ISSN 0137—0936
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Психология — практике

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Ильченко А.И., Спиваковская А.С. Психологическое организационное пространство как предмет бизнес-консультирования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.84-97

В статье освещаются исследовательские перспективы нового подхода к бизнес-консультированию, основанного на синтезе двух современных научных направлений, разрабатываемых в последние годы, в том числе и авторами статьи, — социальной патопсихологии и беатотерапии. Объединение данных направлений связано с выделением нового предмета организационного консультирования — психологического организационного пространства, представленного на сознательном и бессознательном уровнях и имеющего нематериальные и материальные проявления. При исследовании неосознаваемых аспектов психологического организационного пространства социальная патопсихология и беатотерапия выявляют паттерны, оказывающие существенное влияние на функционирование организационного пространства. В основе такого подхода лежит предположение, что декодирование бессознательных паттернов поможет изменить такие психологические характеристики организационного пространства, как его психические особенности, организационные отношения и организационные действия.

Поступила: 04.12.2016
Принята к публикации: 23.12.2016
Страницы: 84-97
Автор(ы): Ильченко А. И.; Спиваковская А. С.;
Ключевые слова: социальная патопсихология; беатотерапия; бизнес- консультирование; психологическое организационное пространство;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Шойгу Ю. С., Филиппова М. В. Этические аспекты экстренной психологической помощи представителям разных культур//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.108-116

В статье приведены и содержательно раскрыты этические принципы, которыми должен руководствоваться психолог в работе с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС), в частности с представителями разных культур. Проведено сравнение основных положений этического кодекса Российского психологического общества и этического кодекса Европейской Федерации психологических ассоциаций. Сделаны выводы: 1. Психолог, оказывающий помощь людям в зоне ЧС, должен иметь высокую квали- фикацию и специальную подготовку. 2. Знание и соблюдение этических принципов в работе с людьми в зоне ЧС не менее важны и обязательны для психолога, чем профессиональные знания и навыки. 3. Учет всех специфических условий работы в зоне ЧС способствует эффективности оказываемой помощи и сохраняет профессиональное здоровье самого специалиста.

Поступила: 17.04.2015
Страницы: 108-116
Автор(ы): Шойгу Ю. С. ; Филиппова М.В.;
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; чрезвычайная ситуация (ЧС); этические принципы работы; пострадавшие; представители разных культур;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Шнайдер Н. В., Контобойцева М. Г., Шнайдер А. В., Сафронова И. Г. Коррекционная программа по развитию настойчивости у слабоуспевающих курсантов учебных заведений системы МЧС // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.104-114.

В работе дано определение настойчивости с точки зрения систем­ ного подхода. Представлена коррекционная программа по развитию настойчивости у курсантов учебных заведений системы МЧС. Проведен контрольный замер уровня настойчивости в группе слабоуспевающих курсантов по модифицированному «Тесту суждений для повторного из­ мерения настойчивости» и выявлено, что 10 из 16 параметров структуры настойчивости статистически значимо изменились: в динамическом и регуляторном компонентах увеличились все «агармонические» переменные и «гармоническая» переменная энергичность. В содержательно-стилевом аспекте продуктивного и рефлексивно-оценочного компонентов увеличи­ лись «гармонические» (предметная сфера, операциональные трудности) и «агармонические» (осведомленность, эмоциональные трудности) ха­ рактеристики, уменьшилось значение эгоцентричности. Это объясняется увеличением трудностей при осуществлении настойчивого поведения, связанных с тем, что курсанты стали более широко понимать это свойство и направлять его в сферу предметной реализации.

Поступила: 22.10.2014
Страницы: 104-114
Автор(ы): Шнайдер Н.В.; Контобойцева М. Г.; Шнайдер А.В.; Саф­ронова И. Г. ;
Ключевые слова: настойчивость; компоненты настойчивости; систем­ный подход; слабоуспевающие курсанты; коррекционная программа;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Шаболтас А.В. Программа превенции ВИЧ-инфекции на уровне сообществ с привлечением лидеров общественного мнения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №2 - с.105-118.

В статье представлены основные положения теории диффузии инно- ваций Э. Роджерса, дан обзор эмпирических работ по использованию этой теории в продвижении здоровьесберегающих поведенческих практик и превенции рискованного поведения в сфере здоровья. Приведены результаты лонгитюдного исследования эффективности групповой поведенческой превентивной программы для лидеров общественного мнения, разработанной под руководством автора в рамках международного исследовательского проекта по превенции ВИЧ и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), на уровне сообществ студентов, проживающих в общежитиях г. Санкт-Петербурга.

Поступила: 17.02.2014
Страницы: 105-118
Автор(ы): Шаболтас А.В.;
Ключевые слова: теория диффузии инноваций; лидеры общественного мнения; ВИЧ (СПИД); превенция; лонгитюдное исследование ;

Доступно в on-line версии с 30.06.2014

Пузеп Л.Г.,Ривера А.И.,Терещенко Ю.А. Влияние педагогической практики на формирование мотивационной и компетентностной готовности выпускника педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.127-134.

В статье представлены результаты исследования мотивационной и компетентностной готовности выпускника педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности. Определены основные показатели этой готовности: 1) наличие положительной профессиональной мотивации (ПМ); 2) положительное экспертное мнение руководителей баз практики о сформи- рованности и проявлении студентами компетенций в процессе выполнения профессиональной деятельности; 3) успешная сдача студентами итоговой экзаменационной сессии. Тенденции в изменении ПМ студентов в период прохождения педагогической практики выявлялись с помощью «Методики мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана. Для определения успешности прохождения практики использовал- ся разработанный авторами «Лист экспертных оценок», в который включены задания на практику, а также компетенции, формируемые в процессе учебной деятельности. Представленная методика отслеживания позволила выявить у респондентов (n=9) позитивную тенденцию в изменении ПМ и компетенции, проявляемые ими в ходе педагогической практики. Сделан вывод о возмож- ности применения данной методики в любом педагогическом вузе, имеющем профиль подготовки «Практическая психология в образовании».

Поступила: 21.11.2012
Страницы: 127-134
Автор(ы): Пузеп Л.Г.; Ривера А.И.; Терещенко Ю.А.;
Ключевые слова: профессиональная мотивация; компетенции; готовность к профессиональной деятельности; студенты-педагоги;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Тома Ф., Карруа Ф., Глозман Ж.М. Новый подход к исследованию болезни Паркинсона // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №4 -с.90-98.

Проксимология — новый междисциплинарный подход, предполагающий изучение больного в единстве с его окружением. На состояние родственников человека, страдающего паркинсонизмом, влияют такие факторы, как прогрессирование болезни и зависимости больного, а также нарушения в его когнитивной сфере. В результате наблюдается снижение качества жизни и ухудшение здоровья родственника. В статье обсуждаются специфические нужды родственников больного паркинсонизмом.

Поступила: 17.12.2007
Страницы: 90-98
Автор(ы): Тома Филипп; Карруа Франсуа; Глозман Ж.М. ;
Ключевые слова: паркинсонизм; родственники больного; проксимология; качество жизни;

Доступно в on-line версии с 31.12.2008

Науменко А.С., Шмелев А.Г. Способ представления психодиагностической информации как фактор ее организационной эффективности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.107-123.

Статья посвящена анализу влияния различных способов представления психодиагностической информации на ее восприятие и принятие решений кадровыми специалистами. В результате проведенного исследования большинство изначально сформулированных авторами «простых» гипотез было отвергнуто, выявлены более сложные закономерности восприятия психодагностической информации. В числе основных факторов влияния оказались характер и содержание деятельностной задачи, в рамках которой используется тестирование, степень значимости психодиагностической информации для принятия решения в конкретной ситуации анализа и индивидуальные особенности субъекта, производящего анализ результатов тестирования. Сформулированы постэкспериментальные гипотезы и направления последующих исследований в данной области.

Поступила: 06.12.2007
Страницы: 107-123
Автор(ы): Науменко А.С.;
Ключевые слова: тестовые интерпретации; шкальный профиль; текстовый отчет; компьютерная психодиагностика; подбор персонала; эффективность кадровой психодиагностики;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008

Цветкова Л.С., Цветков А.В. Нейропсихологические синдромы несформированности высших психических функций у младших школьников с отклонениями в развитии психики// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.62-71.

В статье анализируются данные нейропсихологического обследования детей 7—10 лет с трудностями в обучении и поведении. Все дети обучались в общеобразовательных школах и наблюдались в Центре интеллектуального развития ребенка. Выделен ряд нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития.

Поступила: 29.01.2009
Страницы: 62-71
Автор(ы): Цветкова Л.С. ; Цветков А.В. ;
Ключевые слова: нейропсихологический синдром; детская нейропсихология; младшие школьники; отклонения в развитии психики;

Сирота Н.А.,Зенцова Н.И. Когнитивно-поведенческая модель профилактики рецидива при наркомании // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №1 - с.81-89.

В статье описывается модель профилактики рецидива наркомании, разработанная на основе принципов когнитивно-поведенческого подхода в психотерапии. Особое внимание уделено работе с пациентом по формированию и эффективному использованию навыков успешной психосоциальной адаптации, включая развитие эмпатии, навыков эффективного взаимодействия с социальным окружением, формирование позитивной Я-концепции и коммуникативных навыков.

Поступила: 24.06.2008
Страницы: 81-89
Автор(ы): Сирота Н.А.; Зенцова Н. И.;
Ключевые слова: копинг-поведение; наркомания; профилактика рецидива; когнитивно-поведенческий подход; психосоциальная адаптация;

Братусь Б.С. Общая психология на фоне знаков современности// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.96-101.

В статье проведено сравнение представлений о психологии в современном общественном мнении и реального положения дел в психологической науке. Выявлено несоответствие между темпами развития прикладных отраслей психологии и обеспечением их со стороны фундаментальных исследований. Показано значение общепсихологической науки (в частности, работ кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова) в преодолении этого несоответствия.

Страницы: 96-101
Автор(ы): Братусь Б. С. ;
Ключевые слова: история психологии; общая психология; отрасли психологии; фундаментальная наука; Болонский процесс; современность;

Цветкова Л.А. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в студенческих общностях: интегративная теоретическая модель Г. Гонзалеса // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.142-151.

В статье рассматривается предложенная Г. Гонзалесом интегративная мо- дель профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками в студенческих общностях. В данной теоретической структуре объединяются модель убеждений в отношении здоровья, теория социального научения и теория проблемного поведения. В модели Гонзалеса делается акцент на разных элементах — личностном уровне, уровне окружающей среды и уровне взаимодействия между личностью и окружающей средой. Представлены конкретные мероприятия, включенные в интегративную модель. Анализируется эффективность профилактических программ в студенческой среде. Описывается опыт применения модели в Университете Флориды (США). Делается вывод, что модель Гонзалеса может использоваться для оценки эффективности профилактических программ.

Поступила: 01.06.2010
Страницы: 142-151
Автор(ы): Цветкова Л. А. ;
Ключевые слова: студенты; злоупотребление психоактивными веществами; профилактика; модель; вмешательство; личность; среда; взаимодействие;

Дэвид Ж., Глозман Ж.М. Российско-португальский опыт нейро-психологического обследования дошкольников. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.117-124.

В статье анализируются теоретические и методологические принципы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте. Оцениваются наиболее известные психометрические методы обследования дошкольников. Описывается опыт применения в Португалии разработанной в России шкалы для нейропсихологического обследования дошкольников, качественной и количественной оценки данных тестирования. При создании португальской версии учитываются луриевские принципы диалогового взаимодействия с обследуемым ребенком для выявления зоны его ближайшего развития.

Поступила: 05.12.2008
Страницы: 117-124
Автор(ы): Дэвид Ж. ; Глозман Ж.М. ;
Ключевые слова: детская нейропсихология; зона ближайшего развития; нейропсихологическое обследование дошкольников;

Климов Е.А. О нелинейности процесса профессионального становления// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.102-108.

Предрассудок, определяющий практику так называемого профильного обучения школьников, состоит в том, что выбор специальности, сделанный в юности, считается гарантирующим дальнейшее профессиональное развитие человека в соответствующем направлении. В действительности, как свидетельствуют биографии успешных профессионалов, становление специалистов происходит не линейно, а именно в ходе преодоления ситуаций неопределенности, и характеризуется как прерывистый («старт-стопный») процесс.

Страницы: 102-108
Автор(ы): Климов Е. А.;
Ключевые слова: профильное обучение школьников; предрассудки при выборе профессии; ситуации неопределенности; нелинейность («старт-стопность») процесса профессионального становления;

Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2007.- №3 -с.109-112.

В статье поднимается проблема преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии в вузах России в наши дни. Включенность в процесс преподавания данной дисциплины лиц без специальной междисциплинарной подготовки приводит к тому, что у студентов зачастую формируется искаженное представление о предмете. Этому способствует также обострение противостояния двух основных парадигм в понимании природы человека — социокультурной и биологической, а также усиление биологизаторских тенденций при интерпретации поведения человека, выражающихся в прямых аналогиях с поведением животных различных таксонов.

Страницы: 109-112
Автор(ы): Мешкова Н.Н.; Федорович Е.Ю.;
Ключевые слова: преподавание зоопсихологии; инстинкты человека; сравнение человека и животных; сравнительная психология;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер