Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и современные когнитивные исследования

Аннотация

Актуальность. В год 120-летия профессора А.Н. Леонтьева представляется значимым еще раз взглянуть на его научное наследие.
Цель. Определить место психологической теории деятельности в советской и российской психологии и философии второй половины ХХ века.
Результаты. Показано, что теория А.Н. Леонтьева предвосхитила ряд идей популярного сегодня в когнитивной науке интеллектуального движения 4E Cognition, и что некоторые важные положения его деятельностного подхода пока не освоены в современных когнитивных исследованиях. Психологическая теория деятельности сопоставлена с  концепцией социального конструкционизма в психологии, в этой связи выявлены преимущества теории А.Н. Леонтьева. Намечены пункты дальнейшего возможного развития психологической теории деятельности.
Выводы. В работах А.Н. Леонтьева основательно осмыслена и раскрыта проблематика деятельности, действия, конструирования, культурно-исторического опосредствования деятельности. Теория деятельности существенно определяет настоящее психологической науки и  дает возможность наметить стратегию ее будущего развития.

Литература

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. ИНТОР, 1996.
Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. № 2.
Лекторский В.А. Деятельностные концепции в советской философии и когнитивная наука // Лекторский В.А. Философия, познание, культура. М.: Канон, 2012.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1959.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 
Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.: МГППУ, 2008.
Clark, A. (1997). Being There: Putting Brain, Body and the World Together Again. Mass.: Cambridge, MIT Press.
Fodor, J. (1980). Methodological Solipsism considered as a research strategy in cognitive psychology. Behavioral and Brain Sciences, 3, 63- 110.
Gergen, K. (1994). Realities and Relationships: Soundings in Social Constructionism. Mass.: Cambridge.
Lektorsky, V.A. (2017). Realism as the Methodological Strategy in the Cognitive Science. Vаrieties of Scientific realism. Cham Switzerland: Springer.
Sabrin, T. (1986). Narrative Psychology. N. Y.: Praeger.
Noe, Alva (2004). Action in Perception. Mass.: Cambridge, MIT Press.
The Oxford Book of 4 E Cognition (2018). Eds, In A.Newen, L.de Bruin, S. Gallagher. Oxford: Oxford University Press.
Скачать в формате PDF

Поступила: 05.03.2023

Принята к публикации: 04.04.2023

Дата публикации в журнале: 15.06.2023

Ключевые слова: деятельность; сознание; личность; когнитивная наука; 4E Cognition; эпистемологический реализм; типы реальности; конструктивизм; социальный конструкционизм; общение; пантехнологизм; искусственная личность

DOI: 10.11621/LPJ-23-16

Доступно в on-line версии с: 15.06.2023

Номер 2, 2023