ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2018. - №4 - 200 с.

История психологии

Семенов И.Н. Социокультурная рефлексия столетнего развития российской психологической науки: к 100-летию советской психологии(1918—2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.4-31

Актуальность. В связи со 100-летием советской психологии представляется актуальным проанализировать историю ее предметно-институционального становления в контексте эволюции российского человекознания, включая его дореволюционные предпосылки и постсоветское развитие.

Цель работы. Краткая характеристикас позиций рефлексивного науковедения и персонологии творчества институций и направлений развития психологии, роли в нем ведущих ученых, а также обобщение их основных достижений, в том числе выражающих уникальное своеобразие советской психологической науки.

Метод. Институционально-предметный и персонологический анализ эволюции российской психологии путем описания эволюции тех учреждений, в рамках которых возникали ее основные научные школы и исследовательские направления, а также осуществлялась научная деятельность их лидеров и участников.

Результаты. В первом разделе статьи очерчен институционально-науковедческий подход к описанию панорамы истории российской психологии. Во втором разделе кратко представлена эволюция ее институций, смена лидеров и взаимодействие созданных ими направлений и школ. В заключение сформулированы выводы в виде обобщения логики развития и основных достижений советской психологии как историко-научных предпосылок дальнейшего становления постсоветской современной психологической науки.

Выводы. Советская психология, отталкивающаяся от дореволюционного человекознания, является закономерным периодом эволюции российской науки и конструктивной предпосылкой развития ее постсоветского этапа. Разработав диалектико-материалистическую методологию подхода к изучению психики, советские ученые построили систему психологического знания с позиций системно-деятельностного подхода  и внесли оригинальный вклад в мировую психологическую мысль. Ныне это наследие советской психологии развивается во взаимодействии с ассимиляцией зарубежных достижений в контексте цивилизационных вызовов ХХIв.

Поступила: 25.09.2018
Принята к публикации: 15.10.2018
Страницы: 4-31
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.04
Ключевые слова: советская психология; история; педагогика; науковедение; персонология; личность; деятельность; рефлексия; творчество; культура;
Автор(ы): Семенов И.Н. ;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018


Эмпирические исследования

Павлова Е.М., Богачева Н.В. Уровневая организация когнитивных репрезентаций рисков у врачей и риелторов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.32-53

Актуальность. В современной науке отсутствует общепсихологическое представление о роли восприятия риска и неопределенности в сфере принятия медицинских решений. При объяснении специфики этих решений не уделяется должного внимания вопросу о ее связях с такими уровнями представлений о риске, как его когнитивные репрезентации и имплицитные теории.

Цель. В квазиэксперименте проверялись гипотезы о связи когнитивных репрезентаций риска (КРР) с предпочтением выборов в вербальных задачах на принятие профессиональных рисков и о включенности в регуляцию этих выборов имплицитных теорий риска (ИТР).

Методика. 103 человека в возрасте 21—73 лет (59 врачей и 44 риелтора) тестировались по методикам «Шкала медицинских рисков (ШМР)», «Когнитивные репрезентации рисков (КРР)», «Имплицитные теории риска (ИТР)». 

Результаты. Показано, что уровни представлений о медицинских рисках слабо связаны между собой, однако переменные внутри каждого уровня интегрированы (особенно у врачей). Группы врачей и риелторов значимо различаются по ИТР «недостаток рациональности», «преумножение ценностей» и «потеря или приобретение»; по средним оценкам рискованности при выборе «поиска информации», «передачи решения», «следования интуиции»; по средним оценкам рискованности ситуаций в задачах и вероятности негативного исхода; по предпочитаемым стратегиям редукции риска. У врачей оценка рискованности ситуации связана с невозможностью контроля; их представления о риске в целом мало связаны с представлениями о конкретных рисках. Представления риелторов более интегрированы с ИТР.

Выводы. Примененныеметодики отражают разные уровни представлений о риске. Связи между этими представлениями носят профессионально-специфический характер.Сделаны выводы о разноуровневости имплицитных теорий риска и его когнитивных репрезентаций как процессуальных регуляторов принятия решений и о возможности использования разработанных методик для диагностики представлений о медицинских рисках.

Поступила: 01.08.2018
Принята к публикации: 01.10.2018
Страницы: 32-53
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.32
Ключевые слова: динамические регулятивные системы; принятие решения; риск; когнитивные репрезентации; медицинские риски; имплицитные теории;
Автор(ы): Павлова Е.М.; Богачева Н. В;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018

Петренко В.Ф., Дедюкина Е.А. Поиск смысла собственного существования (на материале восприятия и понимания художественного фильма). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.54-73

Актуальность. Проблема поиска человеком смысла собственного существования актуальна во все времена и у всех народов. Исследование этой проблемы имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. В представляемой здесь работе пересекаются интересы психологии искусства, семиотики кино, психологии религии, этики, а для обработки полученных данных используется современный математический аппарат многомерной статистики.

Цель. На материале восприятия художественного фильма на буддийскую тематику исследовать глубину его понимания группой молодых россиян: выделить систему личностных конструктов (Келли) восприятия фильма; определить когнитивную сложность группового сознания респондентов-зрителей; проанализировать личностные смыслы, возникшие у разных зрителей при том или ином понимании фильма.   

Методы. Использовались методы психосемантического исследования с применением метода триадического выбора Дж. Келли и последующим шкалированием персонажей фильма и добавленных ролей по составленным респондентами личностным конструктам. Респонденты — 38 аспирантов, магистрантов и студентов различных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова.

Результаты. Применение метода триадического выбора Дж. Келли позволило выявить систему личностных конструктов и на их базе построить семантическое пространство, задаваемое базовыми категориями-факторами, сквозь призму которых происходит восприятие и осознание фильма. Получены 8 хорошо интерпретируемых факторов, демонстрирующих элементы ткани художественного фильма и оказавшихся в фокусе понимания респондентов: «Юность, неопытность — Мудрость, зрелость», «Эгоизм — Человеколюбие», «Ориентация на сакральность — Ориентация на мирскую жизнь, социум», «Пассивность, инертность — Активная жизненная позиция», «Рациональность — Следование страстям», «Открытость новому опыту — Конформизм», «Страдающий, несчастный — Наслаждающийся жизнью», «Маскулинность — Феминность».

Выводы. Зрители художественного фильма по-разному и на разных уровнях осознают его смысл. Одни осознают его на уровне сюжетной линии и оценки персонажей, другие осознают философский, экзистенциональный смысл произведения и соотносят его со своими духовными поисками. Художественное произведение как носитель заложенных в него смыслов требует от зрителя активного осмысления, инициирует работу мысли, встречное духовное творчество понимания.

Поступила: 21.09.2018
Принята к публикации: 28.09.2018
Страницы: 54-73
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.54
Ключевые слова: психология искусства; смысл; психосемантика; личностные конструкты; Буддизм; эмпатия;
Автор(ы): Петренко В.Ф. ; Дедюкина Е.А.;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018

Синельникова Е.С., Зиновьева Е.В. Историческая память о 90-х годах XX века в России: психологические аспекты. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.74-88

Актуальность. 90-е годы XXвека (1990-е) — переломный период в истории нашей страны. Изучение памяти россиян об этой эпохе помогает глубже понять их представления о современности.

Цель. Изучение психологических аспектов исторической памяти о 1990-х гг. в России через выявление особенностей ассоциативных представлений россиян, являющихся и не являющихся современниками этих исторических событий.

Методика. Авторская анкета Е.С. Синельниковой «Представления об эпохе 90-х годов».

Выборка. Всего 154 человека. На основном этапе исследования — 60 человек: 29 респондентов юношеского возраста (M=19 лет; младшая группа); 31 респондент зрелого возраста (M=52.1 года; старшая группа).

Результаты. Показано, что респонденты обеих возрастных групп ассоциируют 1990-е гг. с беспорядками, финансовым кризисом (разрухой), голодом (дефицитом), коррупцией, перестройкой и освобождением. Респонденты младшей группы статистически достоверно чаще ассоциируют эти годы с коррупцией; наиболее часто упоминаемое ими слово — «беспорядки». Респонденты старшей группы достоверно чаще ассоциируют 1990-е гг. с перестройкой; наиболее часто упоминаемые ими слова — «разруха» и «голод». Основными источниками информации о 1990-х гг. являются: личный опыт (для современников той эпохи), телевидение, фильмы, газеты и журналы. Интернет — важный источник информации только для респондентов младшей группы.

 Выводы. В представлениях респондентов юношеского возраста 1990-е гг. в большей степени ассоциируются с социальными потрясениями и правонарушениями, а в представлениях респондентов зрелого возраста — с кардинальными изменениями в различных сферах и экономическими трудностями.

Поступила: 06.08.2018
Принята к публикации: 05.09.2018
Страницы: 74-88
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.74
Ключевые слова: историческая память; эпоха 1990-х гг. в России; ассоциации;
Автор(ы): Синельникова Елена Семёновна; Зиновьева Е.В.;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018

Жданова С.Ю., Федотова В.А. Копинг-стратегии как механизмы адаптации иностранных студентов к условиям российской образовательной среды. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.89-105

Актуальность. Возрастающий интерес к теме иностранных студентов и созданию для них благоприятной образовательный среды в России делает актуальным изучение стратегий социокультурной адаптации представителей разных культур. 

Цель работы. Выявление особенностей копинг-стратегий и различий в шкалах социокультурной адаптации иностранных студентов в зависимости от принадлежности к культуре.

Методика. Использовались два опросника: «Шкала социокультурной адаптации (пересмотренная)» (RevisedSocioculturalAdaptationScale— SCAS-R) (автор Дж. Уилсон) и «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (StrategicApproachtoCopingScale— SACS) Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой. В исследовании приняли участие студенты из стран СНГ (Узбекистана и Казахстана, n=65) и из Китая (n=39), обучающиеся в российских вузах.

Результаты. У представителей стран СНГ выявлено доминирование непрямой и пассивной (осторожная модель поведения) копинг-стратегий. У студентов из Китая доминирует просоциальная копинг-стратегия (поиск социальной поддержки и вступление в социальный контакт). Обнаружены различия между группами по академической адаптации и уровню владения русским языком.

Выводы. Представители высококонтекстуальной и реактивной культуры (китайские студенты) труднее адаптируются к особенностям обучения, требованиям высшей школы и общению на языке принимающей стороны. Этот же тип культуры лежит в основе формирования просоциальной копинг-стратегии. У представителей полиактивной и полихронной культуры (студенты из стран СНГ) доминируют непрямая и пассивная копинг-стратегии.

Академическая адаптация включает в себя не только успешность выполнения учебных обязанностей и соблюдение правил и требований преподавателей, но и групповую работу с другими студентами, получение обратной связи от преподавателей и одногруппников, позиционирование себя в учебной группе. Соответственно данные паттерны поведения также вызывают затруднения у китайских студентов.

Поступила: 09.07.2018
Принята к публикации: 03.08.2018
Страницы: 89-105
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.89
Ключевые слова: культура; копинг-стратегии; модель поведения; социокультурная адаптация; шкалы адаптации;
Автор(ы): Жданова С.Ю.; Федотова В.А.;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018

Леонтьев Д.А., Клейн К.Г. Качество мотивации и качество пере- живаний как характеристики учебной деятельности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.106-119

Актуальность. Качество мотивации — это характеристика природы побуждения, проявляющаяся в том, насколько мотивация конкретной деятельности связана с ее процессом (внутренняя мотивация) или с отчужденным результатом (внешняя мотивация), а также промежуточными формами между ними (Э. Деси, Р. Райан и др.). В данном исследовании был поставлен вопрос: как качество мотивации учебной деятельности студентов связано с сопровождающими деятельность переживаниями удовольствия, смысла и усилия, а также пустоты как их отсутствия (в терминах трехмерной модели переживаний в деятельности Д.А. Леонтьева)?

Цель. Эмпирически выявить и установить закономерности связей между качеством мотивации учебной деятельности и сопровождающими ее переживаниями.

Методы. Использовались методики: «Шкала универсального воспринимаемого локуса каузальности» (УВОЛК) К. Шелдона и др. и «Диагностика переживаний в деятельности» (ДПД) Д.А. Леонтьева. Исследование проведено на 367 студентах двух московских вузов в возрасте 17—24 лет (M=18.35; SD=1.00).

Результаты. Связьпереживания удовольствия в учебной деятельности с ее мотивацией монотонно возрастает при движении от контролируемых (внешних) к автономным формам мотивации, меняя знак с минуса на плюс; зеркально обратный паттерн обнаруживает переживание пустоты. Переживание смысла обнаруживает в целом сходную с удовольствием динамику, с некоторыми отличиями. Переживание усилия незначимо связано с наиболее и наименее автономными формами мотивации, проявляя значимую положительную связь с промежуточными формами мотивации, находящимися в середине континуума автономии.

Выводы. Обнаружились значимые связи между параметрами мотивации и переживаниями, относящимися к одной и той же (учебной) деятельности и незначимые или слабые связи между переживаниями и параметрами мотивации в разных деятельностях.

Поступила: 18.10.2018
Принята к публикации: 30.10.2018
Страницы: 106-119
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.106
Ключевые слова: теория самодетерминации; переживание; качество мотивации; внутренняя мотивация; мотивационный континуум; внешняя мотивация;
Автор(ы): Леонтьев Д. А.; Клейн К. Г.;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018

Пронина А.С., Григорян Р.К., Каплан А.Я. Движения глаз человека при наборе текста в интерфейсе мозг-компьютер на основе потенциала П300: эффект размера стимула и расстояния между стимулами. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.120-134

Актуальность. Возможность замещения у пациентов каналов вербальной и двигательной коммуникации, утраченных вследствие инсультов и нейротравм, в настоящее время активно исследуется с применением технологий интерфейсов мозг-компьютер (ИМК). Одним из наиболее перспективных вариантов подобных интерфейсов являются системы, основанные на использовании компонента П300 зрительных вызванных потенциалов — П300 ИМК. Поскольку зрительная стимуляция играет ключевую роль в концепции П300 ИМК, представляется важным изучение влияния особенностей визуальной стимульной среды на движения глаз пользователя и эффективность работы интерфейса.

Цель работы. Исследование влияния основных характеристик визуальной среды классического П300 ИМК — размеров стимулов и расстояния между стимулами в матрице — на движения глаз пользователя при наборе текста, точность набора текста, амплитуду и латентность компонента П300.

Методика. В исследовании было задействовано 16 здоровых испытуемых, каждый из которых принял участие в пяти экспериментальных сессиях. Основные характеристики визуальной среды — размер стимулов в матрице и расстояние между ними — варьировались между сессиями от 1.22 и 0.73 до 2.43 и 1.45 градусов зрительного угла. В каждой из пяти сессий испытуемым было необходимо напечатать с помощью П300 ИМК определенный текст на экране, при этом в течение всего эксперимента велась запись движений глаз и электроэнцефалограммы.

Результаты. Было обнаружено, что размер стимула значимо влияет на ряд характеристик движений глаз пользователя П300 ИМК. Размер стимула и расстояние между стимулами не оказывает значимого влияния на точность набора текста, амплитуду и латентность компонента П300.

Выводы. Полученные результаты в дальнейшем смогут быть применены в разработке более эффективных визуальных сред для П300 ИМК.

Поступила: 15.08.2018
Принята к публикации: 05.09.2018
Страницы: 120-135
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.120
Ключевые слова: интерфейс мозг—компьютер; ИМК; спеллер; П300; движения глаз;
Автор(ы): Пронина Елена А.; Григорян Р.К.; Каплан А.Я.;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018

Меньшикова Г.Я., Ковалёв А.И. Роль нистагменных движений глаз в формировании иллюзии движения собственного тела. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.135-148

Актуальность. Изучение психологических и психофизиологических механизмов ориентации тела в пространстве является одной из важнейших задач современной нейронауки. В том числе в связи с ростом использования технологий визуализации и симуляции (виртуальная реальность, проекционные системы, тренажеры летательных аппаратов), применение которых часто сопряжено с возникновением рассогласования между поступающими сенсорными сигналами. Одним из феноменов, появляющихся в результате такого рассогласования, является иллюзия движения собственного тела — иллюзорное восприятие неподвижным наблюдателем собственного перемещения при рассматривании движущегося зрительного стимула, занимающего значительную часть зрительного поля.

Цель. Изучение роли движений глаз, происходящих по типу оптокинетического нистагма, в формировании и протекании иллюзии движения собственного тела.

Методика и выборка. В качестве стимуляции выступал виртуальный оптокинетический барабан, вращающийся со скоростями 30, 45 и 60 град/с. Стимуляция предъявлялась в системе виртуальной реальности CAVE-system. Испытуемые — 17 человек (10 мужчин и 7 женщин) в возрасте от 19 до 27 лет.

Результаты. Были проанализированы длительности медленных фаз оптокинетического нистагма во время переживания испытуемыми иллюзии движения собственного тела. Оказалось, что интенсивность иллюзии и длительность медленных фаз оптокинетического нистагма тем больше, чем больше скорость вращения виртуального стимула. Также было показано, что ухудшение в реализации медленной фазы нистагма приводит к значительному росту интенсивности иллюзии, а восстановление нистагменных движений снижает выраженность иллюзии. Таким образом, было обнаружено, что реализация оптокинетического нистагма является компонентом системы пространственной ориентации человека и выступает регуляторным фактором по отношению к иллюзии движения собственного тела человека. Была доказана эффективность применения системы виртуальной реальности CAVE в изучении сложных когнитивных процессов переживания.

Поступила: 18.10.2018
Принята к публикации: 25.10.2018
Страницы: 135-148
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.135
Ключевые слова: зрительное восприятие; векция; виртуальная реальность; движения глаз; оптокинетический нистагм;
Автор(ы): Меньшикова Г.Я.; Ковалев А.И.;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018


К 115-летию со дня рождения Алексея Николаевича Леонтьева (1903—1979)

Соленов И.В. Методологический потенциал культурно-деятель- ностного подхода к изучению измененных состояний созна- ния (на материале религиозных практик) (окончание). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.149-163

Актуальность. В культурных и религиозных практиках широко распространены и функционально значимы феномены измененных состояний сознания (ИСС). Само признание факта их существования зачастую выступает основой критики «догматической» марксистской психологии. Недостаточная разработанность культурно-деятельностного подхода к изучению мистических и религиозных состояний сознания создает препятствия в теоретическом оснащении практической работы с субъектами таких ИСС, а также в создании условий для полноценного межконфессионального диалога.

Цель. Обоснование методологического потенциала культурно-деятельностного подхода к изучению ИСС (в том числе мистико-религиозных) и рассмотрение методических средств решения соответствующих исследовательских задач.

Методы. Методологический анализ проблемы ИСС в религиозных практиках с позиций культурно-деятельностного подхода.

Выводы. Понимание культурно обусловленных ИСС как функционального органа деятельности продолжает отечественную традицию изучения динамических системных образований и вносит вклад в представления о структуре, функции и генезе ИСС. Обосновано применение схем строения деятельности и сознания к выявлению состава средств, способов индукции и психологических механизмов ИСС. В качестве единиц анализа ИСС допустимо использование паттерна психических процессов, действия и более дробных единиц. Показана значимость продуктивных критериев наличия ИСС, обсуждены возможности методов исследования ИСС в религиозных практиках с учетом требований современного типа научной рациональности. Раскрыта процедура реконструкции феноменов ИСС в религиозных практиках, требования к ее применению и ее ограничения. Объяснительные возможности культурно-деятельностного подхода позволяют дать целостную и непротиворечивую интерпретацию психическим феноменам изменения состояния сознания.

Поступила: 25.06.2018
Принята к публикации: 02.07.2018
Страницы: 149-163
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.149
Ключевые слова: измененные состояния сознания (ИСС); мистико-религиозные ИСС; культурно-деятельностный подход; функциональный орган; единицы анализа ИСС; методы исследования ИСС;
Автор(ы): Соленов И.В.;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018


Обзорно-аналитические исследования

Гордеева О.В. Исследования продолжительности эмоций в западной психологии: сколько «живет» радость? // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.164-177

Актуальность. Знания о динамике эмоциональных процессов имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они нужны для оказания психологической помощи в связи с проблемой поддержания отношений, для обучения навыкам саморегуляции, развития эмоционального интеллекта, выявления социальных манипуляций, а также для диагностики ряда аффективных расстройств (в том числе депрессии), распространенность которых в последнее время стремительно растет.   

Цель. Рассмотрение масштабных (по количеству экспериментов, испытуемых и широте изучаемых факторов) исследований группы Ф. Вердейна (Verduyn), проведенных в университете г. Лёвена (Бельгия) и Маастрихтском университете (Нидерланды). Работы посвящены изучению продолжительности субъективного переживания эмоций разного типа.

Методы. Обзор и анализ теоретических оснований, методов и результатов исследований, касающихся как продолжительности эмоций, так и определяющих ее факторов. 

Результаты. Осуществлена интеграция данных об абсолютной и относительной продолжительности эмоций различных видов, а также о влиянии нанее таких факторов, как интенсивность эмоциональной реакции вначале; общая интенсивность эмоции; характер ее протекания; когнитивные оценки; стратегии регуляции эмоции; характер эмоции; наличие общения по поводу эмоции; когнитивные процессы, обрабатывающие информацию об эмоциогенном событии (внимание, представление, мышление), и результаты этих процессов (определенное содержание мыслей). Выявлены возможности и ограничения основных методов, используемых для изучения динамики эмоций.

Выводы. Необходимо продолжить исследование динамики эмоций на материале других возрастных, профессиональных, культурных групп. Кроме того, перспективным направлением является изучение динамики других компонентов (а не только субъективного переживания) эмоций, например экспрессивных, физиологических, поведенческих реакций.

Поступила: 02.09.2018
Принята к публикации: 17.09.2018
Страницы: 164-177
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.164
Ключевые слова: ситуативные эмоции; динамика эмоций; продолжительность эмоций; социальный обмен; интенсивность эмоций; регуляция эмоций; субъективное переживание;
Автор(ы): Гордеева О.В. ;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018

Шелина С.Л. О роли организационной составляющей в процессе формирования действий с заданными свойствами. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.164-177

Актуальность. Результативность метода поэтапного формирования умственных действий, разработанного П.Я. Гальпериным и его последователями, была многократно подтверждена в исследовательской практике, но остались некоторые открытые вопросы, решение которых обеспечит возможность активного внедрения наработок этой научной школы в широкую педагогическую практику. К числу таковых относится вопрос о механизмах  «воспитания действий с заданными свойствами».

Цели работы. 1. Проанализировать результаты формирующих экспериментов с целью выявления фактов изменения исходной структурной организации действия (группы действий) в процессе его (ее) освоения. 2. Дать развернутое обоснование необходимости исследования роли организационной составляющей активности в процессе воспитания умственных действий с заданными свойствами.

Метод. Анализ в опоре на положение системного подхода, согласно которому наблюдаемое свойство объекта рассматривается как проявление взаимовлияний элементов единой системы.

РезультатыВыявлено 3 типа организационных преобразований действия по мере его освоения учеником: 1) переструктурирование самого действия (в  процессе развития от предметно-действенной формы к действию, выполненному во внутреннем плане); 2) переструктурирование связей комплекса сопряженных действий; 3) изменение исходной формы соорганизации субъектов (от этапа совместного с учителем формирования схемы ООД до этапа присвоения действия учеником). Были выдвинуты гипотезы: 1) о наличии функциональной связи между выявленными типами организационных изменений действия; 2) о возможности существования прототипной организационной формы, предопределяющей характер структурирования осваиваемого умственного действия.

Выводы. Проверка возникших в результате проведенного анализа исследовательских гипотез позволит продвинуться в понимании процессов формирования  действий с заданными свойствами.

Поступила: 30.07.2018
Принята к публикации: 28.09.2018
Страницы: 178-195
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.178
Ключевые слова: действия с заданными свойствами;
Автор(ы): Шелина С.Л.;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018


Юбилеи

К 100-летию Зои Алексеевны Решетовой. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.196-197

16 декабря 2018 г. состоится выдающееся событие для отечественных психологической и педагогической школ — 100-летний юбилей Зои Алексеевны Решетовой— доктора психологических наук, профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Поступила: 01.10.2018
Принята к публикации: 01.10.2018
Страницы: 196-197
DOI: 10.11621/vsp.2018.04.178
Ключевые слова: Юбилеи;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018


Указатель статей, опубликованных в «Вестнике Московского университета. Серия 14. Психология» в 2018 г. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №4 — с.4-31

Указатель статей, опубликованных в «Вестнике Московского университета. Серия 14. Психология» в 2018 г.

Поступила: 01.10.2018
Принята к публикации: 01.10.2018
Страницы: 198-200
Ключевые слова: указатель статей;
Автор(ы): Семенов И.Н. ;

Доступно в on-line версии с 01.12.2018



О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2018


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер