ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

Enikolopov Sergei N.

Enikolopov S.N. / Ениколопов С.Н.

Head of the Department of Medical Psychology

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Enikolopov S.N., Kovalev A.K., Kiznetsova J.M., Chudova N.V., Starostina E.V. (2019). Features of texts written by a frustrated person. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 66-85

Relevance. The designing of tools to identify a psychological distress in network is one of the most significant challenges of the era of information technology. There are evidences of certain peculiarities of the speech and textual activity of frustrated person. However, for texts in Russian, any tool for monitoring of the intensity of frustration in online content does not currently exist. 

Objective. The purpose of our work is the listing of text features to carry out automatic analysis of the network content for detecting texts of frustrated users.

Methods. The material of the study is a set of posts and comments of 2-10 sentences collected in social networks LiveJournal, Pikabu and Facebook were written by 100 Russian-speaking users aged 27-64 years. The texts were divided as written by unexcited persons (500 texts) and by frustrated persons (500 texts). For automatic text analysis, the "RSA Machine" created in Federal Research Center "Computer Science and Control" of Russian Academy of Sciences was used, which allows to determine 197 text features, to compare texts, and to identify the most important dividing features. Mathematically, the texts were classified using the machine learning.

Results. The Random Forest method with a preliminary binarization procedure revealed the most significant features of text written by frustrated person: the sentiment; the frequency of punctuation, negative word forms and first-person pronouns; the number of semantic roles causative, liquidative and destructive; number of particles, invectives and words from the vocabulary of resistance.

Conclusions. Using the identified features the network texts written by frustrated person can be confidently determined; it is applicable for monitoring in order to ensure information and psychological security.

Received: 06/08/2019

Accepted: 06/19/2019

Pages: 66-85

DOI: 10.11621/vsp.2019.03.66

Available Online: 08/29/2019

Kuznetsova S.О., Abramova А.А., Enikolopov S.N., Razumova А.V.(2014). Psychological characteristics of hostility in patients with schizophrenia, schizoaffective and affective disorders. The Moscow University Psychology Bulletin.Series 14.Psychology,3,92-103

This article presents the results of an empirical study on the role of hostility in the etiopathogenesis of mental illness such as schizophrenia, schizoaffective and affective disorders. The relationship of the general level of hostility and enmity with the qualitative aspects of the objective characteristics of mental illness (duration and nosology) is described in the following article. The sample consists of 161 people, of which the clinical group consisted of 81 patients who are hospitalized in the 4th department of the clinic affective pathology. Comparison was made with a control group of healthy persons, which included 80 men who do not suffer from mental and neurological disorders. The study used the following methods: semantic differential (modification by Ohmatovskaya A.V.), World assumptions scale, Constructive Thinking Index (CTI), Cook-Medley Hostility scale, Buss-Perry Aggression Questionnaire, Wechsler memory scale, Wagner’s “Hand-test” (modification by A.V. Gerasimov). It was found that mentally ill patients were showing significantly higher quantitative measures of hostility, compared with the norm. Psychopathological marked qualitative specificity of hostility expressed in suspicion, ambivalence, extrapunitive and generalized hostility. According to the results, hostility has not direct connection with the nosology specific of the mental disorders, and does not depend on the patient’s age and duration of disease.

Received: 03/10/2014

Pages: 92-103

Available Online: 09/30/2014

Abramova A.A., Kuznetsova S.O., Enikolopov S.N., Razumova A.V.(2014).Specificity of the manifestations of aggression in patients with depression different nosology, severity and duration. The Moscow University Psychology Bulletin, 2, 75-89

This article describes the nature of the relationship of quantitative and qualitative aspects of aggressiveness with nosology, duration and severity of depression. The study involved 87 patients with a depressive disorder (31 women and 56 men) aged 17 to 46 years. Depressive disorder occurs as an independent disease, or combined with other mental illnesses. The diagnosis was recorded as a psychiatrist in the history of the disease. The study used the following methodology: Zung’s method, Beck scale, Toronto Alexithymia Scale, Wagner’s “Hand-test” (A.V. Gerasimov’s modification), Buss—Durkey Inventory, The Rosenzweig Picture-Frustration Study (N.V. Tarabrina’s modification), computer psychophysiological method “Operator”. The quantitative and qualitative character of aggressiveness in patients with mental disorders as compared with healthy subjects is shown. In depressed patients compared to healthy subjects are more pronounced aggression, suspicion, resentment and hostility. Intensity of these parameters increases with worsening depression and with increasing duration of disease severity decreased aggressiveness. Level of physical aggression is higher at depressive disorder within psychopathy. In the group of female patients with depression increased aggressiveness, in the group of male patients with depression increased general and physical aggression. In depressive disorders worsens assess and recognize the emotional state of others and their own.

Received: 11/26/2013

Pages: 75-89

Available Online: 06/30/2014


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Contacts
Moscow University Psychology Bulletin, 2007 - 2020

ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Ениколопов Сергей Николаевич

Enikolopov S.N. / Ениколопов С.Н.

Заведующий кафедрой медицинской психологии, научно-исследовательский центр психического здоровья, Российская Академия Медицинских Наук.

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Ениколопов С.Н., Ковалёв А.К., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В., Старостина Е.В. Признаки, характерные для текстов, на- писанных в состоянии фрустрации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.66-85

Актуальность.Создание средств для выявления в сетевом контенте негативных психологических состояний относится к наиболее актуальным из задач, порожденных развитием информационных технологий. Имеются данные о том, что речь и текстовая деятельность человека в состоянии фрустрации отличаются рядом особенностей, однако для текстов на русском языке инструмента, позволяющего проводить мониторинговые исследования выраженности фрустрации в сетевом контенте, на настоящий момент не существует. 

ЦельФормирование перечня текстовых признаков, позволяющих в ходе автоматического анализа сетевого контекста выделять тексты фрустрированных пользователей. 

Методика. Материал исследования: посты и комментарии (в объеме 2—10 предложений) ста русскоязычных пользователей ЖЖ, Пикабу и Фейсбук из России, стран ближнего и дальнего зарубежья в возрасте 27—64 лет. Тексты были разделены на написанные в спокойном состоянии (СТ, 50 текстов каждого пользователя) и в состоянии фрустрации (ФТ, 50 текстов каждого). Метод автоматического анализа текста: созданная в ФИЦ ИУ РАН «Машина РСА», позволяющая определять 197 текстовых признаков. Методы математической обработки: задача классификации текстов решалась с применением алгоритмов машинного обучения.

Результаты. Метод RandomForestс предварительной процедурой бинаризации выявил наиболее значимые признаки, наличие которых в тексте позволяет относить его к классу ФТ: тональность слов; частотность знаков препинания, отрицательных словоформ и местоимений первого лица; количество слов в семантических ролях каузатив, ликвидатив и деструктив; число частиц, инвектив слов и слов с семантикой сопротивления.

Выводы. Совокупность выявленных признаков позволяет достаточно эффективно выделять в сетевом контенте тексты, написанные в состоянии фрустрации; такая оценка носит статистический характер и, не имея индивидуально-диагностической направленности, может быть компонентом мониторинговых мероприятий в целях обеспечения информационно-психологической безопасности.

Поступила: 08.06.2019
Принята к публикации: 19.06.2019
Страницы: 66-85
DOI: 10.11621/vsp.2019.03.66
Ключевые слова: фрустрация; социальные сети; текстовые признаки; автоматический анализ текста; машинное обучение;
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования;

Доступно в on-line версии с 29.08.2019

Кузнецова С.О., Абрамова А.А., Ениколопов С.Н., Разумова А.В. Психологические особенности враждебности у больных с шизофренией, шизоаффективными и аффективными расстройствами // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.92-103

В статье представлены результаты эмпирического исследования, по­священного изучению роли враждебности в этиопатогенезе таких психи­ческих заболеваний, как шизофрения, шизоаффективное и аффективное расстройства. Описан характер взаимосвязи общего уровня враждебности и качественных аспектов враждебности с объективными характеристи­ ками психического заболевания (длительностью и нозологической при­ надлежностью). Выборку составил 161 человек, из них в клиническую группу вошел 81 больной, находящийся на стационарном лечении в 4-м отделении клиники аффективной патологии НЦПЗ РАМН. Сравнение проводилось с контрольной группой здоровых испытуемых, в которую вошли 80 мужчин, не страдающих психическими и неврологическими расстройствами. В исследовании использовались следующие методики: семантический дифференциал (модификация А.В. Охматовской), шкала базисных убеждений, опросник конструктивного мышления, опросник Кука—Медли, опросник Басса—Перри, лицевая методика (Wechsler memory scale), тест Вагнера «Рука» (модификация А.В. Герасимова). Было установлено, что у психически больных отмечаются достоверно повышенные количественные показатели враждебности по сравнению с нормой. При психической патологии отмечается качественная специфика враждебности, выражающаяся в подозрительности, настороженности, амбивалентности, экстрапунитивности и генерализации враждебного отношения. Результаты исследования показали, что враждебность является нозонеспецифической характеристикой психических расстройств и не зависит от возраста больного и длительности заболевания.

Поступила: 10.03.2014
Страницы: 92-103
Ключевые слова: враждебность; психические заболевания; шизофре­ния; аффективное расстройство; шизоаффективное расстройство; био-­психосоциальная модель этиопатогенеза;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014

Абрамова А.А., Кузнецова С.О., Ениколопов С.Н., Разумова А.В. Специфика проявлений агрессивности у больных с депрессией разной нозологической принадлежности, степени тяжести и длительности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №2 - с.75-89.

В статье описан характер взаимосвязи количественных и качественных аспектов агрессивности с нозологической принадлежностью, длительностью и тяжестью депрессии. В исследовании участвовали 87 больных с депрессивным расстройством (31 женщина и 56 мужчин) в возрасте от 17 до 46 лет. Депрессивное расстройство протекало как самостоятельное заболевание или сочеталось с другими психическими заболеваниями. Диагноз был зафиксирован врачом-психиатром в истории болезни. В исследовании использовались следующие методики: методика Цунга, шкала Бека, торонтская алекситимическая шкала, тест Вагнера «Рука» в модификации А.В. Герасимова, методика Басса—Дарки, методика Розенцвейга в модификации Н.В. Тарабриной, компьютерная психофизиологическая методика «Operator». Показана специфика агрессивности у больных с депрессивными расстройствами по сравнению со здоровыми испытуемыми. У больных депрессией по сравнению со здоровыми испытуемыми более выражены агрессивность, подозрительность, обидчивость и враждебность. Выраженность этих параметров возрастает с утяжелением депрессии, а с увеличением длительности заболевания выраженность агрессивности снижается. Уровень физической агрессии выше при депрессивном расстройстве в рамках психопатий. В группе больных депрессией женщин повышена агрессивность, в группе больных депрессией мужчин выше общая и физическая агрессия. При депрессивных расстройствах ухудшается оценка и распознавание эмоционального состояния окружающих и своего собственного.

Поступила: 26.11.2013
Страницы: 75-89
Ключевые слова: эндогенная психическая патология; депрессия; агрессия; агрессивность; эмоциональная экспрессия;
Разделы журнала: Эмпирические исследования;

Доступно в on-line версии с 30.06.2014


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер