Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Программа обучения родителей на основе теории развития умственной деятельности человека П.Я. Гальперина: Новый эффективный подход

Программа обучения родителей на основе теории развития умственной деятельности человека П.Я. Гальперина: Новый эффективный подход

Аннотация

Программы обучения родителей, разработанные в конце 60-х годов прошлого века, общепризнанно считаются важным компонентом работы с детьми и подростками в контексте психиатрической или социальной дисфункции. Случаи, в которых применение данных программ представлялось наиболее необходимым, часто заканчивались плачевными результатами, и порой у профессионалов возникали непреодолимые трудности. Поэтому существует необходимость в новых методиках, позволяющих повысить эффективность применения данных программ.

Методика. Мы начали с рассмотрения неудачных программ обучения родителей по классической методике в нашем институте. Программы, которые были сочтены «неудачными», характеризуются тем, что после девяти месяцев их применения отношение родителей к своим детям оставалось неизменным, и родители продолжали испытывать трудности с осознанием руководящей роли, которую они должны занимать в процессе личностного развития своего ребенка. Мы разработали экспериментальную методику, руководствуясь теорией развития умственной деятельности человека П.Я. Гальперина, которая была протестирована в серии из 12 случаев, выбранных случайным образом из ранее идентифицированных на практике.

Результаты. Основная цель программы была достигнута в 11 из 12 кейсов за меньшее количество занятий. Среднее количество занятий — 5,25, стандартное отклонение — 2,42, минимум 2 и максимум 8 занятий.

Обсуждение и заключительные комментарии. Высокие результаты, полученные в первом исследовании, позволяют предположить, что использованная методика может способствовать повышению качества консультирования родителей как наставников детей, причем, как в психиатрических клиниках, так и в социальных случаях. Таким образом, применение теории развития умственной деятельности человека П.Я. Гальперина в обучении родителей может привести к не менее впечатляющим результатам, по сравнению с теми теориями, которые за прошедшие годы уже были изучены в педагогике.

Полную версию статьи читайте по ссылке РИНЦ.

Литература

Bagner, D.M., Coxe, S., Hungerford, G.M., Garcia, D., Barroso, N.E., Hernandez, J., Rosa-Olivares, J. (2016). Behavioral Parent Training in Infancy: A Window of Opportunity for High-Risk Families. Journal of Abnormal Child Psychology, 44901–912. https://doi.org/10.1007/s10802-015-0089-5

Blizzard, A.M., Barroso, N.E., Ramos, F.G., Graziano, P.A., & Bagner, D.M. (2017). Behavioral Parent Training in Infancy: What About the Parent-Infant Relationship? Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 47(1), 341-353. DOI: https://doi.org/10.1080/15374416.2017.1310045

Christian, A., Niec, L., Acevedo-Polakovich, D., & Kassab, V. (2014). Dissemination of an evidence-based parenting program: Clinician perspectives on training and implementation. Children and Youth Services Review, 43, 8–17.

Engeness, I. (2020a). Part 3: The study on the development of human mental activity: Lecture 10. The development of mental actions and the orienting basis of actions. Learning, Culture and Social Interaction, 27(100430). https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2020.100430

Engeness, I. (2020b). Lecture 11. The phases of the formation of mental actions. Learning, Culture and Social Interaction, 27. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2020.100431

Engeness, I. (2020c). Lecture 12. The conditions for the development of the properties of the action. The phases of the development of the action. Learning, Culture and Social Interaction, 27. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2020.100432

Engeness, I. (2020d). Lecture 13. The process of internalisation. Theoretical and practical implications of the study on the phases of the development of mental actions. Learning, Culture and Social Interaction, 27. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2020.100433

Engeness, I. & Lund, A. (2020). Reprint of: Learning for the future: Insights arising from the contributions of Piotr Galperin to the cultural-historical theory. Learning, Culture and Social Interaction, 27. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2020.100476.

Forehand, R.L., & Mcmahon, R.J. (1981). Helping the noncompliant child: A clinician’s guide to parent training. New York: Guilford Press.

Galperin, P. (1969). Stages in the development of mental acts. In M. Cole, & I. Maltzman (Eds.), A handbook of contemporary Soviet psychology (pp. 249–273). New York: Basic Books.

Haenen, J. (1996). Piotr Gal’perin: Psychologist in Vygotsky’s footsteps. Commack, NY: Nova Science.

Harrison, P., Cowen, P., Burns, T., & Fazel, M. (2018). Shorter Oxford Textbook of Psychiatry (7th ed.). New York, NY: Oxford University Press.

Leont’ev, A.N. (1978). Activity, Consciousness, and Personality. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Lundahl, B., Risser, H. & Lovejoy, M. (2006). A meta-analysis of parent training: Moderators and follow-up effects. Clinical Psychology Review, 26, 86–104.

Núñez, I.B., & Ramalho, B.L. (Eds.). (2018). Galperin and the theory of step-by-step formation of mental actions and concepts. Campinas, Brazil: Mercado de Letras. [In Portuguese]

Quintino-Aires, J. (2016a). Vigotsky-Luria in clinical psychology in the 21st century. In Eds. D. Marques &. J. Ávila-Toscano, De las neurociencias a la neuropsicologia (pp. 302–385). Barranquilla, Colombia: Ediciones Corporación Universitaria Reformada. [In Portuguese]

Quintino-Aires, J. (2016b). 15 minutes with a child. Moscow: Mozaika-Sintez. [In Russian]

Quintino-Aires, J. (2020a). Heritage of Reitan and Luria to 21st-century developmental neuropsychology. In D. G. Nemeth & J. Glozman (Eds.), Evaluation and treatment of neuropsychologically compromised children (pp. 27–52). London: Academic Press.

Quintino-Aires, J. (2020b). What is ADHD from a historical-cultural neuropsychological perspective? Concept, diagnosis, and treatment. In J. Glozman (Ed.), Understanding children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) (pp. 23–72). New York: Nova Science Publishers.

Quintino-Aires, J. (2021). Neuropsychological education in oppositional defiant disorder. Lurian Journal, 2(1), pp. 42–62. DOI: 10.15826/Lurian.2020.1.3.

Serketich, W and Dumas, J. (1996). The Effectiveness of Behavioral Parent Training to Modify Antisocial Behavior in Children: A Meta-Analysis. Behavior Therapy 27, 171-186.

Solovieva, Y., & Quintanar, L. (2018). Galperin's theory: Guidance for psychology and neuropsychology. In I. B. Núñez & B. L. Ramalho (Eds.), Galperin and the theory of step-by-step formation of mental actions and concepts (pp. 101-132). Campinas, Brazil: Mercado de Letras. [In Portuguese]

Solovieva, Y., & Quintanar, L. (2019). The formative methodology in cultural-historical psychology. Madrid: GIUNTIEOS. [In Spanish]

Solovieva, Y., & Quintanar, L. (2020). Mental actions and the problem of the stages of their formation: Following Galperin and Talizina. Obutchénie (Learning): Revista De Didática E Psicologia Pedagógica, 4(1), 59–85. https://doi.org/10.14393/OBv4n1.a2020-56472 [In Spanish]

Subbotskty, E. (1993). The Birth of Personality. Harvester: London.

Vygotsky, L. (1934/2001). Thought and language (Portuguese Edition ed.). (P. Bezerra, Trans.) São Paulo, Brazil: Martins Fontes.

Поступила: 14.05.2021

Принята к публикации: 10.06.2021

Дата публикации в журнале: 15.12.2021

Ключевые слова: обучение родителей, теория деятельности, теория П.Я. Гальперина, индивидуальное сознание

Доступно в on-line версии с: 15.12.2021

Номер 4, 2021