ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Обзорно-аналитические исследования

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Салмина Н.Г., Звонова Е.В. Развитие символической функции в кон­цепции диалога культур. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.24-39

Актуальность. На протяжении веков развитие человека сопровождается и обусловливается развитием знаково-символических систем, культурных кодов, различных языков. Современная цивилизация диктует необходимость активного межкультурного взаимодействия.

Цель. Анализ проблемы исследования развития символической функции, осуществляемого в единстве аффективного (эмоционального, «личностно-переживаемого») и когнитивного (интеллектуального, «предметно-знаниевого»). 

Методы.Теоретический анализ типологии культур, предложенной В.С. Библером; содержательный и структурный анализ образа мира как обобщенного конструкта представленности в сознании человека окружающей действительности; объективно-аналитический подход изучения артефактов как опосредствованных результатов социального взаимодействия.

Результаты. Дано обоснование символической функции как индивидуального механизма, реализующегося в культурно-обусловленных системах репрезентаций, необходимых для возникновения взаимодействия между индивидами и для усвоения социальных значений. Изучение символической функции предполагает анализ типов культур, в которых создаются знаково-символические средства. Знаково-символические средства как культурные коды опосредствуют развитие человека и одновременно детерминируют его. Знаки и их системы в процессе использования в практической деятельности фиксируют достижения человеческого опыта и позволяют создавать «культурные артефакты». 

Выводы. Образ мира репрезентируется в культуре, и наличие типов культуры свидетельствует о разных образах мира у их представителей. Структураартефактов реализует функцию образа мира: представление структуры, ее логических связей и набор средств опосредствования в их символической роли, а также и возможную форму переживания. Символическая функция активно развивается в процессе обучения. Содержанием поликультурного образования выступает целенаправленное освоение принципов создания и функционирования знаково-символических систем. При этом сами орудия деятельности рассматриваются как первичные артефакты, в качестве вторичных артефактов — правила использования первичных артефактов

Поступила: 02.04.2018
Принята к публикации: 20.04.2018
Страницы: 24-39
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.24
Автор(ы): Салмина Н.Г. ; Звонова Е. В.;
Ключевые слова: образ мира; культура; знак; символ; символическая функция; артефакт;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018

Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Зинченко Ю.П., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Культурная детерминация психического здоровья и пси­хологического благополучия: методологические вопросы. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.3-23

Актуальность.Рост нарушений психического здоровья, психологических проблем в современном обществе среди разных категорий населения, в том числе представителей разных культур и конфессий, с одной стороны, и недостаточная разработанность культурно специфических подходов к пониманию психического здоровья и психологического благополучия — с другой, ставят проблему культурной обусловленности представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии в ряд важнейших междисциплинарных проблем, имеющих высокую научную и практическую значимость в таких многонациональных и поликультурных странах, как Россия.

Цель. Рассмотрение связи культурного контекста с психическим здоровьем и психологическим благополучием.

Методы.Обзор и анализ современных исследований в области культурной обусловленности различных аспектов психического здоровья и психологического благополучия.

Выводы. Проведенный анализ различных подходов к изучению представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии позволил установить, что существующие различия в способах совладания со стрессом, уровне стигматизации при обращении за психологической помощью имеют культурную обусловленность и зависят не только от социально-экономических условий жизни, но и от субъективных представлений о данных феноменах, а также от этнокультурной идентичности представителей конкретного общества. Показана актуальность и обоснована необходимость разработки новых и культурно-специфической адаптации существующих диагностических инструментов для проведения сравнительного исследования представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии в рамках одного территориально объединенного общества, которое при этом отличается высоким этнокультурным разнообразием.

Поступила: 15.05.2018
Принята к публикации: 21.05.2018
Страницы: 3-23
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.03
Автор(ы): Шайгерова Л.А,; Шилко Р. С.; Зинченко Ю. П.; Долгих А.Г.; Ваханцева О. В.;
Ключевые слова: психическое здоровье; культура; психологическое благополучие; копинг-стратегии; этнокультурная идентичность; стигма;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018

Лункина М.В. Трансформация представлений о связи различных параметров самоуважения с психологическим благополучием: от уровня самоуважения к его основаниям // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №3 — с. 60-75

В статье дается обзор отечественных и зарубежных исследований самоуважения. Цель обзора — выделить основные направления изучения самоуважения, рассмотреть результаты конкретных исследований и выявить их практический смысл, проследить трансформацию представлений о связи различных параметров самоуважения с психологическим благополучием, продуктивностью учебной и профессиональной деятельности, ожиданиями относительно будущего и межличностными отношениями. Первоначально наибольшее значение придавалось уровню самоуважения (высокому или низкому), поскольку материалы и сследований свидетельствовали о том, что люди с высоким уровнем самоуважения имеют более позитивное самоотношение, их психологическое благополучие выше, они менее склонны к депрессии и тревожным расстройствам, демонстрируют более позитивные ожидания относительно будущих достижений и отношений с другими людьми, проявляют большую настойчивость при столкновении с неудачами. В современных  исследованиях убедительно показано, что уровень самоуважения не является фактором, оказывающим каузальное влияние на продуктивность учебной и большинства видов профессиональной деятельности, а также на успешность межличностных отношений. Высокое самоуважение часто оказывается гетерогенной категорией, включающей наряду с принятием своих позитивных качеств также нарциссические и защитные черты. Понимание противоречивой роли уровня самоуважения побудило исследователей обратиться к изучению других его параметров: стабильности/нестабильности и оснований (здоровых и невротических). В конкретных исследованиях показано, что эти параметры тесно связаны между собой и оказывают влияние на психологическое благополучие и качество деятельности. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что выделение и разграничение здоровых и невротических оснований самоуважения — перспективная область для дальнейших исследований, результаты которых могут помочь в формировании здорового самоуважения у детей и подростков.

Поступила: 15.09.2017
Принята к публикации: 26.09.2017
Страницы: 60-75
DOI: 10.11621/vsp.2017.03.60
Автор(ы): ;
Ключевые слова: самоуважение; высокое и низкое самоуважение; ста­бильное и нестабильное самоуважение; основания самоуважения;

Доступно в on-line версии с 30.10.2017

Войскунский А.Е. Направления исследований опосредствованной Интернетом деятельности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №1 — с. 51-66

В статье анализируются новые психологические исследования опосредствованной Интернетом деятельности человека по трем тематическим разделам: распределенность, «репутационная прокачка», анонимность. Тематика распределенности, или дистантного сотрудничества между малознакомыми/ незнакомыми людьми, связана с попытками ввести эмпирический показатель «коллективного интеллекта» малых групп, сравнительно слабо связанный с индивидуальными IQ членов таких групп. Для блогера, пользователя социальной сети, компьютерного игрока «репутационная прокачка» означает повышение его/ее авторитетности или узнаваемости другими пользователями соответствующих сервисов Интернета. Подобная «прокачка» может стать результатом как реальных достижений, так и умело организованной самопрезентации. Анонимность в киберпространстве является не более чем относительной, это продемонстрировано на примерах борьбы с киберпреступностью. В последние годы выявилась тенденция фиксировать следы сетевой активности (предпочтений или антипатий) пользователей социальных сетей и сопоставлять эти следы, пользуясь методологией Big Data, как с социально-демографическими, так и с собственно психологическими характеристиками пользователей. Данное обстоятельство открывает путь к таргетированным рекламным воздействиям. Среди способов противостояния таким воздействиям может быть отмечен феномен развития и поддержки альтернативных идентичностей, отличающихся от реальных личностных характеристик пользователя социальной сети. Альтернативные идентичности способны ослабить успешность навязывания взглядов и идей посредством социальных сетей.

Поступила: 14.03.2017
Принята к публикации: 18.03.2017
Страницы: 51-66
DOI: 10.11621/vsp.2017.01.52
Автор(ы): Войскунский А. Е.;
Ключевые слова: киберпсихология; психология киберпространства; интернет-опосредствование; распределенность; репутационная прокачка; анонимность; коллективный интеллект; таргетированная реклама;

Доступно в on-line версии с 30.04.2017

Гордеева О.В. Трансформация сна во время гипнопедического воздействия. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.88-106

a:2:{s:4:"TEXT";s:1082:"<p>
     В статье рассматривается состояние, возникающее при восприятии информации во время ночного сна и ее запоминании (данный способ обучения называется гипнопедией). На основе анализа результатов исследований по гипнопедии доказывается, что у учащегося формируется новый вид сна — гипнопедический сон (его нейрофизиологической основой являются стадии 1 и 2 фазы медленного сна). У этого вида сна появляются новые функции (связанные с восприятием и сохранением информации, полученной в состоянии сна, а не предшествовавшего бодрствования), четкие временн<i>Ы</i>е границы (выработаны соответствующие условные рефлексы засыпания и пробуждения в ответ на определенное время и подачу информации), трансформированы нейрофизиологические основы (появляется альфа-ритм). Гипнопедический сон как измененное состояние сознания можно рассматривать в качестве аналога ВПФ, поскольку он является социальным по происхождению, произвольным (формируется не стихийно, а произвольно и направленно) и опосредованным предварительно созданной установкой на восприятие информации и ее сохранение.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Страницы: 88-106
DOI: 10.11621/vsp.2016.02.88
Автор(ы): Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: сон; высшие психические функции (ВПФ); измененные состояния сознания (ИСС); психические функции сна; гипнопедия;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Каминский И.В. Контроль ракурса образов как средство повышения эффективности мысленной проработки двигательных навыков //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.83-97

a:2:{s:4:"TEXT";s:1069:"<p>
    Мысленная проработка двигательных навыков — один из наиболее востребованных методов в психологической подготовке спортсменов. Считается, что эффективность мысленной проработки можно повысить путем использования образов определенного ракурса. Несмотря на от­ сутствие общепринятой теории, широкое распространение получили рекомендации к использованию образов внутреннего ракурса как наиболее эффективного средства мысленной проработки движений. Анализ зарубежных исследований показал, что образы внешнего ракурса имеют преимущество на начальных этапах освоения сложного двигательного навыка, а также при проработке технических элементов, правильность исполнения которых зависит от пространственного взаиморасположения частей тела. Обобщены методологические ошибки проведенных исследований и сделан вывод о том, что рекомендации по использованию образов исключительно внутреннего ракурса не имеют достаточных оснований. Намечены актуальные направления дальнейшей разработки проблемы использования образов внутреннего и внешнего ракурса в спортивной психологии
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 19.06.2015
Страницы: 83-97
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.83
Автор(ы): Каминский И.В.;
Ключевые слова: психология спорта; мысленная проработка дви­гательных навыков; мысленный образ; образы внутреннего ракурса; образы внешнего ракурса;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Соленов И.В., Гордеева О.В. Мистико-религиозные состояния сознания в исихазме: влияние на их характеристики целей и техник религиозной практики//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.74-92

a:2:{s:4:"TEXT";s:893:"
<p>На основе психологического анализа христианских текстов традиции исихазма выявляются виды измененных состояний сознания (ИСС), возникающие в данной религиозной практике (благодатные и состояния прелести), и характерные для них изменения психики и появление соответствующих феноменов. В работе рассматриваются возможности культурно- деятельностного подхода в выявлении влияния культурных и социальных факторов на ИСС (в том числе и возникающие в религиозной практике) и в изучении механизмов данного влияния. Мистико-религиозное состояние рассматривается как функциональный орган, обеспечивающий реализацию целей и задач религиозной деятельности аскета. Доказывается, что религиозная картина мира, а также цели религиозной практики и существующие в этой практике техники индукции мистико-религиозных состояний сознания определяют характеристики данных состояний и их феноменологию.</p>
";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 08.02.2015
Страницы: 74-92
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.74
Автор(ы): Соленов И.В.; Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: культурно-деятельностный подход; измененные состояния сознания (ИСС); исихазм; молитва; благодатное состояние; способы индукции ИСС; феноменология ИСС;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Веракса А. Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.65-73

a:2:{s:4:"TEXT";s:990:"
<p>В статье представлен обзор современных исследований, направленных на изучение возможностей развития регуляторных функций дошкольников. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что регуляторные функции оказывают влияние на различные компоненты академической успешности детей. В связи с этим вопрос о взаимосвязи образовательной работы и степени развития регуляторных функций приобретает особую актуальность. Представлены примеры индивидуального и группового подхода к формированию регуляторных функций в дошкольном возрасте. Показано, что при использовании ряда стратегий работы с дошкольниками возможно значимое развитие регуляторных функций в условиях детского сада. Особое внимание уделяется компьютеризированным программам развития произвольности. Значимых взаимосвязей между качеством дошкольного образования и уровнем развития регуляторных функций не обнаружено. Гораздо большее влияние на становление произвольности оказывают культурные особенности. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 11.05.2015
Страницы: 65-73
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.65
Автор(ы): Веракса А.Н.;
Ключевые слова: регуляторные функции; дошкольный возраст; качество дошкольного образования;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров (окончание) // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.94-103.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1250:"<p>
    В статье рассматриваются основные направления и результаты исследований когнитивной сферы у игроков в компьютерные игры (геймеров). Изучение психологических особенностей геймеров в настоящее время особенно актуально в связи с широким распространением этого вида досуга среди детей, подростков, а также взрослых. Имеющиеся исследо­ вания позволяют утверждать, что когнитивная сфера геймеров обладает определенной спецификой. Наряду с возможными негативными послед­ ствиями (например, ухудшением долговременной памяти) отмечаются факты положительного воздействия опыта компьютерной игры на про­ цессы внимания, пространственное мышление, когнитивный контроль у геймеров, а также у участников специально организованных игровых сессий. Наличие выраженного эффекта от контролируемых сеансов игры позволяет говорить о возможности тренировки когнитивных функций посредством компьютерных игр. Рассматривается вклад опыта компьютер­ ной игры в специфику мышления и принятия решений, а также проблема мультитаскинга и высокая способность геймеров к переключению между разнородными заданиями. Развитие и степень выраженности когнитивных особенностей геймеров представляются в значительной степени связан­ ными с содержанием и типом компьютерной игры
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 05.02.2014
Страницы: 94-103
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.94
Автор(ы): Богачева Н. В;
Ключевые слова: пространственное мышление; киберпсихология; когнитивная психология; компьютерные игры; геймеры; внимание; память; когнитивный контроль; мультитаскинг;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.120-130.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1248:"<p>В статье рассматриваются основные направления и результаты исследований когнитивной сферы у игроков в компьютерные игры (геймеров).
Изучение психологических особенностей геймеров в настоящее время
особенно актуально в связи с широким распространением этого вида
досуга среди детей, подростков, а также взрослых. Имеющиеся исследования позволяют утверждать, что когнитивная сфера геймеров обладает
определенной спецификой. Наряду с возможными негативными последствиями (например, ухудшением долговременной памяти) отмечаются
факты положительного воздействия опыта компьютерной игры на процессы внимания, пространственное мышление, когнитивный контроль
у геймеров, а также у участников специально организованных игровых
сессий. Наличие выраженного эффекта от контролируемых сеансов игры
позволяет говорить о возможности тренировки когнитивных функций
посредством компьютерных игр. Рассматривается вклад опыта компьютерной игры в специфику мышления и принятия решений, а также проблема
мультитаскинга и высокая способность геймеров к переключению между
разнородными заданиями. Развитие и степень выраженности когнитивных
особенностей геймеров представляются в значительной степени связанными с содержанием и типом компьютерной игры.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 05.02.2014
Страницы: 120-130
Автор(ы): Богачева Н. В;
Ключевые слова: киберпсихология; когнитивная психология; компьютерные игры; геймеры; внимание; память; когнитивный контроль; мультитаскинг; пространственное мышление;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.102-119.

a:2:{s:4:"TEXT";s:961:"<p>В статье рассматриваются модели, применяемые для описания и понимания поведения, приводящего к нарушению здоровья или, напротив,
к его улучшению. Модели стадий (транстеоретическая модель, модель
принятия мер предосторожности) сопоставляются с традиционными
моделями континуума и с активно развивающимися в психологии здоровья моделями саморегуляции. Выделяются отличительные особенности
моделей стадий: ориентация на феноменологические и психотерапевтические задачи, анализ динамики поведения и сопутствующих процессов,
описательный подход. Выявлены проблемные области моделей стадий,
касающиеся вопросов о дискретности/непрерывности процесса изменений, описательного/объяснительного характера основных конструктов.
Обосновывается то, что модели стадий позволили психологии здоровья
продвинуться в сторону понимания динамики поведения, но впоследствии
стали претендовать на задачу его объяснения, что и стало причиной их
уязвимости для критики.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 11.06.2014
Страницы: 102-119
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: описание и объяснение в психологии здоровья; модели стадий; модели изменения поведения; транстеоретическая модель; модель процесса принятия мер предосторожности;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Веракса А.Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.91-101.

a:2:{s:4:"TEXT";s:940:"<p>В работе представлен обзор исследований, направленных на изучение
регуляторных функций в детском возрасте. В статье показано, что и в исследованиях, ориентированных на изучение роли взрослого в развитии
ребенка, и в исследованиях, уделяющих внимание взаимодействию между
сверстниками и влиянию этих процессов на регуляторные функции, отчетливо прослеживается линия понимания регуляции в логике культурно-
исторической теории (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев,
А.В. Запорожец). Показано, что важность социального взаимодействия,
постулированная Л.С. Выготским, экспериментально обосновывается в
современных зарубежных исследованиях. В приведенных исследованиях
прослеживается возрастная динамика в формировании регуляторных
функций и специфика роли взрослого на разных этапах их развития;
особо подчеркивается коммуникативный аспект взаимодействия, но не
учитывается роль взрослого как носителя культурных средств.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 14.07.2014
Страницы: 91-101
Автор(ы): Веракса А.Н.;
Ключевые слова: дошкольный возраст; регуляторные функции; совместное внимание; социальное взаимодействие;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Ковязина М.С. Гендерные и мануальные различия и мозолистое тело (обзор литературы) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.102-111.

a:2:{s:4:"TEXT";s:897:"В статье приводятся работы, обосновывающие правомерность поиска
зависимостей между морфометрическими показателями МТ и показателями
функциональной асимметрии мозга. В экспериментальных работах, на-
правленных на исследование этих зависимостей, получены неоднозначные
результаты. Исследования по влиянию мужского полового гормона на раз-
меры МТ анализируются в первом разделе. Во втором разделе статьи рассма-
триваются работы, пытающиеся найти закономерности между размерами
МТ и степенью выраженности функциональных асимметрий. Результаты
этих исследований интересны в рамках дискуссии о функции (тормозящей
и/или возбуждающей) МТ и о его влиянии на формирование анатомических
и функциональных асимметрий. Особый интерес представляют работы тре-
тьего раздела, так как в них высказываются предположения о зависимости
размеров МТ от совпадения речевой и мануальной асимметрий.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 10.06.2013
Страницы: 102-111
Автор(ы): Ковязина М.С. ;
Ключевые слова: индивидуальные различия; мозолистое тело;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Рассказова Е.И. Психологические и поведенческие факторы ипохондрических расстройств// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.83-101.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1108:"В последнее время в психиатрии и соматической медицине отмечается
повышение интереса исследователей к психологическим и поведенческим
факторам, участвующим в этиологии и патогенезе ипохондрических
расстройств (ИР). Данная работа посвящена обобщению современных
психологических подходов к ИР. В первой части рассматривается место
психологических феноменов в диагностике ИР: демонстрируется необходи-
мость установления иерархических и системных связей между развитием и
динамикой соматических симптомов, не имеющих органических оснований,
генерализованной тревоги и тревоги в отношении здоровья. Во второй ча-
сти анализируются факторы, предрасполагающие к ИР, — соматосенсорная
амплификация, тревога в отношении здоровья, мотивационно-личностные
факторы, «поведение в болезни», «ипохондрический» дискурс, принятый
в современном обществе. С позиций психологии телесности и культурно-
исторического подхода в психосоматике обсуждаются особенности дина-
мики симптоматики при доминировании каждого из факторов. Рассматри-
вается возможность построения психологической модели ипохондрии.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 12.01.2013
Страницы: 83-101
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: ипохондрическое расстройство; соматосенсорная амплификация; тревога в отношении здоровья; «поведение в болезни»; психология телесности; психологическая модель ипохондрии;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Шмелева И.А. Проблема взаимодействия человека с окружающей средой:области и аспекты психологического исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.105-120.

a:2:{s:4:"TEXT";s:933:"В статье обсуждаются психологические аспекты междисциплинарной
проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Обосновывается
возрастание интереса к ней, обусловленное в том числе и обострением глобальных экологических проблем человечества, потребностями в психологическом обеспечении реализации концепции «устойчивого развития». Анализируются
направления в западной психологии, объединенные общей научной проблемой и имеющие области предметного и методологического пересечения: экологическая психология, экопсихология, психология взаимодействия с окружающей
средой и психология устойчивого развития. Рассматривается многозначность понятия «экология», широко используемого в современном психологическом дискурсе. Утверждается, что соотнесение контекста зарубежных и российских исследований будет способствовать более активному включению психологов в решение реальных проблем взаимодействия человека с окружающей средой.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 18.02.2010
Страницы: 105-120
Автор(ы): Шмелева И.А.;
Ключевые слова: понятие экологии в психологии; экологическая психология; экопсихология; психология взаимодействия с окружающей средой; психология устойчивого развития;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2018


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер