ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Савельева О.А. Методологические проблемы исследования влияния двуязычия на когнитивные процессы и этнокультурную идентичность. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.174-194

Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Шайгерова Л.А,; Долгих А.Г.; Савельева О.А.;

Аннотация

Актуальность. Актуальность выявления методологических проблем в области исследования двуязычия и его влияния на индивидуальные и социальные процессы обусловлена экономическими, политическими и социально-психологическими особенностями современных поликультурных и многоязычных обществ. Особую значимость исследования двуязычия приобретают в условиях российского языкового контекста, характеризующегося необходимостью поиска баланса между повышением статуса русского языка как основного объединяющего фактора гражданской идентичности и развитием и сохранением языков народов России как значимой составляющей этнокультурной идентичности их представителей. 

Цели работы. Работа направлена на анализ основных методологических проблем, возникающих при проведении исследований билингвизма, выявлении его влияния на когнитивные процессы и взаимосвязь билингвизма с этнокультурной идентичностью.

Метод. С позиций системного подхода и культурно-исторической психологии проведен критический анализ исследований билингвизма, его влияния на когнитивные процессы и взаимосвязи с этнокультурной идентичностью.  

Результаты и выводы. Выявлены методологические проблемы, затрудняющие исследование билингвизма, систематизацию и обобщение данных, и применение полученных результатов в различных сферах социальной практики. Целый ряд методологических вызовов необходимо преодолеть в области изучения влияния двуязычия и многоязычия для получения валидных и надежных результатов исследований и реализации практических, социально значимых задач в области сохранения языков народов России наряду с укреплением статуса русского языка.Показана необходимость применения междисциплинарных исследований двуязычия и его влияния на когнитивные процессы и этнокультурную идентичность, основанных на применении системного подхода, в том числе в российском многоязычном контексте. 

Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования;

PDF: /pdf/vestnik_2019_1/vestnik_2019-1_10_Zinchenko.pdf

Поступила: 17.12.2018
Принята к публикации: 24.12.2018
Страницы: 174-194
DOI: 10.11621/vsp.2019.01.174

Ключевые слова: билингвизм; многоязычие; этнокультурная идентичность; когнитивные процессы; русский язык; национальные языки России;

Доступно в on-line версии с 15.03.2019

Полную версию статьи читайте в pdf-формате.

Для цитирования статьи:

Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Савельева О.А. Методологические проблемы исследования влияния двуязычия на когнитивные процессы и этнокультурную идентичность. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.174-194

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер