ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Психология — практике

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Федунина Н.Ю., Грушко А.И., Ковалева А.В., Банников Г.С. Случай консультирования по поводу спортивной травмы на основе метода Пьера Жане. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.56-75

Актуальность. Повышение требований к характеристикам соревновательной деятельности приводит к росту риска травматизации в спорте высших достижений. Наряду с развитием спортивной медицины и реабилитологии растет понимание того, что физическая и психологическая готовность к возвращению в спорт и соревновательной деятельности могут не совпадать. 

Цели работы. В статье рассматривается проблематика психологической реабилитации после спортивной травмы. Представлены основные типы интервенций, которые задействуются на этапе восстановления и возобновления тренировок. Страх ретравматизации является одной из ключевых трудностей, с которой сталкиваются спортсмены. 

Метод. Методологическим основанием консультативного подхода явилась модель работы с травмой Пьера Жане. На материале анализа случая консультирования гимнаста-подростка (10 сессий) представлены основные феномены психологической травматизации, сопутствующие физической травме и связанные с характеристикой травмы (тяжесть травмы, интенсивность болевых ощущений, изменения образа тела); с этапами работы переживания (от стадии шока до стадии принятия); с ведущими способами совладания со стрессом; со спецификой межличностных контактов (переживание социального исключения).

Результаты. Выделены следующие ключевые этапы консультирования: 1) стабилизация и снятие острых психофизиологических симптомов, формирование целостного рассказа о травме; 2) работа с травматическими воспоминаниями, десенсибилизация; 3) реинтеграция и возвращение к полноценной спортивной деятельности. Для достижения целей каждой из фаз использовались различные техники: аналитические и когнитивно-бихевиоральные интервенции, арт-техники, тренинг с биологической обратной связью (БОС), а также интервенции в рамках концепции самодетерминации.

Выводы. Сопровождение спортсмена на разных стадиях процесса переживания травмы дает возможность восстановить его физическое и психологическое благополучие и преодолеть страх ретравматизации, что может стать залогом его спортивного долголетия и личностного роста. Такая работа должна начинаться с процессов профилактики травматизма, с кризисной интервенции, первой психологической помощи. Все это снижает риск развития посттравматических реакций и состояний.

Поступила: 17.04.2018
Принята к публикации: 11.05.2018
Страницы: 56-75
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.56
Автор(ы): Федунина Н. Ю.; Грушко А.И.; Ковалева А. В.; Банников Г. С.;
Ключевые слова: спортивная травма; страх ретравматизации; психология спорта; спортивная гимнастика; Пьер Жане;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018

Погожина И.Н., Симонян М.С., Агасарян М.Б. Проблема сопровожде­ния индивидуальных траекторий обучения в эпоху цифрового детства. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.40-55

Актуальность. Индивидуализация образования, стремительное расширение цифрового пространства знаний, риски, сопровождающие киберсоциализацию, делают остро актуальной проблему организации профессионального психолого-педагогического сопровождения индивидуальных траекторий обучения (ИТО) детей и подростков. Существует ряд подходов к организации наставничества: тьюторство, кураторство, коучинг и др. Необходим их сопоставительный анализ с точки зрения эффективности решения задач сопровождения ИТО, а также анализ состава и структуры деятельности специалистов, обеспечивающих такое сопровождение, так как ее содержание определено недостаточно четко.

Цель. Выделение инвариантных элементов деятельности по сопровождению ИТО как основы подготовки специалистов в области психолого-педагогического сопровождения обучения и развития учащихся.

Методы. Теоретический критический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме; метод теоретического моделирования, конструирования и прогнозирования; эмпирический анализ конкретного случая.

Результаты. Выделены и описаны структуры деятельностей тьютора, куратора (фасилитатора), коуча, а также содержательные и формальные ограничения разных подходов при решении задач сопровождения ИТО. Выявлено, что в сравниваемых подходах реализуются принципиально разные типы отношения к субъекту наставнической деятельности. Показано, что академическое тьюторство как элемент системы развивающегося инновационного обучения  — более эффективный способ сопровождения ИТО учащихся в современных образовательных средах по сравнению с кураторством (фасилитацией) и коучингом. Эмпирически продемонстрированы этапы сопровождения ИТО в рамках психологического консультирования.

Выводы. Акты преобразования в структуре деятельности академического тьютора полностью соотносятся с этапами тьюторского гуманистического консультирования и могут быть перенесены на работу с детьми и подростками с учетом возрастной специфики и личностных особенностей учащегося. Предложена ориентировочная основа деятельности сопровождения ИТО, которая может быть использована в подготовке специалистов-наставников и в работе тьюторов.

Поступила: 14.03.2018
Принята к публикации: 28.03.2018
Страницы: 40-55
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.40
Автор(ы): Погожина И.Н. ; Симонян М. С.; Агасарян М. Б.;
Ключевые слова: коучинг; деятельность; ориентировка; индивидуальная траектория обучения (ИТО); сопровождение ИТО; тьюторство;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018

Сиднева А.Н. Психологический анализ урока с позиций деятель­ностного подхода // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №3 — с. 100-119

В статье на основе критического рассмотрения существующих концепций психологического анализа урока выдвигается модель анализа урока, разработанная с позиций деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Как показывает критический обзор, основные существующие в традиционной дидактике модели психологического анализа урока связаны с оценкой степени реализации на уроке условий для эффективного функционирования психических процессов учащихся и самого процесса учения. В основе этой модели лежит идея, что качественный урок должен максимально задействовать различные виды психических процессов (процессы мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.). С точки же зрения деятельностного подхода психологический анализ предполагает оценку того, насколько виды активности, реализуемые детьми на уроке, адекватны поставленным учителем целям урока. Таким образом, в основе деятельностной модели анализа урока должна лежать идея о том, что качественный урок — это урок, в котором учащиеся осуществляют деятельность, психологически адекватную заданным целям. В статье предлагается пять основных критериев психологического анализа урока, которые, по мнению автора, соответствуют принципам деятельностного подхода: 1) особенности постановки целей урока, 2) степень адекватности выполняемых учащимися действий заявленным целям урока, 3) особенности предлагаемых учителем средств выполнения действий, 4) особенности контроля и обратной связи и 5) особенности оценивания действий учащихся. На основе этой модели разработана и представлена в статье авторская схема психологического анализа урока, которая может лечь в основу оценки уроков вне зависимости от системы обучения.

Поступила: 15.09.2017
Принята к публикации: 26.09.2017
Страницы: 100-119
DOI: 10.11621/vsp.2017.03.100
Автор(ы): Сиднева А.Н.;
Ключевые слова: урок; психологический анализ урока; деятельностный подход;

Доступно в on-line версии с 30.10.2017

Пряжников Н.С., Гусев А.Н., Тюрин К.Г., Самборская Л.Н. Проектирование информационно-поисковых онлайн технологий в профессиональном консультировании (на примере экспертной системы «Выбирай и поступай — ВИП»). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №2 — с. 95-113

В статье рассматривается проблема разработки онлайн технологий для профориентации и профконсультации подростков с учетом их интереса к компьютерным программам (игровым, развлекательным), с одной стороны, и явного недостатка научно обоснованных компьютеризированых методик, с другой. Анализируются позитивные и негативные аспекты проектирования и практического использования онлайн технологий в профессиональном консультировании. Дается их сравнение с методом тестов и другими психодиагностическими процедурами. Выделяются основные направления решения проблем проектирования информационных систем в профориентации: 1) информационно-справочные, 2) профессиональная диагностика, 3) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, 4) помощь в принятии решения и конкретных выборах, 5) помощь в планировании жизненных и профессиональных перспектив. Обозначены проблемы, связанные с профессиональным самоопределением подростка, которые могли бы быть смоделированы в новых онлайн технологиях. На примере авторской методики «Выбирай и поступай — ВИП» для онлайн консультирования самоопределяющихся подростков показаны проблемы проектировщиков подобных программных продуктов, варианты решения этих проблем и предварительные результаты практической апробации новой технологии. Описываются основные идеи этой методики: 1) комплексная оценка выбираемой трудовой деятельности на основе полного учета психологической структуры труда, 2) использование экспертных оценок степени соответствия компонентов профессиональной деятельности официальному перечню укрупненных групп специальностей, 3) использование в режимах реального и онлайн профконсультирования, 4) учет не только желаний подростка, но и его актуальных и потенциальных возможностей. Рассмотрены основные этапы работы школьника с экспертной системой ВИП — от инструкции до итоговой оценки его предпочтений, возможностей и выдачи обобщенных рекомендаций.

Поступила: 01.06.2017
Принята к публикации: 22.06.2017
Страницы: 95-113
DOI: 10.11621/vsp.2017.02.95
Автор(ы): Пряжников Н. С.; Гусев А.Н.; Тюрин К. Г.; Самборская Л. Н.;
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профориентация; профконсультация; проектирование компьютерных онлайн методик;

Доступно в on-line версии с 10.09.2017

Буякас Т.М., Михеев В.А. Системная рефлексия и ее психотехническое обеспечение в процессе профессионального становления. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №1 — с. 105-120

Статья посвящена исследованию роли системной рефлексии в организации, инициировании и направлении процесса профессионального становления. Рефлексия рассматривается как важнейшая регулятивная составляющая личности, которая открывает человеку возможность для саморегуляции и самоуправления, что позволяет ему быть активным субъектом профессионального становления. Выделено три вида рефлексивных процессов, поддерживающих субъектную направленность процесса профессионализации и позволяющих специалисту «проблематизировать себя». «Проблематизация себя» на основании личных предпочтений и смыслов, извлеченных из непосредственно пережитого опыта предваряющей психотехнической работы, ориентирует будущего специалиста в отношении шагов профессионализации. Обсуждается психотехнический инструментарий, который открывает возможность рефлексии для отработки значимых аспектов профессионализма. Приводятся самоотчеты студентов, анализировавших свое профессиональное мастерство с помощью предложенных психотехнических средств.

Поступила: 09.03.2017
Принята к публикации: 23.03.2017
Страницы: 105-120
DOI: 10.11621/vsp.2017.01.110
Автор(ы): Буякас Т. М.; Михеев В. А.;
Ключевые слова: профессиональное становление; субъектная направленность; системная рефлексия; помогающие психотехники;

Доступно в on-line версии с 30.04.2017

Ильченко А.И., Спиваковская А.С. Психологическое организационное пространство как предмет бизнес-консультирования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.84-97

В статье освещаются исследовательские перспективы нового подхода к бизнес-консультированию, основанного на синтезе двух современных научных направлений, разрабатываемых в последние годы, в том числе и авторами статьи, — социальной патопсихологии и беатотерапии. Объединение данных направлений связано с выделением нового предмета организационного консультирования — психологического организационного пространства, представленного на сознательном и бессознательном уровнях и имеющего нематериальные и материальные проявления. При исследовании неосознаваемых аспектов психологического организационного пространства социальная патопсихология и беатотерапия выявляют паттерны, оказывающие существенное влияние на функционирование организационного пространства. В основе такого подхода лежит предположение, что декодирование бессознательных паттернов поможет изменить такие психологические характеристики организационного пространства, как его психические особенности, организационные отношения и организационные действия.

Поступила: 04.12.2016
Принята к публикации: 23.12.2016
Страницы: 84-97
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.87
Автор(ы): Ильченко А. И.; Спиваковская А. С.;
Ключевые слова: социальная патопсихология; беатотерапия; бизнес- консультирование; психологическое организационное пространство;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Шойгу Ю. С., Филиппова М. В. Этические аспекты экстренной психологической помощи представителям разных культур//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.108-116

a:2:{s:4:"TEXT";s:824:"
<p>В статье приведены и содержательно раскрыты этические принципы, которыми должен руководствоваться психолог в работе с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС), в частности с представителями разных культур. Проведено сравнение основных положений этического кодекса Российского психологического общества и этического кодекса Европейской Федерации психологических ассоциаций. Сделаны выводы: 1. Психолог, оказывающий помощь людям в зоне ЧС, должен иметь высокую квали- фикацию и специальную подготовку. 2. Знание и соблюдение этических принципов в работе с людьми в зоне ЧС не менее важны и обязательны для психолога, чем профессиональные знания и навыки. 3. Учет всех специфических условий работы в зоне ЧС способствует эффективности оказываемой помощи и сохраняет профессиональное здоровье самого специалиста. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 17.04.2015
Страницы: 108-116
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.108
Автор(ы): Шойгу Ю. С. ; Филиппова М.В.;
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; чрезвычайная ситуация (ЧС); этические принципы работы; пострадавшие; представители разных культур;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Шнайдер Н. В., Контобойцева М. Г., Шнайдер А. В., Сафронова И. Г. Коррекционная программа по развитию настойчивости у слабоуспевающих курсантов учебных заведений системы МЧС // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.104-114.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1057:"<p>
    В работе дано определение настойчивости с точки зрения систем­ ного подхода. Представлена коррекционная программа по развитию настойчивости у курсантов учебных заведений системы МЧС. Проведен контрольный замер уровня настойчивости в группе слабоуспевающих курсантов по модифицированному «Тесту суждений для повторного из­ мерения настойчивости» и выявлено, что 10 из 16 параметров структуры настойчивости статистически значимо изменились: в динамическом и регуляторном компонентах увеличились все «агармонические» переменные и «гармоническая» переменная энергичность. В содержательно-стилевом аспекте продуктивного и рефлексивно-оценочного компонентов увеличи­ лись «гармонические» (предметная сфера, операциональные трудности) и «агармонические» (осведомленность, эмоциональные трудности) ха­ рактеристики, уменьшилось значение эгоцентричности. Это объясняется увеличением трудностей при осуществлении настойчивого поведения, связанных с тем, что курсанты стали более широко понимать это свойство и направлять его в сферу предметной реализации.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 22.10.2014
Страницы: 104-114
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.104
Автор(ы): Шнайдер Н.В.; Контобойцева М. Г.; Шнайдер А.В.; Саф­ронова И. Г. ;
Ключевые слова: настойчивость; компоненты настойчивости; систем­ный подход; слабоуспевающие курсанты; коррекционная программа;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Шаболтас А.В. Программа превенции ВИЧ-инфекции на уровне сообществ с привлечением лидеров общественного мнения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №2 - с.105-118.

a:2:{s:4:"TEXT";s:627:"В статье представлены основные положения теории диффузии инно-
ваций Э. Роджерса, дан обзор эмпирических работ по использованию этой теории в продвижении здоровьесберегающих поведенческих практик и превенции рискованного поведения в сфере здоровья. Приведены результаты лонгитюдного исследования эффективности групповой поведенческой превентивной программы для лидеров общественного мнения, разработанной
под руководством автора в рамках международного исследовательского
проекта по превенции ВИЧ и инфекций, передаваемых половым путем
(ИППП), на уровне сообществ студентов, проживающих в общежитиях г. Санкт-Петербурга.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 17.02.2014
Страницы: 105-118
Автор(ы): Шаболтас А.В.;
Ключевые слова: теория диффузии инноваций; лидеры общественного мнения; ВИЧ (СПИД); превенция; лонгитюдное исследование ;

Доступно в on-line версии с 30.06.2014

Пузеп Л.Г.,Ривера А.И.,Терещенко Ю.А. Влияние педагогической практики на формирование мотивационной и компетентностной готовности выпускника педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.127-134.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1266:"В статье представлены результаты исследования мотивационной и
компетентностной готовности выпускника педагогического вуза к будущей
профессиональной деятельности. Определены основные показатели этой
готовности: 1) наличие положительной профессиональной мотивации (ПМ);
2) положительное экспертное мнение руководителей баз практики о сформи-
рованности и проявлении студентами компетенций в процессе выполнения
профессиональной деятельности; 3) успешная сдача студентами итоговой
экзаменационной сессии. Тенденции в изменении ПМ студентов в период
прохождения педагогической практики выявлялись с помощью «Методики
мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации
А. Реана. Для определения успешности прохождения практики использовал-
ся разработанный авторами «Лист экспертных оценок», в который включены
задания на практику, а также компетенции, формируемые в процессе учебной
деятельности. Представленная методика отслеживания позволила выявить у
респондентов (n=9) позитивную тенденцию в изменении ПМ и компетенции,
проявляемые ими в ходе педагогической практики. Сделан вывод о возмож-
ности применения данной методики в любом педагогическом вузе, имеющем
профиль подготовки «Практическая психология в образовании».";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 21.11.2012
Страницы: 127-134
Автор(ы): Пузеп Л.Г.; Ривера А.И.; Терещенко Ю.А.;
Ключевые слова: профессиональная мотивация; компетенции; готовность к профессиональной деятельности; студенты-педагоги;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Тома Ф., Карруа Ф., Глозман Ж.М. Новый подход к исследованию болезни Паркинсона // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №4 -с.90-98.

a:2:{s:4:"TEXT";s:468:"<p>
    Проксимология — новый междисциплинарный подход, предполагающий изучение больного в единстве с его окружением. На состояние родственников человека, страдающего паркинсонизмом, влияют такие факторы, как прогрессирование болезни и зависимости больного, а также нарушения в его ког