ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2019. - №2 - 184 с.

Междисциплинарные исследования

Бойко Л.А., Терещенко Л.В., Величковский Б.Б., Латанов А.В. Зрительно-моторная деятельность профессиональных пианистов при чтении с листа нотного текста. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.3-26

Актуальность. Музыкальная деятельность профессионального пианиста мало исследована объективными методами. У большинства музыкантов задача чтения нот с листа вызывает особую трудность как в учебной, так и в профессиональной деятельности. Понимание зрительно-моторных механизмов и когнитивных процессов, вовлеченных в реализацию данного навыка, может помочь музыкальной педагогической практике. Большинство исследований по данной теме проведено в условиях, далеких от реальных. Данная работа является междисциплинарной, так как в ней пересекаются интересы музыкальной педагогики, психологии и физиологии.

Цель. На примере задачи по чтению с листа нотного текста в условиях, приближенных к реальным, исследовать взаимодействие зрительно-моторных параметров и их связь с параметрами рабочей памяти.

Методика. 55 человек в возрасте 18—25 лет (30 пианистов и 25 не пианистов) тестировались по методикам OSи N-backдля определения индивидуальных параметров рабочей памяти и времени сложной зрительно-моторной реакции. Методом видеоокулографии регистрировались движения глаз у пианистов во время чтения нот с листа.

Результаты. Зрительно-моторные параметры исполнения (зрительно-моторная задержка, ошибки и регрессии) значимо различаются при чтении музыкальных текстов разной сложности. По сравнению с литературными данными получены противоположные результаты для величины зрительно-моторной задержки в зависимости от сложности текста. Выявлены корреляции между параметрами зрительно-моторной деятельности и рабочей памяти, а также их взаимосвязь с качеством исполнения.

Выводы. Объективно регистрируемые зрительно-моторные параметры имеют сложную взаимосвязь между собой. Качество чтения с листа у профессиональных пианистов опосредовано индивидуальными параметрами рабочей памяти.

Поступила: 26.12.2018
Принята к публикации: 14.01.2019
Страницы: 3-26
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.03
Ключевые слова: чтение с листа; движения глаз; рабочая память; зрительно-моторная задержка; музыковедение;
Автор(ы): Терещенко Леонид В. ; Величковский Б. Б.; Латанов А. В.; Бойко Л.А.;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019


Эмпирические исследования

Иванников В.А., Гусев А.Н., Барабанов Д.Д. Связь осмысленности жизни и способа контроля за действием с самооценками студентами волевых качеств. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.27-44

Актуальность исследования состоит в необходимости понять, какие факторы могут определять самооценки волевых качеств личности.

Цель работы. Изучение психологических механизмов, определяющих представления человека о развитии у него волевых качеств.

Методики и выборка. Выборку составили 943 студента разных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова 1-х и 5-х курсов (591 женщина и 352 мужчины). Применялись следующие методики: методика самооценки волевых качеств (Иванников, Эйдман), тест-опросник Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина, тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева.

Результаты. Выявлена достоверная связь величин показателей шкалы контроля за действием при планировании теста Ю. Куля (КДп) и показателя общей осмысленности жизни (ОЖ) теста СЖО между собой и с тремя волевыми качествами: волевой, уверенный, смелый. Установлена положительная линейная связь показателей ОЖ и КДп с суммарным  баллом самооценок 20 волевых качеств (СВК). Анализ данных 9 подгрупп студентов, различающихся соотношением уровней величин контроля за действием и осмысленности жизни, показал, что наименьшая величина самооценок наблюдается в подгруппе с наименьшими значениями КДп и ОЖ, а наибольшая — в подгруппе с максимальными значениями этих показателей. Результаты двухфакторного дисперсионного анализа показали достоверные влияния факторов «контроль за действием» и «осмысленность жизни» на величину СВК.

Выводы. Полученные результаты обсуждаются в рамках представлений В.А. Иванникова о психологических механизмах волевой регуляции личности, а именно о роли смысла в процессе переноса побудительности от мотива на цель, что объясняет закономерную связь смысловых образований и самооценок волевых качеств, а также вклада такого ресурса регуляции направленности деятельности человека, как способ контроля за действием.

Поступила: 07.03.2019
Принята к публикации: 21.03.2019
Страницы: 27-44
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.27
Ключевые слова: воля; самооценка; осмысленность жизни; контроль за действием;
Автор(ы): Иванников В.А.; Гусев А.Н.; Барабанов Д.Д. ;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019

Рассказова Е.И., Ковров Г.В., Мачулина А.И. Субъективные представления о причинах нарушения сна у пациентов с инсомнией, парасомнией и апноэ во сне и их связь с психологическим благополучием. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.45-63

Актуальность. Исследования, позволяющие установить особенности субъективных представлений о причинах нарушений сна (НС) в норме и при различных заболеваниях, а также их связь с психологическим благополучием, могут способствовать уточнению знаний о функциях таких представлений при различных заболеваниях.

Цель. Сравнение субъективных причин НС в норме, при инсомниях, парасомниях и синдроме апноэ во сне, а также выявление представлений о причинах НС, связанных с тревогой и депрессией.

Методы. Пациенты с синдромом апноэ во сне (n=77), парасомниями (n=18) и хронической инсомнией (n=105) заполняли анкеты причин НС, качества сна, скрининговой оценки апноэ во сне, шкалу сонливости Эпворта, госпитальную шкалу тревоги и депрессии. У 154 из этих пациентов была проведена полисомнолография в течение одной ночи. В контрольную группу вошли 102 человека с периодическими НС, не доходящими до клинического уровня, и 33 — без НС. Они заполняли анкеты качества сна и причин НС.

Результаты. В норме для людей характерен широкий круг возможных атрибуций своих НС. При жалобах на периодические нарушения усиливается фокус внимания на эмоциональных причинах, а при хронических нарушениях представления о причинах становятся узко специфичными для данного заболевания. При апноэ и инсомнии субъективная связь НС с неприятными ощущениями в руках и ногах особенно стрессогенна для человека и отмечается при более высоком уровне депрессии и (на уровне тенденции) тревоги. Атрибуция НС жизненным событиям сопряжена с более высоким уровнем тревоги, особенно при инсомнии.

Выводы. Данные свидетельствуют о том, что некоторые представления о причинах НС связаны с психологическим неблагополучием вне зависимости от субъективного и объективного качества сна.

Поступила: 13.01.2019
Принята к публикации: 21.01.2019
Страницы: 45-63
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.45
Ключевые слова: сомнология; психосоматика; внутренняя картина болезни; нарушения сна; синдром апноэ во сне; инсомния;
Автор(ы): Рассказова Е.И.; Ковров Г. В.; Мачулина А. И.;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019

Корнеев А.А., Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю. Особенности чтения третьеклассников с разным уровнем развития навыка: анализ движений глаз. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.64-87

Актуальность. Формирование чтения в норме и патологии — востребованное наукой и практикой направление исследованийв мировой психологии. В поиске объективных методов изучения чтения ученые пришли к методу анализа движения глаз, однако число работ, посвященных формированиючтения на русском языке, крайне невелико.

Цели работы. 1) Объективная оценка техникичтения у учеников третьего класса с разным уровнем овладения навыком. 2) Сопоставление навыка чтения с состоянием когнитивных функций детей. 3) Описание возможных стратегий освоения чтения на основе показателей глазодвигательной активности.

Методики и выборка. Техника чтения оценивалась по методикам «Чтение регулярных и нерегулярных слов» Т.В. Ахутиной и «Стандартизованная методика исследования навыка чтения» (СМИНЧ) А.Н. Корнева и О.А. Ишимовой. Движения глаз регистрировались при чтении составленного нами корпуса предложений для исследования чтения у младших школьников. Когнитивные функции оценивались с помощью методов нейропсихологического обследования детей 6—9 лет, разработанных Т.В. Ахутиной с коллегами. В исследовании приняли участие 56 третьеклассников, средний возраст — 9 лет и 7 месяцев.

Результаты. Выделение групп с разными уровнями владения навыком чтения слов позволило показать ряд отличий в состоянии когнитивных функций и глазодвигательной активности детей в этих группах. У хуже читающих детей чаще наблюдалась относительная слабость функций переработки зрительно-пространственной информации, управляющих и слухоречевых функций. Они делали больше фиксаций и с большей длительностью, чем лучше читающие дети. Качественный анализ чтения двух детей с дислексией и двух детей с избирательным развитием сублексической/лексической стратегии чтения позволил описать особенности чтения у детей со слабостью одной или обеих стратегий.

Выводы. Полученные в исследовании результаты, с одной стороны, показывают общую взаимосвязь особенностей освоения чтения и состояния отдельных когнитивных функций детей, а с другой — говорят об отсутствии жесткой детерминации уровня развития чтения состоянием когнитивных функций.

Поступила: 10.12.2018
Принята к публикации: 27.12.2018
Страницы: 64-87
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.64
Ключевые слова: ">; стратегии чтения; дислексия; младшие школьники; айтрекинг; нейропсихология; когнитивные функции;
Автор(ы): Корнеев А. А.; Ахутина Т. В.; Матвеева Е. Ю.;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019

Коротаева И.В. Ориентировка в структуре научного знания как основа умения учиться у студентов разных специализаций. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.88-104

Актуальность. Формирование профессиональных компетенций у учащихся высших учебных заведений в большинстве случаев опирается на сложившееся у студента умение работать с учебным текстом, которое требует специальной диагностики.

Цель. Изучение функционирования стратегии выделения главного у студентов четвертых курсов разных специализаций. Выявление критериев, используемых студентами при дифференцировании существенной и несущественной информации в процессе чтения учебного текста объяснительного типа, содержащего научное знание.

Методика. Использовалась методика А.Н. Сидельниковой и О.Е. Мальской, представляющая собой специально сконструированный текст объяснительного типа, включающий существенную информацию (описание и объяснение фактов), а также предложения-ловушки, схожие по формальным признакам с определениями, предложения с датами, фамилиями и констатацией значимости проблемы. Выборка: 1021 студент 4-го курса факультетов МГУ и МПГУ (педагоги, психологи, филологи и почвоведы).

Результаты. Менее 6% студентов усваивают материал и контролируют эффективность усвоения в соответствии с метакогнитивными знаниями, в основе которых лежат академические представления о структуре научного знания: выделяют в тексте объяснительного типа описание фактов и их объяснение. Более 94% выбирают наряду с фактами и объяснениями предложения-ловушки, предпочитая в качестве существенной информации утверждения в форме определений, исторической ссылки и утверждения о значимости проблемы. Обнаружены статистически значимые различия в выделении существенной и несущественной информации у студентов разных специализаций.

Вывод. У обследованных студентов 4-го курса не сформированы нормативные академические представления о структуре научного знания и стратегии его усвоения.

Поступила: 09.01.2019
Принята к публикации: 23.01.2019
Страницы: 88-104
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.88
Ключевые слова: общеучебные умения; метакогниции; выделение главного; научный текст объяснительного типа;
Автор(ы): Коротаева И.В.;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019

Хасханова М.Т. Религиозная идентичность чеченских студентов: результаты пилотажного исследования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.105-120

Актуальность. Религиозная идентичность выступает одной из форм самосознания, находящейся у истоков формирования других видов социальной идентичности личности, которая определяет специфику социального поведения индивидов. В связи с процессами обострения религиозного чувства и роста религиозного сознания, которые обусловлены изменениями культурных образцов в современной России, представляется актуальным проанализировать особенности религиозной идентичности чеченских студентов.

Цель. Анализ религиозной идентичности с позиции социально-психологического подхода и выявление ее особенностей у чеченских студентов.

Методы. Социально-психологический анализ понятий «религиозная идентичность» и «мусульманская идентичность»; теоретический и эмпирический анализ структуры и особенностей религиозной идентичности чеченских студентов с использованием шкалы религиозной ориентации Г. Олпорта и Д. Росса, методики диагностики структуры индивидуальной религиозности Ю.В. Щербатых. Исследование проведено с 60 студентами Чеченского государственного педагогического университета.

Результаты. Показано, что большинство обследованных чеченских студентов характеризуются внутренней религиозной ориентацией, а религия, способствующая самоидентификации молодых людей, выполняет мировоззренческую, гносеологическую и коммуникативную функции,выступая образцом моральных норм поведения и ориентиром в ценностных установках. Проведено сопоставление полученных результатов с данными ранее проведенных исследований религиозной идентичности чеченской студенческой молодежи. 

Выводы. Религия выступает главнойценностью и инструментом идентификационного процесса чеченской студенческой молодежи, наполняя его содержание религиозными нормами и ценностями, отвечая на важные экзистенциальные вопросы. Студенты Чечни мотивируют свою деятельность в различных социальных сферах,опираясь на религиозные нормы и ценности.

Поступила: 11.01.2019
Принята к публикации: 12.02.2019
Страницы: 105-120
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.105
Ключевые слова: религиозная идентичность; мусульманская идентичность; внешняя религиозная ориентация; внутренняя религиозная ориентация; непоследовательная внутренняя ориентация; чеченские студенты;
Автор(ы): Хасханова М.Т.;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019


Обзорно-аналитические исследования

Федунина Н.Ю., Вихристюк О.В., Банников Г.С. Практики осознанности в профилактике суицидального поведения подростков (обзор зарубежных исследований). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.121-144

Актуальность. Практики осознанности применяются сегодня в самых разных сферах, в том числе медицине и образовании. Они показали свою эффективность в снижении депрессии, тревожности, повышении психологического благополучия. Внедрение практик осознанности в систему образовательной деятельности открывает новые возможности для развития учебных, личностных, коммуникативных навыков, способствуя улучшению саморегуляции, формированию установки сердечного отношения к себе и другим людям, возможности учиться на своем опыте и справляться с академическими и личностными неудачами и конфликтами.

Цель работы. Представить опыт применения практик осознанности в профилактике суицидального поведения подростков.

Метод. Обзор зарубежной литературы. 

Результаты. В статье представлены современные разработки применения практик осознанности в первичной, вторичной и третичной профилактике суицидального и самоповреждающего поведения у подростков. Рассмотрены ключевые компоненты практик осознанности, которые могут становиться защитными факторами в случаях риска антивитального поведения. Представлены исследования эффективности программ, включающих практики осознанности, в разных группах подростковой популяции. Описаны наиболее распространенные практики осознанности, входящие в программы профилактики суицидального поведения или использующиеся самостоятельно в рамках первичной профилактики.

Выводы. Практики осознанности хорошо зарекомендовали себя на всех уровнях профилактики суицидального поведения. Однако для более точного понимания их эффективности необходимы рандомизированные контролируемые исследования. 

Поступила: 01.01.2019
Принята к публикации: 15.01.2019
Страницы: 121-144
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.121
Ключевые слова: осознанность; суицидальное поведение; подростки;
Автор(ы): Федунина Н. Ю.; Банников Г. С.; Вихристюк О.В.;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019

Малышева Н.Г., Шаехов З.Д. Об исследованиях психологического благополучия гомо- и бисексуалов в современной психологии: обзор литературы. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.145-163

Актуальность. Исследования психологического благополучия имеют особую актуальность, так как жизнь в современном мире требует от человека высокой скорости адаптации к изменениям и поиска способов учитывать свои потребности в нестабильных условиях. В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психологии интенсивно изучаются показатели психологического благополучия в разных социальных группах, имеющих разные позиции в общественной иерархии и разные возможности. Одна из групп, вызывающих пристальное внимание, — представители ЛГБТКИА-сообщества. Изучение психологического благополучия данной группы расширяет представления о негетеронормативных людях.

Цель. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязей между психологическим благополучием, рассматриваемым в традиции эвдемонистического подхода, и различными социально-психологическими характеристиками представителей ЛГБТКИА-сообщества.

Метод. Обзор и анализ исследований в области психологического благополучия и их детерминант среди негетеронормативных людей.

Результаты. В проанализированных исследованиях выявлен низкий уровень психологического благополучия у негетеронормативных людей. Детерминантами этого являются: скрытая дискриминация, социальные и межличностные барьеры, стрессовые ситуации, интернализованная гомофобия, поддержка гендерных норм, избегание межличностных отношений, страх вступить в интимные отношения. Положительную роль в психологическом благополучии играют: социальная поддержка, сексуальная удовлетворенность, открытость, принятие своей сексуальной идентичности, преобладание положительных эмоций, оптимизм. Обосновывается актуальность исследования психологического благополучия у негетеронормативных групп. В качестве перспективы рассматривается соединение гедонистического и эвдемонистического подходов, что позволит увидеть более объемную картину полноценно функционирующего человека.

Заключение. Благодаря результатам исследования проблемы психологического благополучия негетеронормативных людей можно снизить уровень их дискриминации и стигматизации в социуме, что будет способствовать повышению психологической культуры общества в целом.

Поступила: 10.03.2019
Принята к публикации: 24.03.2019
Страницы: 145-163
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.145
Ключевые слова: психологическое благополучие; эвдемония; негетеронормативная личность; идентичность; дискриминационное отношение; стигма;
Автор(ы): Малышева Н.Г. ; Шаехов З. Д.;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019


Методика

Гилемханова Э.Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.164-183

Актуальность. Распространение в современной образовательной среде различных деструкций во взаимодействии между учащимися (булинг, кибербулинг, вооруженные нападения и др.) предъявляет высокие требования к личностным адаптационным ресурсам подрастающего поколения. В связи с этим представляется актуальной разработка современного психодиагностического инструментария для выявления учащихся группы риска с точки зрения подверженности насилию для дальнейшей психолого-педагогической профилактической работы.

Цель. Разработка методики для оценки индивидуализированных рисков социокультурной безопасности образовательной среды подростков.

Метод. Теоретическая разработка и психометрическая проверка авторского опросника «Индекс социокультурной безопасности школьника». Выборка: 3375 подростков (53% девочек, 47% мальчиков в возрасте 13—16 лет), учащихся общеобразовательных школ Республики Татарстан.

Результаты. Произведено согласование априорной и апостериорной моделей опросника с применением структурно-латентного анализа. Показано, что предложенная модель соответствует исходным данным по основным показателям индексов согласия (CMIN=4.272; df=1; p=0.39; GFI=0.999; CFI=0.995; RMSEA=0.033; Pclose=0.759). Установлены психометрические характеристики методики: показатели надежности, валидности, дискриминативности. Приведены данные о ее конвергентной валидности, оцененной с помощью методик «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» (Ф. Фидлер), «Опросник агрессивности Басса—Дарки», «Тест-опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой, «Опросник культурной конгруэнтности» (Л.Ф. Баянова). Выявлены статистические границы норм. Оценена возможность использования методики в дальнейших исследованиях.

Выводы. Опросник «Индекс социокультурной безопасности школьника» обладает необходимыми психометрическими характеристиками, позволяющими применять его для выявления индивидуализированных рисков образовательной среды школьника.

Поступила: 10.03.2019
Принята к публикации: 24.03.2019
Страницы: 164-183
DOI: 10.11621/vsp.2019.02.164
Ключевые слова: социокультурная безопасность; образовательная среда; виртуальная аутизация; социально-психологическая уязвимость; подростки;
Автор(ы): Гилемханова Э. Н.;

Доступно в on-line версии с 30.05.2019



О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер