ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Психология — практике

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Сиднева А.Н. Психологический анализ урока с позиций деятель­ностного подхода // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №3 — с. 100-119

В статье на основе критического рассмотрения существующих концепций психологического анализа урока выдвигается модель анализа урока, разработанная с позиций деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Как показывает критический обзор, основные существующие в традиционной дидактике модели психологического анализа урока связаны с оценкой степени реализации на уроке условий для эффективного функционирования психических процессов учащихся и самого процесса учения. В основе этой модели лежит идея, что качественный урок должен максимально задействовать различные виды психических процессов (процессы мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.). С точки же зрения деятельностного подхода психологический анализ предполагает оценку того, насколько виды активности, реализуемые детьми на уроке, адекватны поставленным учителем целям урока. Таким образом, в основе деятельностной модели анализа урока должна лежать идея о том, что качественный урок — это урок, в котором учащиеся осуществляют деятельность, психологически адекватную заданным целям. В статье предлагается пять основных критериев психологического анализа урока, которые, по мнению автора, соответствуют принципам деятельностного подхода: 1) особенности постановки целей урока, 2) степень адекватности выполняемых учащимися действий заявленным целям урока, 3) особенности предлагаемых учителем средств выполнения действий, 4) особенности контроля и обратной связи и 5) особенности оценивания действий учащихся. На основе этой модели разработана и представлена в статье авторская схема психологического анализа урока, которая может лечь в основу оценки уроков вне зависимости от системы обучения.

Поступила: 15.09.2017
Принята к публикации: 26.09.2017
Страницы: 100-119
DOI: 10.11621/vsp.2017.03.100
Автор(ы): Сиднева А.Н.;
Ключевые слова: урок; психологический анализ урока; деятельностный подход;

Доступно в on-line версии с 30.10.2017

Пряжников Н.С., Гусев А.Н., Тюрин К.Г., Самборская Л.Н. Проектирование информационно-поисковых онлайн технологий в профессиональном консультировании (на примере экспертной системы «Выбирай и поступай — ВИП»). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №2 — с. 95-113

В статье рассматривается проблема разработки онлайн технологий для профориентации и профконсультации подростков с учетом их интереса к компьютерным программам (игровым, развлекательным), с одной стороны, и явного недостатка научно обоснованных компьютеризированых методик, с другой. Анализируются позитивные и негативные аспекты проектирования и практического использования онлайн технологий в профессиональном консультировании. Дается их сравнение с методом тестов и другими психодиагностическими процедурами. Выделяются основные направления решения проблем проектирования информационных систем в профориентации: 1) информационно-справочные, 2) профессиональная диагностика, 3) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющихся подростков, 4) помощь в принятии решения и конкретных выборах, 5) помощь в планировании жизненных и профессиональных перспектив. Обозначены проблемы, связанные с профессиональным самоопределением подростка, которые могли бы быть смоделированы в новых онлайн технологиях. На примере авторской методики «Выбирай и поступай — ВИП» для онлайн консультирования самоопределяющихся подростков показаны проблемы проектировщиков подобных программных продуктов, варианты решения этих проблем и предварительные результаты практической апробации новой технологии. Описываются основные идеи этой методики: 1) комплексная оценка выбираемой трудовой деятельности на основе полного учета психологической структуры труда, 2) использование экспертных оценок степени соответствия компонентов профессиональной деятельности официальному перечню укрупненных групп специальностей, 3) использование в режимах реального и онлайн профконсультирования, 4) учет не только желаний подростка, но и его актуальных и потенциальных возможностей. Рассмотрены основные этапы работы школьника с экспертной системой ВИП — от инструкции до итоговой оценки его предпочтений, возможностей и выдачи обобщенных рекомендаций.

Поступила: 01.06.2017
Принята к публикации: 22.06.2017
Страницы: 95-113
DOI: 10.11621/vsp.2017.02.95
Автор(ы): Пряжников Н. С.; Гусев А.Н.; Тюрин К. Г.; Самборская Л. Н.;
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профориентация; профконсультация; проектирование компьютерных онлайн методик;

Доступно в on-line версии с 10.09.2017

Буякас Т.М., Михеев В.А. Системная рефлексия и ее психотехническое обеспечение в процессе профессионального становления. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №1 — с. 105-120

Статья посвящена исследованию роли системной рефлексии в организации, инициировании и направлении процесса профессионального становления. Рефлексия рассматривается как важнейшая регулятивная составляющая личности, которая открывает человеку возможность для саморегуляции и самоуправления, что позволяет ему быть активным субъектом профессионального становления. Выделено три вида рефлексивных процессов, поддерживающих субъектную направленность процесса профессионализации и позволяющих специалисту «проблематизировать себя». «Проблематизация себя» на основании личных предпочтений и смыслов, извлеченных из непосредственно пережитого опыта предваряющей психотехнической работы, ориентирует будущего специалиста в отношении шагов профессионализации. Обсуждается психотехнический инструментарий, который открывает возможность рефлексии для отработки значимых аспектов профессионализма. Приводятся самоотчеты студентов, анализировавших свое профессиональное мастерство с помощью предложенных психотехнических средств.

Поступила: 09.03.2017
Принята к публикации: 23.03.2017
Страницы: 105-120
DOI: 10.11621/vsp.2017.01.110
Автор(ы): Буякас Т. М.; Михеев В. А.;
Ключевые слова: профессиональное становление; субъектная направленность; системная рефлексия; помогающие психотехники;

Доступно в on-line версии с 30.04.2017

Ильченко А.И., Спиваковская А.С. Психологическое организационное пространство как предмет бизнес-консультирования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.84-97

a:2:{s:4:"TEXT";s:1041:"<p>В статье освещаются исследовательские перспективы нового подхода
к бизнес-консультированию, основанного на синтезе двух современных
научных направлений, разрабатываемых в последние годы, в том числе
и авторами статьи, — социальной патопсихологии и беатотерапии.
Объединение данных направлений связано с выделением нового предмета
организационного консультирования — психологического организационного
пространства, представленного на сознательном и бессознательном
уровнях и имеющего нематериальные и материальные проявления. При
исследовании неосознаваемых аспектов психологического организационного
пространства социальная патопсихология и беатотерапия выявляют
паттерны, оказывающие существенное влияние на функционирование
организационного пространства. В основе такого подхода лежит предположение,
что декодирование бессознательных паттернов поможет изменить
такие психологические характеристики организационного пространства,
как его психические особенности, организационные отношения и организационные
действия.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 04.12.2016
Принята к публикации: 23.12.2016
Страницы: 84-97
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.87
Автор(ы): Ильченко А. И.; Спиваковская А. С.;
Ключевые слова: социальная патопсихология; беатотерапия; бизнес- консультирование; психологическое организационное пространство;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Шойгу Ю. С., Филиппова М. В. Этические аспекты экстренной психологической помощи представителям разных культур//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.108-116

a:2:{s:4:"TEXT";s:824:"
<p>В статье приведены и содержательно раскрыты этические принципы, которыми должен руководствоваться психолог в работе с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС), в частности с представителями разных культур. Проведено сравнение основных положений этического кодекса Российского психологического общества и этического кодекса Европейской Федерации психологических ассоциаций. Сделаны выводы: 1. Психолог, оказывающий помощь людям в зоне ЧС, должен иметь высокую квали- фикацию и специальную подготовку. 2. Знание и соблюдение этических принципов в работе с людьми в зоне ЧС не менее важны и обязательны для психолога, чем профессиональные знания и навыки. 3. Учет всех специфических условий работы в зоне ЧС способствует эффективности оказываемой помощи и сохраняет профессиональное здоровье самого специалиста. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 17.04.2015
Страницы: 108-116
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.108
Автор(ы): Шойгу Ю. С. ; Филиппова М.В.;
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; чрезвычайная ситуация (ЧС); этические принципы работы; пострадавшие; представители разных культур;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Шнайдер Н. В., Контобойцева М. Г., Шнайдер А. В., Сафронова И. Г. Коррекционная программа по развитию настойчивости у слабоуспевающих курсантов учебных заведений системы МЧС // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.104-114.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1057:"<p>
    В работе дано определение настойчивости с точки зрения систем­ ного подхода. Представлена коррекционная программа по развитию настойчивости у курсантов учебных заведений системы МЧС. Проведен контрольный замер уровня настойчивости в группе слабоуспевающих курсантов по модифицированному «Тесту суждений для повторного из­ мерения настойчивости» и выявлено, что 10 из 16 параметров структуры настойчивости статистически значимо изменились: в динамическом и регуляторном компонентах увеличились все «агармонические» переменные и «гармоническая» переменная энергичность. В содержательно-стилевом аспекте продуктивного и рефлексивно-оценочного компонентов увеличи­ лись «гармонические» (предметная сфера, операциональные трудности) и «агармонические» (осведомленность, эмоциональные трудности) ха­ рактеристики, уменьшилось значение эгоцентричности. Это объясняется увеличением трудностей при осуществлении настойчивого поведения, связанных с тем, что курсанты стали более широко понимать это свойство и направлять его в сферу предметной реализации.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 22.10.2014
Страницы: 104-114
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.104
Автор(ы): Шнайдер Н.В.; Контобойцева М. Г.; Шнайдер А.В.; Саф­ронова И. Г. ;
Ключевые слова: настойчивость; компоненты настойчивости; систем­ный подход; слабоуспевающие курсанты; коррекционная программа;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Шаболтас А.В. Программа превенции ВИЧ-инфекции на уровне сообществ с привлечением лидеров общественного мнения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №2 - с.105-118.

a:2:{s:4:"TEXT";s:627:"В статье представлены основные положения теории диффузии инно-
ваций Э. Роджерса, дан обзор эмпирических работ по использованию этой теории в продвижении здоровьесберегающих поведенческих практик и превенции рискованного поведения в сфере здоровья. Приведены результаты лонгитюдного исследования эффективности групповой поведенческой превентивной программы для лидеров общественного мнения, разработанной
под руководством автора в рамках международного исследовательского
проекта по превенции ВИЧ и инфекций, передаваемых половым путем
(ИППП), на уровне сообществ студентов, проживающих в общежитиях г. Санкт-Петербурга.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 17.02.2014
Страницы: 105-118
Автор(ы): Шаболтас А.В.;
Ключевые слова: теория диффузии инноваций; лидеры общественного мнения; ВИЧ (СПИД); превенция; лонгитюдное исследование ;

Доступно в on-line версии с 30.06.2014

Пузеп Л.Г.,Ривера А.И.,Терещенко Ю.А. Влияние педагогической практики на формирование мотивационной и компетентностной готовности выпускника педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.127-134.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1266:"В статье представлены результаты исследования мотивационной и
компетентностной готовности выпускника педагогического вуза к будущей
профессиональной деятельности. Определены основные показатели этой
готовности: 1) наличие положительной профессиональной мотивации (ПМ);
2) положительное экспертное мнение руководителей баз практики о сформи-
рованности и проявлении студентами компетенций в процессе выполнения
профессиональной деятельности; 3) успешная сдача студентами итоговой
экзаменационной сессии. Тенденции в изменении ПМ студентов в период
прохождения педагогической практики выявлялись с помощью «Методики
мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации
А. Реана. Для определения успешности прохождения практики использовал-
ся разработанный авторами «Лист экспертных оценок», в который включены
задания на практику, а также компетенции, формируемые в процессе учебной
деятельности. Представленная методика отслеживания позволила выявить у
респондентов (n=9) позитивную тенденцию в изменении ПМ и компетенции,
проявляемые ими в ходе педагогической практики. Сделан вывод о возмож-
ности применения данной методики в любом педагогическом вузе, имеющем
профиль подготовки «Практическая психология в образовании».";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 21.11.2012
Страницы: 127-134
Автор(ы): Пузеп Л.Г.; Ривера А.И.; Терещенко Ю.А.;
Ключевые слова: профессиональная мотивация; компетенции; готовность к профессиональной деятельности; студенты-педагоги;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Тома Ф., Карруа Ф., Глозман Ж.М. Новый подход к исследованию болезни Паркинсона // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №4 -с.90-98.

a:2:{s:4:"TEXT";s:468:"<p>
    Проксимология — новый междисциплинарный подход, предполагающий изучение больного в единстве с его окружением. На состояние родственников человека, страдающего паркинсонизмом, влияют такие факторы, как прогрессирование болезни и зависимости больного, а также нарушения в его когнитивной сфере. В результате наблюдается снижение качества жизни и ухудшение здоровья родственника. В статье обсуждаются специфические нужды родственников больного паркинсонизмом.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 17.12.2007
Страницы: 90-98
Автор(ы): Тома Филипп; Карруа Франсуа; Глозман Ж.М. ;
Ключевые слова: паркинсонизм; родственники больного; проксимология; качество жизни;

Доступно в on-line версии с 31.12.2008

Науменко А.С., Шмелев А.Г. Способ представления психодиагностической информации как фактор ее организационной эффективности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.107-123.

a:2:{s:4:"TEXT";s:798:"<p>
    Статья посвящена анализу влияния различных способов представления психодиагностической информации на ее восприятие и принятие решений кадровыми специалистами. В результате проведенного исследования большинство изначально сформулированных авторами «простых» гипотез было отвергнуто, выявлены более сложные закономерности восприятия психодагностической информации. В числе основных факторов влияния оказались характер и содержание деятельностной задачи, в рамках которой используется тестирование, степень значимости психодиагностической информации для принятия решения в конкретной ситуации анализа и индивидуальные особенности субъекта, производящего анализ результатов тестирования. Сформулированы постэкспериментальные гипотезы и направления последующих исследований в данной области.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 06.12.2007
Страницы: 107-123
Автор(ы): Науменко А.С.;
Ключевые слова: тестовые интерпретации; шкальный профиль; текстовый отчет; компьютерная психодиагностика; подбор персонала; эффективность кадровой психодиагностики;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008

Цветкова Л.С., Цветков А.В. Нейропсихологические синдромы несформированности высших психических функций у младших школьников с отклонениями в развитии психики// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.62-71.

a:2:{s:4:"TEXT";s:305:"<p>В статье анализируются данные нейропсихологического обследования
детей 7—10 лет с трудностями в обучении и поведении. Все дети обучались
в общеобразовательных школах и наблюдались в Центре интеллектуального
развития ребенка. Выделен ряд нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 29.01.2009
Страницы: 62-71
Автор(ы): Цветкова Л.С. ; Цветков А.В. ;
Ключевые слова: нейропсихологический синдром; детская нейропсихология; младшие школьники; отклонения в развитии психики;

Сирота Н.А.,Зенцова Н.И. Когнитивно-поведенческая модель профилактики рецидива при наркомании // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №1 - с.81-89.

a:2:{s:4:"TEXT";s:440:"<p>В статье описывается модель профилактики рецидива наркомании, разработанная на основе принципов когнитивно-поведенческого подхода в
психотерапии. Особое внимание уделено работе с пациентом по формированию и эффективному использованию навыков успешной психосоциальной
адаптации, включая развитие эмпатии, навыков эффективного взаимодействия с социальным окружением, формирование позитивной Я-концепции и
коммуникативных навыков.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 24.06.2008
Страницы: 81-89
Автор(ы): Сирота Н.А.; Зенцова Н. И.;
Ключевые слова: копинг-поведение; наркомания; профилактика рецидива; когнитивно-поведенческий подход; психосоциальная адаптация;

Братусь Б.С. Общая психология на фоне знаков современности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.96-101.

a:2:{s:4:"TEXT";s:461:"<p>
    В статье проведено сравнение представлений о психологии в современном общественном мнении и реального положения дел в психологической науке. Выявлено несоответствие между темпами развития прикладных отраслей психологии и обеспечением их со стороны фундаментальных исследований. Показано значение общепсихологической науки (в частности, работ кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова) в преодолении этого несоответствия.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 96-101
Автор(ы): Братусь Б. С. ;
Ключевые слова: история психологии; общая психология; отрасли психологии; фундаментальная наука; Болонский процесс; современность;

Цветкова Л.А. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в студенческих общностях: интегративная теоретическая модель Г. Гонзалеса // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.142-151.

a:2:{s:4:"TEXT";s:789:"В статье рассматривается предложенная Г. Гонзалесом интегративная мо-
дель профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками в студенческих
общностях. В данной теоретической структуре объединяются модель убеждений в отношении здоровья, теория социального научения и теория проблемного поведения. В модели Гонзалеса делается акцент на разных элементах — личностном
уровне, уровне окружающей среды и уровне взаимодействия между личностью и окружающей средой. Представлены конкретные мероприятия, включенные в интегративную модель. Анализируется эффективность профилактических программ в студенческой среде. Описывается опыт применения модели в Университете Флориды (США). Делается вывод, что модель Гонзалеса может
использоваться для оценки эффективности профилактических программ.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 01.06.2010
Страницы: 142-151
Автор(ы): Цветкова Л. А. ;
Ключевые слова: студенты; злоупотребление психоактивными веществами; профилактика; модель; вмешательство; личность; среда; взаимодействие;

Дэвид Ж., Глозман Ж.М. Российско-португальский опыт нейро-психологического обследования дошкольников. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.117-124.

a:2:{s:4:"TEXT";s:551:"В статье анализируются теоретические и методологические принципы
нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте. Оцениваются
наиболее известные психометрические методы обследования дошкольников.
Описывается опыт применения в Португалии разработанной в России шкалы для нейропсихологического обследования дошкольников, качественной и количественной оценки данных тестирования. При создании португальской версии учитываются луриевские принципы диалогового взаимодействия с обследуемым
ребенком для выявления зоны его ближайшего развития.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 05.12.2008
Страницы: 117-124
Автор(ы): Дэвид Ж. ; Глозман Ж.М. ;
Ключевые слова: детская нейропсихология; зона ближайшего развития; нейропсихологическое обследование дошкольников;

Климов Е.А. О нелинейности процесса профессионального становления// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.102-108.

a:2:{s:4:"TEXT";s:496:"<p>
    Предрассудок, определяющий практику так называемого профильного обучения школьников, состоит в том, что выбор специальности, сделанный в юности, считается гарантирующим дальнейшее профессиональное развитие человека в соответствующем направлении. В действительности, как свидетельствуют биографии успешных профессионалов, становление специалистов происходит не линейно, а именно в ходе преодоления ситуаций неопределенности, и характеризуется как прерывистый («старт-стопный») процесс.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 102-108
Автор(ы): Климов Е. А.;
Ключевые слова: профильное обучение школьников; предрассудки при выборе профессии; ситуации неопределенности; нелинейность («старт-стопность») процесса профессионального становления;

Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.109-112.

a:2:{s:4:"TEXT";s:610:"<p>
    В статье поднимается проблема преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии в вузах России в наши дни. Включенность в процесс преподавания данной дисциплины лиц без специальной междисциплинарной подготовки приводит к тому, что у студентов зачастую формируется искаженное представление о предмете. Этому способствует также обострение противостояния двух основных парадигм в понимании природы человека — социокультурной и биологической, а также усиление биологизаторских тенденций при интерпретации поведения человека, выражающихся в прямых аналогиях с поведением животных различных таксонов.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 109-112
Автор(ы): Мешкова Н.Н.; Федорович Е.Ю.;
Ключевые слова: преподавание зоопсихологии; инстинкты человека; сравнение человека и животных; сравнительная психология;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2018


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер