Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Сравнительный анализ ценностей у предпринимателей традиционного бизнеса и основателей стартапов

Аннотация

Актуальность. В настоящее время растет количество предпринимателей, которые открывают традиционный бизнес или создают стартап. Стартап является особым видом предпринимательской деятельности, который повышает и создает специфические риски ведения бизнеса. В связи с этим возникает вопрос о наличии или отсутствии особенностей личности предпринимателя, создающего традиционный бизнес или стартап.

Цель. Выявление отличительных профессиональных ценностей предпринимателей, строящих традиционный бизнес (в дальнейшем — ТБ) и стартап.

Методы. Гипотезы проверялись методом опроса с использованием двух тестовых методик: методика ценностей Рокича, модифицированная методика из исследования Бушковой-Шиклиной. В работе сравнивался набор профессиональных ценностей у предпринимателей ТБ и основателей стартапов. Различия в ценностях проверялись критерием хи-квадрат Пирсона (χ2 — критерий согласия Пирсона).

Выборка. Выборка состояла из 90 человек. Из них — 46 предпринимателей ТБ (25 мужчин и 21 женщина) и 44 основателя стартапа (27 мужчин и 17 женщин). Респонденты проживают в Москве и Санкт-Петербурге. Возраст респондентов — от 20 до 40 лет.

Результаты. Набор часто встречающихся ценностей предпринимателей ТБ и стартап-основателей схож: интерес в работе, материально обеспеченная жизнь, свобода, развитие. Однако каждая группа предпринимателей обладает своими специфическими ценностями. Предприниматели ТБ выделяют профессионализм, стартап-основатели — успех.

Выводы. Несмотря на то, что деятельности по созданию традиционного бизнеса и строительству стартапа имеют свои принципиальные отличия предприниматели ТБ и стартап-основатели обладают содержательно схожими ценностями. Соответственно, можно говорить, что создание традиционного бизнеса и стартапа регулируется схожим набором ценностей. Вместе с тем были выявлены ценности, специфичные для каждой группы предпринимателей, однако их роль в регулировании предпринимательской деятельности требует дальнейшего исследования.

Практическое применение результатов. Результаты исследования полезны для групповой и индивидуальной работы с предпринимателями, а также служат отправной точкой для более детального исследования социально-психологических аспектов личности предпринимателя.

Литература

Абрамова О.А. Социально-психологический портрет российского IT-предпринимателя // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 3. С. 188–204. https://doi.org/10.17759/sps.2021120312

Богатырева К., Широкова Г. От предпринимательских намерений — к созданию бизнеса: опыт российских студентов // Форсайт. 2017. Т. 11, №. 3. С. 25–36.

Бубновская О.В. Предприниматель: профиль личности и карьерные предпочтения / О.В. Бубновская, В.В. Леонидова // Известия Дальневосточного фед. ун-та. Экономика и управление. 2021. Т. 100, № 4. С. 5–18. https://doi.org/10.24866/2311-2271/2021-4/5-18

Бушкова-Шиклина Э.В. Ценностные ориентации менеджеров и процесс принятия управленческих решений: корреляционные связи: дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2007.

Бушкова-Шиклина Э.В. Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ // Вестник Вятского гос. ун-та. 2009. Т. 1, №. 2. С. 12–14.

Гаджиева С.Н., Ханова З.Г. Личность и деятельность предпринимателя в предметном поле психологических исследований // Гуманизация образования. 2011. № 3.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.

Джаппарова Н.Л. Стартап как форма инновационного предпринимательства // Скиф. 2019. № 11 (39). С. 585–588.

Динец И. Малый бизнес — это сложная простота. Beit Nelly Media, 2014.

Егошкина С.А. Инициативность как свойство личности предпринимателя / С.А. Егошкина // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых, Рязань, 23–24 апреля 2020 г. / Рязанский гос. ун-т имени С.А. Есенина. Рязань: Рязанский гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2020. С. 48–51.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992.

Литау Е.Я. Функциональная дифференциация предпринимателя и менеджера и ее значение для процесса становления системы управления малыми развивающимися предприятиями // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 34. С. 42–50.

Нестик Т.А. Социально-психологические барьеры при прогнозировании будущего в российских компаниях // Прикладная юридическая психология. 2014. №. 2. С. 124–135.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат. 1990.

Позняков П. Взаимосвязь смысложизненных и ценностных ориентаций личности предпринимателей и характеристик их экономического самоопределения / В.П. Позняков // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021а. Т. 6, № 1 (21). С. 150–170. https://doi.org/10.38098/ipran.sep.2021.21.1.006

Позняков П. Личностные детерминанты экономического самоопределения российских предпринимателей / В.П. Позняков, С.Е. Поддубный, П.В. Позняков // Ярославский пед. вестник. 2021б. № 5 (122). С. 159–165. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-5-122-159-165.

Раева И. В. Экономическое понятие стартапа, отличия стартапа от Инвест — проекта / И.В. Раева, Н.А. Клыпин // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 31. С. 1274–1285.

Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2015.

Широкова Г.В., Беляева Т.В. Предпринимательские намерения студентов: концепция и основные подходы к исследованию // Современная конкуренция. 2015. Т. 9, №. 2 (50). С. 5–31.

Cantillon, R. (2010). Essay on Economic Theory. An. Ludwig von Mises Institute.

Espiritu-Olmos, R., Sastre-Castillo, M.A. (2015). Personality traits versus work values: Comparing psychological theories on entrepreneurial intention. Journal of Business Research, 68, 7, 1595–1598.

Schumpeter, J.A., Clemence, R.V. (1951). Essays of JA Schumpeter. (No Title). Wildberries: как изменился портрет предпринимателя в 2021 г. Retail.ru. URL: https://www.retail.ru/news/wildberries-kak-izmenilsya-portret-predprinimatelya-v-2021-g-13-yanvarya-2022-212713/ (дата обращения: 10.01.2023).

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.02.2023

Принята к публикации: 19.07.2023

Дата публикации в журнале: 17.08.2023

Ключевые слова: ценности; профессиональные ценности; предприниматель; стартап

DOI: 10.11621/LPJ-23-34

Доступно в on-line версии с: 17.08.2023

Номер 3, 2023