ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Эмпирические исследования

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Долгих А.Г., Захарова Е.И. Содержание и степень гармоничности представлений о материнстве и отцовстве в юношеском воз­расте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.89-99

Актуальность изучения представлений молодежи о родительстве обусловлена рядом социально-экономических и психологических изменений, происходящих в современном обществе, в том числе появлением девиантных форм родительства, феноменов смешения семейных ролей и отказа от родительства в целом.

Цель данного исследования — изучение содержательных особенностей представлений о материнстве и отцовстве у девушек и юношей и определение степени их гармоничности как условия психологической готовности к родительству.

Метод. Контент-анализ сочинений респондентов на тему будущего родительства, направленный на выявление содержательных особенностей представлений о родителестве и степени их гармоничности у девушек и юношей. 

В исследовании принял участие 231 респондент (190 девушек и 42 юноши) в возрасте от 18 до 25 лет.

Результаты. Выделены основные характеристики родительства как особой социальной роли и деятельности: уход за ребенком; создание необходимых условий для развития ребенка; воспитание и обучение ребенка; эмоциональная поддержка ребенка. Выявлено, что в представлениях девушек наиболее важной функцией материнства является оказание ребенку эмоциональной поддержки; в представлениях юношей об отцовстве — воспитание и обучение ребенка. У большей части респондентов обнаружена высокая степень дисгармоничности представлений о родительских функциях, связанная с идеализацией образов ребенка и собственного родительства и отсутствием представлений о средствах и способах реализации материнской и отцовской роли.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о неготовности обследованных молодых людей к осуществлению родительской роли и требуют осуществления коррекционной работы, направленной на формирование реалистичных, полных и адекватных представлений о материнстве и отцовстве до их наступления.

Поступила: 10.05.2018
Принята к публикации: 17.05.2018
Страницы: 89-99
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.89
Автор(ы): Долгих А.Г.; Захарова Е. И.;
Ключевые слова: материнская и отцовская роль; представления о родительстве; психология родительства;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Исследование параметров эмоцио­нально­-личностного благополучия российских студентов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.76-88

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более детального изучения эмоционально-личностного благополучия современных студентов с целью оказания им психологической помощи по его оптимизации.

Цель работы. Анализ различных аспектов эмоционально-личностного благополучия студентов.

Методики. «Самооценка эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)» Г.А. Глотовой и Л.В. Карапетян; «Социально-психологическая адаптация (СПА)» К. Роджерса и Р. Даймонд; «Опросник атрибутивного стиля (ОАС)» М. Селигмана.

Основная выборка — студенты (n=430) гуманитарных, педагогических и технических специальностей вузов г. Екатеринбурга; выборки сравнения — нестуденческая молодежь (n=608) и осужденные (n=99).

Результаты. По методике СЭЛБ показано, что студенты по совокупности параметров самооценки эмоционально-личностного благополучия занимают промежуточное положение между группой нестуденческой молодежи, где оценки выше, и группой осужденных, где оценки самые низкие; по ряду параметров методики СЭЛБ получены возрастные различия между «младшей» (17—20 лет) и «старшей» (21—25 лет) студенческими подгруппами; не выявлено достоверных различий между женской и мужской подгруппами студентов при непосредственном сравнении без учета возраста, однако при делении на две возрастные подгруппы (17—20 и 21—25 лет) половые различия имеют место; получен ряд корреляционных связей параметров методики СЭЛБ и показателями методик СПА и ОАС; выделены четыре типа студентов, характеризующихся разными по уровню индексами СЭЛБ: высоким, повышенным, сниженным и низким.

Выводы. Полученные результаты подтверждают возможность использования методики СЭЛБ для изучения возрастных и половых различий между студентами, а также характерных для них типов переживания и оценки своего внутреннего благополучия/неблагополучия.

Поступила: 01.04.2018
Принята к публикации: 01.05.2018
Страницы: 76-88
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.76
Автор(ы): Глотова Г. А.; Карапетян Л. В.;
Ключевые слова: самооценка; возраст­ные различия; гендерные различия;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018

Арестова О.Н., Махмудова С.Х. Субъективная презентация семейных отношений на разных уровнях осознанности (на примере подросткового возраста). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.55-69

Актуальность. Исследование посвящено проблеме восприятия семейной ситуации подростками. Данная проблема является крайне острой в связи с происходящими в настоящее время изменениями в семейных отношениях, затрагивающими прежде всего взрослеющее поколение.

Цель. Цель исследования — установление характера презентации семейной ситуации на различных уровнях осознанности у подростков по параметру «эмоциональный тон отношений». Проверяемое предположение: на эксплицитном уровне родители воспринимаются подростками более позитивно, чем на имплицитном; степень дифференциации эксплицитного и имплицитного восприятия связана с полом подростка и степенью сплоченности семьи.

Методы.Применялись следующие методики: проективный рисунок семьи, «Цветовой Тест Отношений — ЦТО» Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда и опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним — ADOR/ПОР» Э. Шафера в адаптации Вассермана Л.И., Горьковой И.А., Ромицыной Е.Е.

В исследовании участвовали 45 подростков (22 девочки и 23 мальчика в возрасте 13—14 лет), проживающих в г. Баку (Азербайджан).

Результаты. Предположение о различиях в восприятии семейных отношений на разных уровнях осознанности подтвердилось. На эксплицитном уровне подростки обоего пола воспринимают родителей более позитивно, чем на имплицитном. Предположение о том, что подростки разного пола по-разному оценивают степень сплоченности и эмоциональные отношения в собственной семье, также подтвердилось: девочки воспринимают свою семью как сплоченную значимо чаще, чем мальчики. Подтвердилось и предположение о том, что на имплицитном уровне подростки воспринимают своих матерей как более позитивных и значимых членов семьи по сравнению с отцами.

Поступила: 06.03.2018
Принята к публикации: 13.03.2018
Страницы: 55-69
DOI: 10.11621/vsp.2018.01.55
Автор(ы): Арестова О.Н.; Махмудова С.В.;
Ключевые слова: детско-родительское взаимодействие; уровни осознания; подростковый возраст; эмоциональный тон отношений; сплоченность семьи;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Фадюшин С.Г. Вероятностная оценка смысла. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.37-54

Содержание статьи относится к сфере междисциплинарных научных исследований, лежащих на стыке теории информации и когнитивной психологии.

Актуальность. В условиях стремительного развития коммуникационных взаимоотношений между людьми посредством компьютерных средств связи большое значение приобретают передача и адекватный прием смысла информационного сообщения.

Цель. Теоретическое обоснование и развитие вероятностного подхода к оценке смысла целенаправленной деятельности человека на примере текста.

Методы. Теоретический анализ вероятностного (В.В. Налимов) и деятельностного (Д.А. Леонтьев) подходов к проблеме смысла в психологии; метод исчисления количества информации, разработанный К. Шенноном; авторская методика оценки смысла текстового сообщения, основанная на сравнительном анализе исходного текста с его вероятностным представлением путем случайной перестановки слов.

Результаты. Дано обоснование вероятностной природы смысла; предложен психометрический критерий для количественной оценки смысла целенаправленной осознанной деятельности человека в виде дифференциальной энтропии экспоненциального распределения разности энтропий по Шеннону между двумя смежными словами в тексте; предложена методика вероятностной оценки смысла целенаправленной осознанной деятельности человека на примере текста.

Анализ более 50 текстов — информационных сообщений из сети интернет, различающихся по уровню осмысленности и отражающих различные эмоциональные переживания авторов, — показал: а) самую большую осмысленность имеют тексты, написанные авторами под влиянием сильных эмоций; б) тексты, стиль изложения которых характерен для авторов в состоянии нейтральных эмоций, по уровню осмысленности занимают промежуточное положение; в) менее всего смысла в текстах, авторы которых имеют проблемы, связанные с расстройством мышления.

Выводы. Результаты подтверждают основную гипотезу исследования о том, что смысл закодирован в цепочке смысловых связей целенаправленной осознанной деятельности человека и имеет вероятностную природу. Материалы статьи могут представлять практический и теоретический интерес для психологов, занимающихся вопросами смысла, лингвистов и разработчиков искусственного интеллекта.

Поступила: 19.01.2018
Принята к публикации: 26.01.2018
Страницы: 37-54
DOI: 10.11621/vsp.2018.01.37
Автор(ы): Фадюшин С.Г.;
Ключевые слова: смысл; энтропия; энтропия Шеннона; смысловая связь; информация; вероятностная модель смысла;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Кроткова О.А., Данилов Г.В., Каверина М.Ю., Кулёва А.Ю., Гаврилова Е.В., Ениколопова Е.В. Объем зрительного внимания при нормальном старении: айтрекинг-исследование. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.21-36

Актуальность. Изучение адаптивных мозговых перестроек в ходе нормального старения человека актуально как в социальном аспекте, так и в научном. Оно вносит вклад в развитие теоретических представлений о мозговом обеспечении когнитивных процессов.

Цель работы. Цель работы — изучение механизмов изменения объема зрительного внимания при нормальном старении с использованием технологии айтрекинга.

Методика. 30 здоровых испытуемых в возрасте 19—30 лет (11 человек, младшая группа) и 50—81 года (19 человек, старшая группа) выполняли оригинальную методику, связанную с запоминанием триплетов изображений, их последующим свободным вербальным воспроизведением по памяти и узнаванием в ряду похожих, идентичных и новых изображений. Процесс запоминания сопровождался записью движений глаз испытуемых.

Результаты. В старшей группе испытуемых выявлено сужение объема зрительного внимания. За 10-секундную экспозицию стимулов точно запоминалась визуальная информация только в отношении центрального стимула триплета. В старшей группе обнаружено значимое преобладание ошибок свободного воспроизведения и узнавания стимулов над числом таковых в младшей группе испытуемых. Различия между двумя группами отсутствовали только для ситуации узнавания центрального стимула триплета. В младшей группе испытуемых наблюдалась тенденция к асимметричному появлению ошибок относительно левых и правых стимулов триплета. Правые стимулы хуже воспроизводились вербально, а левые хуже узнавались. В старшей группе испытуемых асимметрия в узнавании и воспроизведении стимулов не обнаружена.

Выводы. Данные айтрекинга объективизировали распределение зрительного внимания и позволили объяснить результаты последующего воспроизведения и узнавания изображений.

Поступила: 28.02.2018
Принята к публикации: 07.03.2018
Страницы: 21-36
DOI: 10.11621/vsp.2018.01.21
Автор(ы): Кроткова О. А. ; Данилов Г.В.; Каверина М.Ю.; Кулёва А.Ю.; Гаврилова Е.В.; Ениколопова Е.В.;
Ключевые слова: внимание; память; айтрекинг; нормальное старение; межполушарное взаимодействие;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Ганин И.П., Косиченко Е.А., Каплан А.Я. Распознавание субъективного фокуса интереса к эмоционально значимым зрительным стимулам в интерфейсе мозг-компьютер на волне Р300. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.03-20

Актуальность. Технология интерфейсов мозг-компьютер на волне P300 (ИМК-P300) позволяет пользователю выбирать команды, сознательно концентрируя внимание на определенном зрительном стимуле. Однако на базе технологии ИМК-P300 предположительно могут быть построены системы детекции непроизвольного фокуса интереса человека, в том числе к эмоциональным стимулам. Подобные комплексы могут найти широкое применение в системах мониторинга состояния человека в норме и при патологии.

Цель работы. Целью работы было изучение особенностей восприятия стимулов, обладающих различной субъективной эмоциональной значимостью для человека, а также возможности распознавания с помощью ИМК-P300 неявных эмоциональных фокусов внимания.

Методика. 14 здоровых испытуемых участвовали в ЭЭГ-исследовании с последовательным предъявлением зрительных стимулов на основе фотоизображений эмоциональных или нейтральных человеческих лиц. В первом блоке необходимо было просто смотреть на экран (пассивное внимание), при этом в каждой попытке один из шести стимулов был эмоциогенным. В двух других блоках необходимо было мысленно считать число появлений целевого стимула среди нецелевых (активное внимание), при этом целевой стимул являлся эмоциогенным либо нейтральным в зависимости от блока. Анализировались потенциалы, связанные с событиями (ПСС) в ответ на стимулы различных классов, а также рассчитывалась точность классификации целевого (либо эмоциогенного) стимула таким же образом, как это осуществляется в классическом ИМК-P300.

Результаты. В исследовании показано, что точность детектирования эмоциогенных стимулов в условиях парадигмы пассивного внимания превышала случайный уровень более чем вдвое. Также выявлены особенности потенциалов в ответ на стимулы различной эмоциональной значимости.

Выводы. Полученные результаты создают предпосылки к созданию на основе ИМК-P300 систем детекции неявных фокусов внимания, которые могут найти широкое применение в клинической сфере.

Поступила: 13.02.2018
Принята к публикации: 20.02.2018
Страницы: 3-20
DOI: 10.11621/vsp.2018.01.03
Автор(ы): Ганин И.П.; Косиченко Е.А.; Каплан А.Я.;
Ключевые слова: интерфейс мозг-компьютер (ИМК); связанные с событиями (ПСС); потенциал; волна P300; эмоциональные стимулы; активное внимание; пассивное внимание;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Усманова Э.З., Райков А.В., Махмуджанова М.Д. Взаимосвязь между профессиональным выгоранием, социально­психологическими установками и качествами Темной триады у медиков с различным профессиональным стажем // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №4 — с. 68-84

В статье излагаются результаты поискового корреляционного исследования комплекса личностных характеристик у практикующих врачей и студентов-медиков г. Ташкента (Узбекистан). 

Цель работы: изучение выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, качеств Темной триады и компонентов выгорания, а также взаимосвязей между этими показателями у медиков с различной продолжительностью профессионального стажа. 

Выборка: 124 человека в возрасте от 20 до 62 лет; 4 группы респондентов, различающиеся по длительности профессионального стажа (студенты, стаж до 10 лет, от 11 до 20 лет, свыше 20 лет). 

Методики: «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной; опросник «Темная триада» в адаптации М.С. Егоровой, М.А. Ситниковой; опросник выгорания К. Маслач (Maslach Burnout Inventory, MBI) в адаптации Н.Е. Водопьяновой. 

Статистические методы обработки данных: альфа Кронбаха, описательная статистика, кросстабуляция (хи-квадрат тест), однофакторный дисперсионный анализ (с апостериорным тестом Тьюки), одновыборочный t-тест Стьюдента, корреляция Спирмена, сравнение корреляций посредством z-преобразования Фишера. 

Основные результаты: альтруистическая установка у практикующих врачей выше, чем у студентов, но не зависит от величины стажа; наибольшая направленность на труд наблюдается при стаже медицинской работы свыше 10 лет; у врачей со средним стажем (11—20 лет) неклинические нарциссизм и психопатия выражены слабее, чем у студентов; связь между категорией стажа и интенсивностью выгорания у респондентов не обнаружена; структура взаимосвязей между социально-психологическими установками, качествами Темной триады и компонентами выгорания обладает спецификой на выборках различного профессионального стажа. Найденным различиям в выраженности и характере взаимосвязи показателей предлагается интерпретация; они обобщаются в психологический портрет медика с определенной величиной стажа.

Поступила: 28.11.2017
Принята к публикации: 19.12.2017
Страницы: 68-84
DOI: 10.11621/vsp.2017.03.68
Автор(ы): Усманова Э. З.; Райков А. В.; Махмуджанова М. Д.;
Ключевые слова: профессиональное выгорание; компоненты выгорания; социально-психологические установки; Темная триада;

Доступно в on-line версии с 30.12.2017

Григорьев Д. С. Анализ взаимосвязи мультикультурной идеологии Дж. Берри и различных принципов межэтнической категори­зации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №4 — с. 54=67

Одним из самых признанных и известных на сегодняшний день подходов, призванных обеспечить гармонизацию межкультурных отношений в поликультурном обществе, является многокомпонентная модель мультикультурализма канадского кросс-культурного психолога Джона Берри. Однако в свете психологии социального познания можно отметить, что в данной модели недостаточно четко определена связь мультикультурной идеологии с различными принципами межгрупповой категоризации. Эмпирические исследования, проводимые в рамках модели Дж. Берри и психологии социального познания, до сих пор рассматривают межгрупповые отношения несколько изолированно друг от друга. В представляемом здесь поисковом исследовании изучалась взаимосвязь различных принципов межэтнической категоризации (ассимиляционизм, этнический дальтонизм, мультикультурализм, поликультурализм) и мультикультурной идеологии в понимании Дж. Берри. В ходе исследования был проведен опрос этнически русских респондентов из Центрального федерального округа России. Для анализа собранных данных применялось моделирование структурными уравнениями. Результаты анализа данных показали положительную связь мультикультурной идеологии с дальтонической, мультикультурной и поликультурной категоризацией, а также отрицательную связь с ассимиляционной категоризацией. Хотя дальтоническая категоризация, предполагающая отрицание культурного многообразия, обнаружила положительную связь с мультикультурной идеологией, размер эффекта для данной связи является малым. 

Выводы: одобрение и поддержка культурного многообразия и эгалитаризма (что, согласно Дж. Берри, составляет содержательное ядро мультикультурализма), могут осуществляться в России посредством поликультурной, мультикультурной и в меньшей степени дальтонической категоризации. В дальнейших исследованиях планируется установить, при каких условиях данные принципы межэтнической категоризации (или их комбинация) наиболее эффективны.

Поступила: 02.11.2017
Принята к публикации: 16.11.2017
Страницы: 54-67
DOI: 10.11621/vsp.2017.04.54
Автор(ы): Григорьев Д. С.;
Ключевые слова: идеологии межгрупповых отношений; ассимиляционизм; этнический дальтонизм; мультикультурализм; поликультурализм; мультикультурная идеология; межэтническая категоризация;

Доступно в on-line версии с 30.12.2017

Глотова Г. А., Хамитова П. А. Представления школьников о проектно-исследовательской деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №4 — с. 34-53

Рассматриваются представления школьников об учебной проектно-исследовательской деятельности (ПИД), что является актуальным в связи с необходимостью формирования, начиная со средней школы, специалистов исследовательского типа.

Цель работы: выявить отношение школьников к различным аспектам ПИД. Методики: «Незаконченные предложения»; анкетирование по вопросам, связанным с участием в ПИД; невербальная методика «Смайлики». 

Выборка: 84 ученика 5, 6, 8 и 9-х классов средних общеобразовательных школ г. Москвы и г. Мегиона (Ханты-Мансийский автономный округ); все испытуемые имели опыт участия в ПИД. 

Результаты: по методике «Незаконченные предложения» выделено 7 категорий определений, даваемых школьниками учебным исследованиям и проектам; анкетирование показало, что школьники предпочитают добровольное участие в ПИД; относительно предпочтения учебных исследований или проектов есть различия в вербальных и невербальных ответах, но в 9-м классе по обеим методикам преимущество на стороне исследований; свою готовность к выполнению учебных проектов по всем изучаемым дисциплинам от трети до половины школьников оценили низкими баллами; желание в будущей профессиональной деятельности выполнять проекты и исследования оценено преимущественно средними баллами, т.е. учащиеся пока еще мало задумываются о будущей профессии, а также о ее связи с тем, что осваивают в школе. 

Выводы: выявленные общие тенденции отражают в целом позитивное отношение к ПИД, однако существуют как значительные индивидуальные различия, так и различия между классами в представлениях школьников о ПИД и в отношении к ней, требующие углубленного изучения с целью дальнейшего совершенствования данной образовательной технологии.

Поступила: 28.11.2017
Принята к публикации: 19.12.2017
Страницы: 34-53
DOI: 10.11621/vsp.2017.04.34
Автор(ы): Глотова Г. А.; Хамитова П. А.;
Ключевые слова: учебные исследования и проекты; учение; интересы и предпочтения учащихся; готовность к проектно-исследовательской деятельности;

Доступно в on-line версии с 30.12.2017

Смирнов С.Д., Чумакова М.А., Корнилов С.А., Краснов Е.В., Корнило­ва Т.В. Когнитивная и личностная регуляция стратегий решения прогностической задачи (на материале Iowa Gambling Task) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №3 — с. 39-59

В статье представлены результаты серии из пяти исследований. В них на разных выборках группы «нормы» выявлены связи показателей стратегий в игровой задаче Айова (Iowa Gambling TaskIGT) с интеллектом (общим, вербальным), исполнительными функциями (шифтингом, ингибицией и апдейтингом), с личностными свойствами, отражающими отношение к неопределенности (толерантность и интолерантность к неопределенности), и чертами «Большой пятерки». Методики: игровая задача Айова, предполагающая прогностическую активность человека в регуляции им последовательности выборов из четырех колод карт, в которых возможность выигрыша и проигрыша меняется случайным образом; экспериментальные процедуры оценивания исполнительных функций (Go/No Go); диагностические методики: тестовые батареи ROADS и ICAR (для тестирования интеллекта), «Краткий ориентировочный тест — КОТ»; личностные опросники: «Новый опросник толерантности к неопределенности — НТН», «Краткий опросник Большой пятерки — TIPI», «Личностные факторы принятия решений — ЛФР». Участники исследования: студенты и гражданские лица разных профессий, военные руководители среднего звена. Установлены положительные вклады интеллекта, а также исполнительных функций — шифтинга и ингибиции — в эффективность принятия решений и в динамику становления стратегий выборов, что свидетельствует в пользу когнитивной ориентировки в ситуации неопределенности, моделируемой игровой задачей Айова. На двух выборках военных руководителей среднего звена найдены также отличия в показателях стратегий и личностной регуляции выборов. Обнаружено, что именно в условиях максимальной неопределенности на первом этапе игры значимый вклад в показатели стратегий вносят личностные факторы — толерантность к неопределенности у гражданских лиц и готовность к риску у военных. Интолерантность к неопределенности выполняет регулятивную роль на следующих этапах стратегии в игре (снижая частоту смены колод и определяя угол кривой роста показателей). Личностные факторы «Большой пятерки», протестированные на выборке военнослужащих, не выступили предикторами стратегий в игровой задаче Айова.

Поступила: 15.09.2017
Принята к публикации: 26.09.2017
Страницы: 39-59
DOI: 10.11621/vsp.2017.03.39
Автор(ы): Смирнов С. Д. ; Чумакова М.А.; Корнилов С.А.; Корнилова Т.В.; Краснов Е. В.;
Ключевые слова: прогностическая задача; игровая задача Айова; стратегии выбора; интеллект; исполнительные функции; толерантность к неопределенности; «Большая пятерка»;

Доступно в on-line версии с 30.10.2017

Лобанова Ю.И. Индивидуальный стиль деятельности как прогностический фактор надежности водителя. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №2 — с. 83-94

В статье обосновывается влияние планирующего стиля деятельности на надежность деятельности водителя. Работа включает описание процесса создания и апробации опросника «Индивидуальный стиль деятельности водителя». Опросник содержит вопросы, оценивающие средства, используемые водителем для осуществления деятельности (в частности, обращение к сохранению информации относительно дорожной среды, схем организации дорожного движения на конкретном маршруте). Представлены данные по проверке надежности опросника (внутренней согласованности и ретестовой). Описана процедура оценки компенсирующего влияния планирующего стиля деятельности водителя на надежность деятельности при невысокой скорости переключения внимания. Компенсационный эффект определялся по соотношению уровня соответствия требованиям деятельности по скорости переключения внимания и сформированности планирующего стиля деятельности. Надежность деятельности водителей оценивалась группой экспертов посредством учета количества и типа аварий с участием водителей. Исследована корреляционная связь между надежностью водителя на протяжении жизни и в течение последнего года. Показана возможность прогноза надежности (безаварийности) водительской деятельности с помощью регрессионного уравнения, содержащего фактор, включающий такие переменные, как возраст, социальный статус, отношение к транспортной сфере, индивидуальный стиль деятельности, надежность на протяжении жизни. Более высокий уровень надежности водительской деятельности определяется сочетанием более высокого социального статуса водителя при большей его связанности с транспортной сферой, более зрелым возрастом, более выраженно планирующим стилем деятельности и более высоким уровнем надежности деятельности на протяжении жизни. Результаты могут быть использованы при подготовке водителей-любителей, так как данная категория участников дорожного движения многочисленна и очень дифференцирована по уровню пригодности к вождению. Стиль деятельности выступает залогом поддержания определенного уровня надежности.

Поступила: 07.06.2017
Принята к публикации: 21.06.2017
Страницы: 83-94
DOI: 10.11621/vsp.2017.02.83
Автор(ы): Лобанова Ю. И.;
Ключевые слова: опросник «Индивидуальный стиль деятельности водителя»; надежность деятельности; прогноз; компенсация; скорость переключения внимания;

Доступно в on-line версии с 10.09.2017

Рикель А.М., Туниянц А.А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №2 — с. 64-82

В различных исследованиях  понятие «субъективное благополучие» по-разному соотносится с близкими понятиями и концептами («удовлетворенность жизнью», «счастье», «психологическое благополучие»). Гедонистические традиции трактовки субъективного благополучия подразумевают аффективные переживания в качестве центрального компонента, а эвдемонистические варианты подчеркивают важность процессов самореализации личности. Субъективное благополучие при рассмотрении его как удовлетворенности жизнью детерминируется объективными условиями существования человека, но иногда косвенным путем. В статье описываются основные результаты эмпирического исследования эвдемонистических и гедонистических факторов, проведенного на 120 людях юношеского возраста (студенты, 18—26 лет, 60 девушек и 60 юношей). Гедонистический аспект субъективного благополучия связан как с условиями среды, так и с личностными особенностями, в том числе эвдемонистическими.  Эти объективные и субъективные характеристики могут быть названы факторами, задающими уровень субъективного благополучия, но поскольку оно выполняет регулирующие функции и направляет преобразующую активность субъекта, корректнее говорить о взаимообусловливании  упомянутых параметров. Самоотношение неоднозначно связано с ощущением субъективного благополучия: позитивное самовосприятие, самоинтерес и самопринятие сами по себе повышают субъективное благополучие, но в сочетании с неблагоприятными внешними условиями (в частности с малой наполненностью жизни) наоборот снижают переживание счастья и удовлетворенности. При этом наиболее существенно на переживании счастья и удовлетворенности жизнью в юношеском возрасте сказываются эвдемонистические характеристики личности — вера в себя, зрелость и ценность положительных отношений с другими. Реализация своего потенциала выступает центральным фактором гедонистических аспектов субъективного благополучия.

Поступила: 07.06.2017
Принята к публикации: 21.06.2017
Страницы: 64-82
DOI: 10.11621/vsp.2017.02.64
Автор(ы): Рикель А.М.; Туниянц А.А.; Батырова Н.;
Ключевые слова: субъективное благополучие; психологическое благополучие; удовлетворенность жизнью; внешние и внутренние факторы субъективного благополучия;

Доступно в on-line версии с 10.09.2017

Несмеянова Р.К. Субъективное представление о корпоративной культуре и организационная идентификация: особенности взаимосвязи. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №1 — с. 88-104

Изучалось наличие влияния переменной «соответствие индивидуальных и организационных ценностей» на взаимосвязь между воспринимаемым типом корпоративной культуры и организационной идентификацией сотрудников, а также роль этой переменной в данной взаимосвязи — в качестве модератора или в качестве медиатора. Респонденты — 92 сотрудника коммерческих предприятий (56 женщин, 36 мужчин; средний возраст 28.6 года). Методики: опросник «Шкалы организационных парадигм» Л. Константина; «Опросник организационной культуры OCS» С. Глейзер и др. в адаптации Е.В. Кузавлёва; опросник «Идентификация с организацией/ подразделением» Б. Эшфорта и Ф. Маела в модификации Ю. Липпонена; методика «Соответствие индивидуальных и организационных ценностей» Ч. О’Райли и др. в адаптации Е.В. Кузавлёва. Использовался метод корреляционного анализа. Были рассчитаны частные коэффициенты корреляции. Полученные результаты свидетельствуют о том, что переменная «соответствие индивидуальных и организационных ценностей» выступает в качестве модератора между переменными «открытый воспринимаемый тип корпоративной культуры» и «идентификация с организацией», т.е. является промежуточной переменной, оказывающей влияние на прочность и/или направление их связи. Чем в большей мере, по мнению работника, его ценности совпадают с ценностями организационной культуры отрытого типа, тем сильнее он идентифицируется с ней. Выдвинуто предположение, что выявленная взаимосвязь двусторонняя, так как, возможно, переменные «открытый воспринимаемый тип корпоративной культуры» и «идентификация с организацией» детерминируют друг друга.

Поступила: 12.03.2017
Принята к публикации: 03.04.2017
Страницы: 88-104
DOI: 10.11621/vsp.2017.01.92
Автор(ы): Несмеянова Р. К.;
Ключевые слова: организационная идентификация ; корпоративная культура; концепция соответствия личности и организации; медиатор; модератор;

Доступно в on-line версии с 30.04.2017

Гордеева Т.О., Сычев О.А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №1 — с. 67-87

В исследовании проверялась гипотеза о преимуществе профиля учебной мотивации, в котором доминирует внутренняя мотивация, перед другим профилем, в котором в равной степени представлены внутренняя мотивация, мотивация самоуважения и контролируемые формы внешней мотивации (при низком уровне амотивации). Анализ латентных классов подтвердил, что данные профили наиболее типичны для студентов вузов. Студенты с высокой и доминирующей внутренней мотивацией продемонстрировали наиболее высокие показатели любознательности, постоянства интересов, а также воспринимаемого академического контроля и собственно академических достижений, но не отличались от студентов с высокой контролируемой мотивацией по показателям настойчивости, которая была высокой у обоих типов. В целом результаты показывают, что высокая внешняя контролируемая мотивация является неблагоприятным фактором, снижающим мотивационный потенциал субъекта учебной деятельности. Полученные результаты обсуждаются с позиций теории самодетерминации и потребностной модели мотивации.

Поступила: 20.03.2017
Принята к публикации: 28.03.2017
Страницы: 67-87
DOI: 10.11621/vsp.2017.01.69
Автор(ы): Гордеева Т.О. ; Сычев О. А.;
Ключевые слова: контролируе­мая мотивация; теория самодетерминации; академическая мотивация; профили мотивации; внутренняя мотивация;

Доступно в on-line версии с 30.04.2017

Гусев А.Н., Пряжников Н.С., Тюрин К.Г. Экспертная система профориентации школьников «Выбирай и поступай». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.55-60

a:2:{s:4:"TEXT";s:1029:"<p>Представлены результаты разработки новой компьютерной профориентационной
методики для школьников старших классов на основе
разработанной Е.А. Климовым «формулы профессии» и современной
схемы анализа профессий Н.С. Пряжникова. Показаны основные этапы
получения экспертных оценок, позволивших соотнести компоненты профессиональной
деятельности с официальным перечнем укрупненных специальностей
Минобрнауки РФ. Рассмотрено преимущество 3-уровневых
оценок школьников («хочу», «смогу сейчас» и «смог бы в будущем») перед
традиционным оцениванием школьником своих актуальных предпочтений.
В процессе выбора профессии предпочитаемые характеристики
будущей трудовой деятельности задаются не в виде прямых оценок их
традиционных обозначений (предмет, цели, средства, условия и др.), а через
парные сравнения основных трудовых и учебных действий. Компьютерная
система онлайн-тестирования обеспечивает работу с методикой чрез
Web-интерфейс на современных программных платформах — Windows,
Android, MacOS, iOS, Linux.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 55-60
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.55
Автор(ы): Гусев А.Н.; Пряжников Н. С.; Тюрин К. Г.;
Ключевые слова: профориентация; экспертная система; трудовые действия; учебные действия; парные сравнения; компьютерное онлайн-тестирование;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Головей Л.А. Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.47-54

a:2:{s:4:"TEXT";s:918:"<p>В статье излагаются результаты исследования кризисов профессионального
развития на этапах выбора профессии, профессионального
обучения и на начальном этапе профессиональной деятельности. Использовалась
комплексная программа методов, направленных на изучение
показателей учебного и профессионального развития, выраженности
кризисных переживаний, свойств личности и стратегий совладающего
поведения. Выборку составили учащиеся старших классов, студенты
вузов, начинающие профессионалы. Всего 1500 человек в возрасте от 15
до 28 лет. Исследование выявило высокую распространенность кризисов
на всех изученных этапах профессионального развития. Установлено,
что содержание и выраженность кризисных переживаний определяются
этапом развития, личностными ресурсами, социальной ситуацией развития.
Показана возрастающая значимость этапа выбора профессии для
последующих этапов профессионального развития.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 47-54
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.47
Автор(ы): Головей Л. А.;
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; субъект деятельности; личность; ресурсы совладания; кризис;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Березовская Р.А. Особенности отношения к работе и синдром выгорания у руководителей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.39-46

a:2:{s:4:"TEXT";s:1172:"<p>
    Отношение к работе и особенности проявления синдрома выгорания
в управленческой деятельности рассматриваются в контексте проблемы
психологического обеспечения профессионального здоровья. В статье
обсуждаются результаты эмпирического исследования, цель которого —
изучение особенностей отношения к работе в процессе развития синдрома
выгорания в управленческой деятельности, которое выступает в качестве
одного из ключевых критериев профессионального здоровья руководителей.
Показано, что в целом для руководителей свойственен средний уровень
выраженности синдрома выгорания, наиболее существенный вклад
в развитие которого вносят такие функциональные компоненты, как отсутствие
помощи и дефицит психологической поддержки коллег в работе, а
также проблемы профессионального развития и самосовершенствования.
Анализируются гендерные различия в развитии синдрома выгорания у
руководителей. Полученные результаты могут быть использованы при
разработке и реализации программ ранней профилактики и коррекции
выгорания руководителей, основанных на субъектно-ресурсном подходе
к психологическому обеспечению профессионального здоровья субъектов
труда.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 39-46
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.39
Автор(ы): Березовская Р. А.;
Ключевые слова: психология профессионального здоровья; выгорание; отношение к работе; ">; ресурсный подход;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Марищук Л.В. К вопросу о способностях, профпригодности и профессиональном психологическом отборе. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.26-38

a:2:{s:4:"TEXT";s:639:"<p>В статье анализируются понятия «способности», «профессиональная
пригодность», «профессиональный психологический отбор», в разработку
и понимание которых значительный вклад внес Е.А. Климов.
Профессиональный психологический отбор рассматривается как система,
системообразующим фактором которой выступает профессиональная
пригодность лица, избирающего конкретную профессию. В содержание
понятия «способности» включаются мотивация и опыт (знания, навыки,
умения) личности, по аналогии с динамической функциональной структурой
личности, разработанной К.К. Платоновым. Представлена собственная
дефиниция термина «способности».
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 26-38
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.26
Автор(ы): Марищук Л. В.;
Ключевые слова: способности; профессиональная пригодность/непригодность; профессиональный психологический отбор; мотивация; знание; навыки;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.16-25

a:2:{s:4:"TEXT";s:399:"<p>Для анализа этапов овладения профессиональными действиями
используется экопсихологическая модель становления субъектности. В
качестве исходной предпосылки для разработки этой модели используется
представление о континууме «спонтанная активность — активность
в форме действия». Дается описание семи стадий развития субъектности
как способности быть субъектом профессионального действия.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 16-25
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.16
Автор(ы): Панов В.И. ;
Ключевые слова: профессиональные действия; субъектность; становление; стадии; субъект; континуум «активность — деятельность»,; действие-образец;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Нечаев Н.Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.3-15

a:2:{s:4:"TEXT";s:555:"<p>Исходя из собственной концепции профессионального творчества,
автор последовательно анализирует понятия «профессия» и «специальность
», а также «профессионализм», указывая на факторы, приведшие в
социально-историческом плане к изменениям мира профессиональной
деятельности и соответствующим изменениям в профессиональной
подготовке. На обширном массиве материала показано, что процесс профессионального
совершенствования как поиск нетривиальных путей развития
деятельности должен стать основой профессиональной подготовки
в любой области.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 3-15
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.03
Автор(ы): Нечаев Н.Н. ;
Ключевые слова: профессия; специальность; профессиональная деятельность; профессиональная подготовка; профессионализм;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016


1 - 20 из 59
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2018


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер