Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Эмоциональная составляющая образа волонтерства в представлениях студентов психолого-педагогических направлений

Аннотация

Актуальность. Волонтерство является деятельностью, в которую люди включаются инициативно, добровольно, с целью улучшить условия жизни сообщества. Исследования показывают постоянно возрастающую роль волонтеров в решении социальных трудностей. Однако организаторы волонтерской активности сталкиваются с проблемой недостаточного уровня устойчивой вовлеченности людей в эту деятельность. Студенчество является периодом активной социализации, и волонтерская работа студентов позволяет им приобретать важные качества, необходимые для успешной социализации. Эмоции являются свидетельством вовлеченности и обеспечивают устойчивость мотивации. Поэтому важно понять, как студенты отражают в своих представлениях волонтерство. Это позволит организатором волонтерской деятельности формировать устойчивую мотивацию участников.

Цель. Выявить особенности эмоциональной составляющей образа волонтерства в представлениях студентов психолого-педагогических направлений университетов.

Методы. Для составления профиля использован тезаурус эмотивной лексики Л.Г. Бабенко. Сбор данных осуществлялся методом ограниченных ассоциаций. Задача респондентов дать 9 ассоциаций (по 3 глагола, существительных, прилагательных) на слово «волонтерство». Выявлялась частота ассоциаций, соотнесенных с категориями эмотивной лексики и сформирован рейтинг этих категорий.

Выборка. В исследовании участвовали 173 студента вузов.

Результаты. Наиболее частотными по количеству используемых ассоциаций являются категории доброты, жалости, искренности и радости. Эти эмотивные категории характеризуют эмоциональную составляющую образа волонтерства в тезаурусе студентов. Анализ денотативно-идеографических групп с учетом функционально-семантических категорий показывает, что в ассоциациях студентов эти категории представлены неравномерно. Наиболее выражена категория эмоционального отношения и совершенно не представлены категории эмоционального воздействия и становления эмоционального отношения. Построен рейтинг денотативно-идеографических групп по частоте используемых респондентами ассоциаций о волонтерстве.

Выводы. Категории эмотивной лексики комплементарны содержанию волонтерской деятельности. Эмоциональная составляющая образа, выявленная при помощи денотативно-идеографических групп и функционально-семантических категорий, отражает и особенности эмоциональной регуляции волонтерской деятельности и личностные конструкты студентов.

Литература

Бабенко Л.Г. Алфавит эмоций: словарь-тезаурус эмотивной лексики. Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2021.

Васильева И.В., Чумаков М.В. Представления студентов-психологов о волонтерской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 161–169.

Донина О.В., Борискина О.О. Эмотивная лексика в аспекте ареальной вариативности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 41–45.

Жукова А.Г., Мандрикова Г.М. «Доброволец» и «волонтер» в современном социально-политическом дискурсе. Образ России в условиях информационной войны конца XX — начала XXI в. Тенденции обновления политического дискурса: Материалы международной научной конференции, Магнитогорск, 23–25 ноября 2017 года. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017. С. 405–414.

Золотова Н.О. Рефлексивность обыденного сознания и естественный метаязык // Вопросы психолингвистики. 2019. № 4 (42). С. 50–61.

Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Говин О. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности // Образование и наука. 2019. № 6. С. 122–145.

Леньков С.Л., Мацюк Т.Б. Сравнительный системный анализ феноменов добровольчества и волонтерства // Системная психология и социология. 2018. № 1 (25). С. 95–109.

Леханова О.Л., Кизимова Е.А. Организация работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. № 1. С. 142–148.

Логинова Н.В. Добровольчество как социальное явление: опыт презентации концептуального словаря // Политическая лингвистика. 2012. № 3. С. 149–156.

Луков В.А. Тезаурусный подход // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 247–252.

Мерзлякова Е.В. Особенности семантизации эмотивной лексики в процессе обучения русскому языку как иностранному // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 2 (27). С. 73–76.

Мешкова Е.Г. Трансформации личностного тезауруса как критериальный признак социальной стратификации // Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова: Научно-аналитический журнал. 2016. № 3 (23). С. 77–80.

Проказина Н.В., Бобылева Н.Ю., Хатнюк Н.Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. 2019. № 5 (2). С. 47–56.

Романцева Е.Е. Особенности мотивации волонтерской деятельности в России // Социология. 2019. № 2. С. 115–121.

Сапогова Е.Е. Психосемантическое содержание макротезаурусов «Я» взрослых, зрелых и пожилых людей // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 3. С. 88–102.

Сапогова Е.Е. Структура личностного тезауруса: экзистенциально-психологический подход // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 40–59.

Эпштейн М.Н. Жизнь как тезаурус // Консультативная психология и психотерапия. 2007. Т. 15, № 4. С. 47–56.

Юшкевич Е.В. Стратегии развития личностного тезауруса учащихся в современной зарубежной образовательной практике // Непрерывное образование. 2015. № 3. С. 71–74.

Barrett, L.F. (2017). How Emotions are Made: The Secret Life of the Brain. Boston, Massachusetts: Houghton Mifflin Harcourt.

Bazan, D., Nowicki, M., Rzymski, P. (2021). Medical students as the volunteer workforce during the COVID-19 pandemic: Polish experience. International Journal of Disaster Risk Reduction, 55, 102109. https://doi.org/10.1016/j.ijdrr.2021.102109

Chumakov, M., Chumakova, D. (2019). Parents’ Personality, Marriage Satisfaction, Stress, and Punishment of Children in the Family. Behavioral Sciences, 9 (12), 153. https://doi.org/10.3390/bs9120153

Cnaan, R.A. et al. (2022). You Thought That This Would Be Easy? Seeking an Understanding of Episodic Volunteering, Voluntas, 33, 415–427. https://doi.org/10.1007/ s11266-021-00329-7

Izard, C.E. (1991). The Psychology of Emotions. New York: Plenum Press. https:// doi.org/10.1007/978-1-4899-0615-1

Kragt, D., Holtrop, D. (2019). Volunteering research in Australia: A narrative review. Australian Journal of Psychology, 71 (4), 342–360. https://doi.org/10.1111/ ajpy.12251

Mateiu-Vescan, R., Ionescu, T., Opre, A. (2021). Reconsidering Volunteering: Individual Change as a Result of Doing Good for Others. Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 32 (6), 1213–1227. https://doi.org/10.1007/ s11266-020-00247-0

McLennan, B., Molloy, J., Handmer, J. (2016). Centralised coordination of spontaneous emergency volunteers: The EV CREW model. Australian Journal of Emergency Management, 31 (1), 24–30. https://doi.org/10.3316/ielapa.020159319126969

McRae, K., Gross, J.J. (2020). Emotion regulation. Emotion, 20 (1), 1–9. https:// doi.org/10.1037/emo0000703

Measham, T.G., Barnett, G.B. (2008). Environmental Volunteering: motivations, modes and outcomes. Australian Geographer, 39 (4), 537–552. https://doi. org/10.1080/00049180802419237

Morawski, L., Okulicz-Kozaryn, A., Strzelecka, M. (2022). Elderly Volunteering in Europe: The Relationship Between Volunteering and Quality of Life Depends on Volunteering Rates. Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 33, 256–268. https://doi.org/10.1007/s11266-020-00267-w

Penner, L.A. (2002). Dispositional and Organizational Influences on Sustained Volunteerism: An Interactionist Perspective. Journal of Social Issues, 58 (3), 447–467. https://doi.org/10.1111/1540-4560.00270

Sauter, D. (2010). More than happy: The need for disentangling positive emotions. Current directions in Psychological Science, 19, 36–40.

Shachar, I.Y., von Essen, J., Hustinx, L. (2019). Opening Up the «Black Box» of «Volunteering»: On Hybridization and Purification in Volunteering Research and Promotion. Administrative Theory & Praxis, 41 (3), 245–265. https://doi.org/10.1080 /10841806.2019.1621660

Stukas, A.A., Snyder, M., Clary, E.G. (2015). Volunteerism and community involvement: Antecedents, experiences, and consequences for the person and the situation. In The Oxford handbook of prosocial behavior. In D.A. Schroeder, W.G. Graziano (Eds.), (pp. 459–493). Oxford: Oxford University Press. https://doi. org/10.1093/oxfordhb/9780195399813.013.012

Vergès, P. (1992). L’Evocation de l’argent: Une méthode pour la définition du noyau central d’une representation. Bulletin de Psychologie. XLV (405), 203–209.

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.05.2023

Принята к публикации: 10.10.2023

Дата публикации в журнале: 18.12.2023

Ключевые слова: эмотивная лексика; эмоции; образ; волонтерство; студенты; мотивация

DOI: 159.9.072.43

Доступно в on-line версии с: 18.12.2023

Номер 4, 2023