Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Развивающие дидактические системы: концептуальные, методологические и типологические концепции

Аннотация

Актуальность. Данная статья представляет собой пример теоретического исследования по обучению и развивающей дидактике, проведенное научно-исследовательской группой по профессиональному развитию по дидактике и преподаванию GEPEDI/UFU/BR.

Цели. В статье затрагиваются три следующих аспекта: 1) понятие дидактической системы, альтернативной дидактической системы и советской альтернативной развивающей дидактической системы; 2) определение и классификация советских альтернативных дидактических систем; 3) доводы, разработанные группой исследователей по включению труда Гальперина–Талызиной в развивающие альтернативные дидактические системы. Методология данной статьи основывается на системном мышлении, историко-логическом методе, конструктивно-интерпретативной методологии.

Результаты. Анализ научных и документальных источников позволяет обнаружить причины и предложить аргументы, позволяющие классифицировать работу П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной как дидактическую систему.


Литература

Амонашвили Ш.А. (1984) Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. Москва: Педагогика.

Амонашвили Ш.А. (1986) Как живете, дети? Краткое содержание. Москва: Просвещение.

Библер В. (1975) Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). Москва: Политиздат, 399 с.

Библиотека обучающей и информационной литературы. (2020) Дидактические системы. Available at: <http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p18.php > Accessed in: 31.08.2020.

Бронислав А.З. (1996) Интервью В.В. Давыдова. Вестник, Рига, Педагогический центр «Эксперимент», n. 1.

Валеев А.А., Зиннатова Д.М. (2013) Альтернативные дидактические системы за рубежом (XX в.). Казань: б.и. 185 с. Available at https://www.twirpx.com/file/2417368/ , accessed on the 3rd of September, 2020.

Волохова Е.А., Юкина И.В. (2017) Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов. Электронный ресурс. Режим доступа: Москва: Феникс. https://fictionbook.ru/author/e_a_volohova/didaktika_konspekt_lekciyi_dlya_studento/read_online.html? Page = 2

Воронов В.В. (2005) Педагогика школы в двух словах [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: МГОУ.

Давыдов B.B. (1997) Из истории становления системы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). Вестник, Рига, Педагогический центр «Эксперимент», n. 3, 1–13. Available at: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_3.htm, access on the 27th of August, 2020.

Давыдов В.В. (1995) О понятии развивающего обучения: сб. статей / Сиб. ин-т развивающего обучения. Томск : Пеленг. 142 с. (Библиотека развивающего обучения / под общ. ред. В.В. Давыдова и В.В. Репкина ; вып. 13). — Ред. серии указаны на с. 144. Ссылка: http://elib.gnpbu.ru/text/davydov_o-ponyatii-razvivayuschego-obucheniya_1995/

Давыдов В.В. (1986) Проблемы развивающего обучения. M.: Педагогика. 240с.

Давыдов В.В. (1996) Проблемы исследования учебной деятельности. Теория развивающего обучения. М .: ИНТОР, 1996. 544 с.

Давыдов В.В. (1996) Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 544 с.

Занков Л. (ред.). (1975) Обучение и развитие. Издательство: М.: Педагогика.

От редколлегии. (1996) Вестник, Рига, Педагогический центр «Эксперимент». Available at https://old.experiment.lv/, accessed on the 3rd of September, 2020.

Писарев В.Е., Писарева Т.Е. (2009) Теория Педагогики. Воронеж: Редакция Кварта, 612 c.

Подласый И.П. (2004) Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ВЛАДОС-пресс, 365 c.

Ситаров В.А. (2002) Дидактика: учебное пособие. Москва: Изд. Центр «Академия». 368 c.

Якиманская И. (1979) Развивающее обучение. Москва: Педагогика.

Cardoso C.G.C. (2020) Aprendizagem desenvolvimental: a atividade de estudo na perspectiva de V.V. Davydov. 122 f. Dissertação (Mestrado em Educação) — Faculdade de Educação, Universidade Federal de Uberlândia, Uberlândia, Available at https://repositorio.ufu.br/handle/123456789/29765, access in the 06th of September, 2020. DOI: https://doi.org/10.14393/ufu.di.2020.486.

Davidov V.V. (2019a) Atividade de estudo e aprendizagem desenvolvimental. (1996c). In: Puentes, Roberto Valdés; Cardoso, Cecília Garcia Coelho; Amorim, Paula Alves Prudente (Orgs.). Teoria da aprendizagem desenvolvimental: contribuições de D.B. Elkonin, V.V. Davydov e V.V. Repkin. 1ed. Curitiba: CRV; Uberlândia: Edufu, v. 10, p. 249–266. DOI: https://doi.org/10.24824/978854444104.6.

Davidov V.V. (2020) Problemas de pesquisa da atividade de estudo. 1996d. In: Puentes, Roberto Valdés; Cardoso, Cecília Garcia Coelho; Amorim, Paula Alves Prudente (Orgs.). Teoria da aprendizagem desenvolvimental: contribuições de D.B. Elkonin, V.V. Davydov e V.V. Repkin. 2ed. Curitiba: CRV; Uberlândia: Edufu, v. 10, p. 267–287. DOI: https://doi.org/10.24824/978854444104.6.

Ferola B. de C. (2019) O desenvolvimento integral na obra de L.V. Zankov (1957–1977): um olhar para os princípios e orientações metodológicas Dissertation (Masters Degree). Uberlândia: Programa de Pós-Graduação em Educação. Universidade Federal de Uberlândia.

Galperin P.Ya. (1950) Desenvolvimento das pesquisas sobre a formação das ações mentais. In: A ciência psicológica na URSS. Volume I. Moscow: Editora da Academia de Ciências Pedagógicas da RSFSR.

Galperin P.Ya. (2011) Acerca del lenguaje interno (1957b). In: Quintanar Rojas, Luis; Solovieva, Yulia (Orgs.). Las funciones psicológicas en el desarrollo del niño. Mexico: Trillas, p. 91–97.

Galperin P.Ya. (2011) La dirección del proceso de aprendizaje (1965). In: Quintanar Rojas, Luis; Solovieva, Yulia (Orgs.). Las funciones psicológicas en el desarrollo del niño. México: Trillas, p. 113–119.

Galperin P.Ya. (2011) La formación de las imágenes sensoriales y los conceptos (1957a). In: Quintanar Rojas, Luis; Solovieva, Yulia (Orgs.). Las funciones psicológicas en el desarrollo del niño. México: Trillas, p. 64–75.

Galperin P.Ya. (2011) La formación de los conceptos y las acciones mentales (1959). In: Quintanar Rojas, Luis; Solovieva, Yulia (Orgs.). Las funciones psicológicas en el desarrollo del niño. México: Trillas, p. 80–90.

González Rey F.L., Mitjáns Martínez, A. (2017) Subjetividade: teoría, epistemología, método. Campinas: Alinea.

Grebenyuk O.S. (1996) Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун-т. Калининград, 107 с.

Guseva L.G. (2017) Tradição na educação russa: o sistema zankoviano no atual ensino fundamental. In: Longarezi, Andréa Maturano; Puentes, Roberto Valdés (Orgs.). Fundamentos psicológicos e didáticos do ensino desenvolvimental. Uberlândia: Edufu, p. 225–242.

Longarezi A.M. (2019a) Prefácio. In: Puentes, R.V.; Cardoso, Cecília Garcia Coelho; Amorim, Paula Alves Prudente (Orgs.). Teoria da atividade de estudo: contribuições de D.B. Elkonin, V.V. Davydov e V.V. Repkin. 1. ed. Curitiba: CRV; Uberlândia, Edufu, p. 19–28.

Longarezi A.M. (2019b) Teoria do experimento formativo no Sistema Elkonin–Davydov–Repkin. In: Puentes, Roberto V.; Longarezi, Andréa M. (Orgs.) Ensino Desenvolvimental. Sistema Elkonin–Davydov–Repkin. Campinas: Mercado de Letras; Uberlândia: Edufu, p. 161–212.

Longarezi A.M. (2020a) Gênese e constituição da Obutchénie Desenvolvimental: expressão da produção singular-particular-universal enquanto campo de tensão contraditória. Revista Educação (UFSM), Santa Maria.

Longarezi A.M. (2020b) Didática desenvolvimental: um olhar para sua gênese na tradição da teoria histórico-cultural e possíveis desdobramentos para a realidade brasileira. In: FRANCO, Adriana de Fátima; Tuleski, Silvana Calvo; Mendonça, Fernando (Orgs.) Ser ou não ser na sociedade capitalista: o materialismo histórico-dialético como método da Psicologia Histórico-Cultural e da Teoria da determinação social dos processos de saúde e doença. Goiânia: Editora Phillos.

Longarezi A.M., Sousa D. (2018) Formação de professores e sistemas didáticos na perspectiva histórico-cultural da atividade: panorama histórico-conceitual. Obutchénie, Uberlândia, vol. 2, n. 3, p. 571–590. DOI: https://doi.org/10.14393/OBv2n3.a2018-47433.

Núñez I.B., Ramalho B.L. (2016) Apresentação: sobre a teoria de P. Ya. Galperin. In: Núñez, Isauro Beltrán; Ramalho, Betania Leite (Orgs.). Galperin e a teoria da formação planejada por etapas das ações mentais e dos conceitos: pesquisas e experiências para um ensino inovador. Campinas: Mercado de Letras, p. 9–22.

Puentes R.V. (2015) Ensino desenvolvimental: a teoria da atividade de estudo de V.V. Davídov e D.B. Elkonin. In: Amaral, Cláudia Tavares do; Moura, Juçara Gomes de (Orgs.). O saber e as práticas pedagógicas no século XXI: questões em debate. 1ed. Curitiba: CRV, v. 1, p. 1–18.

Puentes R.V. (2017) Didática desenvolvimental da atividade: o sistema Elkonin–Davydov (1958–2015). Obutchénie, Uberlândia, v. 1, p. 20–58. DOI: https://doi.org/10.14393/OBv1n1a2017-2.

Puentes R.V. (2019a) Uma nova abordagem da Teoria da Aprendizagem Desenvolvimental. Educação (online), Santa Maria, v. 44, p. 48–70. DOI: https://doi.org/10.5902/1984644437312.

Puentes R.V. (2019b) O sistema Elkonin–Davydov–Repkin no contexto da didática desenvolvimental da atividade (1958–2015). In: Puentes, Roberto Valdés; Cardoso, Cecília Garcia Coelho; Amorim, Paula Alves Prudente (Orgs.). Teoria da aprendizagem desenvolvimental: contribuições de D.B. Elkonin, V.V. Davydov e V.V. Repkin. 1ed. Curitiba: CRV; Uberlândia: Edufu, v. 10, p. 53–80.

Puentes R.V. (2019c) Didática desenvolvimental da atividade: uma aproximação ao sistema Elkonin–Davydov–Repkin (1958–2015). In: Puentes, Roberto Valdés; Mello, Suely Amaral (Orgs.). Teoria da atividade de estudo: contribuições de pesquisadores brasileiros e estrangeiros. 1ed. Uberlândia: Edufu, v. 8, p. 25–52. DOI: https://doi.org/10.14393/edufu-978-85-7078-506-0.

Puentes R.V. (2020a) Uma nova abordagem da teoria da aprendizagem desenvolvimental. In: Puentes, Roberto Valdés; Cardoso, Cecília Garcia Coelho; Amorim, Paula Alves Prudente. (Orgs.). Teoria da aprendizagem desenvolvimental: contribuições de D.B. Elkonin, V.V. Davydov e V.V. Repkin. 2ed.Curitiba: CRV; Uberlândia: Edufu, v. 10, p. 31–52.

Puentes R.V. (2020b) Teoria da atividade de estudo: estado da arte das pesquisas russas e ucranianas (1958–2018). In: Puentes, Roberto Valdés; Cardoso, Cecília Garcia Coelho; Amorim, Paula Alves Prudente (Orgs.). Teoria da aprendizagem desenvolvimental: contribuições de D.B. Elkonin, V.V. Davydov e V.V. Repkin. 2ed.Curitiba: CRV; Uberlândia: Edufu, v. 10, p. 81–138.

Puentes R.V., Amorim P.A.P., Cardoso C.G.C. (2017) Didática desenvolvimental da atividade: contribuições de V.V. Repkin ao sistema Elkonin–Davydov. Ensino em Revista, Uberlândia, v. 24, n. 1, p. 130–150. DOI: https://doi.org/10.14393/ER-v24n1a2017-12.

Puentes R.V., Aquino O.F. (2019) Ensino desenvolvimental da atividade: uma introdução ao estudo do sistema zankoviano (1957–1977). Linhas Críticas (online), Brasília, v. 24, p. 342–366. DOI: https://doi.org/10.26512/lc.v24i0.20106.

Puentes R.V., Cardoso C.G.C., Amorim P.A.P.A (2019) Atividade de Estudo segundo V.V. Repkin: uma abordagem crítica na perspectiva da Teoria da Subjetividade. Ensino em Revista, Uberlândia, v. 25, p. 748–771. DOI: https://doi.org/10.14393/ER-v25n3a2018-13.

Puentes R.V., Cardoso C.G.C., Amorim P.A.P.A. (2019) V.V. Repkin: vida, pensamento e obra de um dos principais representantes da didática desenvolvimental da atividade. In: Puentes, Roberto Valdés; Longarezi, Andréa Maturano (Orgs.). Ensino desenvolvimental: vida, pensamento e obra dos principais representantes russos. Livro III. 1ed. Jundiaí: Paco Editorial; Uberlândia: Edufu, v. 6, p. 287–325.

Puentes R.V., Longarezi A.M. (2017a) Didática desenvolvimental: sessenta anos de tradição teórica, epistemológica e metodológica. Apresentação do Dossiê. Obutchénie, Uberlândia, v. 1, p. 9–19. DOI: https://doi.org/10.14393/OBv1n1a2017-1.

Puentes R.V., Longarezi A.M. (2017b) A didática desenvolvimetal: seu campo conceitual na tradição da psicologia histórico-cultural da atividade. In: Longarezi, Andréa M.; Puentes, Roberto V. (Orgs.). Fundamentos psicológicos e didáticos do ensino desenvolvimental. Uberlandia: EDUFU, p. 187–225.

Puentes R.V., Longarezi A.M. (2018) Uma introdução à Didática Desenvolvimental soviética e suas diferentes interpretações no âmbito Latino-americano (Brasil, Cuba e México). Apresentação. Linhas Críticas (online), Brasília, p. 278-283. DOI: https://doi.org/10.26512/lc.v24i0.23823.

Puentes R.V., Longarezi A.M. (2013) Escola e didática desenvolvimental: seu campo conceitual na tradição da teoria histórico-cultural. Educ. rev. [conectados], vol. 29, n. 1, p.247–271. DOI: https://doi.org/10.1590/s0102-46982013005000004.

Sanger P.M. (1990) A quinta disciplina: arte, teoria e prática da organização de aprendizagem. 10 ed. Rio de Janeiro: Editora Best Seller.

Saviani D. (1999) Sistemas de ensino e planos de educação: o âmbito dos municípios. Educação e Sociedade, Campinas, v. XX, n. 69, p. 119–136. DOI: https://doi.org/10.1590/s0101-73301999000400006.

Talízina N.F. (2009) La teoría de la actividad aplicada a la enseñanza. Puebla, Mx: Universidad Autónoma de Puebla.

Viktorovich K.A. (2014) Escola do diálogo de culturas. Boletim do Instituto de Educação Humana, Moscow, n. 1. Available in file: https://C:/Users/ROBERTO/Documents/Roberto%202020/Publica%C3%A7%C3%B5es/Artigos/Sistemas%20did%C3%A1..., accessed on the 03rd of September, 2020.

Zankov L.V. (Ed.) (1984) Enseñanza y desarrollo. Moscú: Editorial Progreso.


Скачать в формате PDF

Поступила: 14.05.2021

Принята к публикации: 10.06.2021

Дата публикации в журнале: 15.12.2021

Ключевые слова: дидактическая система, развивающая альтернативная дидактическая система, система Гальперина–Талызиной

DOI: 10.11621/vsp.2021.04.08

Доступно в on-line версии с: 15.12.2021

Номер 4, 2021