Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Мазилов В.А., Стоюхина Н.Ю. Времен связующая нить: о книге С.Г. Геллерштейна «Методология психотехники». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.81-86

Автор(ы): Мазилов Владимир Александрович; Стоюхина Наталья Юрьевна

Аннотация

Мы живем в непростое время. Утверждение банальное, но верное. Наше время — это еще и пора возвращений. Возвращения необходимы: они расставляют все по своим местам, заполняют лакуны, восстанавливают историческую справедливость и связь времен. К нам возвращаются работы классиков психологической науки. Совсем недавно мы радовались возвращению текстов Л.С. Выготского: были опубликованы его ранние работы, а также многочисленные театральные рецензии и статьи о театре. Затем были опубликованы его записные книжки.

Теперь настал черед возвращения другого классика — С.Г. Геллерштейна. Только что вышел в свет двухтомник его трудов общим объемом более 800 страниц.

Разделы журнала: Рецензии

PDF: /pdf/vestnik_2018_1/vestnik_2018-1_6_Recenzia.pdf

Страницы: 81-86

Ключевые слова: рецензия на книгу

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Времен связующая нить: о книге С.Г. Геллерштейна «Методология психотехники» [1]

Мы живем в непростое время. Утверждение банальное, но верное. Наше время — это еще и пора возвращений. Возвращения необходимы: они расставляют все по своим местам, заполняют лакуны, восстанавливают историческую справедливость и связь времен. К нам возвращаются работы классиков психологической науки. Совсем недавно мы радовались возвращению текстов Л.С. Выготского: были опубликованы его ранние работы, а также многочисленные театральные рецензии и статьи о театре [2]. Затем были опубликованы его записные книжки[3].

Теперь настал черед возвращения другого классика — С.Г. Геллерштейна. Только что вышел в свет двухтомник его трудов общим объемом более 800 страниц.

Соломон Григорьевич Геллерштейн (02.11.1896—14.10.1967) известен прежде всего как психотехник. Это верно. Он — один из создателей и многолетних лидеров отечественной индустриальной психотехники. Но не будем забывать, что это только одна его ипостась. С.Г. Геллерштейн известен также как теоретик, методолог и практик в области психологии и психофизиологии труда, авиационной психологии, психологии движений, профессиональной педагогики, психологии спорта, клинической психологии, истории психологии, истории науки. Он же — признанный специалист по восстановительному обучению и трудотерапии. И все эти грани творчества С.Г. Геллерштейна представлены в опубликованном двухтомнике.

Какие тексты классика отечественной науки включены в издание? Прежде всего отметим, что это не только опубликованные ранее работы, но и впервые публикующиеся рукописи из архива С.Г. Геллерштейна, хранящегося в Институте психологии РАН. Представляемый двухтомник избранных сочинений дает достаточно полное представление о научно-исследовательской работе классика отечественной психологии. Труды распределены составителями по 8 тематическим разделам, что полностью оправдано. В 6 разделах первого тома собраны тексты, освещающие основные проблемы, разрабатывавшиеся ученым. Это 1) психология профессий, 2) тестология, 3) проблемы утомления, 4) проблемы психотренировки и развития профессионально важных качеств, 5) вопросы формирования чувства времени; предвосхищение, или антиципация, как основа профессионализма в экстремальных видах труда, и, наконец, 6) вопросы методологии, теории и истории психологии. Во второй том вошли тексты по авиационной психологии и трудотерапии, упорядоченные в рамках 7 и 8-го разделов.

Отметим, что текстам в книге предшествует биографический очерк, в котором редакторы-составители дают глубокую характеристику личности и деятельности ученого, раскрывают его жизненный путь. Вряд ли стоит повторять, что деятельность С.Г. Геллерштейна протекала в 1920—1960-е гг. Это были очень трудные времена. Особенно  1930-е гг., когда его учитель и сподвижник И.Н. Шпильрейн был незаконно репрессирован. В биографическом очерке этот эпизод подробно освещен. Осенью 1936 г. решением самих психотехников психотехническое общество было распущено и вслед за тем была приостановлена деятельность психофизиологических и психотехнических лабораторий. «Это решение было вынужденным, — как отмечают авторы-составители — ибо лидер психотехнического общества И.Н. Шпильрейн с января 1935 г. находился под арестом в связи с обвинением в контрреволюционной деятельности. С 1926 г. в стране действовал новый Уголовный кодекс, согласно 58-й статье которого, члены общественных организаций подлежали аресту, если ее руководитель обвинялся в контрреволюционных деяниях»[4] В 1957 г. обвинение было признано лишенным оснований и И.Н. Шпильрейн был посмертно полностью реабилитирован [5]

Трудным было время и в конце 1940-х гг. Процитируем еще раз авторов очерка: «В 1948—1949 гг. С.Г. Геллерштейн был приглашен для чтения курса психологии труда в МГУ, однако этот опыт не удалось продолжить, ибо в стране началась кампания по борьбе с “космополитами”, и Соломон Григорьевич оказался к ним причислен. В возрасте 53 лет, вполне работоспособный, он был лишен практически всех своих должностей; в течение многих лет он занимался научными исследованиями по отдельным темам, взаимодействовал с различными издательствами, занимался переводами, составлением примечаний и комментариев к академическим изданиям трудов многих выдающихся ученых. В центре его внимания оказались вопросы истории науки, истории биологии, физиологии, психологии. В эти годы Геллерштейн сотрудничал с учеными Института истории естествознания и техники АН СССР. К этому периоду жизни относятся его историко-научные труды, посвященные работам Яна Пуркинье, Чарльза Дарвина, Жана-Батиста Ламарка. Геллерштейна интересовали в первую очередь те мыслители прошлого, которые разрабатывали важные для него проблемы развития психики человека и животных в онтогенезе и филогенезе. Помимо постраничных примечаний и комментариев Соломон Григорьевич оставил читателям развернутые историко-научные статьи о творчестве Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка, не потерявшие своей ценности и в наше время»[6].

Стоит отметить, что самим текстам классика предпослан «Список научных трудов профессора С.Г. Геллерштейна», что, несомненно, представляет ценность и для историков психологии, и для студентов, изучающих психологию труда.

Выше мы уже говорили про возвращение. Добавим, что оно всегда похоже на праздник, которого долго ждали. Возвращение, однако, очень редко происходит само по себе, чаще всего за ним скрывается большой и кропотливый труд многих людей, текстологическая работа и много других усилий, не заметных обычному пользователю продукта. В данном случае слов благодарности заслуживает коллектив редакторов-составителей, обеспечивших это возвращение. Это академик РАО, доктор психологических наук, профессор и заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, методолог и историк психологии Александр Григорьевич Асмолов; профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии, доктор психологических наук, крупнейший отечественный специалист по истории психологии труда Ольга Геннадьевна Носкова; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Николаевна Чернышева, известный специалист в области психологии труда. Низкий поклон и благодарность им за подвижническую работу по подготовке текстов к изданию.

Кстати отметим, что в процессе работы над двухтомником приходилось решать сложные задачи, связанные с подготовкой текстов. «При сопоставлении ряда текстов, опубликованных первоначально в 1920—1930-е годы, и текстов, которые Соломон Григорьевич готовил к переизданию в последние годы жизни, но вышедших в свет уже после его кончины и помещенных в книге “Психология труда” (1969 г.), мы в ряде случаев включили в настоящее издание вариант публикации 1969 г. Нам показалось важным представить читателю не только начальный этап развития научных идей, но и результаты их осмысления с оценками особенно важных достижений, сделанными самим автором»[7].

И еще один вопрос, который нельзя обойти в рецензии на книгу, посвященную истории психологии. Как понимает проницательный читатель, это вопрос о том, насколько современны и актуальны сегодня изыскания автора, т.е. вопрос о связи времен. Можно смело согласиться с составителями двухтомника: «Концепция Геллерштейна многократно, на многих видах профессионального труда доказала свою эффективность и может, на наш взгляд, служить и в наши дни научной основой формирования профессиональных умений, как концепция, дополняющая вербально ориентированную теорию управляемого формирования умственных действий П.Я. Гальперина и его школы. Концепция Геллерштейна полезна при разработке современных тренажеров, при оценке имеющихся учебных методов, ибо направлена на осознанное (со стороны обучающего и самого ученика) формирование адекватных перцептивных эталонов выполнения правильного действия, которые нередко плохо поддаются вербализации и могут корректироваться только самим учащимся в процессе мотивированной, напряженной, внимательной его работы со своим чувственным опытом под руководством психолога и при использовании вспомогательных тренировочных средств, а также при условии многократного повторения учебных действий, обеспеченных объективной обратной связью»[8].

У современного читателя, несомненно, вызовут интерес работы С.Г. Геллерштейна, посвященные исследованию феноменов предвосхищения, антиципации. Он, как хорошо известно, рассматривал антиципацию в качестве основы молниеносных действий, профессионального мастерства представителей экстремальных, скоростных, водительских профессий. Этот цикл исследований получил свое развитие в известных работах отечественных инженерных психологов в 1970—1980-е гг.

Собственно говоря, это не удивляет. Человек, работы которого осуществляют связь времен, должен не просто быть современным, но и опережать время. И еще один момент. Известно, что наши классики — гении. Иными словами, когда мы их возвращаем, призываем, это нужно в первую очередь нам. Сегодня с Выготским, чье имя возникло в самом начале по ассоциации, все ясно. А как с Геллерштейном? Абсолютно так же. Психология — удивительная наука. Мы никак не можем утверждать, что существенно продвинулись во всех вопросах за минувшие десятилетия. Так и оказывается, поскольку многие размышления С.Г. Геллерштейна посвящены вопросам, которые мы еще не решили, а может быть, даже правильно не поставили. Сейчас так много говорится о методологии практической психологии. Мы знаем про схизис, кризис и прочие не слишком приятные для слуха термины. И стоит прислушаться к призыву Соломона Григорьевича тщательно разрабатывать теоретическое обоснование для практико-ориентированных психологических работ, выстраивая в качестве предмета научных исследований (и завершающих их концепций) особые стороны исследуемой реальности, всякий раз специфические, в зависимости от своеобразия практической задачи, на которую направлены усилия психолога-практика. Вероятно, стоит попробовать двигаться в этом направлении.

Впрочем, не дело рецензентов пересказывать идеи, которые содержатся в книге. Наше дело — рекомендовать книгу для прочтения, что мы и делаем с легким сердцем. Книга связывает времена, немногие книги могут претендовать на осуществление такой миссии.

В.А. Мазилов — доктор психологических наук, профессор,

зав. кафедрой общей и социальной психологии

Ярославского государственного педагогического университета,

Н.Ю. Стоюхина — кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии управления

Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Примечания

1. Геллерштейн С.Г. Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды: В 2 т. / Ред.-сост. А.Г. Асмолов, О.Г. Носкова, О.Н. Чернышева. М.: Когито-Центр, 2018. Т. 1: 442 с.; Т. 2: 362 с.

2. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. М.: Левъ, 2015. Т. 1. Драматургия и театр. 752 с.

3. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под ред. Е.Ю. Завершневой, Р. ван дер Веера. М.: Канон +, 2017. 608 с.

4.Асмолов А.Г., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Мастер эволюции будущего. Зазеркалье Геллерштейна // Геллерштейн С.Г. Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды: В 2 т. / Ред.-сост. А.Г. Асмолов, О.Г. Носкова, О.Н. Чернышева. М.: Когито-Центр, 2017. Т. 1, с. 12.

5.Кольцова В.А., Носкова О.Г., Олейник Ю.Н. И.Н. Шпильрейн и советская психотехника // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 2. С. 111—132.

6. Асмолов А.Г., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Мастер эволюции будущего. Зазеркалье Геллерштейна // Геллерштейн С.Г. Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды: В 2 т. / Ред.-сост. А.Г. Асмолов, О.Г. Носкова, О.Н. Чернышева. М.: Когито-Центр, 2017. Т. 1, с. 14—15.

7.Там же, с. 20.

8. Там же.

Для цитирования статьи:

Мазилов В.А., Стоюхина Н.Ю. Времен связующая нить: о книге С.Г. Геллерштейна «Методология психотехники». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.81-86