ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Эмпирические исследования

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Кружкова О.В., Воробьева И.В. Личностные особенности под- ростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Ин- тернет: зоны уязвимости для экстремистского воздействия вусловиях цифровизации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.160-185

Актуальность. Цифровизация современного общества вносит изменения в жизненный уклад многих слоев населения. Однако, если для старших поколений Интернет является инструментом, то для подростков, юношей и молодых людей – это уже полноценная среда их жизнедеятельности. Именно Интернет-ресурсы на сегодняшний день используются наиболее часто для вовлечения молодежи в экстремистские группы, их радикализации. В научном дискурсе активно обсуждается роль Интернета в социализационных процессах, ставятся вопросы о профилактике негативного воздействия Интернет-среды, изучаются технологии и механизмы реализации экстремистского воздействия в сети. Однако, важно понимать, что личность реципиента, ее особенности имеют существенное значение для формирования сензитивности к Интернет-воздействию, в том числе экстремистского характера. 

Целью нашего исследования стало выявление личностных предикторов вовлеченности подростков, юношей и представителей молодежи в Интернет-среду, а также анализ данных особенностей личности с позиции уязвимости для экстремистского воздействия через Интернет.

Методы исследования. Социологическая анкета для анализа вовлеченности респондентов в Интернет-среду, адаптированные психодиагностические методики HEXACO, «Темная триада», модифицированная проективная методика «Домики». 

Выборка. 2051 человек (528 респондентов подросткового возраста 13-15 лет, 686 респондентов юношеского возраста 16-20 лет, 836 респондентов молодого возраста 21-29 лет).

Результаты. исследования показали, что 16,9 % респондентов характеризуются максимальной вовлеченностью и погруженностью в цифровую среду. По сравнению с контрастной группой респондентов, менее активно погруженных в Интернет-среду, вовлеченные подростки, юноши и молодые люди характеризуются устойчивым комплексом личностных особенностей (нарциссизм, макиавеллизм, неспособность прощать, неорганизованность, отрицательный фон настроения и др.). Также определены поведенческие маркеры и зоны уязвимости для респондентов, характеризующихся максимальной вовлеченностью и погруженностью в цифровую среду, при реализации экстремистского воздействия на них.

Выводы. Выявленные личностные особенности подростков, юношей и представителей молодежи, активно вовлеченных в Интернет среду, позволяют в дальнейшем определить и конкретизировать профилактические меры для предотвращения радикализации данной группы.

Поступила: 30.07.2019
Принята к публикации: 10.09.2019
Страницы: 160-185
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.160
Автор(ы): Кружкова О.В.; href="/author/detail.php?Author=8134">Vorobyeva, Irina V./ Воробьева И.В.;
Ключевые слова: личность; Интернет; информационная среда; вовлеченность; молодежный экстремизм ; киберсоциализация; цифровизация;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Быстрова Т.Ю., Токарская Л.В., Агильера Г.Р. Возможности гиперреальности в социализации и образовании детей с ментальными нарушениями. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.144-159

Актуальность. исследования определяется возрастающим интересом социума к процессу социализации лиц с ментальными нарушениями, определяющим необходимость поиска новых средств и методов их поддержки с опорой на современные технологии. 

Цели работы. Определение возможностей использования виртуальной и дополненной реальности в образовательной среде для детей с ментальными нарушениями.

Методики и выборка. Описываются результаты пилотажного исследования, включающего опрос педагогов и оценку восприятия детьми с ментальными нарушениями образов дополненной и виртуальной реальности. Под ментальными нарушениями в статье понимаются расстройства аутистического спектра, сочетающиеся с умственной отсталостью. Всего было опрошено 10 педагогов и 14 детей исследуемой группы. 

Результаты. Данные опроса педагогов показали, что дети с ментальными нарушениями испытывают трудности при обработке визуальной информации; им нравится интерактивные формы, например, незавершенные, вовлекающие в достраивание, и они могут быть привязаны к определенным вещам (книгам, местам), что необходимо учитывать при разработке сценариев использования устройств с гиперреальностью. 

Данные опроса детей показали, что им нравятся наиболее знакомые предметы, а сложные изображения и неизвестные символы, как правило, не воспринимаются; они склонны обращать внимание на мелкие детали предметов. В основном выбираются изображения с использованием основных цветов и холодных тонов. Наблюдения показали, что дети с ментальными нарушениями ориентируются в интерфейсе незнакомых девайсов быстрее, чем хозяева устройств. Меняя размеры изображения, они, помогают себе найти ответ на поставленный вопрос.

Выводы. Полученные данные подтвердили возможность использования гиперреальности в образовании лиц с ментальными нарушениями, конкретизировали представления об особенностях распознавания образов в условиях виртуальной и дополненной реальности. Особое внимание в работе уделялось характеристикам формы не только образов, но и технических устройств, поскольку дизайн трактуется как «адаптор» образов виртуальной и дополненной реальности к текущему состоянию реципиента.

Поступила: 25.07.2019
Принята к публикации: 10.09.2019
Страницы: 144-159
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.144
Автор(ы): Быстрова Т.Ю.; Токарская Л.В.; Родригес А.Г.;
Ключевые слова: виртуальная реальность; дополненная реальность; гиперреальность; ментальные нарушения; образование; социализация;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Поляков С.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В., Данилов С.В., Кривцова Н.С. «Клиповое мышление» у старшеклассников истудентов:опыт исследования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.126-143

Актуальность. Статья посвящена исследованию феномена «клипового мышления». Обозначается связь данной тематики с современными социокультурными процессами.

В статье заявлены методологические основания проведённого исследования (культурно-исторический подход и «стилевая парадигма» изучения когнитивных процессов). С нашей точки зрения в работах последних лет выделены наиболее значимые концептуальные идеи и экспериментальные данные в изучении «клипового мышления».

Отмечается, что пока не сложилось однозначного научного понимания феномена «клипового мышления» и недостаточно методик для его изучения. 

Основнойцелью проведенного исследования стало изучение «клиповости-целостности» мышления старшеклассников и студентов.

Методика и выборка. В статье описана авторская методика изучения «клиповости-целостности» мышления, а также результаты ее апробации на выборке старших школьников (89 человек) и студентов университета (76 человек). 

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что доля студентов, обладающих системным (целостным) мышлением существенно выше, чем в выборке школьников. У школьников (в сравнении со студентами) выраженное «клиповое» мышление встречается в полтора раза чаще. 

В качестве основных факторов, определяющих выявленные особенности мышления, авторы рассматривают возрастно-типичные особенности респондентов и особенности социокультурной ситуации развития, характеризующейся, в том числе, изменением основного информационного носителя.

Выводы. Возможности разработанной методики позволили авторам уточнить задачи исследования когнитивных особенностей старшеклассников и студентов в той части, которая относится к феномену «клипового мышления» и его соотношения с «целостным мышлением».

Поступила: 08.07.2019
Принята к публикации: 10.09.2019
Страницы: 126-143
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.126
Автор(ы): Поляков С.Д.; Белозерова Л.А.; Вершинина В.В.; Данилов С.В.; Кривцова Н.С.;
Ключевые слова: «клиповое мышление»; системное мышление; старшеклассники; студенты;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Карабанова О.А., Георгиевская М.А. Представления об этических нормах интернет-общения у пользователей юношеского возраста с различным уровнем развития морального сознания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.107-125

Социализация личности в современном мире происходит в пространстве сети-Интернет и социальных сетях, трансформируя традиционные способы коммуникации на основе этических норм конструирования межличностного Интернет-общения. Базовыми нормами являются персональная ответственность за совершаемые действия в сети, в том числе за противоправные действия; уважение и равноправие партнеров по коммуникации; конфиденциальность, защита авторского права, неприкосновенность личной жизни. 

Актуальность проблемы соблюдения этических норм в Интернет-общении в юношеском возрасте обусловлена его значимостью в жизнедеятельности подростков и юношей, а также задачами развития этого возраста. 

Цель исследования. Выявление представлений об этических нормах коммуникации в Интернет-общении у пользователей юношеского возраста с различным уровнем развития морального сознания. 

Задачи1) разработка и апробация авторской методики «Этические дилеммы в Интернет-общении» (ЭДИ); 2) выявление представлений респондентов об этических нормах коммуникации в Интернет-общении и стратегиях разрешения этических дилемм, 3) исследование связи между уровнем развития морального сознания респондентов и их ориентацией на соблюдение базовых этических норм коммуникации в Интернет-общении.

Методики. Были использованы методики: авторская методика ЭДИ, включающая этические дилеммы; опросник «Справедливость-Забота» (С. В. Молчанов). 

Выборка. 61 испытуемый юношеского возраста.

Результаты. Обнаружено неоднозначное отношение пользователей Интернет-сети юношеского возраста к соблюдению этических норм коммуникации и дифференцированное отношение к различным по содержанию этическим нормам. Высокая готовность следования норме была выявлена для защиты авторского права, низкая – для неприкосновенности личной жизни и персональной ответственности за совершаемые в сети действия. Выявлены и описаны стратегии решения этических дилемм в Интернет-общении. Получила подтверждениегипотезао связи уровня развития морального сознанияи отношения пользователей юношеского возраста к соблюдению базовых этических норм коммуникации в Интернет-общении.

Поступила: 05.08.2019
Принята к публикации: 08.10.2019
Страницы: 107-125
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.107
Автор(ы): Карабанова О.А. ; Георгиевская М.А.;
Ключевые слова: Интернет; электронное общение; медиа-коммуникация; подростковый возраст; моральная компетентность; этические нормы;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.80-106

Актуальность. Переход от аналоговой экономики к цифровой сопровождается цифровизацией всех сфер жизни, в частности, сферы образования, и, согласно распоряжению правительства РФ, требует пересмотра целей, учебного содержания и разработки новых средств, обеспечивающих обучение в течение всей жизни человека, а также построения новых компетентностных моделей. 

Цель. Сопоставительный логико-категориальный анализ различных моделей, описывающих цифровые компетенции на основе обзора отечественных и зарубежных исследований. Определение содержания и места цифровых компетенций в современных компетентностных моделях.

Метод. Теоретический критический анализ и синтез литературы по проблемам цифровой компетентности.

Результаты.Вектор развития экономики в РФ на ближайшие 10 лет сместится на развитие экономики знаний. Компетенции, востребованные на рынке труда при аналоговой экономике (профессии категорий «Правило» и «Умение»), будут вытеснены компетенциями профессий категории «Знание». Данный переход создаёт ряд проблем: 1) современное поколение учащихся отличается от поколения, к обучению которого готовили нынешних педагогов. Это проявляется в том, что ученики подкованы гораздо лучше своих учителей в сфере использования цифровых технологий, так как были погружены в цифровую среду с раннего детства; 2) отсутствует единый подход к определению понятия «цифровая компетентность». В первой части представлен анализ имеющихся определений, содержания и видов цифровой компетентности. Во второй – сравнение различных моделей цифровых компетенций. В третьей – противоречивость результатов эмпирических исследований о пользе и вреде цифровых технологий для психического развития детей.

Выводы. 1. Повсеместная цифровизация создаёт необходимость разработки новой компетентностной модели для экономики знаний. 2. Понятие «цифровая грамотность» содержательно включено в понятие «цифровая компетентность» по принципу «часть-целое». 3. Наука предоставляет всё больше результатов положительного влияния цифровой среды на развитие психики и поведения человека. 4. Необходим планомерный подход к формированию цифровой компетентности в виде специализированных образовательных программ, базирующихся на обобщенных ориентировочных основах действия (ООД) с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Поступила: 20.07.2019
Принята к публикации: 08.09.2019
Страницы: 80-106
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.80
Автор(ы): Погожина И.Н. ; Сергеева М.В.; Егорова В.А.;
Ключевые слова: компетенции; экономика знаний; цифровая экономика; цифровизация; цифровая грамотность;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Войскунский А.Е., Арестова О.Н., Солодов М.Ю. Психологические особенности чтения электронного текста. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.59-79

Актуальность. Электронный текст все шире применяется в обыденной жизни, профессиональной и образовательной деятельности. В настоящее время психологические особенности работы с такого рода текстами недостаточно изучены, что создает значительные риски и не позволяет использовать новые возможности, предоставляемые цифровыми технологиями. 

Целью исследования является изучение особенностей характерного для электронного текста параллельного чтения (по сравнению с последовательным чтением).

Методы и выборка. Модифицированные для работы онлайн методики «Смысловые отношения», шкала «Аналитичность-холистичность», «Сложные аналогии». Испытуемые - 45 человек от 18 до 58 лет.

Результаты. Обнаружены индивидуальные предпочтения в работе с параллельным и последовательным предъявлением текста. В целом работа с параллельным предъявлением текста менее успешна, что указывает на ее большую когнитивную сложность, обнаружена прямая связь эффективности этой работы с холистическим стилем мышления и уровнем вербального интеллекта. Успешность работы в параллельном режиме чтения зависит от когнитивных особенностей и способностей субъекта. Параллельное чтение является более сложной когнитивной задачей и требует более высокого уровня интеллектуального и когнитивного развития субъекта, чем последовательное чтение.

Поступила: 31.08.2019
Принята к публикации: 08.10.2019
Страницы: 59-79
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.59
Автор(ы): Войскунский А. Е.; Арестова О.Н.; Солодов М.Ю.;
Ключевые слова: цифровизация; гипертекст; когнитивные стили; электронный текст; параллельное чтение; нелинейный текст;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Ковалёв А. И., Роголева Ю. А., Егоров С.Ю. Сравнение эффективности применения технологий виртуальной реальности с традиционными образовательными средствами. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.44-58

Актуальность. Технологии виртуальной реальности (ВР) позволяют пользователям получать большой объем визуальной информации за короткое время, и это является важной особенностью для использования ВР в образовании. В условиях цифровизации образования эффективность использования ВР в качестве инструмента совершенствования процессов обучения является открытым вопросом. Несмотря на наличие ряда исследований, посвящённых этой проблеме, однозначных выводов сделано не было, многие факторы, влияющие на этот процесс, остаются неизученными.

Цель. Изучение особенностей усвоения учебного материала, представленного на иностранном языке посредством применения ВР.

Методика. Были отобраны 29 участников юношеского возраста (22 женщины, 7 мужчин), обладающих уровнем знания английского языка не ниже, чем порогового уровня (B1 по классификации CEFR). Было использовано три типа специально подготовленных стимулов: текст, 2D-видео и ВР-среда. Эффективность обучения проверялась с помощью теста на знание материала до и после каждого эксперимента. ВР-стимулы были предъявлены с помощью системы Samsung Gear VR. 

Результаты. Было показано, что ВР-формат наряду с текстовым форматом оказались одинаково эффективными при усвоении лицами юношеского возраста учебной информации, представленной на английском языке. В то время как двумерный видеоряд оказался наименее эффективным средством. Также обнаружена отрицательная корреляция между изначальным уровнем знаний и приростом в знаниях после экспериментальной серии.

Выводы. Виртуальная реальность предлагает эффективный способ улучшения процесса обучения, но традиционные методы обучения продолжают играть важную роль в образовании. Лица юношеского возраста в современном мире обладают уже необходимыми сформированными способами использования ВР как учебного средства в образовательных целях.

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ №18-29-22049.

Поступила: 10.08.2019
Принята к публикации: 02.09.2019
Страницы: 44-58
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.44
Автор(ы): Ковалев А.И.; Рогалева Ю. А.; Егоров С. Ю.;
Ключевые слова: виртуальная реальность; цифровое образование; иностранный язык; образовательный процесс; информационная среда;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Агарков Д. В., Денисенко С.О., Левшина М. А., Лысая Т.Е., Марьин С. С., Самуйлова О.С. Особенности восприятия подростками профиля сверстника-пользователя социальных сетей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.21-43

Актуальность исследования связана с широким распространением общения среди подростков в социальных сетях при высоком риске подвергнуться агрессии и насилию. Цель исследования - изучение особенностей восприятия подростками профилей сверстников в социальных сетях, различающихся по степени «безопасности», и готовности к осуществлению различных коммуникативных действий в зависимости от психологических особенностей. 

Гипотезы исследования.1.Существует связь между такими психологическими особенностями подростков-пользователей социальной сети как опыт отвержения/принятия в отношениях со сверстниками, когнитивные способы оценки социальнойинформации, эмоциональный интеллекти способность к дифференциации профилей сверстников-пользователей социальных сетей и коммуникативных действий в соцсетях. 2. Глазодвигательная активность подростков-пользователей социальных сетей связана со степенью привлекательности профиля сверстника. 

Методики и выборка.Были использованы методики «Привязанность к сверстникам» (Armden, Greenberg, 1987) в адаптации Бурменской Г. В. (Бурменская, 2015); Эмоциональный интеллект (Люсин, 2009); Распознавание эмоций по взгляду (Baron-Cohen et al., 2001); Когнитивные способы оценивания социальной информации (Молчанов и др., 2018) методика ай-трекинг, беседа. В исследовании приняли участие 40 подростков от 14 до 17 лет.

Результаты.Выделены три группы, различающиеся по характеру привязанности к сверстникам, эмоциональному интеллекту и когнитивным способам переработки социальной информации, составившие три типа – «идеализирующий», «селективный» и «осторожный». Показано, что «селективный тип» характеризуется самой высокой дифференциацией «опасных» и «безопасных» профилей сверстников в социальных сетях и высокой избирательностью в реализации различных коммуникативных действий. Большая привлекательность профиля отражается в большем количестве фиксаций на основной информации о пользователе, времени фиксации и количестве возвращений в зону.

Поступила: 10.08.2019
Принята к публикации: 01.10.2019
Страницы: 21-43
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.21
Автор(ы): Алмазова Ольга Викторовна; Долгих А.Г.; Молчанов С. В.; Агарков Д. В.; Денисенко С. О.; Левшина М. А.; Лысая Т. Е.; Марьин С. С.; Самуйлова О. С.;
Ключевые слова: социальные сети; подростковый возраст; когнитивные способы переработки информации;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Батенова Ю.В. Интенсификация цифрового опыта дошкольника: когнитивные последствия. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.4-20

Актуальность. Широкое использование персональных цифровых устройств в повседневной жизни привело к неизбежному интересу к ним и детей дошкольного возраста. Тем не менее, до сих пор мало что известно о характере влияния использования новых технологий на когнитивные навыки дошкольников. 

Цели работы. Интеграция и анализ ключевых эмпирических данных, представленных в имеющихся на данном этапе научных работах, а также выявление связи между продолжительностью использования информационных технологий и когнитивных способностей старших дошкольников.

Методы. В ходе исследования нами было использовано три теста, позволяющих осуществить оценку когнитивных навыков старших дошкольников в течение года: «Телевизор», «Твой словарный запас», «Лабиринт».

Результаты. Результаты исследования раскрывают характер взаимосвязи между когнитивными изменениями детей и их пользовательской активностью на персональном цифровом устройстве (компьютере), прочно вошедшем в жизнедеятельность не только семьи, но и дошкольной образовательной организации. В результате проведенного теоретического анализа данных нам удалось выстроить архитектонику настоящего исследования, логика которого, а также использование методов математической статистики позволили говорить о достоверности полученных фактов. 

Вывод. Результаты показали, что согласно концепции развития когнитивных навыков у детей старшего дошкольного возраста время, проведенное за компьютером, влияет положительно на отдельные показатели когнитивного развития, что отчетливо наблюдается в результатах тестов спустя один год.

Поступила: 05.07.2019
Принята к публикации: 25.07.2019
Страницы: 4-20
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.04
Автор(ы): Батенова Ю. В.;
Ключевые слова: информационные технологии; дети старшего дошкольного возраста; компьютеры; время; когнитивные навыки;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Ситкина Е.В. Связь индивидуально-личностных особенностей пациентов и приверженности выполнению рекомендаций врача по гигиене полости рта. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.141-160

Актуальность. В современной медицине вопрос об индивидуальном подходе к профилактике и лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями становится актуальным. Учет личностных особенностей пациентов необходим как для выстраивания врачом успешной коммуникации с ними, так и для прогнозирования их приверженности соблюдению врачебных рекомендаций. 

Цели работы. Изучение связей индивидуально-личностных особенностей пациентов, проходящих стоматологическое лечение, с приверженностью выполнению рекомендаций врача. 

Методики и выборка. В исследовании участвовали пациенты, проходившие обследование и терапевтическое лечение в стоматологической клинике (63 женщины и 35 мужчин). Исследование проходило в два этапа. На первом этапе измерялся уровень стоматологического здоровья (по 5 индексам) и проводилось психодиагностическое исследование для определения индивидуально-личностных особенностей пациентов (тип межличностных отношений, акцентуации характера, экстраверсия/интроверсия); применялась также анкета отношения к стоматологическому здоровью, разработанная сотрудниками ПСПбГМУ им. И.П. Павлова. Пациентам давалась подробная инструкция по правильной гигиене полости рта. На втором этапе (через месяц) у пациентов повторно измерялись индексы стоматологического здоровья.

Результаты. Приверженность выполнению рекомендаций врача-стоматолога связана с такими особенностями личности, как гипертимные и демонстративные черты характера, альтруистический и авторитарный типы поведения в межличностных отношениях и экстраверсия. Недостаточный уровень заботы о стоматологическом здоровье и низкая приверженность выполнению рекомендаций врача-стоматолога связаны с такими особенностями личности, как тревожно-боязливый и дистимический типы акцентуаций характера и интроверсия.

Вывод. Возможность прогнозирования поведения пациентов в отношении соблюдения рекомендаций врача-стоматолога на основании диагностики психологического профиля пациентов открывает перспективы для разработки персонализированных профилактических программ для каждого типа пациентов и внедрения в стоматологическую практику кейс-менеджмента, при котором для каждого пациента разрабатывается индивидуальный план лечения с учетом его индивидуально-личностных и социальных характеристик.

Поступила: 06.04.2019
Принята к публикации: 28.05.2019
Страницы: 141-160
DOI: 10.11621/vsp.2019.03.141
Автор(ы): Ситкина Е. В. ;
Ключевые слова: стоматологическое здоровье; личностные особенности; приверженность рекомендациям врача;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Салмина Н.Г., Звонова Е.В., Цукарзи А.Э. Символическая функция в структуре сознания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.124-140

Актуальность. Результаты взаимодействия человека и среды закрепляются и функционируют в сознании c помощью знаков и символов. Необходимость изучения закономерностей освоения субъектом предметного содержания, представленного в знаковой форме, а также социализации в целом делает актуальным обращение к фундаментальному вопросу о соотнесении символической функции со структурой и работой сознания.

Цель. Анализ символической функции, позволяющей опосредствовать связи человека с окружающим миром, систематизируя и оформляя поток непрерывно поступающих сенсорных данных, посредством построения процессуальной модели сознания.

Методы. Анализ, синтез и моделирование. Теоретическое исследование выполнено в концепции семиотического подхода.

 Результаты. Идея о социальном происхождении сознания дает возможность моделировать его структуру. В предлагаемой модели выделяются следующие компоненты сознания: эталонные, сенсорные характеристики образа; биодинамические эталонные признаки движения и действия; значение; смысл. Анализ символической функции в концепте процессуальной модели сознания дает возможность перейти к исследованию функций знаков и символов. Логика процессуальной модели диктует проведение анализа знаков и символов в движении от знака (номинального обозначения предмета или явления) через системную организацию к символу как осознанию и анализу целостности включения объекта в образ окружающего мира.

Выводы. Сознание можно изучать посредством процессуальной модели, где основной характеристикой его элементов выступают взаимодействие и опосредствованность знаками и символами. Первичность знака или символа определяется степенью ориентации субъекта в ситуации. Переход знака в символ происходит в результате включения отдельного знака во все большее количество  знаково-символических систем. Это возможно в процессе личностного временнОго и пространственного включения в общий вектор «хронотопа».

Поступила: 15.06.2019
Принята к публикации: 12.07.2019
Страницы: 124-140
DOI: 10.11621/vsp.2019.03.124
Автор(ы): Салмина Н.Г. ; Звонова Е. В.; Цукарзи Анна Э.;
Ключевые слова: сознание; знак; символ; символическая функция; образ мира; структура;

Доступно в on-line версии с 29.08.2019

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В., Макалатия А.Г. Восприятие детьми дошкольного и младшего школьного возраста образов героев отечественных и зарубежных мультфильмов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.105-123

Актуальность. Для современных детей мультфильмы являются одним из основных носителей информации о мире, человеческих отношениях, нормах поведения, ценностно-смысловых и нравственных ориентирах, формируя своеобразную информационную «зону ближайшего развития» ребенка в терминологии Л.С. Выготского. В ситуации межкультурной конкуренции важно понять, какие символы, ценности, смыслы, нормы поведения, воспринятые из отечественных и зарубежных мультфильмов, способны позитивно и/или негативно трансформировать процесс социализации и развития личности ребенка.

Цель. Исследование специфики восприятия эстетических и нравственных характеристик героев отечественных и зарубежных мультфильмов детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы. Фокус-групповое интервью, экспертный опрос, семантический дифференциал.

Выборка. Дети старшей группы детского сада, 24 человека 4—5 лет; дети второго класса общеобразовательной школы, 30 человек 8—9 лет. Воспитатели детского сада и учителя общеобразовательной школы, 10 человек 36—50 лет.

Результаты. Выявлены предпочтения дошкольников и учащихся младших классов относительно просмотра отечественных и зарубежных мультфильмов. Зарубежные мультфильмы в восприятии детей превосходят отечественные по качеству исполнения, современности тем и привлекательности образцов поведения героев, однако проигрывают по глубине раскрытия темы. Для дошкольников основными носителями ценностно-смысловых категорий являются главные герои мультфильмов. Ведущими в их оценках поведения и характеров персонажей являются категории: «ум», «сила», «доброта», «красота», «опасность», «справедливость». Дети фиксируют социальную дистанцию посредством категорий «старший—младший» и «большой—маленький». Младшие школьники не отслеживают нравственно-этическую подоплеку поведения главных героев мультфильмов с аналогичным сценарием «Ну, погоди!» и «Том и Джерри».

Выводы. Полученные результаты показывают, что дети способны различать персонажей мультфильмов не только по когнитивным и эстетическим, но и по нравственно-этическим категориям. Содержание информационной среды, в которую погружены современные дети, может тормозить развитие коммуникативных способностей детей и их эмоционального интеллекта.

Поступила: 07.06.2019
Принята к публикации: 25.06.2019
Страницы: 105-123
DOI: 10.11621/vsp.2019.03.105
Автор(ы): Матвеева Л.В. ; Макалати А. Г.; Аникеева Т. Я.; Мочалова Ю. В.;
Ключевые слова: восприятие; развитие ; социализация ребенка; мультипликационные фильмы; образ героя; категории оценки персонажей;

Доступно в on-line версии с 29.08.2019

Ильясов И.И., Асланова М.С. Развитие учебных умений в процессе обучения студентов инженерно-технического профиля. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.86-104

Актуальность. Знание о стихийном развитии учебных умений (УУ) студентов вузов важно и актуально, поскольку несформированность УУ отрицательно влияет на успешность самостоятельного учения, снижая уровень социальной и профессиональной мобильности студентов и их конкурентоспособность на рынке труда.

Цель. Выявление динамики и степени стихийного развития основных и дополнительных УУ у студентов инженерно-технического профиля при обычном (побочно развивающем) характере обучения в вузе. Выявление их взаимосвязи с академической успеваемостью.

Методы. Для диагностики основных УУ применялись специально разработанные задания на построение знаний на материале технических дисциплин. Дополнительные УУ тестировались с помощью авторского опросника со шкалированием.  

Выборка. 135 студентов 1-го, 4-го и 6-го курсов технических университетов г. Москвы: 89 юношей и 46 девушек в возрасте от 18 до 33 лет.

Результаты.  В течение полного 6-летнего курса обучения у студентов инженерно-технического профиля отмечен рост показателей по основным УУ: несамостоятельное построение знаний (+31.25%), самостоятельное построение знаний (+12%), смешанное построение знаний (+81.96%). В развитии дополнительных УУ установлен рост таких умений, как сознательная работа с познавательной сферой (+2.8%) и с эмоциональными состояниями (+13.33%). Снизились умения работать с мотивами и волевой регуляцией (‒8.18%), со знаниями как целями обучения (‒16.12%), планировать порядок и время выполнения деятельностей (‒10.21%).

Выводы. Необходимо учитывать сниженные возможности студентов в декодировании и обобщении в процессе получения знаний из сообщений при их неоднозначности и большом объеме конкретного содержания. Эти виды основных УУ необходимо целенаправленно развивать. Отрицательная динамика в развитии ряда дополнительных УУ также указывает на необходимость специального их развития в вузе.

Поступила: 15.07.2019
Принята к публикации: 24.07.2019
Страницы: 86-104
DOI: 10.11621/vsp.2019.03.86
Автор(ы): Ильясов И. И. ; Асланова М. С.;
Ключевые слова: общеучебные умения; формирование умения учиться; стихийно развивающее предметное обучение; сознательно организованное развивающее предметное обучение;

Доступно в on-line версии с 29.08.2019

Ениколопов С.Н., Ковалёв А.К., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В., Старостина Е.В. Признаки, характерные для текстов, на- писанных в состоянии фрустрации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.66-85

Актуальность.Создание средств для выявления в сетевом контенте негативных психологических состояний относится к наиболее актуальным из задач, порожденных развитием информационных технологий. Имеются данные о том, что речь и текстовая деятельность человека в состоянии фрустрации отличаются рядом особенностей, однако для текстов на русском языке инструмента, позволяющего проводить мониторинговые исследования выраженности фрустрации в сетевом контенте, на настоящий момент не существует. 

ЦельФормирование перечня текстовых признаков, позволяющих в ходе автоматического анализа сетевого контекста выделять тексты фрустрированных пользователей. 

Методика. Материал исследования: посты и комментарии (в объеме 2—10 предложений) ста русскоязычных пользователей ЖЖ, Пикабу и Фейсбук из России, стран ближнего и дальнего зарубежья в возрасте 27—64 лет. Тексты были разделены на написанные в спокойном состоянии (СТ, 50 текстов каждого пользователя) и в состоянии фрустрации (ФТ, 50 текстов каждого). Метод автоматического анализа текста: созданная в ФИЦ ИУ РАН «Машина РСА», позволяющая определять 197 текстовых признаков. Методы математической обработки: задача классификации текстов решалась с применением алгоритмов машинного обучения.

Результаты. Метод RandomForestс предварительной процедурой бинаризации выявил наиболее значимые признаки, наличие которых в тексте позволяет относить его к классу ФТ: тональность слов; частотность знаков препинания, отрицательных словоформ и местоимений первого лица; количество слов в семантических ролях каузатив, ликвидатив и деструктив; число частиц, инвектив слов и слов с семантикой сопротивления.

Выводы. Совокупность выявленных признаков позволяет достаточно эффективно выделять в сетевом контенте тексты, написанные в состоянии фрустрации; такая оценка носит статистический характер и, не имея индивидуально-диагностической направленности, может быть компонентом мониторинговых мероприятий в целях обеспечения информационно-психологической безопасности.

Поступила: 08.06.2019
Принята к публикации: 19.06.2019
Страницы: 66-85
DOI: 10.11621/vsp.2019.03.66
Автор(ы): Ениколопов С.Н. ; Ковалёв А. К.; Кузнецова Ю. М.; Чудова Н. В.; Старостина Е. В.;
Ключевые слова: фрустрация; социальные сети; текстовые признаки; автоматический анализ текста; машинное обучение;

Доступно в on-line версии с 29.08.2019

Дорохов Е.А., Гусев А.Н. О возможности изучения ментальных моделей пользователей компьютера: от когнитивных карт к образу мира. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.47-65

Актуальность. Для описания единиц организации опыта взаимодействия человека с внешним миром в различных направлениях психологии используется целый набор понятий и теорий, что приводит к трудностям сопоставления и целостного анализа результатов эмпирических исследований представлений человека о мире или его частях. Данный феномен ярко проявляется в области изучения представлений человека о персональном компьютере, активно развиваемой как психологами, так и специалистами по проектированию интерфейсов «человек—компьютер».

Цель работы. На основе анализа истории исследования ментальных моделей (ММ) в различных направлениях когнитивной психологии и культурно-деятельностном подходе обосновать требования к эмпирическому исследованию структуры ММ пользователей персональных компьютеров в рамках культурно-деятельностной парадигмы.

Результаты. Рассмотрены основные подходы к изучению ММ в психологии, характеристики ММ, их свойства, специфика методик их изучения. Понятие ММ сопоставлено со схожими конструктами, разработанными в рамках различных направлений психологии: «когнитивная карта», «схема», «ментальная репрезентация», «значение», «образ». При описании подходов к изучению ММ проанализированы возможности операционализации данного конструкта. Концепции изучения ММ сопоставлены с концепцией образа мира А.Н. Леонтьева, показаны особенности построения исследований ММ в культурно-деятельностной парадигме. Понятие ММ обсуждается в контексте различных подходов к изучению значений в лингвистике и психологии: подходом фиксированных значений и направлением исследований воплощенного (embodied) познания. Описаны основные характеристики ММ, которые необходимо учесть для построения эмпирического исследования представлений человекао персональном компьютере.

Выводы. При построении эмпирического исследования ММ персонального компьютера особого внимания требуют такие характеристики ММ, как их системность, культурная опосредованность и интегральность; используемые в исследовании методы должны учитывать и опираться на собственную активность познающего субъекта.

Поступила: 07.04.2019
Принята к публикации: 25.04.2019
Страницы: 47-65
DOI: 10.11621/vsp.2019.03.47
Автор(ы): Гусев А.Н.; Дорохов Е. А.;
Ключевые слова: психический образ мира; А.Н. Леонтьев; смысл; пользователи компьютера; ментальная модель; когнитивное картирование;

Доступно в on-line версии с 29.08.2019

Бреслав Г.М., Тимощенко Ю.В. Полезна ли ревность в партнерских отношениях? // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.27-46

Актуальность. Чувство ревности сопровождает человека в течение почти всей жизни, независимо от того, признается или не признается им наличие этого чувства.Исследования ревности продолжаются почти полвека, но пока остается неясным, как соотносятся чувства любви и ревности, как ревность связана с удовлетворенностью партнерскими взаимоотношениями в целом и с такой важной ее составляющей, как сексуальная удовлетворенность.

Цели работы. 1) Выяснение связей между такими переменными, как любовь, ревность и удовлетворенность с учетом все возрастающего удельного веса виртуальных взаимоотношений между реальными или потенциальными партнерами. 2) Проверка конструктной валидности русской и латышской версий новой методики изучения ревности П. Дикстры и его коллег.

Методы. Кроме методики Дикстры и его коллегиспользовались 45-пунктная методика Р. Стернберга по изучению любви, 16-пунктный опросник супружеской удовлетворенности С. Хермана, 25-пунктная методика диагностики склонности к ревности Р. Бринглаи «Частотный индекс сексуальной удовлетворенности — ЧИСУ» Г. Бреслава. Проведен опрос 75участников в возрасте от 22 до 57 лет с разным опытом партнерских отношений.

Результаты. Предположения о связи между любовью, удовлетворенностью партнерскими отношениями и сексуальной удовлетворенностью подтвердились. Значимая положительная связь любви и ревности была также обнаружена по данным 42-пунктной шкалы ревности, измеряющей склонность к реактивной ревности в реальной и виртуальной среде.

Вывод. Найденная в исследовании связь между склонностью к реактивной ревности, любовьюи удовлетворенностью отношениями у партнеров позволяет говорить об известном потенциале защитной функции этого типа ревности и ставит перед исследователями новые задачи по пониманию природы ревности и ее последствий.

Поступила: 08.07.2019
Принята к публикации: 22.07.2019
Страницы: 27-46
DOI: 10.11621/vsp.2019.03.27
Автор(ы): Бреслав Г.М.; Тимощенко Ю. В.;
Ключевые слова: ревность; любовь; неверность; сексуальная удовлетворенность; удовлетворенность партнерскими взаимоотношениями;

Доступно в on-line версии с 29.08.2019

Битюцкая Е.В., Кавтарадзе Д.Н. Имитационная игра-голово- ломка как модель решения трудной жизненной задачи. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.3-26

Актуальность. В современной психологии копинг понимается как многокомпонентный феномен. В то же время большинство исследований проведено с использованием стандартизированных опросников, которые позволяют изучить лишь одну из составляющих копинга — представления о нем. Предложенная имитационная игра-головоломка моделирует ситуацию решения группой трудной задачи и открывает возможности исследования мало изученных аспектов, в частности, соотношения индивидуального и группового копинга, динамики преодоления трудной ситуации.

Цель. Апробация имитационной игры-головоломки «Задача для троих» (автор — В.И. Красноухов) как инструмента исследования совладания с трудной ситуацией; анализ возможностей методики для изучения деятельности человека по решению трудных жизненных задач.

Методика. Группе из 3 человек предлагается собрать по предложенным силуэтам 3 одинаковые фигуры из 12 элементов пентамино. В процессе игры ведется протокол, в котором фиксируются реплики игроков, производится видеозапись. По завершении игры проводится дебрифинг. В исследовании приняли участие 72 человека.

Результаты. Для обоснования методики как имитационной модели решения трудной жизненной задачи проанализированы ее признаки в сопоставлении с условиями игры и результатами наблюдения за участниками. Разработан категориальный аппарат для контент-анализа реплик участников. Выделены показатели копинг-процесса: количество манипуляций с элементами, количество предложенных решений, содержание реплик, способы реагирования, роль (индивидуальные показатели); время сбора головоломки, эмоциональный фон, реализация успешных инициатив, особенности совместной работы, отношение к подсказке, удовлетворенность участников игрой (групповые показатели). Описаны возможности дебрифинга для анализа опыта переживания и решения трудных жизненных задач.

Выводы. Имитационная игра-головоломка позволяет изучать процессы индивидуального и группового копинга. С помощью игровой модели создаются условия, в которых воспроизводится опыт взаимодействия с трудными жизненными ситуациями.

Поступила: 15.07.2019
Принята к публикации: 24.07.2019
Страницы: 3-26
DOI: 10.11621/vsp.2019.03.03
Автор(ы): Битюцкая Е. В.; Кавтарадзе Д. Н.;
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация; задача; головоломки; цели; копинг; имитационная игра; пентамино;

Доступно в on-line версии с 29.08.2019

Хасханова М.Т. Религиозная идентичность чеченских студентов: результаты пилотажного исследования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.105-120

Актуальность. Религиозная идентичность выступает одной из форм самосознания, находящейся у истоков формирования других видов социальной идентичности личности, которая определяет специфику социального поведения индивидов. В связи с процессами обострения религиозного чувства и роста религиозного сознания, которые обусловлены изменениями культурных образцов в современной России, представляется актуальным проанализировать особенности религиозной идентичности чеченских студентов.

Цель. Анализ религиозной идентичности с позиции социально-психологического подхода и выявление ее особенностей у чеченских студентов.

Методы. Социально-психологический анализ понятий «религиозная идентичность» и «мусульманская идентичность»; теоретический и эмпирический анализ структуры и особенностей религиозной идентичности чеченских студентов с использованием шкалы религиозной ориентации Г. Олпорта и Д. Росса, методики диагностики структуры индивидуальной религиозности Ю.В. Щербатых. Исследование проведено с 60 студентами Чеченского государственного педагогического университета.

Результаты. Показано, что большинство обследованных чеченских студентов характеризуются внутренней религиозной ориентацией, а религия, способствующая самоидентификации молодых людей, выполняет мировоззренческую, гносеологическую и коммуникативную функции,выступая образцом моральных норм поведения и ориентиром в ценностных установках. Проведено сопоставление полученных результатов с данными ранее проведенных исследований религиозной идентичности чеченской студенческой молодежи. 

Выводы. Религия выступает главнойценностью и инструментом идентификационного процесса чеченской студенческой молодежи, наполняя его содержание религиозными нормами и ценностями, отвечая на важные экзистенциальные вопросы. Студенты Чечни мотивируют свою деятельность в различных социальных сферах,опираясь на религиозные нормы и ценности.

Поступила: 11.01.2019
Принята к публикации: 12.02.2019
Страницы: 105-120
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.105
Автор(ы): Хасханова М.Т.;
Ключевые слова: религиозная идентичность; мусульманская идентичность; внешняя религиозная ориентация; внутренняя религиозная ориентация; непоследовательная внутренняя ориентация; чеченские студенты;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019

Коротаева И.В. Ориентировка в структуре научного знания как основа умения учиться у студентов разных специализаций. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.88-104

Актуальность. Формирование профессиональных компетенций у учащихся высших учебных заведений в большинстве случаев опирается на сложившееся у студента умение работать с учебным текстом, которое требует специальной диагностики.

Цель. Изучение функционирования стратегии выделения главного у студентов четвертых курсов разных специализаций. Выявление критериев, используемых студентами при дифференцировании существенной и несущественной информации в процессе чтения учебного текста объяснительного типа, содержащего научное знание.

Методика. Использовалась методика А.Н. Сидельниковой и О.Е. Мальской, представляющая собой специально сконструированный текст объяснительного типа, включающий существенную информацию (описание и объяснение фактов), а также предложения-ловушки, схожие по формальным признакам с определениями, предложения с датами, фамилиями и констатацией значимости проблемы. Выборка: 1021 студент 4-го курса факультетов МГУ и МПГУ (педагоги, психологи, филологи и почвоведы).

Результаты. Менее 6% студентов усваивают материал и контролируют эффективность усвоения в соответствии с метакогнитивными знаниями, в основе которых лежат академические представления о структуре научного знания: выделяют в тексте объяснительного типа описание фактов и их объяснение. Более 94% выбирают наряду с фактами и объяснениями предложения-ловушки, предпочитая в качестве существенной информации утверждения в форме определений, исторической ссылки и утверждения о значимости проблемы. Обнаружены статистически значимые различия в выделении существенной и несущественной информации у студентов разных специализаций.

Вывод. У обследованных студентов 4-го курса не сформированы нормативные академические представления о структуре научного знания и стратегии его усвоения.

Поступила: 09.01.2019
Принята к публикации: 23.01.2019
Страницы: 88-104
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.88
Автор(ы): Коротаева И.В.;
Ключевые слова: общеучебные умения; метакогниции; выделение главного; научный текст объяснительного типа;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019

Корнеев А.А., Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю. Особенности чтения третьеклассников с разным уровнем развития навыка: анализ движений глаз. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.64-87

Актуальность. Формирование чтения в норме и патологии — востребованное наукой и практикой направление исследованийв мировой психологии. В поиске объективных методов изучения чтения ученые пришли к методу анализа движения глаз, однако число работ, посвященных формированиючтения на русском языке, крайне невелико.

Цели работы. 1) Объективная оценка техникичтения у учеников третьего класса с разным уровнем овладения навыком. 2) Сопоставление навыка чтения с состоянием когнитивных функций детей. 3) Описание возможных стратегий освоения чтения на основе показателей глазодвигательной активности.

Методики и выборка. Техника чтения оценивалась по методикам «Чтение регулярных и нерегулярных слов» Т.В. Ахутиной и «Стандартизованная методика исследования навыка чтения» (СМИНЧ) А.Н. Корнева и О.А. Ишимовой. Движения глаз регистрировались при чтении составленного нами корпуса предложений для исследования чтения у младших школьников. Когнитивные функции оценивались с помощью методов нейропсихологического обследования детей 6—9 лет, разработанных Т.В. Ахутиной с коллегами. В исследовании приняли участие 56 третьеклассников, средний возраст — 9 лет и 7 месяцев.

Результаты. Выделение групп с разными уровнями владения навыком чтения слов позволило показать ряд отличий в состоянии когнитивных функций и глазодвигательной активности детей в этих группах. У хуже читающих детей чаще наблюдалась относительная слабость функций переработки зрительно-пространственной информации, управляющих и слухоречевых функций. Они делали больше фиксаций и с большей длительностью, чем лучше читающие дети. Качественный анализ чтения двух детей с дислексией и двух детей с избирательным развитием сублексической/лексической стратегии чтения позволил описать особенности чтения у детей со слабостью одной или обеих стратегий.

Выводы. Полученные в исследовании результаты, с одной стороны, показывают общую взаимосвязь особенностей освоения чтения и состояния отдельных когнитивных функций детей, а с другой — говорят об отсутствии жесткой детерминации уровня развития чтения состоянием когнитивных функций.

Поступила: 10.12.2018
Принята к публикации: 27.12.2018
Страницы: 64-87
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.64
Автор(ы): Корнеев А. А.; Ахутина Т. В.; Матвеева Е. Ю.;
Ключевые слова: ">; стратегии чтения; дислексия; младшие школьники; айтрекинг; нейропсихология; когнитивные функции;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019


1 - 20 из 96
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2020


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер