина О.В. Психосемантический анализ восприятия политических лидеров (на материале выборки студентов из Южной Кореи). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.64-87

Психосемантический подход наиболее востребован, когда речь идет об исследованиях коллективных представлений. Он позволяет выявлять глубинные установки и стереотипы, которые плохо отрефлексированы или скрываются по причине социальной нежелательности, а потому с трудом поддаются диагностике. Отношение к политическим лидерам — как раз такой пример. В статье рассматриваются имиджи ряда современных политических лидеров, а также исторических персонажей, сыгравших в свое время значительную роль в мировой политике, в представлениях студенческой аудитории Южной Кореи. Для получения эмпирических данных (было опрошено 107 человек обоего пола) использовалась авторская психосемантическая методика «Образ политического лидера». Исследование включало построение многомерных семантических пространств, выступающих операциональной моделью категориальных структур восприятия политических лидеров. Для анализа данных использовались методы многомерной статистики: метод главных компонент и дискриминантный анализ.

Страницы: 64-87
DOI: 10.11621/vsp.2016.02.64
Автор(ы): Петренко В.Ф. ; Гладких Наталья Юрьевна; Митина О.В. ;
Ключевые слова: политическая психология; психосемантика; имидж политического лидера; семантические пространства; методы многомерной статистики; студенты; Южная Корея;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Семенов И.Н. Научно-педагогическая и историко-методологическая деятельность Б.М. Теплова в Московском университете. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.46-63

В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. Теплова, которая внесла существенный вклад в развитие психологического познания и университетского образования в стране, а также в профессиональную подготовку в МГУ психологов высшей квалификации. 

Страницы: 46-63
DOI: 10.11621/vsp.2016.02.46
Автор(ы): Семенов И.Н. ;
Ключевые слова: Теплов Б.М.; общая и дифференциальная психофизиология; военная психология; история психологии; методология человекознания; педагогическая деятельность;
Разделы журнала: История психологии;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Васильева И.И. Методологическое значение понятия «эргатическая система». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.36-45

Методом пошаговой конкретизации элементарной абстракции SO осуществлено моделирование основных феноменов коллективного труда и раскрыты базовые механизмы его интеграции: организационная культура, обменные отношения, процедурная и дистрибутивная справедливость, интеграция предметами труда. Результатом теоретического процесса восхождения от абстрактного к конкретному стало воссоздание всей полноты форм эргатических систем: индивидуальных и коллективных, с простыми предметами труда и со сложными, на всех уровнях психической регуляции — от простейших биомеханических до самых сложных, протекающих с участием сознания, что в целом образует понятие эргатической системы. Модель (понятие) эргатической системы при этом обнаруживает достаточность исходных логических предпосылок для интеграции предметов психологии труда, эргономики, инженерной психологии и организационной психологии.  Модель также раскрывает статус теории деятельностного опосредования психического как общей теории, единой для индивидуального и распределенного субъекта деятельности.

Страницы: 36-45
DOI: 10.11621/vsp.2016.02.36
Автор(ы): Васильева Ирина Ивановна ;
Ключевые слова: субъект; объект; деятельностный подход; распределенный субъект; интеграция распределенного субъекта; эргатическая система; организационная культура; обменные отношения; групповая справедливость;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Еськов В.В., Филатова Д.Ю. Субъективная и объективная оценка степени напряжения мышц. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.19-35

Демонстрируются ограниченные возможности применения стохастики при сравнении ее с новыми методами многомерных фазовых пространств. Количественной мерой являются параметры квазиаттракторов для оценки хаотической динамики на примере работы мышцы, отводящей мизинец. Методом многомерных фазовых пространств выполнено изучение и моделирование сложных психофизиологических систем (complexity). Состояние нервно-мышечной системы изучается в двух режимах: слабое напряжение мышцы и усиленное, практически двукратное напряжение мышц, что для группы девушек (15 человек) без физической подготовки можно интерпретировать как максимальное усиление. Используются объемы квазиаттракторов многомерных фазовых пространств, которые обеспечивают идентификацию реальных изменений параметров функционального состояния мышцы при слабом (F1=5 даН) и сильном (F2=10 даН) статическом напряжении. Анализ временнОй развертки x1(t) сигнала, полученного с электромиографа, и автокорреляционных функций A(t) сигнала показал их неповторяемость. Сравнительный анализ состояния биомеханической системы производился на основе регистрации объема квазиаттрактора, а также на основе анализа энтропии Шеннона Е. Объем квазиаттрактора перемещений x1(t) и скорости x2(t)=dx1/dt при слабой нагрузке несколько меньше аналогичных объемов перемещений вектора (х1, х2)Т при сильной нагрузке мышцы, отводящей мизинец. Значения энтропии Шеннона при сильной нагрузке статистически не изменяются, что доказывает нецелесообразность энтропийного подхода в оценке мышечных усилий и о невозможности применения теоремы Гленсдорфа—Пригожина (из термодинамики неравновесных систем) в психофизиологических исследованиях. В целом ограничения возможностей применения методов стохастики и возможности использования метода многомерных фазовых пространств были продемонстрированы в эффекте Еськова—Зинченко.

Поступила: 12.05.2016
Принята к публикации: 21.06.2016
Страницы: 19-35
DOI: 10.11621/vsp.2016.02.19
Автор(ы): Еськов Валерий Матвеевич; Зинченко Ю. П.; Еськов Валерий Валериевич; Филатова Диана Юрьевна;
Ключевые слова: хаос; двумерное фазовое пространство; квазиаттракторы; электромиограмма;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016.— №2 — с.3-18

В статье рассматривается становление понятия мотива в теории А.Н. Леонтьева в соотнесении с идеями К. Левина, а также с различением внешней и внутренней мотивации и понятием континуума регуляции в современной теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Раскрыто разведение внешней мотивации, основанной на награде и наказании, и «естественной телеологии» в работах К. Левина и (внешнего) мотива и интереса в ранних текстах А.Н. Леонтьева. Подробно рассмотрено соотношение мотива, цели и смысла в структуре мотивации и регуляции деятельности. Вводится понятие качества мотивации как меры согласованности мотивации с глубинными потребностями и личностью в целом и показывается взаимодополнительность подходов теории деятельности и теории самодетерминации к проблеме качества мотивации.

Страницы: 3-18
DOI: 10.11621/vsp.2016.02.03
Автор(ы): Леонтьев Д. А.;
Ключевые слова: мотивы; цели; смысл; теория деятельности; теория самодетерминации; интерес; внутренняя и внешняя мотивация; качество мотивации;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Еськов В.В. Понятие эволюции Гленс­дорфа—Пригожина и проблема гомеостатического регулиро­вания в психофизиологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 3-24.

Представлено обсуждение важнейшей проблемы психофизиологии и естествознания в целом: имеются ли повторения измеряемых значений психофизиологических показателей (функций) человека. Показывается, что для тремора и электромиограмм (при попытках сохранения статических мышечных напряжений) невозможно получить произвольно по­вторение выборок, статистические функции распределения выборок f(x) непрерывно изменяются. Эта динамика характерна и для тремора (условно непроизвольное движение), и для электромиограмм, когда высшая нервная деятельность человека курирует усилие, развиваемое мышцей. Непро­извольное движение (тремор) демонстрирует число совпадений выборок электромиограмм (при произвольном мышечном напряжении) k, кото­рое подобно тремору в матрицах парных сравнений выборок. Энтропия К . Шеннона при этом статистически значимо не изменяется.

Поступила: 15.02.2016
Страницы: 3-24
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.03
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Еськов Валерий Матвеевич; Еськов Валерий Валериевич;
Ключевые слова: гомеостаз; электромиограмма; энтропия; комплексность;
Разделы журнала: Фундаментальная наука сегодня;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Развитие функций прог­ раммирования и контроля у детей 7—9 лет. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 42-63

Работа посвящена нейропсихологическому анализу развития функций программирования и контроля (управляющих функций) у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 117 первоклассников (возраст 7.62±0.45 года) и 86 третьеклассников (возраст 9.64±0.4 года) с раз­ личной успешностью освоения школьной программы. Оценка состояния управляющих функций проводилась с помощью нейропсихологического обследования и трех компьютерных методик: “Dots”, таблицы Шульте, графомоторная проба. Анализ полученных данных показал хорошую со­ гласованность различных методов оценки. Обнаружено, что от 7 к 9 годам результаты выполнения проб значительно улучшаются, особенно в зада­ ниях с максимальной нагрузкой на управляющие функции. Увеличение темпа выполнения заданий, уменьшение количества ошибок от первого к третьему классу свидетельствуют о заметном развитии функций прог­ раммирования и контроля. Дополнение нейропсихического обследования компьютерными методиками позволяет более дифференцированно оцени­ вать состояние функций программирования и контроля у детей младшего школьного возраста. Сочетанное использование нейропсихологического обследования и компьютерных методик может оказаться достаточно хорошим средством оценки риска возникновения трудностей обучения у младших школьников.

Поступила: 19.01.2016
Страницы: 42-63
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.42
Автор(ы): Ахутина Т. В.; Корнеев А. А.; Матвеева Е. Ю.;
Ключевые слова: детская нейропсихология; регуляторные функции; внимание; младшие школьники;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Синельникова Е.С. Влияние характеристик ситуации на проявление культурных различий в предпочтении способов взаимодействия в конфликте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 64-78

Гипотеза исследования: характеристики конфликтной ситуации (тип отношений между партнерами, статусные различия между ними, содержание конфликта) оказывают влияние на проявление культурных различий во взаимодействии в конфликте. Респонденты: 125 голландцев (студенты, средний возраст 21.62 года) и 146 россиян (студенты, средний возраст 20.15 года). Использовалась методика «Конфликтные ситуации» Е.С. Синельниковой (Россия) и Д. Вигболдуса (Нидерланды). Выявлено, что тип отношений между партнерами (деловые, дружеские, семейные отношения), статусные различия между ними и содержание конфликта влияют на проявление культурных различий в предпочтении способов взаимодействия в конфликте. Россияне проявляют бóльшую готовность к выражению своих чувств, к конфронтации в семейном конфликте, гол­ ландцы — в конфликтах, связанных с нарушением социальных норм, неза­ висимо от типа отношений и статусных различий с партнером. Россияне и голландцы проявляют равную готовность к сотрудничеству с партнером в разрешении конфликта в интересах всех его сторон. Голландцы в большей степени предпочитают прямые способы взаимодействия в конфликте, россияне — непрямой способ (иронию).

Поступила: 01.09.2015
Страницы: 64-78
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.64
Автор(ы): Синельникова Елена Семёновна;
Ключевые слова: конфликтные ситуация; культура; способы взаимо­ действия в конфликте; российские студенты; голландские студенты;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Будякова Т.П. Интервью с Л .Б . Филоновым. // Вестник Московского университета.Серия 14. Психология. — 2016. — №1 — с. 146-152

В память о большом ученом и замечательном человеке Льве Борисовиче Филонове мы публикуем его последнее интервью. Беседу провела 2 июля 2015 г. Татьяна Петровна Будякова — кандидат психо­логических наук, и .о.зав. кафедрой психологии и педагогики Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина. В данном интервью личность Льва Борисовича Филонова раскрылась как многогранная, раз­вивающаяся и творческая.

Страницы: 146-152
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.146
Автор(ы): Будякова Татьяна Петровна;
Ключевые слова: Филонов Л.Б.;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Капустин С.А. Использование результатов исследования семей с детско-­родительскими проблемами в практике психологического консультирования взрослых людей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 79-95

В предыдущих исследованиях нами было показано, что такие стили родительского воспитания, как гиперопека и сверхтребовательность, способствуют формированию у детей трех аномальных типов личности: ориентированного на внешнюю помощь, ориентированного на соответ­ ствие своего поведения требованиям других людей и ориентированного на протест против такого соответствия. Эти типы личности в значительной мере обусловливают возникновение детско­родительских проблем. В на­стоящем исследовании участвовали взрослые люди (n=54; возраст от 18 до 40 лет), обратившиеся в психологическую консультацию по поводу личных проблем. Анализ консультативных случаев выявил, что 42 из 54 клиентов (78%) в детстве воспитывались в условиях гиперопеки или сверх-требо­вательности. У этих клиентов были обнаружены те же аномальные типы личности, что и у детей из семей клиентов психологической консультации с детско­-родительскими проблемами, воспитывавшихся в аналогичных условиях. Сделан вывод о том, что аномальные типы личности, сформи­ ровавшиеся в детстве клиентов, оказали влияние на возникновение у них уже во взрослом возрасте ряда личных проблем.

Поступила: 24.06.2015
Страницы: 79-95
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.79
Автор(ы): Капустин С. А. ;
Ключевые слова: нормальная личность; аномальная личность; стили родительского воспитания; гиперопека; сверхтребовательность; детско-родительские проблемы; личные проблемы;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Соколова Е.Е. Чтобы быть психологом, нельзя не быть философом, или Почему имеет смысл спорить о понятиях. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 25-41

Статья написана в контексте развития творческого наследия А.А. Ле­онтьева (1936—2004). Откликаясь на призыв ученого интенсифицировать методологическую работу в психологии и углубить «критику понятий», автор статьи анализирует историю возникновения и развития понятия «функциональный орган» в психологии деятельности. В противовес попу­лярным в последнее время тенденциям определять психическое как функ­циональный орган индивида или души, автор настаивает на определении психики как функционального органа деятельности, что соответствует не букве, но духу деятельностного подхода в психологии в варианте школы А .Н. Леонтьева. Такое понимание сущности психического может вывести психологию из дихотомии механицизма и спиритуализма, без преодо­ления которой, как отмечал ещё Л.С. Выготский, невозможно адекватное развитие психологической науки и практики.

Поступила: 09.11.2015
Страницы: 25-41
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.25
Автор(ы): Соколова Е. Е. ;
Ключевые слова: А.А. Леонтьев; методология психологии; функциональный орган; деятельность; ментальность; деятельностный подход; школа А.Н.Леонтьева;
Разделы журнала: К 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (1936—2004);

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Курбатова Т.Н., Валова Ю.А. Личностные особенности подростков, имеющих опыт сексуальных отношений. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 96-110

Представлены результаты сравнительного исследования личностных особенностей подростков, имеющих и не имеющих опыта сексуальных отношений. Выборка: 405 школьников (г. Санкт-Петербург) в возрасте 14—16 лет: 228 сексуально активных (128 юношей и 100 девушек) и 177 сексуально неактивных (100 юношей и 77 девушек). Использованные методики: «Подростки о родителях» Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына; многофакторный личностный опросник «FPI» (фор- ма В) И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел; восьмифакторный личностный опросник Л. Гордона; «Самоактуализационный тест» (САТ) в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз; тест-опросник самоотношения В.В. Столина; «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; авторская анкета. Обнаружено, что вне зависимости от пола подростки с опытом сексуальных отношений отличаются от сексуально неактивных высокой общительностью, склонностью к доминированию и энергичностью. Установлено, что дополнительный фактор, провоцирующий подростков на ранние сексуальные отношения, — эмоциональная дистанцированность родителей на фоне отсутствия системы требований.

Поступила: 21.08.2015
Страницы: 96-110
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.96
Автор(ы): Курбатова Т.Н.; Валова Юлиана Алексеевна;
Ключевые слова: сексуальное поведение; подростковый возраст; личностные характеристики ; профессиональная самореализация личности; детско-родительские отношения;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Рассказова Е.И. Русскоязычная версия опросника восприятия бо­лезни Р.Мосс-­Моррис и др.: апробация на выборке больных с непсихотическими депрессиями. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 123-142

Приводятся результаты апробации русскоязычной версии опросника восприятия болезни (The Revised Illness Perception Questionnaire — IPQ-R), разработанного Р. Мосс­-Моррис с коллегами для диагностики представ­лений пациентов о причинах, длительности, последствиях заболевания, лечении и своих возможностях контроля за его течением. Выборку апробации (n=80) составили три группы больных в возрасте 17—26 лет (средний возраст 20.2±2.8 года) с непсихотическими депрессиями в рамках расстройств настроения (n=33), расстройств личности (n=22) и шизоти­пического расстройства (n=25) . С целью установления внешней валид­ности методики дополнительно больные заполняли шкалу когнитивного инсайта А. Бека, методики диагностики локуса контроля причин болезни и лечения и методику диагностики самоэффективности в отношении лечения. Показаны надежность­, согласованность и факторная валидность опросника. Больные всех трех групп склонны объяснять болезнь личност­ными и (в меньшей степени) ситуативными факторами, верить в важность и эффективность лечения, свои возможности контролировать состояние и в то, что заболевание краткосрочно и не носит циклического характера. О внешней валидности опросника восприятия болезни свидетельствуют корреляции шкал с результатами интервью, шкалой когнитивного инсайта и методиками локуса контроля в отношении болезни и лечения и само­ эффективности в отношении лечения.

Поступила: 22.11.2015
Страницы: 123-142
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.123
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: представления о болезни и её причинах; опросник восприятия болезни; репрезентация болезни; валидность; непсихотические депрессии; юношеский возраст;
Разделы журнала: Методика;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Куколева К.И., Колпачников В.В. Соотношение самоактуализации и эгоцентризма в возрастном периоде ранней взрослости. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 111-122

Проведено изучение соотношения уровней эгоцентризма и самоак­ туализации у 115 представителей возрастного периода ранней взрослости (20—40 лет). Обнаружено отсутствие сильной прямой взаимосвязи пока­ зателей по «Самоактуализационному тесту» (CAT) Ю.Е. Алешиной и др. и «Тесту эгоцентрических ассоциаций» Т.И. Пашуковой и др. Умеренные и слабые корреляции уровня эгоцентризма с несколькими шкалами САТ выявили необходимость рассматривать эгоцентризм и самоактуализацию как сложные феномены, частично связанные между собой, но при этом имеющие связи и с различными другими факторами, среди которых вовле­ ченность в трудовую деятельность, половая принадлежность, возраст.

Поступила: 07.07.2015
Страницы: 111-122
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.111
Автор(ы): Куколева Ксения Игоревна; Колпачников В.В.;
Ключевые слова: профессиональная самореализация личности; эгоцентризм; ранняя взрослость; самопринятие; внимание к себе;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Льва Борисовича Филонова. // Вестник Московского университета.Серия 14. Психология. — 2016. — №1 — с.143-145

11 апреля 2016 г. скончался Лев Борисович Филонов, доктор психологических наук, профессор, известный специалист в области юридической психологии, психологии труда, психологии личности и социальной психологии. Более 10 лет, с 1992 г., Л.Б. Филонов работал профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (по совместительству). Многие поколения российских психологов будут с благодар­ностью помнить Льва Борисовича Филонова как человека мягкого и доброжелательного в общении, неизменно честного в делах и отношениях с людьми, сохранившего до преклонных лет живой интерес к людям и к психологической науке.

Страницы: 143-145
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.143
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Филонов Л.Б.;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016


Статьи 30 - 49 из 489
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер