Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Курбатова Т.Н., Валова Ю.А. Личностные особенности подростков, имеющих опыт сексуальных отношений. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 96-110

Автор(ы): Курбатова Татьяна Николаевна; Валова Юлиана Алексеевна

Аннотация

Представлены результаты сравнительного исследования личностных особенностей подростков, имеющих и не имеющих опыта сексуальных отношений. Выборка: 405 школьников (г. Санкт-Петербург) в возрасте 14—16 лет: 228 сексуально активных (128 юношей и 100 девушек) и 177 сексуально неактивных (100 юношей и 77 девушек). Использованные методики: «Подростки о родителях» Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына; многофакторный личностный опросник «FPI» (фор- ма В) И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел; восьмифакторный личностный опросник Л. Гордона; «Самоактуализационный тест» (САТ) в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз; тест-опросник самоотношения В.В. Столина; «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; авторская анкета. Обнаружено, что вне зависимости от пола подростки с опытом сексуальных отношений отличаются от сексуально неактивных высокой общительностью, склонностью к доминированию и энергичностью. Установлено, что дополнительный фактор, провоцирующий подростков на ранние сексуальные отношения, — эмоциональная дистанцированность родителей на фоне отсутствия системы требований.

Разделы журнала: Эмпирические исследования

PDF: /pdf/vestnik-2016-1/vestnik_2016-1_7_96-110.pdf

Поступила: 21.08.2015

Страницы: 96-110

DOI: 10.11621/vsp.2016.01.96

Ключевые слова: сексуальное поведение; подростковый возраст; личностные характеристики; профессиональная самореализация личности; детско-родительские отношения

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Введение

Длительное время изучение сексуального поведения подростков было табуировано в отечественных психолого-педагогических исследованиях, однако в конце ХХ — начале ХХI в. острота данной темы вновь стимулировала обращение к ней психологов, медиков, социологов, педагогов (Гурко, 2002; Денисенко, Далла Зуанна, 2001; Ивченкова и др., 2001; Кон, 1989, 2001; Собкин, Кузнецова, 1998). В современном мире характер сексуального поведения подростков претерпел существенные изменения. Средний возраст начала половой жизни снизился до 14—16 лет, у подростков увеличилось число заболеваний, передающихся половым путем, абортов, возникли такие проблемы, как отклонения в развитии личности, нарушения межличностных отношений, психологические травмы. В связи с тенденцией распространения подростковых сексуальных отношений при разработке эффективной профилактики необходимо учитывать как факторы, способствующие раннему сексуальному опыту, так и факторы, препятствующие его возникновению.

Проблема сексуального поведения — междисциплинарная. Механизмы воздействия различных факторов, влияющих на его формирование, рассматриваются в рамках биологического, социального, психологического и этического подходов. Отсутствие единого представления, особенно в рамках психологического подхода, о причинах возникновения и факторах, которые служат барьером для начала сексуальных отношений подростков, определяет необходимость дальнейших исследований. Тем более что сегодня явно ощущается недостаток конкретных эмпирических данных, характеризующих особенности сексуальных отношений российских подростков. Анализ литературы показывает, что вступление подростков в половую жизнь объясняется влиянием таких факторов, как свойства личности, включающие мотивационно-ценностную сферу, самоотношение и взаимоотношения с ближайшим окружением. Отсутствие однозначных точек зрения по этому вопросу и определило замысел настоящего исследования.

Цель, задачи, этапы и методы эмпирического исследования

Цель исследования — выявление особенностей личности, мотивации, самоактуализации, самоотношения и детско-родительских отношений у подростков с сексуальным опытом дифференцированно по полу. В качестве дополнительной выступала задача выявления родительского стиля воспитания как фактора, способствующего раннему сексуальному дебюту.

Выборка. В исследовании приняли участие 405 школьников г. Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 16 лет (228 юношей, 177 девушек). Исследуемые были разделены на 4 подгруппы: сексуально активные юноши (128); сексуально активные девушки (100); сексуально неактивные юноши (100); сексуально неактивные девушки (77). Также участвовали 60 матерей респондентов.

Исследование проводилось индивидуально, анонимно и добровольно, оно включало в себя два этапа. На первом этапе изучались особенности личности, мотивации, самоотношения, уровень самоактуализации и детско-родительские отношения с точки зрения родителей и подростков. На втором этапе — особенности сексуального опыта подростков: наличие/отсутствие чувств, инициатива при вступлении в половую жизнь; наличие/отсутствие принуждения при первом половом контакте.

 

Методики

На первом этапе исследования для изучения особенностей личности использовался многофакторный личностный опросник FPI (форма В) И. Фаренберга, Х. Зарга, Р. Гампела (Головей, Рыбалко, 2001). Опросник содержит 12 шкал: невротичность; спонтанная агрессивность; депрессивность; раздражительность; общительность; реактивная агрессивность; застенчивость; открытость; экстраверсия/интроверсия; эмоциональная лабильность; маскулинность/феминность; импульсивность. Величина балла свидетельствует о степени выраженности признака, представленного данной шкалой. К низким относятся оценки в диапазоне 1—3 балла, к средним — 4—6 баллов, к высоким — 7—9 баллов.

Также для изучения личности использовался восьмифакторный личностный опросник Л. Гордона (Gordon, 1956; Меркурьева, 1997). Опросник представлен 8 шкалами: доминантность, лидерство; ответственность; эмоциональная стабильность; общительность; осторожность; оригинальность мышления; межличностные отношения, доверительность; энергичность. Нормативный диапазон от 15 до 30 баллов.

Для исследования особенностей самоотношения использовался тест-опросник самоотношения (Столин, Пантилеев, 1988). Выявляются следующие показатели: шкала S — измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого; самоуважение; аутосимпатия; ожидание положительного отношения от других; самоинтерес; самоуверенность; отношение других; самопринятие; саморуководство; самообвинение; самоинтерес; самопонимание. При значении показателя меньше 50 — признак не выражен, до 74 — средняя степень выраженности, выше 74 — признак ярко выражен.

Для изучения самоактуализации использовался «Самоактуализационный тест» (САТ) в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроз (Гозман и др., 1995). Опросник состоит из 14 шкал, 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. «САТ» измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и 12 дополнительным шкалам: ценностных ориентаций; гибкости поведения; сензитивности; спонтанности; самоуважения; самопринятия; представления о природе человека; синергии; принятия агрессии; контактности; познавательных потребностей; креативности. Сырые баллы переводятся в Т-баллы, диапазон 45–55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму.

Для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей с точки зрения их детей в подростковом возрасте использовалась методика «Подростки о родителях» (Вассерман и др., 2004). Шкалы: позитивный интерес; директивность; враждебность; автономность; непоследовательность. Стандартные баллы располагаются от 1 до 5, и нормой являются 3 балла.

Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье (по мнению самих родителей) (Эйдемиллер, 1996). Для этого измеряются 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция; гипопротекция; потворствование; игнорирование потребностей ребенка; чрезмерность требований-обязанностей ребенка; недостаточность требований-обязанностей ребенка; чрезмерность требований-запретов; недостаточность требований-запретов к ребенку; строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком; минимальность санкций; неустойчивость стиля воспитания. Кроме вышеизложенных, автор выделяет следующие 9 шкал: расширение сферы родительских чувств; предпочтение в подростке детских качеств; воспитательная неуверенность родителя; фобия утраты ребенка; неразвитость родительских чувств; проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств; вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; предпочтение мужских качеств; предпочтение женских качеств, которые позволяют ответить на вопрос, почему родители именно так воспитывают своего ребенка. Диагностическое значение шкал равно 7. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется соответствующая особенность стиля воспитания.

На втором этапе использовалась авторская анкета, состоящая из двух блоков. Первый позволяет оценить способы поведения, которые выбирают подростки для того, чтобы выразить свою симпатию (например, «Чтобы доставить любимому человеку удовольствие, Вы…», «С представителями противоположного пола у Вас чаще всего возникают…»); второй блок определяет непосредственно сексуальную активность юношей и девушек — сексуальные отношения с наличием/отсутствием чувств («К своему партнеру Вы испытываете…», «Чтобы доставить партнеру удовольствие, Вы обычно…»); инициатива при вступлении в половую жизнь («Кто был инициатором первого контакта…», «Кто обычно инициирует сексуальные контакты..»); наличие/отсутствие принуждения при первом половом контакте («При первом контакте Вы испытали…», «При сексуальных контактах Вы обычно чувствуете, что…»). В основе разделения групп лежали субъективные оценки участников исследования.

В обработке эмпирических данных использовались следующие математические методы: анализ номинативных данных с использованием χ² Пирсона; сравнительный анализ с применением t-критерия Стьюдента для независимых выборок; корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона; дисперсионный анализ с применением F-критерия Фишера; дискриминантный анализ с использованием λ Уилкса.

При анализе и описании результатов в данной статье используются только статистически значимые различия и корреляции.

Результаты

Анализ и интерпретация свойств личности

Данные по личностным опросникам Л. Гордона и FPI И. Фаренберга (табл. 1, 2) показали, что для сексуально активных подростков обоего пола характерны склонность к доминированию, энергичность и маскулинность. В таблицах представлены только те результаты, различия которых статистически достоверны.

Таблица 1

Средние показатели по восьмифакторному личностному опроснику Л. Гордона в группах сексуально активных и сексуально неактивных юношей и девушек.

Пол

Личностная детерминанта

Сексуально активные

Сексуально неактивные

t Стьюдента

Юноши

Доминантность, лидерство

27.57

18.34

8.352***

Эмоциональная стабильность

28.22

23.49

3.826***

Энергичность

27.96

19.86

7.112***

Доверительность

26.43

21.21

4.754***

Общительность

27.36

17.57

8.520***

Осторожность

29.29

21.70

6.495***

Девушки

Доминантность, лидерство

22.12

17.98

3.879***

Энергичность

23.12

20.31

3.205**

Общительность

23.32

19.15

4.001***

Примечание . Здесь и в других таблицах: * — p<0 .05; ** — p<0 .01; *** — p<0 .001.

Таблица 2

Средние показатели по личностному опроснику FPI И. Фаренберга в группах сексуально активных
и сексуально неактивных юношей и девушек.

Пол

Личностная детерминанта

Сексуально активные

Сексуально неактивные

t Стьюдента

Юноши

Экстраверсия-интроверсия

5.69

5.17

2.517**

Открытость

4.85

3.92

3.470***

Реактивная агрессивность

7.14

6.51

2.630**

Эмоциональная лабильность

5.48

6.32

‒3.349***

Маскулинность-феминность

5.63

4.79

2.271**

Девушки

Маскулинность-феминность

5.70

4.87

2.398**

Эмоциональная лабильность

7.68

6.70

3.939***

Застенчивость

7.30

6.42

3.260***

Импульсивность

7.63

6.43

3.664***

Сексуально активные юноши более общительны, эмоционально стабильны и осторожны в принятии решений, чем юноши, не имеющие сексуального опыта. Сексуально активные девушки позиционируют себя как эмоционально нестабильных, импульсивных и застенчивых. Т.е. можно предположить, что для них сексуальные контакты являются способом влиться в группу сверстников и средством общения. Сходные данные были получены в работах И.С. Кона (1989).

Дискриминантный анализ установил, что наиболее вероятными факторами, обусловливающими сексуальные отношения девушек, являются потребность в общении (λ=0.502, p<0.001), конформность (λ=0.345, p<0.01), эмоциональная лабильность (λ=0.431, p<0.001). У юношей такими факторами являются доминантность (λ=0.397, p<0.001) и осторожность в принятии решений (λ=0.468, p<0.001). Полученные результаты соответствуют результатам М. Ньюкома с соавторами (см.: Акимова, 2005), которые показали, что сексуальное поведение подростков непосредственно зависит только от того, какая степень важности придается подростком сексуальным отношениям. Высокое самоуважение и напряженные жизненные события повышают, а недостаток опыта разнополого общения снижает значение этой стороны жизни. Коммуникативная некомпетентность в свою очередь связана с пониженным самоуважением, которое отчасти зависит от напряженных жизненных ситуаций (Кон, 1989).

Полученные результаты по тест-опроснику самоотношения В.В. Столина (табл. 3) позволяют говорить о том, что юноши с опытом сексуальных контактов чаще ожидают одобрения отношения со стороны окружения, у них выше самоинтерес, однако выше и самообвинение. Сексуально активных девушек отличает низкое саморуководство, что предполагает трудности в прогнозировании результатов своих поступков.

Таблица 3

Средние показатели по тест-опроснику самоотношения В. Столина в группах сексуально активных и сексуально неактивных юношей и девушек

Пол

Личностная детерминанта

Сексуально активные

Сексуально неактивные

t Стьюдента

Юноши

Ожидание позитивного отношения от других

58.684

48.719

2.403**

Самоинтерес

63.097

53.409

2.289*

Самообвинение

51.542

41.380

2.838***

Девушки

Саморуководство

50.00

62.57

‒3.051***

Таблица 4

Средние показатели по методике «САТ» в группах сексуально активных и сексуально неактивных юношей и девушек 

Пол

Личностная детерминанта

Сексуально активные

Сексуально неактивные

t Стьюдента

Юноши

Самоуважение

8.73

7.60

2.699***

Креативность

6.53

5.45

3.337***

Принятие агрессии

8.31

7.30

2.843***

Ценностные ориентации

11.16

9.45

3.251***

Девушки

Гибкость поведения

10.45

12.57

‒3.125***

Контактность

8.01

9.40

‒3.547***

Ориентация во времени

7.57

9.44

‒4.263***

Поддержка

44.59

47.68

‒2.753**

Познавательные потребности

4.78

5.41

‒2.907**

Самопринятие

9.22

10.44

‒2.929**

Самоуважение

9.67

8.45

2.604*

Ценностные ориентации

12.00

10.89

2.544*

Исследование по тесту самоактуализации «САТ» Л. Гозмана выявило следующие данные (табл. 4). Юноши с опытом сексуальных отношений отличаются от юношей без такого опыта более высокими показателями качеств личности, способствующих самоактуализации (креативность, разделение ценностей самоактуализирующейся личности, таких как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми). Обращает на себя внимание существенная выраженность показателя принятия агрессии, что, по нашему мнению, предполагает открытость жизненному опыту и успешность в построении межличностных отношений. Девушки, не живущие половой жизнью, характеризуются личностной независимостью, внутренним локусом контроля и высокой адаптивностью, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами без  враждебности к окружающим, они гибки в поведении и умеют легко устанавливать доброжелательные отношения. Сексуально активные девушки, напротив, более зависимы от мнения большинства и являются «внешне ориентированными». Среди девушек, живущих половой жизнью, было выделено две группы: с высокими и низкими показателями качеств, способствующих самоактуализации.

Дисперсионный анализ показал, что начало половой жизни влияет на изменение особенностей самовосприятия: у девушек повышается самооценка (F=8.579, p<0.001) — сексуальные контакты частично помогают им справиться с изначально высоким неприятием себя, они становятся более толерантными; а у юношей растет самоуважение (F=10.863, p<0.001).

Для исследования видов сексуальных отношений те, кто имеют такой опыт, были разделены на несколько групп с разным количественным составом. В качестве критерия разделения групп были положены субъективные оценки подростков (табл. 5). Далее было проведено сравнение вышеуказанных групп между собой по методикам: многофакторный личностный опросник FPI (форма В); восьмифакторный личностный опросник Л. Гордона, «Самоактуализационный тест» (САТ) и тест-опросник самоотношения В.В. Столина.

Таблица 5

Количественный состав групп подростков с разными типами сексуальных отношений

Тип сексуальных отношений

Юноши

Девушки

Отсутствие любви

78

34

Наличие любви

21

66

По самостоятельной инициативе

60

27

По инициативе партнера

25

57

Без элементов принуждения

11

10

С элементами принуждения

2

26

Выявлено, что общительность как широта социальных контактов объединяет тех юношей и девушек, сексуальные отношения которых не сопровождаются привязанностью. Вероятнее всего, они имеют разнообразный опыт общения со сверстниками, и сексуальные отношения выступают как одна из форм общения, не обязательно сопровождающаяся чувством любви. Результаты дискриминантного анализа, показали, что девушки, начинающие сексуальные отношения по любви, являются более ответственными (λ=0.765, p<0.01), осторожными в принятии решений (λ=0.566, p<0.001) и разделяют ценности самоактуализирующейся личности (λ=0.446, p<0.001).

Также дискриминантный анализ, выявил, что девушки, которые самостоятельно приняли решение о начале своих сексуальных отношений, больше доверяют людям (λ=0.132, p<0.01) и ориентированы на одобрение со стороны окружения (λ=0.228, p<0.01). Юноши, которые являются инициаторами сексуальных контактов, с одной стороны, показывают девушкам, что те привлекательны для противоположного пола, с другой — видят в таких девушках особенности, которые позволяют сделать вывод о том, что с ними возможны сексуальные отношения. Девушки, чьи сексуальные отношения инициируются партнером, с одной стороны, не считаются со своими чувствами и обесценивают свои потребности (λ=0.700, p<0.001), с другой — более толерантны (λ=0.229, p<0.01), позитивно воспринимают людей (λ=0.132, p<0.05) и более чувствительны к их потребностям и желаниям (λ=0.417, p<0.001). Наиболее вероятными факторами, которые позволяют предположить, что не сама девушка будет инициатором, являются способность жить одним днем (λ=0.229, p<0.01), чувствительность к потребностям другого человека (λ=0.039, p<0.05), доверчивость (λ=0.132, p<0.05) и нечувствительность к своему гневу (λ=0.700, p<0.001).

Для юношей, которые сами решили начать сексуальные отношения, характерно высокое самоуважение. Личностными особенностями, которые в наибольшей степени могут оказать влияние на то, что юноша не сам инициирует сексуальные отношения, являются высокая осторожность (λ=0.792, p<0.001) и эмоциональная неустойчивость (λ=0.918, p<0.001). Осторожность не дает им открыто выражать свои сексуальные желания, и в этом случае юноша, боясь отказа, предпочитает проявление инициативы со стороны девушки.

Результаты исследования личностных особенностей подростков, чей сексуальный опыт связан с принуждением, оказались противоречивыми. Под принуждением в данном случае понимается переживание негативных эмоций и чувств при сексуальных контактах, инициированных партнером. Для девушек, чей сексуальный дебют не сопровождался принуждением, характерны высокая общительность (λ=0.098, p<0.05) и высокий уровень самообвинения (λ=0.314, p<0.01). Именно потому, что инициативность партнера не дала девушкам возможности выразить свое истинное желание или нежелание сексуального контакта, они и испытали неприятные ощущения от интимной близости при наличии вышеописанных особенностей личности. У девушек с высоким самообвинением и низким принятием себя инициатива партнера не вызвала отрицательных эмоций. Вероятно, такой вариант отношений воспринимается ими как привычный или они считают, что заслужили подавления себя в сексуальной сфере.

 

Детско-родительские отношения как фактор, способствующий раннему сексуальному опыту

По данным методики «Подростки о родителях» Л.И. Вассермана, для всех подростков независимо от пола важным фактором, провоцирующим вступление в сексуальные отношения, оказались особенности детско-родительских отношений. Наиболее распространенными стратегиями детско-родительских взаимоотношений по вопросам, связанным с сексом, являются стратегии «сокрытия» и «отстраненности». Из фигур семейного окружения наибольший «вклад» в формирование сексуальной компетентности подростка независимо от пола обычно вносит отец (Гурвич, 1999; Кон, 1989, 2001).

По данным настоящего исследования, семьи подростков с опытом сексуальных отношений характеризуются эмоциональной дистанцированностью родителей, при этом отцы мало участвуют в воспитательном процессе (табл. 6).

Таблица 6

Средние показатели по методике «Подростки о родителях» Л. Вассермана в группах сексуально активных и сексуально неактивных юношей и девушек

Пол

Личностная детерминанта

Сексуально активные

Сексуально неактивные

t Стьюдента

Юноши

Близость матери

2.29

3.05

‒3.737***

Непоследовательность матери

3.73

3.16

2.554*

Автономность отца

1.62

3.37

‒7.754***

Позитивный интерес отца

1.54

2.62

‒4.097**

Девушки

Автономность матери

3.70

2.94

3.859***

Близость отца

2.26

2.98

‒3.842***

Враждебность отца

3.58

3.02

2.406*

Непоследовательность отца

3.77

3.24

2.575*

У девушек сексуальный опыт часто связан с тем, что отцы критичны по отношению к ним (λ=0.557, p<0.001), что в значительной степени подталкивает их к поиску мужского внимания. У юношей наличие половой жизни, напротив, связано с низкой директивностью отцов (λ=0.641, p<0.001) и автономностью матерей (λ=0.815, p<0.001), от которых они не получают четкой системы требований. Девушки, сексуальные отношения которых инициируются партнером, характеризуют отцов как высоко критичных (λ=0.493, p<0.01) и автономных (λ=0.189, p<0.01). Такой стиль воспитания приводит к тому, что фигура мужчины воспринимается как абсолютный авторитет, что переносится на мужчин вообще и на сексуального партнера в частности. Было выявлено также, что у девушек, которые не смогли отказать в близости партнеру, с большей вероятностью были высоко директивные отцы. Для девушек, чей сексуальный дебют не сопровождался принуждением, характерно наличие эмоционально близких отношений с обоими родителями.

Для того чтобы оценить, насколько мнение подростков о семейной ситуации отличается от восприятия воспитательного процесса родителями, были опрошены 38 матерей юношей и 22 матери девушек по методике АСВ Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса. Сравнительный анализ был проведен по критерию U Манна—Уитни для малых выборок.

Матери, чьи сыновья еще не живут половой жизнью, чаще считают себя склонными переносить свои проблемы во взаимоотношениях с супругом на процесс воспитания (U=43.000, p<0.05) оценивают себя как «строгих», склонных к повышенным требованиям, запретам и санкциям. Мужья, отцы сыновей, видятся им как склонные «жалеть» и «идти на поводу у детей». Сами юноши, не живущие половой жизнью, оценивают матерей как строгих, с четкой и понятной системой требований.

Матери девушек отмечают, что в недостаточной степени удовлетворяют духовные и эмоциональные потребности дочерей (t=2.664, p<0.01) и оценивают свое поведение как нестабильное, непоследовательное, колеблющееся от строгого стиля воспитания к либеральному (t=2.869, p<0.01) и, наоборот, от доброжелательного внимания к эмоциональному отвержению.

Выводы

  1. Особенности личности подростков, имеющих опыт сексуальных отношений, — это склонность к доминированию, энергичность и маскулинность.

  2. Дискриминантный анализ установил роль дополнительных факторов, провоцирующих сексуальные отношения у подростков. Такими особенностями у девушек являются влюбленность, зависимость от мнения большинства и эмоциональная лабильность; у юношей — доминантность и самостоятельность в принятии решений.

  3. Многочисленные поверхностные социальные контакты, которые свойственны сексуально активным подросткам, не снижают их высокой потребности в эмоциональной близости.

  4.  Эмоциональная дистанцированность родителей на фоне отсутствия системы дисциплинарных требований провоцирует вступление подростков в сексуальные отношения.

  5.  Для подавляющего большинства исследуемых подростков сексуальные отношения являются одним из путей познания мира. Это познание повышает самоуважение юношей и способствует самопринятию девушек.

Список литературы

Акимова Л.Н. Психология сексуальности. Одесса: СМИЛ, 2005.

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2004.

Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест: Учебное пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1995.

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Питер, 2001.

Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

Гурко Т.А. Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 83—91.

Денисенко М.Б., Далла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение молодежи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83—87.

Ивченкова Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 50—57.

Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989.

Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. М.: Феникс, 2001.

Меркурьева Е.Ю. Адаптация личностного опросника Леонарда Гордона: Дипломная работа. СПб., 1997.

Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска: Аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998.

Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 123—130.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996.

Gordon L.V. Manual: Gordon Personal Inventory. Yonkers-on-Hudson, NY: World Book Company, 1956.

Для цитирования статьи:

Курбатова Т.Н., Валова Ю.А. Личностные особенности подростков, имеющих опыт сексуальных отношений. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 96-110