ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

Gilemkhanova, Elvira N.

Affiliation: Kazan Federal University;

Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor of Kazan (Volga) Federal University,
Kazan, Russia.

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Gilemkhanova E.N. (2019). Technique “Adolescence Socio-Cultural Safety Index. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 164-183

Relevance. The proliferation of various destructions in the interaction between students (bulling, cyber bulling) demands to increase of their social and psychological adaptability. So, it is important to create a psychodiagnostic toolkit for identification of students at risk for exposure to violence for further psychological preventive work. 

Objective. To develop a technique for assessing the individualized risks of the socio-cultural safety of the adolescent educational environment.

Methods. The theoretical development and psychometric verification of the author's technique “Adolescence Socio-Cultural Safety Index”.  The study involved 3375 students (53% of girls, 47% of boys, 13-16 years old) from municipal schools of the Republic of Tatarstan. 

Results. A priori and a posteriori models of the questionnaire were reconciled using structural equation modeling. The proposed model corresponds to the initial data on the main indicators of the consent indices (CMIN=4,272; df=1; p=0.39; GFI=0,999; CFI=0,995; RMSEA=0,033; Pclose=0,759). The article describes the psychometric characteristics of the technique: reliability, validity, discriminatory power. Convergent validityof the technique is assessed using the methods: Propensity for deviant behavior (A. Orel), Methods of assessing the collective psychological atmosphere (F. Fiedler), Questionnaire on aggressiveness by Bass-Dark, Test questionnaire of self-organization of activities by E. Mandrikova, Cultural Congruence Questionnaire (L. Bayanova).  The statistical limits of norms are revealed. The possibility of using the technique in further research is evaluated.

Conclusion. The technique “Adolescence Socio-Cultural Safety Index” possesses the necessary psychometric characteristics that allow the use of the questionnaire to identify the risks of the student's educational environment. 

Received: 03/10/2019

Accepted: 03/24/2019

Pages: 164-183

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.164

Available Online: 05/30/2019


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Contacts
Moscow University Psychology Bulletin, 2007 - 2019

ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Гилемханова Эльвира Нурахматовна

Кандидат психологических наук, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета,
Казань, Россия

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Гилемханова Э.Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.164-183

Актуальность. Распространение в современной образовательной среде различных деструкций во взаимодействии между учащимися (булинг, кибербулинг, вооруженные нападения и др.) предъявляет высокие требования к личностным адаптационным ресурсам подрастающего поколения. В связи с этим представляется актуальной разработка современного психодиагностического инструментария для выявления учащихся группы риска с точки зрения подверженности насилию для дальнейшей психолого-педагогической профилактической работы.

Цель. Разработка методики для оценки индивидуализированных рисков социокультурной безопасности образовательной среды подростков.

Метод. Теоретическая разработка и психометрическая проверка авторского опросника «Индекс социокультурной безопасности школьника». Выборка: 3375 подростков (53% девочек, 47% мальчиков в возрасте 13—16 лет), учащихся общеобразовательных школ Республики Татарстан.

Результаты. Произведено согласование априорной и апостериорной моделей опросника с применением структурно-латентного анализа. Показано, что предложенная модель соответствует исходным данным по основным показателям индексов согласия (CMIN=4.272; df=1; p=0.39; GFI=0.999; CFI=0.995; RMSEA=0.033; Pclose=0.759). Установлены психометрические характеристики методики: показатели надежности, валидности, дискриминативности. Приведены данные о ее конвергентной валидности, оцененной с помощью методик «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» (Ф. Фидлер), «Опросник агрессивности Басса—Дарки», «Тест-опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой, «Опросник культурной конгруэнтности» (Л.Ф. Баянова). Выявлены статистические границы норм. Оценена возможность использования методики в дальнейших исследованиях.

Выводы. Опросник «Индекс социокультурной безопасности школьника» обладает необходимыми психометрическими характеристиками, позволяющими применять его для выявления индивидуализированных рисков образовательной среды школьника.

Поступила: 10.03.2019
Принята к публикации: 24.03.2019
Страницы: 164-183
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.164
Ключевые слова: социокультурная безопасность; образовательная среда; виртуальная аутизация; социально-психологическая уязвимость; подростки;
Разделы журнала: Обзорно-аналитические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер