Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Особенности мыслительной деятельности в связи с гендерной идентичностью личности

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена актуальной в теоретическом и практическом плане проблеме гендерных различий в организации мыслительных процессов, которая рассматривается на примере понимания и обобщения гендерно значимого материала представителями разной гендерной идентичности (ГИ) и пола.

Цель. Выявление наличия специфики мыслительной деятельности у лиц с разной ГИ, а также изучение содержания такой специфики в случае ее обнаружения.

Методы. Для формирования выборки была использована методика диагностики ГИ (С. Бем, модификация В.А. Лабунской, М.В. Бураковой) и экспериментальные методы изучения мышления: «Толкование пословиц» — анализ продуктов интерпретации метафорических изречений, «Четвертый лишний» — анализ результатов обобщения предметных изображений.

Выборка. В исследовании приняло участие 78 человек с образованием не ниже неоконченного высшего, 39 женщин и 39 мужчин.

Результаты. Андрогинные испытуемые демонстрируют меньше всего смысловых, оценочных и агрессивных искажений смысла гендерно значимых пословиц и самый высокий, метафорический, уровень их толкования. Маскулинные испытуемые обнаруживают снижение уровня обобщения и преобладание ситуативных толкований гендерно значимых пословиц с опорой на личный опыт. Маскулинные женщины чаще допускают избирательные искажения в логике обобщения и обнаруживают непонимание смысла пословицы. Маскулинные мужчины чаще проявляют агрессивные искажения смысла и оценочность.

Выводы. Существуют особенности мыслительной деятельности, связанные с ГИ испытуемых. Они имеют избирательный характер и связаны исключительно с пониманием и толкованием гендерно значимого материала. Тенденция к нарушению объективности мышления ярче всего проявляется
у маскулинных испытуемых, особенно женщин — в силу обнаружения ими более четких противоречий между собственной социальной ситуацией и содержанием материала. Меньший процент избирательных искажений у фемининных испытуемых может объясняться возможной конформностью, которая снижает значимость гендерного материала, а у андрогинных испытуемых — являться признаком их внутренней неконфликтности, содержательной гармоничности данной темы для них.

Литература

Арестова O.Н. Аффективные искажения в понимании пословиц // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 83–93.

Арестова О.Н. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 161–170.

Арестова О.Н. Интуитивное понимание смысла пословиц // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 129–138.

Арестова О.Н. Искажения в мыслительной деятельности как результат мотивационного конфликта // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 86–98.

Арестова О.Н., Савченко П.В. Специфика мыслительной деятельности у лиц с высоким уровнем агрессивной мотивации // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 86–94.

Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта: психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике. СПб.: Речь, 2003.

Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.

Большакова А.Ю. Гендерный архетип и проблема автора // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2010. № 3. С. 15–29.

Васькова О.А. Гендер как предмет лексикографического описания (на материале фразеологии): диc. … канд. филол. наук. М., 2006.

Захарова Т.Н. Семиотические средства выражения гендера в тексте на электронном носителе (на материале немецких чатов): дис. … канд. филол. наук. Москва, 2006.

Иванова А.С. Особенности самосознания агендеров // Инновации в науке. 2018. № 2 (78). С. 32–35.

Каган В.Е. Стереотипы мужественности женственности и «образ Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53–63.

Клецин И.С. Гендерная социализация: учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009.

Куимова В.М. Гендерная идентичность и архетип в дискурсе психоаналитических идей // Диалог культур и цивилизаций: материалы Международной науч.-практ. конф. 2019. С. 660–665.

Курбанова Л.У. Гендерная идентичность в контексте социокультурной парадигмы // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). С. 270–275.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. М.: Смысл: Академия, 2004.

Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

Марцинковская Т.Д. «Образ Я» в современном мире: константы и трансформации // Мир психологии. 2009. № 4 (60). С. 142–149.

Матюшкина А.А. Экспериментально-диагностический подход к изучению мышления. М.: Изд-во ГОУ ВПО ГУУ, 2004.

Перегудина В.А. Особенности становления мужской и женской гендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста: диc. ... канд. психол. наук. Тула, 2011.

Полякова Л.С. Понятие «гендер» в лингвистическом описании // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2009. № 11. С. 44–49.

Соловьева Н.С. Отражение гендерно значимой информации во фразеологических словарях русского и английского языков // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3 (45). С. 238–239.

Старовойтенко Е.Б. Герменевтика гендерных свойств личности // Мир психологии. 2014. Т. 4, № 80. С. 68–83.

Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2008.

Фетискин Н.П. Психологические основы гендерных исследований: учеб. пособие. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2017.

Черных О.Ю. Лингвистическое конструирование гендера // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 562–564.

Чуркина Н.А. Андрогинная идентичность как способ адаптации человека в современном обществе // Манускрипт. 2017. № 5 (79). С. 204–206.

Чуркина Н.А. Гендерная идентичность в аспекте трансформации гендерной ментальности // Социодинамика. 2018а. № 9. С. 98–104.

Чуркина Н.А. Маскулинность и феминность в современном обществе: состояние, тенденции трансформации // Социодинамика. 2018б. № 5. С. 16–20.

Щекотуров А.В. Web 2.0: особенности, стратегии и технологии гендерной социализации подростков в сети Интернет // Вестник ННГУ. 2012. № 4-1. С. 437–444.

Baker, K.E. (2014). Identifying Transgender and Other Gender Minority Respondents on Population-Based Surveys: Why Ask? Best Practices for Asking Questions to Identify Transgender and Other Gender Minority Respondents on Population-Based Surveys. Los Angeles. (Retrieved from https://williamsinstitute.law.ucla.edu/wp-content/uploads/geniuss-report-sep-2014.pdf) (review date: 27.05.2022).

Burn, S.M. (1996). The social psychology of gender. New York [etc]: McGraw-Hill, Inc.

Hoffman, R.M., Borders, L.D., Hattie, J.A. (2000). Reconceptualizing Femininity and Masculinity: From Gender Roles to Gender Self-Confidence. Journal of Social Beliavior and Personality, 15 (4), 475–503.

Скачать в формате PDF

Поступила: 20.01.2023

Принята к публикации: 04.07.2023

Дата публикации в журнале: 17.08.2023

Ключевые слова: гендерная идентичность; познавательные процессы; избирательные искажения; мыслительная деятельность; гендерный материал

DOI: 10.11621/LPJ-23-28

Доступно в on-line версии с: 17.08.2023

Номер 3, 2023