Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Автор(ы): Фомина Татьяна Геннадьевна; Моросанова Варвара Ильинична

Аннотация

Актуальность. Исследования в области психологии образования невозможны без надежных и эффективных психодиагностических методик оценки мотивационных, эмоциональных, когнитивных, поведенческих характеристик учащихся. Проблема диагностики школьной вовлеченности актуальна для решения широкого круга исследовательских вопросов, а также практических задач, связанных с продуктивной организацией учебного процесса в современной школе.

Цель. В статье представлены результаты адаптации и валидизации русскоязычной версии опросника «Многомерная шкала школьной вовлеченности» – A Multidimensional School EngagementScale (Wang etal., 2019). Школьная вовлеченность рассматривается как устойчивое, направленное, активное участие обучающихся в школьной жизни, которое связано с проявлениями на поведенческом, эмоциональном, когнитивном и социальном уровнях.

Методика. Психометрическая оценка методики проводилась на выборке учащихся 6–11 классов российских средних школ (N= 687). В процессе адаптации опросника выполнен прямой и обратный перевод опросника, проведены проверки: факторной структуры опросника с помощью конфирматорного факторного анализа, инвариантности факторной валидности модели в зависимости от пола, внутренней согласованности шкал опросника, внешней валидности.

Результаты. Результаты применения конфирматорного факторного анализа показали сохранение оригинальной бифакторной структуры опросника с выделением двух глобальных факторов вовлеченности и безучастности (χ2 (563) = 1252.66; p = 0.00; CFI = 0.938; GFI= 0.907; RMSEA = 0.042). Шкалы методики обладают приемлемой надежностью (Альфа Кронбаха от 0.63 до 0.90). Количество утверждений, вошедших в русскоязычную версию, соответствует оригинальной версии опросника.

Выводы. Результаты подтвердили правомерность рассмотрения вовлеченности как многомерного конструкта, включающего оценку поведенческих, эмоциональных, когнитивных и социальных аспектов учебной активности. Опросник может быть использован на выборках учащихся средней школы с 5 по 11 классы. В статье приведены текст опросника, инструкции и ключ.

Разделы журнала: Эмпирические исследования

PDF: Загрузить

Поступила: 11.06.2020

Принята к публикации: 06.07.2020

Страницы: 194-213

DOI: 10.11621/vsp.2020.03.09

Доступно в on-line версии с 20.09.2020

Для цитирования статьи: