Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Автор(ы): Султанова Аклима Накиповна; Тагильцева Елена Владимировна; Станкевич Анна Сергеевна

Аннотация

Актуальность. Исследования психологических особенностей студентов-мигрантов в разной степени адаптации к культуре российского вуза позволяют установить факторы, влияющие на уровень адаптации для выработки стратегий, позволяющих снизить уровень накопительного стресса и, как следствие, повысить уровень усвоения знаний студентами и сохранить физическое и психологическое здоровье студента.

Цель работы. Изучить уровень стресса и факторов, его формирующих, у студентов-мигрантов в разной степени адаптации к культуре российского вуза.

Методика. Исследование включало группу 109 студентов-мигрантов 1–3 курса обучения в юношеском возрасте от 17 до 20 лет (17,81±0,90), из них 76 (69,72%) мужчин, 33 (30,28%) женщин; этнический состав: 45 (41,28%) — таджики, 38 (34,86%) — киргизы и 26 (23,86%) представителей казахского этноса. На исследовательском этапе применена анкета на определение уровня принятия российской культуры и использованы следующие методики: шкала воспринимаемого стресса-10, опросник повседневных стрессоров, методика «Индекс жизненного стиля» и опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса.

Результаты. У студентов-мигрантов выявлен уровень стресса, превышающий норму, и в процессе адаптации он увеличивается, формируя накопительный стресс. Иерархизация студентов-мигрантов по критерию осведомленности о российской культуре влечет за собой разный уровень применения адаптированных к российскому социуму совладающих стратегий. Эмпирически выявлено доминирование таких копинг-стратегий, как «планирование решения проблемы», «принятие ответственности» и «положительная переоценка» в выборке более адаптированных студентов-мигрантов.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют, что адаптация по типу интеграции приводит к реализации дополнительных ресурсов и повышению уровня воспринимаемого стресса.

Благодарности: Авторы выражают признательность руководству федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный аграрный университет» за оказанную помощь при проведении данного исследования.

Разделы журнала: Фундаментальные исследования

PDF: Загрузить

Поступила: 14.03.2021

Принята к публикации: 05.05.2021

Страницы: 129-147

DOI: 10.11621/vsp.2021.03.07

Доступно в on-line версии с 15.09.2021

Для цитирования статьи: