Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Содержание и степень гармоничности представлений о материнстве и отцовстве в юношеском воз­расте

Аннотация

Актуальность изучения представлений молодежи о родительстве обусловлена рядом социально-экономических и психологических изменений, происходящих в современном обществе, в том числе появлением девиантных форм родительства, феноменов смешения семейных ролей и отказа от родительства в целом.

Цель данного исследования — изучение содержательных особенностей представлений о материнстве и отцовстве у девушек и юношей и определение степени их гармоничности как условия психологической готовности к родительству.

Метод. Контент-анализ сочинений респондентов на тему будущего родительства, направленный на выявление содержательных особенностей представлений о родителестве и степени их гармоничности у девушек и юношей. 

В исследовании принял участие 231 респондент (190 девушек и 42 юноши) в возрасте от 18 до 25 лет.

Результаты. Выделены основные характеристики родительства как особой социальной роли и деятельности: уход за ребенком; создание необходимых условий для развития ребенка; воспитание и обучение ребенка; эмоциональная поддержка ребенка. Выявлено, что в представлениях девушек наиболее важной функцией материнства является оказание ребенку эмоциональной поддержки; в представлениях юношей об отцовстве — воспитание и обучение ребенка. У большей части респондентов обнаружена высокая степень дисгармоничности представлений о родительских функциях, связанная с идеализацией образов ребенка и собственного родительства и отсутствием представлений о средствах и способах реализации материнской и отцовской роли.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о неготовности обследованных молодых людей к осуществлению родительской роли и требуют осуществления коррекционной работы, направленной на формирование реалистичных, полных и адекватных представлений о материнстве и отцовстве до их наступления.

Введение

Юношеский возраст является периодом достаточно динамичного изменения ценностных ориентаций, профессионального и личностного самоопределения (Пряжников, 2017). Молодой человек по-новому формулирует свои жизненные цели, формирует осознанные представления о себе в контексте тех социальных ролей, которые ему предстоит осваивать во взрослости. Значительное место среди них занимают родительские роли. Образ себя как будущего отца или будущей матери оказывает влияние и на принятие родительской роли, и на дальнейшую успешность ее реализации (Steinberg, 1991).

Р.В. Овчарова (2005) выделяет два больших этапа в становлении родительства. Первый этап относится к такому периоду, когда у мужчины и женщины до появления ребенка существуют некоторые эмоциональные образы воспитания детей, представления о собственных поведенческих проявлениях в роли родителя, а также об укладе семейной жизни в целом.  На данном этапе закладывается сама возможность стать родителем, образ того, каким родителем будет человек в будущем.

С рождением собственного ребенка начинается этап осуществления родительства, продолжающийся в течение всей жизни человека. Факт рождения ребенка, по мысли Э. Эриксона (1996), знаменует критический период в развитии личности взрослого и его социализации (Пряжников, 2015), а И.В. Шаповаленко полагает, что «формирование родительской позиции означает окончательное приобщение к взрослому поколению» (Психология…, 2002, с. 95).

В упомянутом исследовании Р.В. Овчаровой (2005) также показано, что представления юношей и девушек о родительстве различаются: у девушек на первых местах находятся любовь, ответственность, внимание и трудности воспитания детей; у юношей — проблемы материального обеспечения будущего для ребенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета. Однако у тех и других отсутствуют представления о качествах и средствах, овладение которыми может способствовать успешной реализации родительских функций. И в этом, по мнению автора, отражается узость представлений молодежи о родительстве.

П. Коуэн и коллеги (Cowanetal., 1993) сообщают, что в ряде зарубежных исследований, направленных на выявление психологических или индивидуальных особенностей, влияющих на характер и представления о роли отца в воспитании ребенка, высказывалось предположение, что различия определяются в большей степени культурными факторами, чем индивидуальными характеристиками. Многие мужчины, рассуждая о своем отцовстве, стремятся либо воспроизвести модель собственных детско-родительских отношений, либо наоборот компенсировать недостатки своих отцов при осуществлении родительства.

По данным Б.И. Говако (1988), у значительной части молодых людей отсутствуют знания и навыки по уходу за маленькими детьми. В исследовании А.И. Водневой (2000) неготовность к семейной жизни и уходу за детьми была зафиксирована у двух третей опрошенных юношей и девушек. 

Актуальность дальнейшего изучения содержания представлений о будущем родительстве обусловлена тем, что они становятся ориентиром, на основании которого строится в дальнейшем родительская деятельность. Успешность этой деятельности зависит в первую очередь от адекватности представлений о родительской позиции и ее функциях. 

В литературе (Захарова, 2014; Захарова, Строгалина, 2005; Карабанова, 2005; Поливанова, 2015; Спиваковская, 1986; Филиппова, 2002) выделяются следующие тесно связанные между собой родительские функции.

1. Уход за ребенком. В начале жизни ребенок не способен самостоятельно удовлетворить ни одну свою потребность. Следовательно, эта задача возлагается на родителя, который должен быть чувствительным к нуждам ребенка и внимательным к его проявлениям. Главное условие ухода за ребенком — забота. От того, сколько сил, времени, внимания родитель уделяет ребенку, зависит как его физиологическое, так и психологическое благополучие.

2. Создание необходимых условий для развития ребенка. В течение длительного времени родитель является единственным носителем культурного опыта, который ребенок должен усваивать. От того, как создаются условия для формирования психики ребенка, зависит его дальнейшее развитие и благополучие.

3. Воспитание и обучение ребенка. Родитель не только выдвигает нормы и правила поведения, но и несет ответственность за их исполнение ребенком. Своевременное усвоение, правильное выполнение установленных норм зависит от компетентности и степени участия родителя на всех этапах обучения и воспитания ребенка.

4. Эмоциональная поддержка. Семья — неотъемлемая часть жизни ребенка. Обеспечение ребенку необходимого уровня эмоционального комфорта становится возможным только в случае, когда родительская позиция является эмоционально близкой и поддерживающей. От того, насколько близкое и принимающее отношение он чувствует в своей семье, зависит и характер тех взаимоотношений, которые он будет выстраивать за ее границами.

Выделенные родительские функции, оставаясь неизменными с точки зрения необходимости их осуществления, подразумевают гармоничное распределение их реализации между родителями. Современные молодые отцы демонстрируют все большую готовность участвовать в широком спектре родительских функций, которые обычно приписываются матерям (Lamb, 2010). При этом отсутствие у девушек и юношей представлений о средствах осуществления родительской роли может привести как к дисгармоничному распределению родительских функций, так и к непринятию роли родителя в целом.

Адекватность и гармоничность сложившихся в юношеском возрасте представлений об основных функциях родительства являются необходимым условием психологической готовности к осуществлению материнской и отцовской роли.

Цель нашего исследования — изучение содержательных особенностей представлений о родительстве и степени их гармоничности у респондентов юношеского возраста как условия их психологической готовности к родительству. 

Метод

Девушкам и юношам было предложено написать сочинение объемом в 70—90 слов на тему «Я как будущая мама»/«Я как будущий папа». 

На основе методики «Родительское сочинение» (Карабанова, 2005) нами была предложена схема анализа данных, которая предполагала выделение содержательных упоминаний о предполагаемых функциях родительства, средствах для их осуществления и предпочитаемом стиле воспитания. Отдельной задачей контент-анализа было определение полноты представлений о будущем родительстве у девушек и юношей. 

По итогам содержательного анализа сочинений нами были выделены следующие признаки гармоничности представлений о родительстве у юношей и девушек.

  1. Реалистичность— приближенность образа родительства к реальности, содержание реальных образов взаимодействия родителя и ребенка, качеств ребенка и собственных характеристик, необходимых для осуществления родительской роли.

  2. Содержательность— наличие в сочинениях респондентов указаний на способы и средства реализации родительства,  на конкретные действия и виды деятельности, характеризующие родительские функции.

  3. Планируемый стиль воспитания— упоминание предпочитаемого стиля, мер и способов воспитания ребенка.

Выборка: в исследовании принял участие 231 респондент (190 девушек и 42 юноши) в возрасте от 18 до 25 лет, которые на момент исследования являлись студентами педагогических, психологических и технических вузов г. Москвы и г. Курска. На момент проведения исследования участники не имели детей.

Результаты 

1. Представления о родительстве как о социальной роли и особом виде деятельности

Анализ представлений о родительстве у девушек и юношей позволил выделить наиболее значимые характеристики родительства как социальной роли и особого вида деятельности. Изтабл. 1 видно, что представления девушек о материнстве в большей степени касаются функционального содержания материнской деятельности на фоне низкой представленности таких характеристик, как средства для осуществления материнства, уровень готовности к материнству и ценностнная направленность материнства. 

Таблица 1

Количество высказываний (% от общего количества высказываний девушек и юношей), касающихся выделенных параметров родительства

Параметры родительской деятельности

Девушки

Юноши

Ценностная направленность 

6

12

Функциональное содержание 

62

54

Средства для осуществления 

22

32

Уровень готовности к родительству

10

2

 Содержательный анализ сочинений «Я как будущая мама» показал, что основные функции материнства респондентам представляются в виде моральной, эмоциональной поддержки ребенка.Создание гармоничных отношениймежду членами семьи также является значимой функцией материнства, по мнению респондентов. Тогда как уходза ребенком, воспитаниеи обеспечение условий для развитияпрактически не упоминаются.

В сочинениях юношей «Я как будущий папа» наибольшее количество высказываний также касалось функционального содержания отцовства и средств для осуществления отцовствана фоне низкой представленности высказываний о наличии готовности к осуществлениюи ценностной направленностиотцовства. Юноши в большей степени рассуждали о тех функциях и средствах, которые необходимы для воспитанияребенка и формирования у него определенных качеств, чем о создании гармоничных отношенийи оказании моральной, эмоциональной поддержкив семье. Обеспечение условий для развития ребенкатакже воспринимается юношами как значимая функция, предполагающая участие отца в выборе учебного заведения, вида развивающих занятий, материальной поддержке развития ребенка. При этом функция уходаза ребенком не выделяется юношами в качестве значимой и упоминается в сочинениях только в контексте материального обеспечения семьи продуктами и бытовыми предметами, необходимыми ребенку для комфортного существования.

2. Гармоничность представлений о материнстве и отцовстве

Контент-анализ сочинений, направленный на выявление степени гармоничности представлений о материнстве и отцовстве у респондентов, показал следующее. В группу высокой степенигармоничности вошли респонденты, в сочинениях которых образ родительства был приближен к реальному, содержал в себе описание реального взаимодействия родителя и ребенка, основных функций родительства и предпочитаемого стиля воспитания. Средняя степеньгармоничности представлений о родительстве была выявлена у тех респондентов, чье описание будущего родительства исключало один из выявленных признаков гармоничности, чаще всего это касалось содержательности родительства и указания на конкретные действия и функции материнской и отцовской роли. Низкая степеньгармоничности представлений о родительстве присваивалась респондентам, в сочинениях которых отсутствовали реалистичность образа материнства и отцовства, указание на реальные действия и функции родительской роли, а также в случае, если эгалитарный стиль воспитания выбирался в качестве единственно приемлемого.

Таблица 2

Количество (%) девушек и юношей с низкой, средней и высокой степенью гармоничности представлений о материнстве и отцовстве

Степень гармоничности представлений о родительстве

Девушки

Юноши

Высокая

17

37

Средняя

33

21

Низкая

50

42

На основе выраженности выделенных признаков гармоничности в представлениях о родительстве респонденты были разделены на три группы. Из табл. 2видно, что наибольшее количество девушек и юношей относятся к группе с низкой степенью гармоничности представлений о родительстве. В сочинениях респондентов этой группы: а) отсутствуют реалистичность и полнота родительской роли, детско-родительских отношений и основных целей осуществления родительства; б) средства и способы осуществления родительской деятельности либо отсутствуют, либо представлены в виде общих указаний на необходимость любить и воспитывать ребенка; в) предпочитаемый стиль воспитания — эгалитарный, предполагающий равноправные, дружеские отношения между родителем и ребенком.

Обращает на себя внимание и то, что высокая степень гармоничности представлений о родительстве встречается у юношей более чем в 2 раза чаще, чем у девушек. Идеализация образа будущего материнства на фоне низкой компетентности в основных функциях и средствах для осуществления материнской роли — признак неготовности девушек к родительству. Юноши в большей степени ориентированы на осуществление воспитательной функции. Образ собственного отцовства является вполне реалистичным и требующим от будущих отцов необходимых родительских компетенций, однако отсутствие представлений о специфичности родительской роли на разных стадиях развития ребенка, низкая представленность конкретных средств и способов воспитания также свидетельствуют о наличии дисгармоничности и неготовности к осуществлению родительства у юношей. 

Обсуждение результатов

В проведенном эмпирическом исследовании нам удалось зафиксировать и проанализировать представления о родительстве, имеющиеся у респондентов юношеского возраста. Несмотря на то что описание родительства у девушек и юношей включает в себя указание на различные функции родительской роли, представления респондентов о родительстве не обладают достаточной степенью полноты и реалистичности, что является причиной их дисгармоничности. То, что функция воспитания и ухода за ребенком одинаково низко представлена и у девушек и у юношей, может стать причиной непринятия родительской роли и нарушения детско-родительских отношений. Идеализация собственного будущего родительства, ориентация на эгалитарный стиль воспитания (т.е. на подростковый возраст ребенка) при отсутствии компетентности в средствах и способах воспитания ребенка младенческого и раннего возраста свидетельствуют о неготовности молодых людей к осуществлению материнства и отцовства.

Выявленные различия образа будущего родительства у девушек и юношей связаны с ориентацией на различные функции материнской и отцовской роли, что согласуется с данными, полученными Р.В. Овчаровой (2005). Однако стоит отметить, что расхождения в представлениях о материнской и отцовской роли не предполагают согласованности в распределении функций родительской позиции и связаны в большей степени с эмоциональными проявлениями в отношении ребенка. Так, девушки считают наиболее значимой функцией материнства оказание эмоциональной поддержки ребенку, а юноши в большей степени ориентированы на воспитание в ребенке необходимых качеств. При этом у тех и у других отсутствуют представления о средствах для достижения поставленных родительских задач.

Заключение

Полученные нами данные свидетельствуют о неготовности обследованных молодых людей к осуществлению родительской роли, что требует коррекционной работы, направленной на формирование реалистичных, полных и адекватных представлений о материнстве и отцовстве до их наступления.

Представления участников исследования о будущем родительстве содержат такие черты дисгармонии, как идеализация ребенка и собственного родительства, отсутствие представлений о средствах реализации намеченных целей, искажение планируемого стиля воспитания. 

Список литературы

Воднева А.И. Молодежь о браке и семье: идеалы, иллюзии, реальность // Адукацыя iвыхаванне (Минск). 2000. № 4. С. 31—36.

Говако Б.И. Студенческая семья. М.: Мысль, 1988.

Захарова Е.И. Психология освоения родительства. М.: ИИУ МГОУ, 2014.

Захарова Е.И., Строгалина А.И. Особенности принятия родительской позиции // Психологическая диагностика. 2005. № 4. С. 58—70.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.:  Гардарики, 2005.

Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2005.

Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 2. C. 1—11. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/3/Polivanova.phtml (дата обращения: 25.04.2018). doi: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070301

Пряжников Н.С. Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения // Национальный психологический журнал. 2017. № 3(27). С. 144—150. doi: 10.11621/npj.2017.0316

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Академия, 2002.

Спиваковская А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. М.: Педагогика, 1986.

Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 

 

Cowan P.A., Cowan C.P., Kerig P.K. Mothers, fathers, sons, and daughters: Gender differences in family formation and parenting style // Family, self and society: Toward a new agenda for family research / Ed. by P.A. Cowan et al. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1993. P. 165—195. 

Lamb M.E. The role of the father in child development. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2010.

Steinberg L. Adolescence. 2nded. N.Y.: McGraw Hill Publishing Company, 1991.

Скачать в формате PDF

Поступила: 10.05.2018

Принята к публикации: 17.05.2018

Дата публикации в журнале: 20.06.2018

Ключевые слова:

DOI: 10.11621/vsp.2018.02.89

Array

Доступно в on-line версии с: 20.06.2018

Номер 2, 2018