ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Обзорно-аналитические исследования

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Шелина С.Л. О роли организационной составляющей в процессе формирования действий с заданными свойствами. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.164-177

Актуальность. Результативность метода поэтапного формирования умственных действий, разработанного П.Я. Гальпериным и его последователями, была многократно подтверждена в исследовательской практике, но остались некоторые открытые вопросы, решение которых обеспечит возможность активного внедрения наработок этой научной школы в широкую педагогическую практику. К числу таковых относится вопрос о механизмах  «воспитания действий с заданными свойствами».

Цели работы. 1. Проанализировать результаты формирующих экспериментов с целью выявления фактов изменения исходной структурной организации действия (группы действий) в процессе его (ее) освоения. 2. Дать развернутое обоснование необходимости исследования роли организационной составляющей активности в процессе воспитания умственных действий с заданными свойствами.

Метод. Анализ в опоре на положение системного подхода, согласно которому наблюдаемое свойство объекта рассматривается как проявление взаимовлияний элементов единой системы.

РезультатыВыявлено 3 типа организационных преобразований действия по мере его освоения учеником: 1) переструктурирование самого действия (в  процессе развития от предметно-действенной формы к действию, выполненному во внутреннем плане); 2) переструктурирование связей комплекса сопряженных действий; 3) изменение исходной формы соорганизации субъектов (от этапа совместного с учителем формирования схемы ООД до этапа присвоения действия учеником). Были выдвинуты гипотезы: 1) о наличии функциональной связи между выявленными типами организационных изменений действия; 2) о возможности существования прототипной организационной формы, предопределяющей характер структурирования осваиваемого умственного действия.

Выводы. Проверка возникших в результате проведенного анализа исследовательских гипотез позволит продвинуться в понимании процессов формирования  действий с заданными свойствами.

Поступила: 30.07.2018
Принята к публикации: 28.09.2018
Страницы: 178-195
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.178
Автор(ы): Шелина С.Л.;
Ключевые слова: действия с заданными свойствами;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018

Гордеева О.В. Исследования продолжительности эмоций в западной психологии: сколько «живет» радость? // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.164-177

Актуальность. Знания о динамике эмоциональных процессов имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они нужны для оказания психологической помощи в связи с проблемой поддержания отношений, для обучения навыкам саморегуляции, развития эмоционального интеллекта, выявления социальных манипуляций, а также для диагностики ряда аффективных расстройств (в том числе депрессии), распространенность которых в последнее время стремительно растет.   

Цель. Рассмотрение масштабных (по количеству экспериментов, испытуемых и широте изучаемых факторов) исследований группы Ф. Вердейна (Verduyn), проведенных в университете г. Лёвена (Бельгия) и Маастрихтском университете (Нидерланды). Работы посвящены изучению продолжительности субъективного переживания эмоций разного типа.

Методы. Обзор и анализ теоретических оснований, методов и результатов исследований, касающихся как продолжительности эмоций, так и определяющих ее факторов. 

Результаты. Осуществлена интеграция данных об абсолютной и относительной продолжительности эмоций различных видов, а также о влиянии нанее таких факторов, как интенсивность эмоциональной реакции вначале; общая интенсивность эмоции; характер ее протекания; когнитивные оценки; стратегии регуляции эмоции; характер эмоции; наличие общения по поводу эмоции; когнитивные процессы, обрабатывающие информацию об эмоциогенном событии (внимание, представление, мышление), и результаты этих процессов (определенное содержание мыслей). Выявлены возможности и ограничения основных методов, используемых для изучения динамики эмоций.

Выводы. Необходимо продолжить исследование динамики эмоций на материале других возрастных, профессиональных, культурных групп. Кроме того, перспективным направлением является изучение динамики других компонентов (а не только субъективного переживания) эмоций, например экспрессивных, физиологических, поведенческих реакций.

Поступила: 02.09.2018
Принята к публикации: 17.09.2018
Страницы: 164-177
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.164
Автор(ы): Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: ситуативные эмоции; динамика эмоций; продолжительность эмоций; социальный обмен; интенсивность эмоций; регуляция эмоций; субъективное переживание;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018

Салмина Н.Г., Звонова Е.В. Развитие символической функции в кон­цепции диалога культур. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.24-39

Актуальность. На протяжении веков развитие человека сопровождается и обусловливается развитием знаково-символических систем, культурных кодов, различных языков. Современная цивилизация диктует необходимость активного межкультурного взаимодействия.

Цель. Анализ проблемы исследования развития символической функции, осуществляемого в единстве аффективного (эмоционального, «личностно-переживаемого») и когнитивного (интеллектуального, «предметно-знаниевого»). 

Методы.Теоретический анализ типологии культур, предложенной В.С. Библером; содержательный и структурный анализ образа мира как обобщенного конструкта представленности в сознании человека окружающей действительности; объективно-аналитический подход изучения артефактов как опосредствованных результатов социального взаимодействия.

Результаты. Дано обоснование символической функции как индивидуального механизма, реализующегося в культурно-обусловленных системах репрезентаций, необходимых для возникновения взаимодействия между индивидами и для усвоения социальных значений. Изучение символической функции предполагает анализ типов культур, в которых создаются знаково-символические средства. Знаково-символические средства как культурные коды опосредствуют развитие человека и одновременно детерминируют его. Знаки и их системы в процессе использования в практической деятельности фиксируют достижения человеческого опыта и позволяют создавать «культурные артефакты». 

Выводы. Образ мира репрезентируется в культуре, и наличие типов культуры свидетельствует о разных образах мира у их представителей. Структураартефактов реализует функцию образа мира: представление структуры, ее логических связей и набор средств опосредствования в их символической роли, а также и возможную форму переживания. Символическая функция активно развивается в процессе обучения. Содержанием поликультурного образования выступает целенаправленное освоение принципов создания и функционирования знаково-символических систем. При этом сами орудия деятельности рассматриваются как первичные артефакты, в качестве вторичных артефактов — правила использования первичных артефактов

Поступила: 02.04.2018
Принята к публикации: 20.04.2018
Страницы: 24-39
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.24
Автор(ы): Салмина Н.Г. ; Звонова Е. В.;
Ключевые слова: образ мира; культура; знак; символ; символическая функция; артефакт;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018

Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Зинченко Ю.П., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Культурная детерминация психического здоровья и пси­хологического благополучия: методологические вопросы. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.3-23

Актуальность.Рост нарушений психического здоровья, психологических проблем в современном обществе среди разных категорий населения, в том числе представителей разных культур и конфессий, с одной стороны, и недостаточная разработанность культурно специфических подходов к пониманию психического здоровья и психологического благополучия — с другой, ставят проблему культурной обусловленности представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии в ряд важнейших междисциплинарных проблем, имеющих высокую научную и практическую значимость в таких многонациональных и поликультурных странах, как Россия.

Цель. Рассмотрение связи культурного контекста с психическим здоровьем и психологическим благополучием.

Методы.Обзор и анализ современных исследований в области культурной обусловленности различных аспектов психического здоровья и психологического благополучия.

Выводы. Проведенный анализ различных подходов к изучению представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии позволил установить, что существующие различия в способах совладания со стрессом, уровне стигматизации при обращении за психологической помощью имеют культурную обусловленность и зависят не только от социально-экономических условий жизни, но и от субъективных представлений о данных феноменах, а также от этнокультурной идентичности представителей конкретного общества. Показана актуальность и обоснована необходимость разработки новых и культурно-специфической адаптации существующих диагностических инструментов для проведения сравнительного исследования представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии в рамках одного территориально объединенного общества, которое при этом отличается высоким этнокультурным разнообразием.
Поступила: 15.05.2018
Принята к публикации: 21.05.2018
Страницы: 3-23
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.03
Автор(ы): Шайгерова Л.А,; Шилко Р. С.; Зинченко Ю. П.; Долгих А.Г.; Ваханцева О. В.;
Ключевые слова: психическое здоровье; культура; психологическое благополучие; копинг-стратегии; этнокультурная идентичность; стигма;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018

Лункина М.В. Трансформация представлений о связи различных параметров самоуважения с психологическим благополучием: от уровня самоуважения к его основаниям // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №3 — с. 60-75

В статье дается обзор отечественных и зарубежных исследований самоуважения. Цель обзора — выделить основные направления изучения самоуважения, рассмотреть результаты конкретных исследований и выявить их практический смысл, проследить трансформацию представлений о связи различных параметров самоуважения с психологическим благополучием, продуктивностью учебной и профессиональной деятельности, ожиданиями относительно будущего и межличностными отношениями. Первоначально наибольшее значение придавалось уровню самоуважения (высокому или низкому), поскольку материалы и сследований свидетельствовали о том, что люди с высоким уровнем самоуважения имеют более позитивное самоотношение, их психологическое благополучие выше, они менее склонны к депрессии и тревожным расстройствам, демонстрируют более позитивные ожидания относительно будущих достижений и отношений с другими людьми, проявляют большую настойчивость при столкновении с неудачами. В современных  исследованиях убедительно показано, что уровень самоуважения не является фактором, оказывающим каузальное влияние на продуктивность учебной и большинства видов профессиональной деятельности, а также на успешность межличностных отношений. Высокое самоуважение часто оказывается гетерогенной категорией, включающей наряду с принятием своих позитивных качеств также нарциссические и защитные черты. Понимание противоречивой роли уровня самоуважения побудило исследователей обратиться к изучению других его параметров: стабильности/нестабильности и оснований (здоровых и невротических). В конкретных исследованиях показано, что эти параметры тесно связаны между собой и оказывают влияние на психологическое благополучие и качество деятельности. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что выделение и разграничение здоровых и невротических оснований самоуважения — перспективная область для дальнейших исследований, результаты которых могут помочь в формировании здорового самоуважения у детей и подростков.

Поступила: 15.09.2017
Принята к публикации: 26.09.2017
Страницы: 60-75
DOI: 10.11621/vsp.2017.03.60
Автор(ы): ;
Ключевые слова: самоуважение; высокое и низкое самоуважение; ста­бильное и нестабильное самоуважение; основания самоуважения;

Доступно в on-line версии с 30.10.2017

Войскунский А.Е. Направления исследований опосредствованной Интернетом деятельности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №1 — с. 51-66

В статье анализируются новые психологические исследования опосредствованной Интернетом деятельности человека по трем тематическим разделам: распределенность, «репутационная прокачка», анонимность. Тематика распределенности, или дистантного сотрудничества между малознакомыми/ незнакомыми людьми, связана с попытками ввести эмпирический показатель «коллективного интеллекта» малых групп, сравнительно слабо связанный с индивидуальными IQ членов таких групп. Для блогера, пользователя социальной сети, компьютерного игрока «репутационная прокачка» означает повышение его/ее авторитетности или узнаваемости другими пользователями соответствующих сервисов Интернета. Подобная «прокачка» может стать результатом как реальных достижений, так и умело организованной самопрезентации. Анонимность в киберпространстве является не более чем относительной, это продемонстрировано на примерах борьбы с киберпреступностью. В последние годы выявилась тенденция фиксировать следы сетевой активности (предпочтений или антипатий) пользователей социальных сетей и сопоставлять эти следы, пользуясь методологией Big Data, как с социально-демографическими, так и с собственно психологическими характеристиками пользователей. Данное обстоятельство открывает путь к таргетированным рекламным воздействиям. Среди способов противостояния таким воздействиям может быть отмечен феномен развития и поддержки альтернативных идентичностей, отличающихся от реальных личностных характеристик пользователя социальной сети. Альтернативные идентичности способны ослабить успешность навязывания взглядов и идей посредством социальных сетей.

Поступила: 14.03.2017
Принята к публикации: 18.03.2017
Страницы: 51-66
DOI: 10.11621/vsp.2017.01.52
Автор(ы): Войскунский А. Е.;
Ключевые слова: киберпсихология; психология киберпространства; интернет-опосредствование; распределенность; репутационная прокачка; анонимность; коллективный интеллект; таргетированная реклама;

Доступно в on-line версии с 30.04.2017

Гордеева О.В. Трансформация сна во время гипнопедического воздействия. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.88-106

a:2:{s:4:"TEXT";s:1082:"<p>
     В статье рассматривается состояние, возникающее при восприятии информации во время ночного сна и ее запоминании (данный способ обучения называется гипнопедией). На основе анализа результатов исследований по гипнопедии доказывается, что у учащегося формируется новый вид сна — гипнопедический сон (его нейрофизиологической основой являются стадии 1 и 2 фазы медленного сна). У этого вида сна появляются новые функции (связанные с восприятием и сохранением информации, полученной в состоянии сна, а не предшествовавшего бодрствования), четкие временн<i>Ы</i>е границы (выработаны соответствующие условные рефлексы засыпания и пробуждения в ответ на определенное время и подачу информации), трансформированы нейрофизиологические основы (появляется альфа-ритм). Гипнопедический сон как измененное состояние сознания можно рассматривать в качестве аналога ВПФ, поскольку он является социальным по происхождению, произвольным (формируется не стихийно, а произвольно и направленно) и опосредованным предварительно созданной установкой на восприятие информации и ее сохранение.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 88-106
DOI: 10.11621/vsp.2016.02.88
Автор(ы): Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: сон; высшие психические функции (ВПФ); измененные состояния сознания (ИСС); психические функции сна; гипнопедия;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Каминский И.В. Контроль ракурса образов как средство повышения эффективности мысленной проработки двигательных навыков //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.83-97

a:2:{s:4:"TEXT";s:1069:"<p>
    Мысленная проработка двигательных навыков — один из наиболее востребованных методов в психологической подготовке спортсменов. Считается, что эффективность мысленной проработки можно повысить путем использования образов определенного ракурса. Несмотря на от­ сутствие общепринятой теории, широкое распространение получили рекомендации к использованию образов внутреннего ракурса как наиболее эффективного средства мысленной проработки движений. Анализ зарубежных исследований показал, что образы внешнего ракурса имеют преимущество на начальных этапах освоения сложного двигательного навыка, а также при проработке технических элементов, правильность исполнения которых зависит от пространственного взаиморасположения частей тела. Обобщены методологические ошибки проведенных исследований и сделан вывод о том, что рекомендации по использованию образов исключительно внутреннего ракурса не имеют достаточных оснований. Намечены актуальные направления дальнейшей разработки проблемы использования образов внутреннего и внешнего ракурса в спортивной психологии
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 19.06.2015
Страницы: 83-97
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.83
Автор(ы): Каминский И.В.;
Ключевые слова: психология спорта; мысленная проработка дви­гательных навыков; мысленный образ; образы внутреннего ракурса; образы внешнего ракурса;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Соленов И.В., Гордеева О.В. Мистико-религиозные состояния сознания в исихазме: влияние на их характеристики целей и техник религиозной практики//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.74-92

a:2:{s:4:"TEXT";s:893:"
<p>На основе психологического анализа христианских текстов традиции исихазма выявляются виды измененных состояний сознания (ИСС), возникающие в данной религиозной практике (благодатные и состояния прелести), и характерные для них изменения психики и появление соответствующих феноменов. В работе рассматриваются возможности культурно- деятельностного подхода в выявлении влияния культурных и социальных факторов на ИСС (в том числе и возникающие в религиозной практике) и в изучении механизмов данного влияния. Мистико-религиозное состояние рассматривается как функциональный орган, обеспечивающий реализацию целей и задач религиозной деятельности аскета. Доказывается, что религиозная картина мира, а также цели религиозной практики и существующие в этой практике техники индукции мистико-религиозных состояний сознания определяют характеристики данных состояний и их феноменологию.</p>
";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 08.02.2015
Страницы: 74-92
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.74
Автор(ы): Соленов И.В.; Гордеева О.В. ;
Ключевые слова: культурно-деятельностный подход; измененные состояния сознания (ИСС); исихазм; молитва; благодатное состояние; способы индукции ИСС; феноменология ИСС;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Веракса А. Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №3 -с.65-73

a:2:{s:4:"TEXT";s:990:"
<p>В статье представлен обзор современных исследований, направленных на изучение возможностей развития регуляторных функций дошкольников. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что регуляторные функции оказывают влияние на различные компоненты академической успешности детей. В связи с этим вопрос о взаимосвязи образовательной работы и степени развития регуляторных функций приобретает особую актуальность. Представлены примеры индивидуального и группового подхода к формированию регуляторных функций в дошкольном возрасте. Показано, что при использовании ряда стратегий работы с дошкольниками возможно значимое развитие регуляторных функций в условиях детского сада. Особое внимание уделяется компьютеризированным программам развития произвольности. Значимых взаимосвязей между качеством дошкольного образования и уровнем развития регуляторных функций не обнаружено. Гораздо большее влияние на становление произвольности оказывают культурные особенности. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 11.05.2015
Страницы: 65-73
DOI: 10.11621/vsp.2015.03.65
Автор(ы): Веракса А.Н.;
Ключевые слова: регуляторные функции; дошкольный возраст; качество дошкольного образования;

Доступно в on-line версии с 30.09.2015

Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров (окончание) // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.94-103.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1250:"<p>
    В статье рассматриваются основные направления и результаты исследований когнитивной сферы у игроков в компьютерные игры (геймеров). Изучение психологических особенностей геймеров в настоящее время особенно актуально в связи с широким распространением этого вида досуга среди детей, подростков, а также взрослых. Имеющиеся исследо­ вания позволяют утверждать, что когнитивная сфера геймеров обладает определенной спецификой. Наряду с возможными негативными послед­ ствиями (например, ухудшением долговременной памяти) отмечаются факты положительного воздействия опыта компьютерной игры на про­ цессы внимания, пространственное мышление, когнитивный контроль у геймеров, а также у участников специально организованных игровых сессий. Наличие выраженного эффекта от контролируемых сеансов игры позволяет говорить о возможности тренировки когнитивных функций посредством компьютерных игр. Рассматривается вклад опыта компьютер­ ной игры в специфику мышления и принятия решений, а также проблема мультитаскинга и высокая способность геймеров к переключению между разнородными заданиями. Развитие и степень выраженности когнитивных особенностей геймеров представляются в значительной степени связан­ ными с содержанием и типом компьютерной игры
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 05.02.2014
Страницы: 94-103
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.94
Автор(ы): Богачева Н. В;
Ключевые слова: пространственное мышление; киберпсихология; когнитивная психология; компьютерные игры; геймеры; внимание; память; когнитивный контроль; мультитаскинг;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Богачева Н.В. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.120-130.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1248:"<p>В статье рассматриваются основные направления и результаты исследований когнитивной сферы у игроков в компьютерные игры (геймеров).
Изучение психологических особенностей геймеров в настоящее время
особенно актуально в связи с широким распространением этого вида
досуга среди детей, подростков, а также взрослых. Имеющиеся исследования позволяют утверждать, что когнитивная сфера геймеров обладает
определенной спецификой. Наряду с возможными негативными последствиями (например, ухудшением долговременной памяти) отмечаются
факты положительного воздействия опыта компьютерной игры на процессы внимания, пространственное мышление, когнитивный контроль
у геймеров, а также у участников специально организованных игровых
сессий. Наличие выраженного эффекта от контролируемых сеансов игры
позволяет говорить о возможности тренировки когнитивных функций
посредством компьютерных игр. Рассматривается вклад опыта компьютерной игры в специфику мышления и принятия решений, а также проблема
мультитаскинга и высокая способность геймеров к переключению между
разнородными заданиями. Развитие и степень выраженности когнитивных
особенностей геймеров представляются в значительной степени связанными с содержанием и типом компьютерной игры.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 05.02.2014
Страницы: 120-130
Автор(ы): Богачева Н. В;
Ключевые слова: киберпсихология; когнитивная психология; компьютерные игры; геймеры; внимание; память; когнитивный контроль; мультитаскинг; пространственное мышление;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Рассказова Е.И. Модели стадий изменения поведения в психологии здоровья: возможности и ограничения // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.102-119.

a:2:{s:4:"TEXT";s:961:"<p>В статье рассматриваются модели, применяемые для описания и понимания поведения, приводящего к нарушению здоровья или, напротив,
к его улучшению. Модели стадий (транстеоретическая модель, модель
принятия мер предосторожности) сопоставляются с традиционными
моделями континуума и с активно развивающимися в психологии здоровья моделями саморегуляции. Выделяются отличительные особенности
моделей стадий: ориентация на феноменологические и психотерапевтические задачи, анализ динамики поведения и сопутствующих процессов,
описательный подход. Выявлены проблемные области моделей стадий,
касающиеся вопросов о дискретности/непрерывности процесса изменений, описательного/объяснительного характера основных конструктов.
Обосновывается то, что модели стадий позволили психологии здоровья
продвинуться в сторону понимания динамики поведения, но впоследствии
стали претендовать на задачу его объяснения, что и стало причиной их
уязвимости для критики.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 11.06.2014
Страницы: 102-119
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: описание и объяснение в психологии здоровья; модели стадий; модели изменения поведения; транстеоретическая модель; модель процесса принятия мер предосторожности;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Веракса А.Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.91-101.

a:2:{s:4:"TEXT";s:940:"<p>В работе представлен обзор исследований, направленных на изучение
регуляторных функций в детском возрасте. В статье показано, что и в исследованиях, ориентированных на изучение роли взрослого в развитии
ребенка, и в исследованиях, уделяющих внимание взаимодействию между
сверстниками и влиянию этих процессов на регуляторные функции, отчетливо прослеживается линия понимания регуляции в логике культурно-
исторической теории (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев,
А.В. Запорожец). Показано, что важность социального взаимодействия,
постулированная Л.С. Выготским, экспериментально обосновывается в
современных зарубежных исследованиях. В приведенных исследованиях
прослеживается возрастная динамика в формировании регуляторных
функций и специфика роли взрослого на разных этапах их развития;
особо подчеркивается коммуникативный аспект взаимодействия, но не
учитывается роль взрослого как носителя культурных средств.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 14.07.2014
Страницы: 91-101
Автор(ы): Веракса А.Н.;
Ключевые слова: дошкольный возраст; регуляторные функции; совместное внимание; социальное взаимодействие;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Ковязина М.С. Гендерные и мануальные различия и мозолистое тело (обзор литературы) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.102-111.

a:2:{s:4:"TEXT";s:897:"В статье приводятся работы, обосновывающие правомерность поиска
зависимостей между морфометрическими показателями МТ и показателями
функциональной асимметрии мозга. В экспериментальных работах, на-
правленных на исследование этих зависимостей, получены неоднозначные
результаты. Исследования по влиянию мужского полового гормона на раз-
меры МТ анализируются в первом разделе. Во втором разделе статьи рассма-
триваются работы, пытающиеся найти закономерности между размерами
МТ и степенью выраженности функциональных асимметрий. Результаты
этих исследований интересны в рамках дискуссии о функции (тормозящей
и/или возбуждающей) МТ и о его влиянии на формирование анатомических
и функциональных асимметрий. Особый интерес представляют работы тре-
тьего раздела, так как в них высказываются предположения о зависимости
размеров МТ от совпадения речевой и мануальной асимметрий.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 10.06.2013
Страницы: 102-111
Автор(ы): Ковязина М.С. ;
Ключевые слова: индивидуальные различия; мозолистое тело;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Рассказова Е.И. Психологические и поведенческие факторы ипохондрических расстройств// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.83-101.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1108:"В последнее время в психиатрии и соматической медицине отмечается
повышение интереса исследователей к психологическим и поведенческим
факторам, участвующим в этиологии и патогенезе ипохондрических
расстройств (ИР). Данная работа посвящена обобщению современных
психологических подходов к ИР. В первой части рассматривается место
психологических феноменов в диагностике ИР: демонстрируется необходи-
мость установления иерархических и системных связей между развитием и
динамикой соматических симптомов, не имеющих органических оснований,
генерализованной тревоги и тревоги в отношении здоровья. Во второй ча-
сти анализируются факторы, предрасполагающие к ИР, — соматосенсорная
амплификация, тревога в отношении здоровья, мотивационно-личностные
факторы, «поведение в болезни», «ипохондрический» дискурс, принятый
в современном обществе. С позиций психологии телесности и культурно-
исторического подхода в психосоматике обсуждаются особенности дина-
мики симптоматики при доминировании каждого из факторов. Рассматри-
вается возможность построения психологической модели ипохондрии.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 12.01.2013
Страницы: 83-101
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: ипохондрическое расстройство; соматосенсорная амплификация; тревога в отношении здоровья; «поведение в болезни»; психология телесности; психологическая модель ипохондрии;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Шмелева И.А. Проблема взаимодействия человека с окружающей средой:области и аспекты психологического исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.105-120.

a:2:{s:4:"TEXT";s:933:"В статье обсуждаются психологические аспекты междисциплинарной
проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Обосновывается
возрастание интереса к ней, обусловленное в том числе и обострением глобальных экологических проблем человечества, потребностями в психологическом обеспечении реализации концепции «устойчивого развития». Анализируются
направления в западной психологии, объединенные общей научной проблемой и имеющие области предметного и методологического пересечения: экологическая психология, экопсихология, психология взаимодействия с окружающей
средой и психология устойчивого развития. Рассматривается многозначность понятия «экология», широко используемого в современном психологическом дискурсе. Утверждается, что соотнесение контекста зарубежных и российских исследований будет способствовать более активному включению психологов в решение реальных проблем взаимодействия человека с окружающей средой.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 18.02.2010
Страницы: 105-120
Автор(ы): Шмелева И.А.;
Ключевые слова: понятие экологии в психологии; экологическая психология; экопсихология; психология взаимодействия с окружающей средой; психология устойчивого развития;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2018


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер