Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Девишвили В.М., Носкова О.Г. Психологические исследования в целях содействия социально-трудовой реабилитации инвалидов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.34-44

Автор(ы): Девишвили Важа Михайлович; Носкова Ольга Геннадьевна

Аннотация

В статье намечен ряд проблем практики социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Показано, что решение этих проблем требует комплексных психологических исследований. Сделан вывод об особой роли психологии труда в научном обеспечении практики социально-трудовой реабилитации инвалидов. Эта роль обусловлена тем, что инвалид рассматривается как личность и потенциальный субъект труда (труда по самообслуживанию, общественно-полезного труда, труда профессионального). Эффективное развитие практики социально-трудовой реабилитации инвалидов невозможно при использовании лишь готовых научных теорий, методов, накопленных в разных отраслях психологической науки. Необходима разработка специальных научных теорий, методов, интегрирующих данные разных отраслей психологии и ориентированных на решение конкретных задач реабилитационной практики.

Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования

PDF: /pdf/vestnik_2016_3/vestnik_2016-3_34-44.pdf

Поступила: 10.10.2016

Принята к публикации: 01.11.2016

Страницы: 34-44

DOI: 10.11621/vsp.2016.03.34

Ключевые слова: социально-трудовая реабилитация; больные и инвалиды; психологические исследования

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

В последние годы в нашей стране по мере оживления экономики, преодоления тяжелейшего экономического кризиса 1990-х гг. складываются экономические и социально-правовые предпосылки вовлечения всех групп населения в трудовую деятельность. Это важно не только с точки зрения заботы о росте и процветании страны, но также и в интересах содействия сохранению здоровья и развитию личности людей. Во всем мире признано, что вовлечение населения в производительный труд помогает людям длительное время сохранять здоровье и предотвращает нежелательные для общества девиантные формы поведения. Лица, лишенные по разным причинам возможности заниматься производительным трудом, в большей степени подвержены депрессиям и различным формам социопатии. Инвалиды — лица с устойчиво ограниченными возможностями здоровья (инвалиды детства, люди, потерявшие трудоспособность вследствие болезней, травм и несчастных случаев, участия в военных действиях) — составляют сегодня до 10% населения (Введение…, 2011).

В России действует Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1996), приняты и введены в действие Федеральные программы социальной поддержки инвалидов в РФ (1995—1999; 2000—2005). Введено «Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», где выделяются три направления реабилитации: медицинская, социальная и профессиональная. Намечена процедура оценки реабилитационного потенциала личности (РПЛ), компонентами которого являются физическое состояние, выносливость, образованность и профессиональный опыт, социально-экономический и социально-психологический статус, направленность личности, круг интересов и притязаний.

Осенью 2015 г. по инициативе Министерства труда и Министерства образования и науки РФ был составлен Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016—2020 гг. В целом эта программа является достаточно полной и многосторонней, она включает более 20 пунктов. Речь идет о плане мероприятий, составленных на основе протокола заседания Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов от 28 мая 2015 г.

На наш взгляд, данная проблематика не должна исчерпываться профориентацией детей-инвалидов, необходимо составить общую программу мероприятий, технологий и обеспечивающих их специальных научных концепций, которые помогали бы в организации действенной помощи больным и инвалидам разного возраста в вопросах профориентации, профобучения и переобучения, трудоустройства, профессиональной адаптации.

На факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова авторы данного сообщения читают новый спецкурс для студентов-психологов под названием «Психолого-эргономическое обеспечение социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов».

Авторы наметили главные направления психологических исследований, которые при их совместной разработке могли бы составить научную основу эффективной реабилитационной практики. Психологи могли бы, на наш взгляд, принять участие в тех мероприятиях, которые направлены на разработку и научно-методическое обоснование системы профориентационной работы и моделей социализации (так называемого «сопровождаемого проживания») для лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалидов. Данная тематика носит междисциплинарный характер и требует согласованных исследований специалистов-психологов разного профиля: специалистов в области клинической и специальной психологии, психофизиологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии труда и эргономики, социальной психологии, психологии личности. В предлагаемой ниже программе исследований указаны задачи, успешное решение которых возможно представителями соответствующих отраслей психологической науки.

Как известно, принято выделять реабилитацию медицинскую, социальную и профессиональную (Комплексная…, 2005). Проблемы профессиональной ориентации применительно к инвалидам и лицам с ОВЗ касаются вопросов профессиональной реабилитации, которая дополняет и завершает комплекс форм реабилитации инвалида. Профессиональная ориентация направлена на помощь инвалиду в выборе сферы профессионального труда, который может быть ему интересен и доступен с учетом современных орудий, средств и условий труда (Серебряков и др., 2012). При этом предпочтителен выбор такой области трудовой деятельности, где инвалид мог бы проявить свои сильные качества, успешно компенсировать ограничения по здоровью и в идеале оказаться конкурентоспособным на рынке труда, прожить жизнь человека, адекватно включенного в социум, полезного для общества, по праву обладающего достоинством и самоуважением.

Программа психологических исследований в указанной области могла бы, предположительно, включать следующие темы.

  1. Аналитический обзор форм инвалидности, их классификация по критериям сохранных, компенсируемых и стойко нарушенных психических, физиологических и поведенческих функций, не поддающихся в настоящее время коррекции и компенсации. Критерии классификации должны выстраиваться отнюдь не по изолированным функциям и функциональным системам человека, но с учетом их места и роли в деятельности человека как субъекта профессионального труда. При этом имеется в виду обобщенная психологическая модель субъекта труда; примером может быть концепция психологических признаков сознания субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым (1986, 2004). Выполнение исследований в данной области потребует совместных усилий представителей клинической психологии, специальной психологии, психологии труда, психологии развития.

  2. Разработка классификации видов профессионального труда, доступных инвалидам и лицам с ОВЗ. Подобная классификация видов труда должна быть составлена в соответствии с классификацией типичных форм инвалидности и частных вариантов ОВЗ (см. п. 1). Соответственно этой классификации может быть разработана классификация направлений действующих и перспективных профессиональных образовательных программ в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Выполнение этой части исследований потребует совместных усилий клинических психологов, психологов труда, представителей педагогической психологии и педагогики.

  3. Психологический анализ доступности и ограничений для профессионального труда инвалидов, обусловленных особенностями действующей правовой и экономической системы отношений в РФ. Общество должно позаботиться о создании правовых, экономических и организационных условий, при которых профессиональный труд инвалида создавал бы для него преимущества по сравнению с получением пенсии при неработающем статусе. Только в этом случае профориентационные мероприятия могут быть эффективными. Эта задача может быть решена при совместной деятельности юристов, разрабатывающих правовые основы социальной защиты инвалидов, представителей экономики и социологии труда, психологии труда и социальной психологии.

  4. Психологические исследования проблемы создания побудительной мотивации труда инвалидов. В решении этой задачи может быть полезным выявление и описание выдающихся случаев преодоления ОВЗ отдельными инвалидами, случаев их успешной профессионализации и социализации. Положительные примеры можно использовать в целях мотивирования инвалида на выбор трудового способа жизни в противовес пассивному существованию на пособие по инвалидности. Важно изучить также всю палитру возможных демотиваторов и способы их преодоления личностью. В данной области были бы, на наш взгляд, полезны совместные усилия психологов труда, клинических психологов, представителей психологии развития, психологии личности, социальной психологии.

  5. Психологическое изучение путей использования достижений отечественной педагогической психологии в деле совершенствования методов профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, развития у них необходимых профессионально важных качеств (компетентностей). Изучение и анализ применяемых методов и техник освоения профессиональных навыков при различных формах нарушения психомоторной сферы у детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в специализированных школах России и за рубежом. Разработка специальных процедур и техник по освоению трудовых (рабочих) движений современными методами освоения и совершенствования двигательных навыков с применением различных видов срочной информации, биологических обратных связей (БОС) и др. При всей, несомненно, важной специфике обучения инвалидов, обусловленной своеобразием их функциональных и индивидуально-личностных ресурсов, предположительно было бы полезным использовать и достижения теории и практики освоения знаний и умений, накопленные в педагогической психологии, психологии развития и акмеологии, психологии труда, специальной психологии, клинической психологии.

  6. Исследование особенностей, возможностей и ограничений общения представителей разных групп инвалидов и лиц с ОВЗ в контексте их учета и возможностей коррекции в процессе профессионального обучения и далее в профессиональной деятельности. В решении данной проблемы необходима опора на классификацию разновидностей профессионального общения. При этом, на наш взгляд, непродуктивны дискуссии о том, следует ли рассматривать общение как форму деятельности или это особая форма активности человека. В психологии труда мы сталкиваемся с видами профессиональной деятельности, главным содержанием которых является общение профессионала (с клиентами, пациентами, покупателями, пассажирами и пр.). На наш взгляд, психологам-практикам не хватает научно-обоснованной классификации видов профессионального общения, увязанной с классификацией дефектов здоровья, поведенческих функций, коммуникативных действий. Эта сфера — область совместных усилий представителей социальной психологии, психологии труда, психологии развития, педагогической психологи и клинической психологии, специальной психологии.

  7. Разработка комплекса психодиагностических методов для оперативного контроля функционального состояния, направленности личности, отношения к труду, самооценки инвалида (или лица с ОВЗ), являющегося объектом и участником реабилитационных мероприятий. В практике работы с инвалидами необходимо выделить из имеющегося арсенала психодиагностических инструментов те, которые могут быть оперативно использованы при обследовании инвалидов, не потребуют чрезмерно много времени и усилий с их стороны и при этом будут максимально информативны. Здесь также потребуется интеграция опыта тестологов, клинических психологов, представителей дифференциальной психологии, психологии труда, психологии личности, психофизиологии, педагогической психологии (Девишвили и др., 2015).

  8. Исследование психологических особенностей переживания травм, приведших к стойким ОВЗ или инвалидности, психологическое изучение успешного преодоления их последствий. Необходим психологический анализ переживаний человека, ставшего жертвой несчастного случая, перенесшего физическую травму либо тяжелое комплексное травмирующее воздействие, переживаний, сопровождающих профессиональную реориентацию. В этих исследованиях будет полезна интеграция феноменологии, концепций, методов, накопленных в психологии труда, военной психологии, психологии спорта, клинической психологии, психологии личности, психологии развития и акмеологии.

  9. Психологические исследования в области трудотерапии, оккупациональной терапии (терапии занятостью). Здесь имеется в виду разработка психологической теории трудотерапии, методологии ее практики, рекомендации по подбору видов труда в качестве лечебно-восстановительных средств в реабилитации больных и инвалидов самых разных нозологий. Необходим анализ истории вопроса и сбор сведений о современном состоянии и перспективах использования трудотерапии в совокупности с другими методами восстановительного лечения. Отечественный опыт в области трудотерапии при боевых ранениях верхних конечностей времен Великой Отечественной войны освещен в книгах и докторской диссертации С.Г. Геллерштейна (1942, 1943, 1965), в кандидатской диссертации Ю.В. Котеловой (1948), книге А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева (1945). Классическим примером использования трудотерапии при разных формах психопатологии может служить книга С.Г. Геллерштейна и И.Л. Цфасмана «Принципы и методы трудовой терапии психически больных» (1964). В настоящее время в странах Европы и в США действует «Всемирная федерация эрготерапевтов» (с 1951 г.), сегодня ее членами являются 52 страны. Существует также «Всемирная ассоциация оккупациональных терапевтов» (с 1956 г.). В 1970—1980-е гг. возникли первые профессиональные школы эрготерапевтов, сложилась европейская сеть высших учебных заведений по эрготерапии (1995 г., г. Аальборг, Дания). Богатый опыт в данной области представлен в книге «Трудотерапия в Великобритании и Франции» (2000) как результат проекта ТАСИС «Развитие системы социальных служб для уязвимых групп населения», авторами книги являлись как российские, так и зарубежные исследователи.

    С.Г. Геллерштейн (1965) предлагал рассматривать трудовую терапию в качестве особого направления психологии труда, имеющего междисциплинарные связи с медициной и социальной педагогикой. Сегодня несомненна связь трудотерапии и терапии занятостью (оккупациональной терапии), терапии видами занятий, в которых ярко проявляется их целенаправленный характер, к этому виду терапии относится и арт-терапия.

  10. Психологические и эргономические исследования доступности городской среды, транспорта, объектов инфраструктуры и предметов потребления для инвалидов разных категорий и лиц с ОВЗ. В этой области необходимо исследование сложившихся путей и способов адаптации инвалидов к существующим условиям жизни в городской и сельской среде; изучение и анализ различных сред обитания (производственной, жилой, рекреационной и др.) в различных странах с целью их адаптации к возможностям инвалида и выполняемым им видам трудовой деятельности. На наш взгляд, было бы полезным участие психологов и эргономистов в проектировании перспективных составляющих предметно-пространственного окружения человека с ОВЗ, а также в реинжиниринге действующих условий, средств, предметов потребления. Осуществление этой части исследовательского проекта возможно силами представителей психологии труда, психофизиологии, эргономики (Девишвили и др., 2015).

  11. Психологические и эргономические аспекты проектирования и использования технических средств социально-профессиональной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ. Важно организовать изучение и анализ наиболее распространннных систем организации профессионального предметного окружения и специального инструментария для выполнения рабочих операций людьми, имеющими различные формы и виды психомоторных ограничений. Разработка эргономических рекомендаций по организации производственных среды и рабочего инструмента в соответствии с индивидуальными психомоторными ограничениями инвалида. Речь идет о возможном участии психологов и эргономистов в оптимизации существующих и проектировании новых технических средств компенсации дефектов органов чувств и нарушений опорно-двигательной системы. Успех в этом направлении возможен, на наш взгляд, при совместных усилиях представителей когнитивной психологии и когнитивной эргономики, биомеханики, психофизиологии, психологии труда (там же).

  12. Особым научным направлением должно стать психологическое исследование путей возможного предотвращения инвалидности, оздоровления населения, расширения мер профилактики и предупреждения травматизма и аварийности в индустрии, спорте, в армии, на транспорте, в быту. Вопросы психологии безопасности, человеческого фактора в производственном травматизме были в центре внимания второй Всероссийской недели охраны труда (г. Сочи, 18—21 апреля 2016 г.), организованной по инициативе Правительства РФ (Блинникова и др., 2016). Краткая информация о работе этого форума в целом и роли психологии и психологов в профилактике травматизма представлена на сайте http://www.vssot.aetalon.ru

***

В заключение еще раз подчеркнем, что профессиональная реабилитация больных и инвалидов тесно связана с медицинской и социальной реабилитацией. Все виды реабилитации требуют междисциплинарных подходов, использования достижений, концепций и методов разных направлений медицины, социальной педагогики и практически всех отраслей психологии. Междисциплинарный подход невозможно реализовать вне опоры на системную методологию, субъектно-деятельностный подход.

Особая роль психологии труда в научном обеспечении практики социально-трудовой реабилитации инвалидов обусловлена тем, что инвалид рассматривается как личность и потенциальный субъект труда (труда по самообслуживанию, общественно-полезного труда, труда профессионального). Эффективное развитие практики социально-трудовой реабилитации инвалидов невозможно при использовании лишь готовых научных теорий, методов, накопленных в разных отраслях психологической науки. Необходима разработка специальных научных теорий и методов, интегрирующих данные разных отраслей психологии и ориентированных на решение конкретных задач реабилитационной практики.

Список литературы

Блинникова И.В., Леонова А.Б., Носкова О.Г. и др. Эргономика и психология труда в рамках Всероссийской недели охраны труда-2016 // Труды Второй Международной научно-практической конференции «Человеческий фактор в сложных технических системах и средах» (Эрго-2016) (Санкт-Петербург, Россия, 6—9 июля 2016 г.) / Под ред. А.Н. Анохина, П.И. Падерно, С.Ф. Сергеева. СПБ.: Межрегиональная эргономическая ассоциация, ФГАОУ ДПО «ПЭИПК», Северная звезда, 2016. С. 500—504.

Введение в психологию инвалидности: Учебник / Под ред. О.В. Касновой. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.

Геллерштейн С.Г. Восстановление трудоспособности, трудотерапия и трудоустройство в системе работы эвакогоспиталей. Миасс: Изд-во ВЦСПС, 1942.

Геллерштейн С.Г. Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей. М.: Медгиз, 1943.

Геллерштейн С.Г. К построению психологической теории трудовой терапии // Восстановительная терапия и социально-трудовая реадаптация больных нервно-психическими заболеваниями: Материалы Всесоюзной научной конференции 10—13 ноября 1965 г. Л.: НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева, 1965. С. 16—19.

Геллерштейн С.Г., Цфасман И.Л. Принципы и методы трудовой терапии психически больных. М.: Медицина, 1964.

Девишвили В.М., Кононова В.Н., Носкова О.Г. Психология труда и эргономика в социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов // Психология труда, инженерная психология и эргономика: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. Е.А. Климова, О.Г. Носковой, Г.Н. Солнцевой. М.: Юрайт, 2015. Гл. 14. С. 347—373.

Запорожец А.В., Леонтьев А.Н. Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функции руки после ранения. М.: Советская наука, 1945.

Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986.

Климов Е. Введение в психологию труда: Учебник. М.: Академия; Изд-во МГУ, 2004.

Комплексная реабилитация инвалидов: Уч. пособие / Под ред. Т.В. Зозуля и др. М.: Академия, 2005.

Котелова Ю.В. Закономерности восстановления двигательных функций верхних конечностей в процессе трудовой терапии. Из опыта Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.: Дисс. … канд. биол. наук. М., 1948.

Серебряков А.Г., Кононова В.Н. Алтухов В.В. и др. Методические рекомендации по профессиональной ориентации и психологической поддержке граждан с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов. М.: Департамент труда и занятости населения г. Москвы; Принтцентр, 2012.

Трудотерапия в Великобритании и Франции. М.: TACIS, 2000.

Для цитирования статьи:

Девишвили В.М., Носкова О.Г. Психологические исследования в целях содействия социально-трудовой реабилитации инвалидов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.34-44