Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Представления о виртуальном общении и их взаимосвязь с личностными особенностями пользователей

Аннотация

Актуальность. Виртуализация затрагивает все сферы человеческой жизни, превратившись из простой технологии в информационно-коммуникативную среду. На сегодняшний день расширение ее влияния протекает в двух основных взаимопроникающих направлениях: увеличение воздействия виртуальности на мир реальный и виртуализация самой реальности. Под действием сетевого общения меняется сознание личности, формируется новый, сетевой, образ мышления и существования. При достаточно разносторонних исследованиях киберкоммуникации, отсутствует собирательный образ категории виртуального общения, описывающий его структуру, необходимый для организации более качественного и эффективного взаимодействия пользователей в интернете.

Цель. Определить структуру представлений о виртуальном общении и выявить взаимосвязи индивидуальных представлений с личностными особенностями пользователей социальных сетей.

Методы. Материал получен в ходе опроса (23.09.2020–15.12.2021), который заключался в том, чтобы испытуемые привели как можно больше свободных ассоциаций на словосочетание «Виртуальное общение — это…». Для диагностики личностных особенностей использовался 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (форма А).

Выборка. 183 человека 18–75 лет (средний возраст — 38,7 лет).

Результаты. Были выделены основные категории, описывающие «виртуальное общение» у пользователей социальных сетей: «аффективный» с разделением на «положительные эмоции» и «отрицательные эмоции», «мотивационный», «когнитивный», «объектность», «субъектность», «альтернатива реальности», «самореализация», «пространство и время», «перцепция». Получена 5-факторная модель представлений о виртуальном общении. Выявлена взаимосвязь индивидуальных представлений о компонентах виртуального общения с личностными особенностями респондентов.

Выводы. На основании полученных результатов исследования определено 11 категорий, при помощи которых пользователями сети описывается понятие «виртуальное общение». Проанализированы особенности полученных категорий в разных возрастных группах. Получена 5-факторная модель киберкоммуникации, в которую вошли факторы: эмоционально-аффективный, перцептивный, фактор субъектности, мотивационный, когнитивно-временной. Выявлена и описана связь выделенных категорий киберкомму-никации с личностными особенностями пользователей социальных сетей.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001.

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии: тезисы. (Москва, МГУ, 12–14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 245–246.

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие наличность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. С. 11–39.

Баранов А.Б. Социальная перцепция в условиях межличностного и текстового взаимодействия // Психологические и педагогические науки. Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. С. 46–48.

Богомолова Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей интернета: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2015.

Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 2. C. 90–104.

Гордеева А.В. Контент-аналитическое исследование структуры образа компьютера // Наука і освіта. Одеса. 2001. № 6. С. 138–142.

Енгибарян Л.С. Интегральная индивидуальность субъекта инфокоммуникации с высоким уровнем включенности в Интернет-общение // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2014. № 4 (146). С. 127–135.

Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете // Флогистон. 2007. URL: http:flogiston.df.ru/projects/articles/refmf.shtml (дата обращения: 01.11.2022).

Зекерьяев Р.И. Психологические особенности влияния защийтных механизмов личности над еле интернетчик-активность в виртуальном пространстве // Психология. Историкокритические обзорный и современные исследования. 2021. Т. 10, № 5А. С. 68–76.

Игнатьева Э.А. Формирование коммуникативных умений виртуального общения современной молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012.

Казарян Г.А., Тер-Степанян А.Г., Егиазарян А.А. Соотношение индивидуальных особенностей молодежи и интернет-коммуникации // Вестник Калуж- ского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2022. Т. 5, № 2 (15). С. 94–101.

Косивченко Е.И. Особенности личности пользователя виртуальных социальных сетей // Личность и бытие: субъектный подход: материалы V Всеросс. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова; Краснодар: КубГУ, 2010. С. 185–188.

Кузнецова Ю.М. Картина мира и современные технологии: «легкость бытия» в Интернете// Человек как субъект и объект медиапсихологии. М.: Изд-во МГУ, 2011. С. 437–468.

Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

Лучинкина И.С. Психологические особенности коммуникативного поведения личности в интернет-пространстве: дис. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д., 2019.

Осин Р.В., Баранов А.А. Специфика образа партнера по общению в интернете и в реальной жизни // Психолог. 2021. № 6. С. 40– 51.

Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 45–49.

Расина Э.О. Место виртуального образа личности в перцептивных процессах социального взаимодействия в виртуальном пространстве // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 2. С. 115–129.

Самсонова Н.Н. Взаимосвязь интернет-коммуникации и социального поведения молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2018.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.

Стерледева Т.Д. Субъектность и объектность в аспекте электронной виртуальной реальности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 4. С. 64–68.

Сунгурова Н.Л., Михайлова Д.А. Особенности когнитивно-личностной регуляции студентов с разными стратегиями сетевой активности // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 215–221.

Шмелев А.Г., Похилько В.И., Соловейчик А.С. Тест-опросник 16 ЛФ. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988.

Joinson, A.N., Vasalou, A., Courvoisier, D. (2010). Cultural differences, experience with social networks and the nature of «true commitment» in Facebook. Inter- national Journal of Human-Computer Studies, 68, 719–728.

Lamerchs, J., Molder, H. (2003). Computer-Mediated Communication: From a Cognitive to a Discursive Model. New Media & Society, 5 (4), 451–473. (Retrieved from doi:10.1177/146144480354001) (review date: 01.11.2021).

Lieberman, A, Amir, O, Schroeder, J. (2022). A voice inside my head: the psycho-social consequences of consumer technologies. Working Paper. Elsevier (Retrieved from https://doi.org/10.1016/j.obhdp.2022.104133) (review date: 30.10.2022).

Riedl, R. (2022). On the stress potential of videoconferencing: definition and root causes of Zoom fatigue. Electron Markets, 32. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s12525-021-00501-3) (review date: 30.10.2022).

Sheldon, K.M., Abad, N., Hirsch, C. (2011). A two-process view of Facebook use and relatedness need-satisfaction: Disconnection drives use, and connection rewards it. Journal of Personality and Social Psychology, 100, 766–775.

Utz, S. (2015). The function of self-disclosure on social networking sites: not only intimate, but also positive and entertaining self-disclosures increases the feeling of connection. Computers in Human Behavior, 45, 1–10.

Скачать в формате PDF

Поступила: 07.07.2023

Принята к публикации: 24.08.2023

Дата публикации в журнале: 12.09.2023

Ключевые слова: киберкоммуникация; личностные особенности; структура общения

DOI: 10.11621/LPJ-23-25

Доступно в on-line версии с: 12.09.2023

Номер 3, 2023