Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.81-86

Автор(ы): Молчанов Сергей Владимирович

Аннотация

В статье обсуждается проблема ответственности при осуществлении профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Обсуждается значение ценностно-моральных ориентаций личности как основы профессионального самоопределения и принятия ответственности за выбор. Выделены личностные составляющие ответственности — автономия и моральный характер.

Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования

PDF: /pdf/vestnik_2016_3/vestnik_2016-3_81-86.pdf

Поступила: 10.10.2016

Принята к публикации: 01.11.2016

Страницы: 81-86

DOI: 10.11621/vsp.2016.03.81

Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; морально-ценностная ориентация; ответственность

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Стремительные и фундаментальные изменения социально-политической и экономической системы в современном российском обществе в качестве одного из следствий имеют перестройку базовых институтов социализации. Рисками такой перестройки являются рост социальной дезадаптации, оторванность и обособленность от общества, размывание ценностного сознания, социальный инфантилизм, отказ от ответственности за принятые решения и их реализацию. Все это особенно ярко проявляется в подростковом и юношеском возрасте. В условиях социальных преобразований и возрастания свободы личности, запроса общества на творческую самостоятельность, инициативность, ответственность, с одной стороны, и размывания и вариативности ценностного сознания общества, ориентации значительной части молодежи на ценности потребления, личного успеха и достижений — с другой проблема формирования ответственности как осознанного разумного и осмысленного принятия обязательств приобретает особую актуальность. Ответственность выступает в качестве важнейшего регулятора поведения личности в отдельных ситуациях и в жизнедеятельности в целом, определяя соотношение свободы и обязанностей человека перед обществом и самим собой. Формирование ценностно-смысловой сферы и моральной ориентации определяет готовность личности к принятию и реализации ответственности в отношении общества и себя, что находит отражение в профессиональном самоопределении и учебно-профессиональной деятельности как ведущей деятельности юношеского возраста (Д.Б. Эльконин).

В контексте жизнедеятельности личности ответственность рассматривается как центральная личностная характеристика, определяющая стиль жизни (Анцыферова, 2004) и позволяющая оптимально разрешать противоречия и трудности жизни (Абульханова-Славская, 1991). Ответственность за авторство своего жизненного пути находит выражение в способах и формах жизнедеятельности и бытия (Абульханова-Славская, 1991; Муздыбаев, 2010). Ответственность выступает как сложное личностное образование, структуру которого образуют когнитивный, эмоциональный, волевой, динамический, мотивационный, поведенческий и результативный компоненты. Ответственность обеспечивается определенным уровнем притязаний и самооценки, степенью самостоятельности, характером удовлетворенности, особенностями локуса контроля и мотивации достижения, которые являются личностными условиями ее реализации. Интеграция личностных характеристик определяет качество ответственности, присущее различным типам.

Основная задача развития в подростковом и юношеском возрасте — предварительное профессиональное самоопределение (Р. Хевигхерст, Д. Марсиа, Е.А. Климов). Эта задача требует проектирования личной профессиональной перспективы как последовательности целей, реализуемых юношей на протяжении жизненного пути. Составляющими личной профессиональной перспективы являются: осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа профессионального самоопределения); осознание необходимости профессионального образования после школы; общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и перспективах ее изменения, запросах рынка труда и занятости; знание мира профессионального труда (степень информированности о профессиях); выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование во временнОй перспективе с другими важными жизненными целями); выделение ближайших и ближних профессиональных целей как этапов пути к дальней цели; ориентация в конкретных выбираемых целях (профессиях, учебных заведениях, местах работы); представление о своих возможностях и качествах, которые могут стать препятствием для достижения поставленных целей; представление о способах преодоления своих недостатков; представление о своих качествах и способностях, которые могут стать опорой в достижении поставленных целей; представление о внешних препятствиях на пути к целям; знание о путях преодоления внешних препятствий; наличие резервных вариантов выбора (для случая неудачи в достижении поставленной цели); представление о смысле своего будущего профессионального труда; начало практической реализации личного профессионального плана (ЛПП) — осознание того, что уже сегодня реально делает учащийся для реализации своих профессиональных планов помимо хорошей учебы и сверх подготовки к экзаменам в вуз (Климов, 2004; Пряжников, 1996).

В философии идея ответственности связана с проблемой свободы и предполагает сочетание автономии и свободы выбора с готовностью нести ответственность за последствия и результаты своих выборов, действий и решений. В соответствии с этикой ответственности, противопоставляемой М. Вебером этике убеждений, в фокусе внимания личности оказываются цели и средства их реализации, готовность полностью отвечать за последствия своих действий, которые необходимо предвидеть. Акцент на действенно-пристрастной стороне ответственности за осуществленный выбор придает ключевое значение двум условиям — ценностно-моральной ориентации подростков и уровню достигнутой автономии.

Исследование иерархии ценностных ориентаций (Г. Олпорт, М. Рокич, С. Шварц) является авторитетным подходом в современной психологии. Согласно теории универсального содержания и структуры ценностей С. Шварца и У. Билски (Schwartz, Bilsky, 1990), ценности (или так называемые мотивационные типы) связаны с определенными формами поведения и соответственно находятся друг с другом в динамических отношениях — как противопоставления, так и соответствия. Были выделены две пары противоположных отношений между ценностными ориентациями: ценности сохранения и консерватизма (безопасность, конформность и традиции) противоположны ценностям изменений (саморегуляции и стимулирования); ценности ориентации на других людей и самоопреодоления (благосклонность и универсализм) противоположны ценностям ориентации на себя и самовозвышения (гедонизм, достижения и власть). Выделение двух типов ценностной ориентации соответствует сложившейся в психологии морального развития традиции выделения двух типов морали и соответственно двух типов моральной ориентации — морали справедливости и морали заботы. Различия морали справедливости и морали заботы связаны с тем значением, которое придается взаимоотношениям людей в жизнедеятельности и развитии: рассматривается ли человек как автономная система или как субъект в системе взаимосвязанных отношений. Мораль справедливости исходит из определения человека как автономной системы, взаимодействующей с другими людьми по принципу реципрокности, основанному на взаимных обязательствах, обязанностях и ролях (Ж. Пиаже, Л. Кольберг). Мораль заботы рассматривает человека в системе его взаимоотношений с другими людьми, где ориентировка в ситуации морального выбора неразрывно связана с контекстом отношений, а выбор понимается как действия, направленные на помощь другому (К. Гиллиган). Можно предположить, что ценностно-моральная ориентация личности, с учетом иерархии ценностей, уровня развития морального сознания и мышления, представлений личности о социальной справедливости и заботе о благосостоянии общества, составит основу профессионального самоопределения и формирования ответственности за свой выбор в подростковом возрасте. Личностный компонент принятия ответственности образует автономность личности как характеристика, противоположная гетерономии и зависимости от мнения и действий других людей (Rest, 1986, 1994). Готовность и способность действовать в соответствии с выбранным планом поведения, мужество и ответственность в его реализации даже под влиянием социального давления рассматриваются как моральный характер, включающий настойчивость, компетенцию, решительность, способность к регуляции своего поведения. Таким образом, морально-ценностная ориентация личности составляет базис ответственности личности за профессиональное самоопределение как на стадии формирования профессиональных намерений, так и на стадии их реализации.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: ИП РАН, 2004.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: Либроком, 2010.

Пряжников Н.Н. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Rest J.R. Moral development. Advances in research and theory. N.Y.: Praeger, 1986.

Rest J.R. Background: Theory and research // Moral development in the professions: Psychology and applied ethics / Ed. by J.R. Rest, D. Narvaez. Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 1994. Р. 1—26.

Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58. Р. 878—891.

Для цитирования статьи:

Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.81-86