ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2- 96 с.

Теоретические и экспериментальные исследования

Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.3-17.

Сопоставлены понятия этнической идентичности и этничности и проанализированы основные подходы к изучению этничности. Представлены ограничения примор-диалистского подхода. Дан психологический анализ конструкционистской модели этничности и ее критериев. На основе анализа этнологических концепций делается вывод о неправомерности одностороннего взгляда на природу этнической идентичности и о необходимости ее рассмотрения как результата когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в социальном пространстве относительно многих этносов — процесса переживания своей принадлежности к этнической общности.

Поступила: 01.07.2009
Страницы: 3-17
Ключевые слова: этническая идентичность; этничность; примордиализм; конструкционизм; этническая граница; вера в общее происхождение;
Автор(ы): Стефаненко Т.Г.;

Кондратова Н.А. Теоретические предпосылки и содержание понятия «жизненное пространство личности» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.18-30.

a:2:{s:4:"TEXT";s:367:"<p>В статье обосновывается введение понятия «жизненное пространство
личности», рассматриваются его теоретические истоки, соотношение с
понятием «образ мира», предлагается его структурная модель. Представлены результаты эмпирического исследования репрезентации жизненного
пространства личности в образе мира молодых людей — учащихся лицея и
студентов вуза.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 20.03.2008
Страницы: 18-30
Ключевые слова: жизненный мир; жизненное пространство; жизненное пространство личности; образ мира; семиосфера; смысловой конструкт «свое/чужое»;
Автор(ы): Кондратова Н.А .;

Веракса А.Н. Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников (на примере освоения определения функции на уроках математики // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.31-44.

Статья посвящена анализу возможностей применения символа для освоения математического определения функции младшими школьниками. Три группы испытуемых осваивали определение функции по трем программам: традиционной, включающей знаковое опосредствование; экспериментальной, включающей непродуктивное символическое опосредствование; экспериментальной, включающей продуктивное символическое опосредствование. В эксперименте показано, что символическое опосредствование может способствовать освоению определения функции, если в образном содержании символа выделены отношения, преобразуемые в знаковую форму.

Поступила: 22.09.2008
Страницы: 31-44
Ключевые слова: знаковое опосредствование; символическое опосредствование; ориентировка;
Автор(ы): Веракса А.Н.;

Погожина И.Н., Люй Гояо Влияние умения децентрироваться на уровень сформированности конкретно-операциональных структур у старших дошкольников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.45-55.

Экспериментальное исследование направлено на проверку возможности и эффективности формирования логических операций (классификации, сериации) и понимания принципа сохранения через формирование у детей умения децентрироваться по разработанной авторами методике. Обоснованы и подтверждены следующие положения. Формирование в процессе специально организованного обучения у детей старшего дошкольного возраста умения децентрироваться влияет на изменение степени выраженности эгоцентризма и повышает показатели децентрации, влияет на изменение уровня сформированности логических операций (классификации, сериации) и понимания принципа сохранения (длины, количества вещества и объема воды). Все сдвиги после формирования являются неслучайными.

Поступила: 22.02.2009
Страницы: 45-55
Ключевые слова: детский эгоцентризм; умение децентрироваться; логические операции классификация; сериация; понимание принципа сохранения;
Автор(ы): Погожина И.Н. ; Люй Гояо;

Двукраева И.С., Зверева Н.В. Особенности словаря эмоций у детей 10—12 лет, больных шизофренией// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.56-61.

a:2:{s:4:"TEXT";s:330:"<p>В статье излагаются результаты изучения активного и пассивного словаря
эмоций у детей школьного возраста в норме и при шизофрении. Показано, что
дети, страдающие шизофренией, имеют менее дифференцированный, чем в
норме, словарь эмоций и чаще, чем здоровые дети, распознают эмоциональные
стимулы как неэмоциональные.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 12.09.2006
Страницы: 56-61
Ключевые слова: словарь эмоций; активный и пассивный словарь; дифференцированность словаря эмоций; эмоциональные стимулы; детская шизофрения;
Автор(ы): Двукраева И.С.; Зверева Н.В.;


Психология — практике

Цветкова Л.С., Цветков А.В. Нейропсихологические синдромы несформированности высших психических функций у младших школьников с отклонениями в развитии психики// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.62-71.

a:2:{s:4:"TEXT";s:305:"<p>В статье анализируются данные нейропсихологического обследования
детей 7—10 лет с трудностями в обучении и поведении. Все дети обучались
в общеобразовательных школах и наблюдались в Центре интеллектуального
развития ребенка. Выделен ряд нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 29.01.2009
Страницы: 62-71
Ключевые слова: нейропсихологический синдром; детская нейропсихология; младшие школьники; отклонения в развитии психики;
Автор(ы): Цветкова Л.С. ; Цветков А.В. ;


Методика

Креславская Е.Е., Вартанов А.В. Тест на понимание учебного материала по биологии человека: результаты верификации// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.72-80.

a:2:{s:4:"TEXT";s:417:"<p>В статье описывается процедура и результаты верификации разработанного авторами теста на понимание учебного материала по биологии человека.
Апробация на выборке 168 школьников и валидизация с помощью 55 экспертов
показали, что метод может применяться в образовательной практике для контроля и своевременной коррекции усвоения материала. Выявлена качественная
специфика мнений экспертов по вопросам теста.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 11.03.2008
Страницы: 72-80
Ключевые слова: понимание учебного материала; диагностика понимания; контекстное обучение;
Автор(ы): Креславская Е.Е.; Вартанов А.В.;


Научная информация

Раевский А.Е. Психологическое манипулирование в новых религиозных движениях// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.81-89.

a:2:{s:4:"TEXT";s:324:"<p>В статье раскрывается содержание и происхождение терминов «новые
религиозные движения», «промывание мозгов», «психологический контроль».
Описываются этапы и приемы изменения психики человека в процессе взаимодействия с группой, ставящей цели манипулирования его сознанием (по
работам Э. Шейна и Р. Дж. Лифтона).</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 17.07.2008
Страницы: 81-89
Ключевые слова: новые религиозные движения; «промывание мозгов»; психологическое манипулирование; внушение; терроризм;
Автор(ы): Раевский А.Е.;


Юбилеи

Коллектив факультета психологии МГУ. (2009). К 85-летию Галины Михайловны Андреевой. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с. 90-94.

Галина Михайловна Андреева — выдающийся ученый и педагог, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования, профессор кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Страницы: 90-94
Ключевые слова: Юбилеи;
Автор(ы): Коллектив авторов;

Коллектив факультета психологии МГУ. (2009). К 75-летию Антонины Николаевны Ждан. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с. 95-96.

10 мая 2009 г. исполняется 75 лет Антонине Николаевне Ждан — доктору психологических наук, профессору кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, члену-корреспонденту РАО, члену совета Московского отделения РПО.

Страницы: 95-96
Ключевые слова: Юбилеи;
Автор(ы): Коллектив авторов;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер