ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Бордовская Н.В., Даринская Л.А. «Ананьевские чтения-2012»: проблемы психологии образования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 191-200.

Автор(ы): Бордовская Н.В. ; Даринская Л.А. ;

Аннотация

a:2:{s:4:"TEXT";s:710:"<p>1 августа 2012 г. исполнилось 105 лет со дня рождения Бориса Герасимовича Ананьева, известного психолога, профессора, создателя концепции факультета психологии ЛГУ (СПбГУ). О нем написано немало теплых слов и в юбилейных сборниках, и в воспоминаниях его коллег, соратников, учеников. Данью памяти основателю ленинградской психологической школы является традиционная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения», которая проводится на факультете психологии СПбГУ в течение более чем трех десятилетий и всегда осенью, в октябре. С каждым годом расширяется география и состав участников конференции, включаются новые формы взаимодействия (телеконференция, интерактивные мастер-классы). </p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

PDF: /pdf/vestnik_2013_1/vestnik_2013-1_191-200.Pdf

Страницы: 191-200

Ключевые слова: психология образования;

1 августа 2012 г. исполнилось 105 лет со дня рождения Бориса Герасимовича Ананьева, известного психолога, профессора, создателя концепции факультета психологии ЛГУ (СПбГУ). О нем написано немало теплых слов и в юбилейных сборниках, и в воспоминаниях его коллег, соратников, учеников. Данью памяти основателю ленинградской психологической школы является традиционная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения», которая проводится на факультете психологии СПбГУ в течение более чем трех десятилетий и всегда осенью, в октябре. С каждым годом расширяется география и состав участников конференции, включаются новые формы взаимодействия (телеконференция, интерактивные мастер-классы).

Традиционно организацией конференции поочередно занимаются кафедры факультета психологии СПбГУ. Такой подход позволяет расширить тематику «Ананьевских чтений», рассмотреть результаты научных исследований с разных позиций и в то же время комплексно, представить развитие психологической науки в динамике. Заниматься подготовкой, организацией и проведением конференции всегда большая честь и ответственность. В этом году эстафету приняла кафедра психологии и педагогики личностного и профессионального развития (зав. кафедрой — действ. член РАО, профессор Н.В. Бордовская).

Основным направлением работы международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения», проходившей 16—18 октября 2012 г., были проблемы современной психологии образования, которые широко обсуждались как на теоретико-методологическом, так и эмпирически-прикладном уровнях. В рамках «Ананьевских чтений-2012» проведены пленарное заседание, три симпозиума, мастер-класс, два семинара, работали 10 секций и 8 круглых столов, выпущен сборник материалов конференции.

Торжественное открытие «Ананьевских чтений-2012» состоялось в актовом зале главного здания СПбГУ. С приветственным словом к гостям и участникам конференции обратились проректор по направлениям история, философия и психология Л.А. Цветкова и декан факультета психологии А.В. Шаболтас. Выступающие подчеркнули актуальность конференции, посвященной проблемам психологии образования, поиску новых идей и подходов, форм работы и методического инструментария практических психологов в условиях реформирования и коренного изменения всей отечественной системы образования.

На пленарном заседании с докладами выступили ведущие ученые и специалисты в области психологии образования. Профессор Л.А. Регуш (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург) осветила ряд ключевых моментов становления психологии образования, ее взаимосвязей с педагогической психологией. В частности, были проанализированы факты слабого влияния научных результатов в области педагогической психологии на образовательную практику, подчеркнута необходимость расширения предметного содержания педагогической психологии.

В докладе профессора, члена-корреспондента РАО М.А. Лукацкого (Институт теории и истории педагогики РАО, Москва) были затронуты проблемы интеграции философской и психологической антропологии в контексте образования современного человека. Поднимались вопросы трактовки феномена образования и интеллектуального развития человека в разных теориях психологической антропологии; специфики факторов, объединяющих психологов-антропологов; обогащения психологической антропологии новыми теоретическими концептами. Особое внимание было уделено анализу концептов «когнитивный стиль» и «сенсотип».

В пленарном докладе профессора, члена-корреспондента РАО А.А. Реана (Москва) рассматривались особенности подростковой и юношеской субкультур, связанных с социальным максимализмом; поднималась проблема отношений развивающейся личности и подростковой культуры с позиций рисков экстремизма. Приведенная в докладе статистика и конкретные факты «заигрывания» с молодежными группами и движениями экстремистской направленности подтвердила мнение о расширяющихся границах асоциального поведения молодежи. Докладчик обозначил круг новых задач психологов в работе с подростками и связанные с ними направления психолого-педагогических исследований исходя из социально-психологических проблем воспитания и духовного развития молодого поколения в российской действительности.

В выступлении С.М. Шингаева (Академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург) поднималась проблема изменения статуса службы практической психологии в образовании. Опираясь на статистические данные, докладчик обозначил новые аспекты работы практических психологов в системе дошкольного и школьного образования. На конкретных примерах были показаны трудности, с которыми сталкиваются практические психологи и которые снижают эффективность их профессиональной деятельности. В их числе слабая материальная поддержка, сложное взаимодействие с администрацией и педагогами, нежелание родителей принимать помощь и советы психолога.

Уникальные результаты лонгитюдного исследования старшеклассников, представленные в форме социально-психологического портрета выпускника петербургской школы, продемонстрировал в своем пленарном докладе профессор С.Г. Вершловский (Академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург). Докладчик охарактеризовал совокупность общих свойств, присущих данной социальной группе, и проанализировал их изменения за 20 лет на фоне социальной нестабильности и постоянного реформирования системы образования.

Психологические вопросы безопасности в образовании как отрасли человекопроизводства были рассмотрены в выступлении профессора, член-корреспондента РАО И.А. Баевой (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург). По мнению автора, обеспечение психологической безопасности образовательной среды, охрану и поддержание психического здоровья ее участников следует принять как приоритетное направление деятельности служб психологического сопровождения в современной системе образования.

На симпозиуме «Теоретические и методологические проблемы психологии образования» обсуждался междисциплинарный и комплексный характер психолого-педагогических исследований. Множественность методологических позиций психологов в изучении проблем современного образования с опорой на экопсихологический, субъектно-деятельностный и другие подходы была представлена как полипарадигмальность. В центре активного обсуждения оказались вопросы изменения круга психологических явлений в сфере современного образования и появления новых объектов, подлежащих психологическому изучению и категоризации. Как особенно значимые для изучения были выделены проблемы субъектов образования и их психологического здоровья; психолого-педагогического сопровождения новаций в средней и высшей школе; гетерохронности и усложнения этнического состава современных школьников и студентов; обучения на протяжении всей жизни; мобильности студентов и преподавателей; обеспечения эффективности образовательного процесса на основе принципов индивидуальности и вариативности; качества образования; воспитания и социализации личности. Методологическими ориентирами психолого-педагогических исследований были названы междисциплинарный и интегративный подходы, категоризация новых объектов психологии образования, психотехника. Обсуждались возможности кросс-культурных международных проектов и лонгитюдных исследований по проблемам психологии образования, методологического обеспечения психологии специального и инклюзивного образования.

На симпозиуме «Интеллектуальная компетентность личности: когнитивный, культуральный, образовательный аспекты» были представлены исследования когнитивной компетентности современных людей в разных видах их повседневной интеллектуальной деятельности. В докладах поднимались вопросы специфики конструирования человеком собственных жизненных смыслов; метакогнитивной регуляции; интеллектуальных привычек, связанных с чтением; влияния билингвизма на успешность решения наглядно-образных задач на креативность. Был сделан акцент на такие проблемы, как социализация интеллекта, формирование метакогнитивных навыков и разработка программ развития интеллектуальной компетентности.

На симпозиуме «Вклад профессора Бориса Дмитриевича Парыгина в развитие социальной психологии» выступающие высоко оценили участие профессора Б.Д. Парыгина в развитии социальной психологии, проанализировали его концепции общения, личности, деятельности, социально-психологических состояний личности и общности, социально-психологического климата; подчеркнули методологическое значение социально-психологической теории Б.Д. Парыгина для современной психологии; рассмотрели перспективы эмпирических и прикладных исследований на базе социально-психологической теории ученого. Наиболее значимыми для исследований были названы проблемы социально-психологических барьеров и социально-психологических состояний, а также развитие общей социально-психологической теории.

В работе секции «Проблемы личностного и профессионального развития в образовании» поднимались вопросы формирования психологической компетентности специалистов, работающих в сфере образования; неравенства психологических позиций во взаимодействии педагог—обучающийся; преподавания психологии в школе; психолого-педагогического сопровождения учащихся и учителей; формирования гуманистической направленности будущих специалистов-психологов и развития творческой деятельности педагога. В теоретическом плане предлагались к рассмотрению и обсуждению идеи педагогической антропологии и нового направления — когнитивной педагогики. Большую дискуссию вызвали проблемы психологической службы в школе, сотрудничества и противостояния психологов и педагогов, способов корректного внедрения психологических знаний в образовательный процесс. С интересом обсуждалась тема отношения к репетиторству детей, родителей и самих репетиторов. Участники отметили, что данная область в психологическом контексте практически не исследована, хотя репетиторство в нашей стране — давно существующая реальность.

В процессе работы секции «Психология развития и дифференциальная психология» отмечалось, что представленные доклады охватывают широкий круг проблем, таких, как соотношение образования и развития личности в период взрослости; этнокультурные особенности картины жизненного пути человека; временнАя трансспектива; динамика социального интеллекта у младших школьников и подростков; кросс-культурные исследования психологических проблем современных подростков; становление личностной и профессиональной идентичности студентов вузов. Была отмечена актуальность исследования потенциалов раннего детства, развития социального интеллекта на разных этапах онтогенеза, психологических особенностей одаренных детей и подростков, личностной зрелости, психологической помощи детям, подросткам и взрослым в трудных и кризисных ситуациях.

На секции «Развитие личности в культурном контексте» рассматривались аспекты культурной детерминации психических феноменов, влияния языка на принятие решения у билингвов, анализа художественного текста для создания культурно-исторической типологии личности. Активно обсуждались вопросы отношения потребителей к брендовой одежде, роли художественной литературы в личностном и профессиональном развитии психологов. Общим стержнем дискуссий стала тема совести как регулятора поведения личности, которая обсуждалась и в культурно-историческом, и в кросс-культурном, и в педагогическом аспектах.

В центре внимания секции «Психология профессионального здоровья и здоровьесберегающие технологии в организации» находились прикладные вопросы психологии профессионального здоровья. В докладах обсуждались проблемы психологического обеспечения профессионального здоровья работников образовательной системы, а также результаты эмпирических исследований профессионального здоровья в педагогической деятельности. Участники пришли к выводу, что разработка и реализация организационных программ сохранения профессионального здоровья являются актуальным направлением для будущих исследований.

На секции «Современные проблемы детской клинической психологии» обсуждались вопросы о роли отношений и взаимодействия ребенка с матерью в развитии особенностей пищевого поведения детей, в том числе и ситуации, приводящие к психопатологии. БОльшая часть докладов содержала результаты лонгитюдных исследований, посвященных различным аспектам развития недоношенных детей, воспитывающихся в семьях и в домах ребенка, а также сравнительного анализа особенностей психологического взаимодействия близких взрослых и детей, имевших опыт проживания в домах ребенка и возвращенных в биологические семьи или переведенных в приемные.

На секции «Формирование социальных умений и нравственности в семье» были выявлены наиболее актуальные направления семейной психологии, такие, как психология семейного гостеприимства, межпоколенные отношения в семье, применение нарративного подхода в семейной психологии. С точки зрения практики актуальной является работа по созданию новых методик, позволяющих оценить различные стороны семейного взаимодействия, — уклад семьи, доверие супругов друг другу, воспитанность и нравственное развитие детей школьного возраста.

На секции «Социальная и этническая психология» особый интерес вызвали проблемы межэтнических отношений, структуры и содержания компетентности, необходимой для жизни в мультикультурной среде, факторов гармонии—напряжения в межэтнических отношениях. Участники отметили, что новизна исследований связана с построением теоретически обоснованных моделей, которые могут быть апробированы в современной России для снижения межэтнической напряженности. Большой интерес вызвали темы исследования ценностей при помощи имплицитного теста; интернет-поведения; прогнозирования девиантного поведения в сфере социальной психологии здоровья; стратегий обращения личности со своим социальным капиталом; чтения социальной ситуации через работу с произведениями искусства.

На секции «Психология развития и обучения персонала» были подняты вопросы оптимизации деятельности работников в современных условиях. Выяснялись факторы, провоцирующие социально-психологическую дезадаптацию педагогов общеобразовательной школы, а также обучения персонала при помощи игровых техник. Активно обсуждались возможности подготовки лидеров, отличающихся от менеджеров по функциям и свойствам.

На секции «Психофизиология» участники отметили, что на данный момент упор в психофизиологических исследованиях делается на разработку новых методов диагностики и анализа психофизиологических данных, на создание новых подходов к интерпретации психофизиологических показателей через призму системного междисциплинарного подхода. Актуальными являются проблемы психофизиологии стресса и обучения. Основная исследовательская задача психофизиологических исследований состоит в том, чтобы объяснить поведение в целом и отдельные процессы в частности в терминах активности мозга с использованием современных научных данных из смежных областей — нейробиологии, нейрофизиологии, нейроиммуноэндокринологии.

В центре внимания участников круглого стола «Психологическая зрелость личности» находились теоретико-методологические вопросы психологической зрелости взрослого человека, динамики развития и трансформации характеристик, составляющих основу данного феномена. Возникшая дискуссия существенно расширила представления всех присутствующих о проблеме, а также выявила новые направления в изучении специфики развития психологической зрелости и ее формирования. Участники особенно подчеркнули взаимосвязь новизны данного исследования с традициями петербургской психологической школы.

На круглом столе «Антропологическая теория психического развития и ее перспективы в XXI веке (к 105-летию со дня рождения Б.Г. Ананьева обсуждалась разработанная Б.Г. Ананьевым антропологическая теория развития. В рамках этой теории обсуждалась проблема соотношения психического развития и общего развития индивида и личности, т.е. процессов онтогенеза и социальной жизнедеятельности на жизненном пути в ту или иную историческую эпоху. Идея целостности развития, подкрепленная выводами, полученными в результате комплексных исследований, особенно ценна для педагогической антропологии и педагогики, поскольку указывает на новые возможности управления развитием воспитанников путем использования открытых наукой закономерностей. Участники подчеркнули, что идеи Б.Г. Ананьева крайне плодотворны и помогают дальнейшему развитию психологии. При этом отметили, что предстоит большая работа по систематизации сделанного психологами с тем, чтобы раскрыть новые возможности ее внедрения в практику.

Основная проблема круглого стола «Проблемы и перспективы инклюзивного образования» — разработка концепции инклюзивного образования в России, ее отличие от зарубежных моделей инклюзии в странах Европы и США. Рассматривались вопросы этических норм работы специалистов в контексте инклюзивного образования, важности комплексного подхода в решении задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, роли родителей в определении педагогического маршрута инклюзантов, здоровьесберегающих технологий повышения успешности обучения и социализации детей и подростков. Участники обострили проблему недостаточной психологической подготовленности общества к инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду со здоровыми сверстниками. В результате были сделаны выводы о недостаточности методологического обоснования концепции инклюзивного образования в России; о необходимости разработки психотехнологий для повышения эффективности обучения и воспитания детей в условиях инклюзии; об усилении роли психолога для оказания помощи субъектам инклюзивного образования.

На круглом столе «Концепция обучения на протяжении всей жизни: человек в диалоге с окружающим миром» участники обсуждали концепцию непрерывного образования (life-long-learning) с позиций психологии, социологии и философии. В настоящее время непрерывное образование рассматривается как система взглядов на практику обучения и образования, в которой учебная и познавательная деятельность человека представляется как неотъемлемая и естественная составляющая часть его образа жизни во все возрастные периоды. Докладчики подняли проблемы готовности взрослых людей к образованию и обучению на протяжении всей жизни с позиции искусства, обсудили концепцию непрерывного образования как приоритетное направление Европейской образовательной политики. Участники пришли к выводу, что непрерывное образование — это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.

На круглом столе «Политическая культура в современном образовании» обсуждалось влияние реформы образования на стимулирование труда, мотивацию, профессиональные навыки и самочувствие школьных учителей. Серьезное внимание было уделено методологическим вопросам и обсуждению термина «культура». В выступлениях затрагивались такие важнейшие проблемы, как формирование политической культуры в студенческой среде и референтных группах, изменение ценностной сферы молодежи, авторитета школьного учителя. Участие в круглом столе студентов дополнило взгляд экспертов живыми примерами и новыми идеями.

В работе круглого стола «Подготовка специалистов по работе с психической травмой и кризисными состояниями» обсуждался широкий спектр проблем, связанных с оказанием психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях, спецификой деятельности специалистов в данной области, подготовкой таких специалистов на опыте России, Германии и Израиля. Поднимались вопросы изучения особенностей аддиктивных состояний у лиц, перенесших боевое посттравматическое стрессовое расстройство; профилактики психических травм у сотрудников метрополитена; психологической подготовки врачей-онкологов, а также специалистов по работе с жертвами буллинга. Были затронуты темы кризиса семейных отношений в официальном и неофициальном браках, психологических ресурсов профессионализма, обсужден опыт помощи на Саяно-Шушенской ГЭС, подготовки-специалистов по организации ролевых игр живого действия при социализации подростков.

На круглом столе «Современная семья: проблемы и социальные риски» участники обсуждали такие вопросы, как высокий уровень рискованного поведения детей; усиление тенденции, связанной с насилием над детьми; разобщенность различных структур в работе с семьями (системы образования, МВД, здравоохранения и др.). Бурную дискуссию вызвали проблемы краткосрочности проектов и программ по работе с семьями, по завершении которых нельзя говорить о достижении какого-либо устойчивого эффекта. При этом участники отметили, что активно ведутся разработки новых программ и их внедрение, проводятся тренинги формирования модели осознанного родительства, поступают предложения воспользоваться опытом иностранных коллег (социальные инновации, отказ от детских домов и др.).

На круглом столе «Психолого-педагогические проблемы в спорте» обсуждалась специфика профессиональной деятельности психолога в спорте. Важным с точки зрения психолого-педагогических проблем является вопрос поиска и развития спортивных способностей, а также совершенствование системы физического воспитания в стране как необходимой основы для взращивания талантов в спорте. Большое внимание было уделено вопросам личности тренера и тем профессиональным качествам, которые позитивно влияют на личностное формирование юного спортсмена. В процессе обсуждения была затронута значимая для современного спорта проблема выбора между дисциплинарными педагогическими воздействиями, адекватными поведению спортсмена, и необходимостью отказа от этих воздействий из-за гонки за спортивными результатами.

На семинаре «Профилактика рискованного поведения в отношении здоровья в образовательных учреждениях» обсуждались особенности субъект-субъектных и субъект-объектных отношений лиц с наркотической зависимостью, этические аспекты профилактики рискованного поведения в образовательных учреждениях. Участники отметили важность соблюдения принятых в мировой практике этических норм и принципов при проведении исследований рискованных форм поведения, привели примеры возможных этических дилемм, возникающих при осуществлении профилактической работы с несовершеннолетними.

Российско-американский семинар «Научно-обоснованные подходы к профилактике рискованного поведения в образовательной среде: опыт США и России» показал, что проблемы распространения и превенции инфекций, передаваемых в контексте близких отношений с другими людьми, входят в перечень наиболее обсуждаемых на ведущих мировых психологических форумах и страницах международных периодических изданий. Участники отметили, что для России данная проблематика является неразработанной в рамках лонгитюдных исследований, отсутствуют государственные программы и политика в превенции поведенческих рисков в области здоровья для детей и юношества. Одним из конкретных результатов семинара стала официальная договоренность о подаче совместной научной заявки Санкт-Петербургского и Йельского университетов для участия в конкурсе Национальных институтов здоровья США в области превенции ВИЧ/СПИД.

В ходе мастер-класса «ProActive: проект развития креативности учителей с помощью Game Based Learning (обучения, основанного на игре была продемонстрирована методика обучения с помощью компьютерных игр. Теоретическая основа обучения через игру представляет обобщение существующих в современной психологии образования техник обучения с помощью компьютерных технологий, дает новый взгляд на современные образовательные технологии. Участники мастер-класса смогли самостоятельно создать игру для образовательных целей, получить не только полезный опыт, но и программную оболочку для разработки подобных игр в практических и научных целях.

На торжественном закрытии конференции «Ананьевские чтения-2012» был сделан доклад С.Н. Костроминой (СПбГУ) «Место психологии образования в системе психологического знания», в котором был представлен анализ диссертационных исследований в области педагогической психологии за 15-летний период. Результаты анализа показали, что бОльшая часть исследований посвящена социальным и организационным проблемам образования. Отмечено усиление интереса психологов к социальной проблематике изучения личности детей и взрослых в контексте образовательной среды. Исследования, посвященные изучению психологических закономерностей эффективных систем обучения, воспитания и развития способностей, самой педагогической деятельности и взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности на различных уровнях и ступенях образовательного процесса, стали занимать лишь часть проблемного поля. Так, с конца 1990-х гг. доминировали исследования, посвященные проблемам менеджмента образования, реализации психологических услуг и психолого-педагогическому обеспечению непсихологических областей знаний. С 2000 по 2005 г. в фокусе внимания исследователей — проблемы психологической помощи, сопровождения детей и взрослых в системе образования. С 2006 г. по настоящее время — психологические проблемы обучения и развития его субъектов в соответствии с целями образовательного процесса, психологический климат и межличностные отношения субъектов образовательной деятельности. Ключевым вопросом для современной психологии образования является поиск ее ресурсов, что предполагает нахождение новых способов интеграции междисциплинарного знания в едином психологическом знании о сфере образования.

В качестве перспектив развития психологии образования были обозначены экспериментальные исследования нейропсихологических основ обучения, воспитания и развития человека; непрерывное личностное и профессиональное развитие человека в пространстве образования; психологическая экспертиза образовательной среды и ее социальный, организационный и когнитивный аспекты.

Подводя итоги, следует отметить, что конференция привлекла внимание более 400 участников, среди которых были представители как отечественной, так и зарубежной психологической и педагогической науки. Все выразили заинтересованность в развитии психологии образования на российском и мировом уровнях и, по результатам опроса, планируют участие в «Ананьевских чтениях-2013». 

Для цитирования статьи:

Бордовская Н.В., Даринская Л.А. «Ананьевские чтения-2012»: проблемы психологии образования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 191-200.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер