ISSN 0137—0936
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Статьи

Фильтр
Ru:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
  

Чеснокова М.Г. Понятие здоровья в контексте ключевых категорий культурно-деятельностного подхода//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.23-36

В статье рассматриваются возможности использования важнейших категорий и принципов культурно-деятельностного подхода в области психологии здоровья. Соотносится биологическое и психологическое понимание здоровья. Дается современное научное определение здоровья человека. Рассматриваются основные методологические подходы к исследованию здоровья личности. На основе идей Л.С. Выготского выдви­гается и обосновывается представление о здоровье человека как высшей психической функции (ВПФ). Раскрывается содержание понятия здоровья как ВПФ, его связь с традиционным системным и уровневым подходами. Понимание здоровья как ВПФ сопоставляется с существующими направ­лениями, использующими идеи Выготского и культурно-исторической теории в области психологии здоровья, в частности с клинической пси­хологией телесности. Заключительная часть статьи посвящена проблемам профессионального здоровья. В ней прослеживается связь структуры,развития и индивидуального стиля деятельности и профессионального здоровья с позиций деятельностного подхода, анализируются проблемы мотивации укрепления здоровья. Подчеркивается методологический потенциал понятия здоровья как ВПФ и идей деятельностного подхода для психологии здоровья и психологической науки в целом.

Поступила: 13.01.2015
Страницы: 23-36
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.23
Автор(ы): Чеснокова М. Г.;
Ключевые слова: культурно-деятельностный подход; психология здо­ровья; высшая психическая функция; деятельность; телесность; мотивация укрепления здоровья;
Разделы журнала: Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Дымова Е.Н., Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Параметры психологического благополучия/неблагополучия при разном уровне психической травматизации//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.37-50

Представлены результаты изучения зависимостей между интенсивно­стью переживания психотравмирующих событий, уровнем посттравмати­ ческого стресса и параметрами психологического благополучия у солдат,проходящих срочную службу в войсковых частях г. Москвы и Московской области (n=123; возраст 18—25 лет). Методики: Опросник травматических ситуаций (Life Experience Questionnaire, LEQ) Дж. Норбек, И. Сарасон и др. в адаптации Н.В. Тарабриной и др.; Шкала психологического благополучия (ШПБ) К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко; Опросник выраженности психопатологической симптоматики (Symptom Check List-90-r-Revised, SCL-90-R) Л. Дерогатис и др. в адаптации Н.В. Тарабриной и др.; Миссисипская шкала (МШ, гражданский вариант) Т. Кина и др. в адаптации Н.В. Тарабриной и др. В исследовании установлена значимая обратная связь между психологическим благополучием, интенсивностью посттравматического стресса и переживанием психотравмирующих событий. Показано, что интенсивный посттравматический стресс связан с различными психопатологическими симптомами — соматизацией,обсессивностью-компульсивностью, межличностной сензитивностью, депрессией, тревожностью, паранойяльностью и психотизмом. Выявлено, что наличие у человека чувства автономии препятствует развитию сопутствующих посттравматическому стрессу психопатологических симптомов, поддерживает психологическое благополучие, но без дополнительных ресурсов не может направленно влиять на уровень психической травматизации.

Поступила: 23.01.2015
Страницы: 37-50
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.37
Автор(ы): Дымова Е.Н.; Тарабрина Н.В.; Харламенкова Н. Е.;
Ключевые слова: автономия; психологическое благополучие; посттравматический стресс; психопатологическая симптоматика;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Капустин С. А. Использование экзистенциального критерия для оценки личности гиперопекающих и сверхтребовательных родителей в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.51-62

В статье приводятся результаты апробации экзистенциального критерия нормальной и аномальной личности для оценки личности гиперопе­ кающих и сверхтребовательных родителей в 176 семьях клиентов психологической консультации. Показано, что стили родительского воспитания гиперопека и сверхтребовательность свидетельствуют об односторонности позиций, занимаемых этими родителями в воспитании своих детей, по отношению к определенным экзистенциальным дихотомиям. Позиция гиперопекающих родителей является односторонней по отношению к экзистенциальной дихотомии помощи и самостоятельности. Позиция сверхтребовательных родителей является односторонней по отношению одновременно к трем классическим экзистенциальным дихотомиям: природы и культуры, самоактуализации и условных ценностей, детерминизма и самоопределения. Для выявления особенностей межличностных отношений прародителей с родителями в детстве использовался тест диагностики межличностных отношений Л.Н. Собчик. Для диагностики личностных особенностей родителей использовался тест М. Люшера. Результаты этих тестов позволили предположить, что формирование таких односторон­ них воспитательных позиций у гиперопекающих и сверхтребовательных родителей во многом происходило под влиянием «чрезмерно вмешиваю­ щейся» воспитательной позиции прародителей, которая присваивалась ими иррационально и впоследствии воспроизводилась в воспитании своих детей в виде гиперопеки или сверхтребовательности. В соответствии с экзистенциальным критерием указанные особенности воспитательных позиций гиперопекающих и сверхтребовательных родителей позволяют сделать вывод об аномальности их личности.

Поступила: 03.09.2014
Страницы: 51-62
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.51
Автор(ы): Капустин С. А. ;
Ключевые слова: детско-родительские проблемы; нормальная личность; аномальная личность; экзи­стенциальные дихотомии; стили родительского воспитания; гиперопека; сверхтребовательность;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Монроз А. В. Индивидуально-типологические особенности структуры волевых качеств на ранних этапах становления волевой саморегуляции//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.63-76

Приводятся результаты дополнительного анализа данных ранее опубликованного исследования, посвященного изучению устойчивых способов волевой саморегуляции, на примере сочетания групп волевых качеств и их представленности в поведении детей до 11 лет. Обнаруже­ны значимые возрастные изменения в волевой сфере детей начиная со старшего дошкольного возраста. Показано, что на ранних этапах становления волевой сферы наблюдаются индивидуально-типологические особенности. Формирование волевых качеств происходит неравномерно,можно выделить два основных типа их развития — «односторонний» и «гармоничный». Обнаружено постепенное увеличение числа детей с «гармоничным» типом соотношения волевых качеств ко 2-му и 3-му классу и повышение значимости личностных форм регуляции деятельности к 4-му классу СОШ.

Поступила: 15.09.2014
Страницы: 63-76
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.63
Автор(ы): Монроз А.В.;
Ключевые слова: волевая саморегуляция; волевые качества личности; возраст­ные различия; парциальность; «гармоничный» и «односторонний» типы развития;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Федорович Е. Ю., Варга А. Я., Митина О. В. Появление в семье домашних питомцев в зависимости от возраста детей//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.77-92

Наряду с общепринятыми представлениями о положительном влиянии животных— домашних питомцев (ДП) на развитие и психологическое благополучие детей увеличивается поток исследований, более осторожно оценивающих роль ДП в жизни современной городской семьи. Существующие противоречия могут быть разрешены с помощью представления о ДП как об интегральной и важной части всей семейной системы: появление ДП в семье может быть связано с поддержанием и регуляцией гомеостаза семейной системы. Мы проверяли это предположение в эмпирическом исследовании, задачами которого были: 1) выявление связи между возрастом ребенка/сиблингов в семье и появлением в ней ДП; 2) соотнесение полученных данных с этапами жизненного цикла семьи. На основе опросов, проведенных в 2008—2012 гг. среди студентов первых курсов факультета психологии МГУ (n=658) и клиентов ветеринарного врача (n=75), была проанализирована зависимость частоты появления ДП, которых респонденты считали «членом семьи», от возраста детей/ребенка в семье на момент их приобретения. Согласно результатам нашего исследования, наиболее часто заведение ДП в семье с единственным ребенком приходится на периоды, когда ему исполняется 7, 9, 13 и 16 лет; в семье с двумя детьми — на периоды 7, 9, 13 лет в случае младшего ребенка и 12—16 лет в случае старшего. Выявленные нами «пики» заведения ДП приходятся на те периоды, когда семьи переживают нормативные кризисы, связанные не с изменением семейной структуры, а с рядом других факторов, в частности с необходимостью соприкосновения с внешним социумом или с резким изменением потребностей психического развития ребенка. Это может свидетельствовать о включенности ДП в регуляцию гомеостаза семейной системы.

Поступила: 16.12.2014
Страницы: 77-92
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.77
Автор(ы): Федорович Е.Ю.; Варга А.Я.; Митина О.В. ;
Ключевые слова: домашние питомцы; системный подход; триангу­ляция; семейная психология; нормативные кризисы; взаимоотношения ребенок—животное;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Вартанов А. В., Косарева Ю. И. Эмоции человека и обезьян:субъективное шкалирование вокализаций//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.93-109

С помощью метода метрического многомерного шкалирования построена четырехмерная сферическая модель эмоций, которая описывает одновременно и проявление эмоций в звучащей речи человека (на основании образцов произнесения слова «да» с разными интонациями), и вокализацию обезьян вида макака-резус в восприятии человека-слушателя.На основании статистических критериев размерность пространства восприятия эмоциональных образцов человеческой речи и образцов вокализации обезьян оценена как равная 4, точки-стимулы в этом пространстве расположены практически на равном расстоянии от центра гиперсферы. На основании содержания человеческих эмоций проведена интерпретация осей пространства модели. А ориентация осей пространства восприятия образцов вокализации обезьян осуществлена с помощью формальной процедуры на основе прямых экспериментальных данных— перекрестных оценок различия между некоторыми образцами речи человека и всеми образцами вокализаций обезьян. В результате все исследованные образцы криков обезьян были количественно представлены в единой системе выделенных для эмоций человека признаков и получили антропоморфную интерпретацию. Результаты не противоречат данным наблюдения за поведением животных и экспертному анализу репертуара их вокализаций. В итоге показано сходство проявления эмоций в речи человека и репертуара вокализации обезьян, что в свою очередь свидетельствует о родстве эмоций человека и обезьян.

Поступила: 20.12.2014
Страницы: 93-109
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.93
Автор(ы): Вартанов А.В.; Косарева Ю.И.;
Ключевые слова: эмоции; вокализация обезьян макака-резус; субъек­тивное пространство;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Коллектив авторов. Мемориальная конференция, посвященная 85-летию со дня рождения Е.Д. Хомской//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.110-127

Мемориальная конференция, посвященная 85-летию со дня рождения Е.Д. Хомской.

Страницы: 110-127
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.110
Автор(ы): Коллектив авторов;
Ключевые слова: конференция;
Разделы журнала: На факультет психологии;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Филиппова М. В. Культурно-этническая принадлежность как фактор регуляции поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.128-133

В статье рассматриваются различия в реакциях людей в сильных стрессовых ситуациях и культурно-специфические факторы как вероятные причины этих различий. Приводятся примеры оказания экстренной психологической помощи представителям разных культурно-этнических групп на территории Российской Федерации (осетин, алтайцев, якутов) и за рубежом. Обсуждаются вопросы профессиональной дистанции, личной психогигиены и профессиональной этики при работе психолога в зоне чрезвычайной ситуации. Рассматриваются особенности отношения к смерти в разных религиях. Делается вывод о том, что культурноспецифические факторы поведения людей в чрезвычайной ситуации требуют к себе особого внимания и уважения со стороны специалистов, так как являются психологическим ресурсом людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Учет этих факторов необходим для построения эффективных стратегий оказания психологической помощи в условиях чрезвычайной ситуации.

Поступила: 16.10.2014 20:00:00
Страницы: 128-133
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.128
Автор(ы): Филиппова М.В.;
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация (ЧС); представители разных культур; культурно-специфические реакции на стресс; профессиональная дистанция; экстренная психологическая помощь;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Коллектив факультета психологии. К 70-летию Елены Теодоровны Соколовой //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.134-135

К 70-летию Елены Теодоровны Соколовой.

Страницы: 134-135
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.134
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Юбилеи; Елена Теодоровна Соколова;
Разделы журнала: Юбилеи;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Коллектив факультета психологии. К 70-летию Бориса Сергеевича Братуся //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.136-138

К 70-летию Бориса Сергеевича Братуся.

Страницы: 136-138
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.136
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Юбилеи; Борис Сергеевич Братусь;
Разделы журнала: Юбилеи;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Коллектив факультета психологии. К 70-летию Игоря Александровича Васильева //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.139-140

К 70-летию Игоря Александровича Васильева.

Страницы: 139-140
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.139
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Юбилеи; Игорь Александрович Васильев;
Разделы журнала: Юбилеи;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Коллектив факультета психологии. К 60-летию Тахира Юсуповича Базарова //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.141-144

К 60-летию Тахира Юсуповича Базарова.

Страницы: 141-144
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.141
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Тахир Юсупович Базаров; Юбилеи;
Разделы журнала: Юбилеи;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Ждан А.Н. Фундаментальная наука и практика в советской психологии в годы Великой Отечественной войны (1941—1945)//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.4-14

Дается общий обзор развития советской психологии в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются основные направления научных исследований и научно-практических работ. Утверждается положение об определяющей роли в развитии науки фундаментальных исследований.

Поступила: 20.03.2015
Страницы: 4-14
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.04
Автор(ы): Ждан А.Н. ;
Ключевые слова: Великая Отечественная война; советская психология; фундаментальная наука; восстановление психофизиологических и двига­тельных функций; трудовая терапия;
Разделы журнала: К 70-летию Победы;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Носкова О.Г. Алексей Александрович Бодалев — о блокаде Ленинграда, о своей молодости и профессиональном выборе// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.138-144.

Алексей Александрович Бодалев — о блокаде Ленинграда, о своей молодости и профессиональном выборе.

Страницы: 138-144
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.138
Автор(ы): Носкова О. Г.;
Ключевые слова: Алексей Александрович Бодалев;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Алексея Александровича Бодалева// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.135-137.

20 декабря 2014 г. скончался Алексей Александрович Бодалев, выдающийся российский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, психологии общения и акмеологии, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН СССР и РАО, член Международных академий психологических наук, акмеологических наук, педагогических наук.

Страницы: 135-137
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.135
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: некролог;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Александра Константиновича Ерофеева // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.133-134.

14 ноября 2014 г. после тяжелой болезни ушел из жизни Александр Константинович Ерофеев, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Страницы: 133-134
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.133
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: некролог;
Разделы журнала: Некрологи;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Стратилат К. Н., Семечкин Н. И. Опыт экспериментального исследования социальной лености на выборке российских мужчин и женщин// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.124-132.

В статье приводится описание процедуры и результатов эмпирическо­ го исследования различий в проявлении социальной лености у российских мужчин и женщин. Выборку составили 27 сотрудников (12 мужчин и 15 женщин) трех компаний г. Владивостока. В ходе эксперимента испытуе­ мые выполняли два механических задания, каждое в индивидуальной и коллективной форме. Проверялись две гипотезы: 1) социальная леность обязательно должна проявиться на российской выборке; 2) в проявлении социальной лености существуют гендерные различия. По результатам экс­ перимента первая гипотеза подтвердилась. Вторая гипотеза подтвердилась частично: различия между мужчинами и женщинами выявлены только по первому из двух заданий.

Поступила: 14.08.2014
Страницы: 124-132
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.124
Автор(ы): Стратилат К.Н.; Семечкин Н.И. ;
Ключевые слова: социальная леность; эксперимент; гендерные различия;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Федорова С. М., Россохин А. В. Психолингвистический анализ интрапсихической динамики личности в процессе психоанализа// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.115-123.

Теоретической предпосылкой данного исследования явились психоаналитическая теория объектных отношений и разработанная в ее русле теория структурных изменений. В процессе интериоризации значимых фигур, отношений и сопровождающих их аффектов формируется ин­ трапсихическое пространство объектных отношений личности. Статья посвящена эмпирической проверке основных предположений, лежащих в основе психоаналитической теории структурных изменений. Задача данного исследования состояла в том, чтобы, используя метод психолинг­ вистического анализа, формализованным способом оценить динамику реорганизации объектных отношений и интрапсихических инстанций личности субъекта в ходе психоанализа. Результаты психолингвисти­ ческого анализа динамики интрапсихических изменений подтвердили основные гипотезы: в процессе психоанализа происходит реорганизация пространства внутренних объектных отношений; психоаналитическая работа приводит к интрапсихическим изменениям личности: при увели­ чении показателя психической инстанции Эго уменьшаются показатели психических инстанций Супер-Эго и Ид. С помощью психолингвисти­ ческого анализа была также подтверждена гипотеза о повышенном по сравнению с обычным текстом содержании слов, обозначающих категорию Ид, в тексте, описывающем сновидение.

Поступила: 11.09.2014
Страницы: 115-123
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.115
Автор(ы): Федорова С.М.; Россохин А. В. ;
Ключевые слова: личность; психоанализ; психолингвистический анализ; объектные отношения личности; интрапсихические изменения; сновидения ;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Шнайдер Н. В., Контобойцева М. Г., Шнайдер А. В., Сафронова И. Г. Коррекционная программа по развитию настойчивости у слабоуспевающих курсантов учебных заведений системы МЧС // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.104-114.

В работе дано определение настойчивости с точки зрения систем­ ного подхода. Представлена коррекционная программа по развитию настойчивости у курсантов учебных заведений системы МЧС. Проведен контрольный замер уровня настойчивости в группе слабоуспевающих курсантов по модифицированному «Тесту суждений для повторного из­ мерения настойчивости» и выявлено, что 10 из 16 параметров структуры настойчивости статистически значимо изменились: в динамическом и регуляторном компонентах увеличились все «агармонические» переменные и «гармоническая» переменная энергичность. В содержательно-стилевом аспекте продуктивного и рефлексивно-оценочного компонентов увеличи­ лись «гармонические» (предметная сфера, операциональные трудности) и «агармонические» (осведомленность, эмоциональные трудности) ха­ рактеристики, уменьшилось значение эгоцентричности. Это объясняется увеличением трудностей при осуществлении настойчивого поведения, связанных с тем, что курсанты стали более широко понимать это свойство и направлять его в сферу предметной реализации.

Поступила: 22.10.2014
Страницы: 104-114
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.104
Автор(ы): Шнайдер Н.В.; Контобойцева М. Г.; Шнайдер А.В.; Саф­ронова И. Г. ;
Ключевые слова: настойчивость; компоненты настойчивости; систем­ный подход; слабоуспевающие курсанты; коррекционная программа;
Разделы журнала: Психология — практике;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров (окончание) // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.94-103.

В статье рассматриваются основные направления и результаты исследований когнитивной сферы у игроков в компьютерные игры (геймеров). Изучение психологических особенностей геймеров в настоящее время особенно актуально в связи с широким распространением этого вида досуга среди детей, подростков, а также взрослых. Имеющиеся исследо­ вания позволяют утверждать, что когнитивная сфера геймеров обладает определенной спецификой. Наряду с возможными негативными послед­ ствиями (например, ухудшением долговременной памяти) отмечаются факты положительного воздействия опыта компьютерной игры на про­ цессы внимания, пространственное мышление, когнитивный контроль у геймеров, а также у участников специально организованных игровых сессий. Наличие выраженного эффекта от контролируемых сеансов игры позволяет говорить о возможности тренировки когнитивных функций посредством компьютерных игр. Рассматривается вклад опыта компьютер­ ной игры в специфику мышления и принятия решений, а также проблема мультитаскинга и высокая способность геймеров к переключению между разнородными заданиями. Развитие и степень выраженности когнитивных особенностей геймеров представляются в значительной степени связан­ ными с содержанием и типом компьютерной игры

Поступила: 05.02.2014
Страницы: 94-103
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.94
Автор(ы): Богачева Н. В;
Ключевые слова: пространственное мышление; киберпсихология; когнитивная психология; компьютерные игры; геймеры; внимание; память; когнитивный контроль; мультитаскинг;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015


Статьи 70 - 89 из 489
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер