Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Типологические различия общих и специальных способностей студентов при подготовке к социономическим профессиям

Аннотация

Актуальность. Выявление типологических различий способностей студентов вуза разных направлений подготовки позволяет спрогнозировать траекторию их развития при профессиональной подготовке.

Цель исследования — выявить и проанализировать типологические различия общих и специальных способностей студентов бакалавриата при подготовке к социономическим профессиям.

Методы. Использовались теппинг-тест (модификация М.К. Кабардова); опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда; тест М. Салливена и Дж. Гилфорда; СМИЛ; опросник Р. Кеттелла, методики Л.П. Калининского и Т. Лири.

Выборка. Исследование проводилось в 2021–2022 уч. году на выборке 98 студентов 1–4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.

Результаты. Установлены общие и специальные способности респондентов. Выявлены моторные показатели, составляющие природную основу общих способностей, когнитивные (социальный интеллект) и личностные характеристики (оптимизм, экстраверсия и отзывчивость) студентов, характерные для всех курсов. Обнаружены различия в структуре специальных способностей: на 1-м курсе преобладают чувствительность и пессимистичность; на 2-м — зависимость (несамостоятельность) и отзывчивость; на 3-м — деловитость, направленность активности на общественные цели деятельности, доминирование и уверенность в себе, на 4-м курсе — способности и черты, характерные для исследовательского и конвенционального профессионально ориентированных типов личности: социальная ответственность, способность к анализу и структурированию деятельности, независимость (0,01 < p < 0,05). Общим типом для всех курсов является социальный, для которого характерны кооперативность, умение взаимодействовать с людьми, психологический такт. От 1-го к 4-му курсу наблюдается более четкое выделение профиля социального работника и нарастание готовности к социономическим профессиям (p < 0,05).

Выводы. Показано, что при подготовке к социономическим профессиям существенными признаками общих и специальных способностей являются 4 фактора: природные предпосылки (первосигнального или второсигнального типа высшей нервной деятельности (ВНД)) и социальные (когнитивные и профессиональные) характеристики личности. Выявлены типологические различия сочетаний компонентов общих и специальных способностей, определяемых направленностью активности личности и условиями обучения, у студентов разных курсов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

Литература

Аминов Н.А., Блохина Л.Н., Осадчева И.И. Актуальные проблемы психодиагностики свойств ЦНС в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 212–217.

Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс, 2005.

Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. СПб.: Питер, 2008. С. 98–106.

Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Особенности временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 3. С. 85–97. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2019-5-3-0-7

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.

Зинченко Ю.П., Кабардов М.К., Семенов И.Н., Осницкий А.К., Умрихин В.В. и др. Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм / Под ред. М.К. Кабардова, Ю.П. Зинченко, А.К. Осницкого. М.: ПИ РАО, 2021.

Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989.

Кабардов М.К. Мозг и психика: от физиологической школы И.М. Сеченова — И.П. Павлова к дифференциально-психофизиологической школе Б.М. Теплова — В.Д. Небылицына // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, № 1 (28). С. 115–133.

Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика. М.: Смысл, 2013.

Кабардов М.К. «Учитель–метод–ученик»: благоприятное соответствие // Психология в вузе. 2012. № 2. С. 23–27.

Кабардов М.К., Аминов Н.А., Жамбеева З.З., Бурмистрова Е.В., Беданокова А.К. Дифференциально-психологический и психофизиологический подходы к организации обучения в современной школе // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8, № 4. С. 71–78.

Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 34–49.

Кабардов М.К., Жамбеева З.З., Москвитина О.А. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы учеников профильных 7-х классов общеобразовательной школы // Педагогика. 2020. Т. 84, № 1. С. 58–67.

Калининский Л.П. Методика психодиагностики профессионально значимых и деловых качеств будущего специалиста // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. С. 77–78. Тюмень, 1981.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.

Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб.: Иматон, 1996.

Молоканов М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 1. С. 75–83.

Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М.: Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010.

Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (К 90-летию со дня рождения известного ученого) // Человек. Сообщество. Управление. 2006. № 4. С. 54–67.

Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб: Речь, 2003.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961.

Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека: монография. Достижения в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2019.

Эмильбекова Э.Э., Кошелева Ю.П. Сравнительный анализ содержания компонентов профессиональной идентичности студентов, обучающихся на младших и старших курсах гуманитарных вузов Киргизии // Новое в психологопедагогических исследованиях. 2018. № 4 (52). С. 85–93.

Arcishevskaya, E. V., Kabardov, M. K., & Kosheleva, Y. P. (2021). Predictors Of Teenagers’ Learning And Language Abilities Development. In D. K. Bataev, S. A. Gapurov, A. D. Osmaev, V. K. Akaev, L. M. Idigova, M. R. Ovhadov, A. R. Salgiriev, & M. M. Betilmerzaeva (Eds.), Knowledge, Man and Civilization — ISCKMC 2020, vol. 107. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 2158–2168). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.05.286

Coyle, T.R., Greiff, S. (2021). The future of intelligence: The role of specific abilities. Intelligence, 88, 101549. https://doi.org/10.1016/j.intell.2021.101549

Douglas, S., Willatts, P. (1994). The relationship between musical ability and literacy skills. Journal of Research in Reading, 17 (2), 99–107.

Norton, A., et al. (2005). Are there pre-existing neural, cognitive, or motoric markers for musical ability? Brain Cogn, 59 (2), 124–134.

Procopio, F., et al. (2022). The genetics of specific cognitive abilities. Intelligence, 95, 101689. https://doi.org/10.1016/j.intell.2022.101689

Wang, Y., Wang, Ya., Chonghuai, Ya. (2021). Gender differences in trace element exposures with cognitive abilities of school-aged children: a cohort study in Wujiang city, China. Environmental Science and Pollution Research, 10, 1–23. https://doi.org/10.1007/s11356-022-20353-4

Willems, R.M., et al. (2009). A Dissociation Between Linguistic and Communicative Abilities in the Human Brain. Psychological Science, 21 (1), 8–14. https://doi.org/10.1177/0956797609355563

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.11.2022

Принята к публикации: 21.11.2023

Дата публикации в журнале: 18.12.2023

Ключевые слова: способности; задатки; общие способности; специальные способности; студенты; социономические профессии

DOI: 10.11621/LPJ-23-43

Доступно в on-line версии с: 18.12.2023

Номер 4, 2023