Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Применение теории деятельности А.Н. Леонтьева в определении и структурировании экспериментальной деятельности по решению задач в преподавании химии

Применение теории деятельности А.Н. Леонтьева в определении и структурировании экспериментальной деятельности по решению задач в преподавании химии

Аннотация

Актуальность (теоретическое обоснование). Традиционно разработка практических занятий на уроках химии нацелена на выстраивание узкой взаимосвязи между теорией и практикой. На таких уроках обычно следуют за предписанной программой и не придают важности размышлениям о значении предлагаемых действий. Чтобы улучшить изучение химии, мы предлагаем новую модель, которая базировалась бы на теории деятельности (ТД), а также включала бы полную схему ориентировочной основы действия (ООД). Это позволило бы направлять экспериментальную деятельность на развитие правильного мышления в сфере химии у учеников и пробудило бы их творческое начало.


Цели. Цель данной статьи — предложить модель, основанную на теории деятельности А.Н. Леонтьева, которая позволила бы направлять экспериментальную деятельность; сущность этой деятельности состоит в поиске решений поставленных задач и создании хорошо структурированной и творческой среды при обучении химии.

Методы. В образовательном эксперименте приняли участие 23 студента первого курса (средний возраст 19 лет) дисциплины «Общая химия» курса машиностроения одного из университетов на Кубе. Эксперимент состоял из начальной диагностики, необходимой для разработки моделей (ООД) пяти экспериментальных действий во время занятия. Данные были собраны из наблюдений на занятии. Наблюдения основывались на использовании студентами предлагаемых моделей и письменных текстов, которые они составляли при выполнении действий во время эксперимента. Данные анализа включали три уровня представления действий студентами, включая следующую классификацию по качеству выполнения действий: верно (I), частично верно (II), неверно (III) (согласно ООД).

Результаты. Мы обнаружили, что число студентов, правильно выполнявших задания, увеличивалось при работе по модели ООД от ЭД2 до ЭД6. C учетом того, что ООД создаются, чтобы упростить обучение комплексным действиям, такой результат большинства студентов говорит о постепенном освоении содержания предмета «химия» на хорошем уровне, особенно в том, что касается экспериментальной деятельности (86,9% на уровне 1 на ЭД6). Студенты постепенно выказывали более высокий уровень знаний, мотивации и независимости во время проведения эксперимента, улучшали продуктивность социального взаимодействия в парах и с преподавателями во время занятий.

Выводы. Полученные результаты показали возможности организации экспериментальных действий, основывающихся на теории деятельности, которая повышает эффективность преподавания в сфере профессиональной подготовки. Такой подход рассматривается как более прогрессивный способ преподавания в профессиональной среде. Решение рассматривать стратегию по решению задач как экспериментальную деятельность, разработанную на основе направленности действия, дает студентам больше возможностей вовлекаться в решение задач сознательно и творчески, исследовать, принимать решения, становиться мотивированными участниками процесса обучения.


Полную версию статьи читайте по ссылке РИНЦ.

Литература

Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности. Отчет о работе методологического семинара. Московское психологическое общество. 22 декабря 1997 г. Электронный ресурс: http://old.experiment.lv/rus/biblio/davidov_last/noviy_podhod.htm (дата обращения: 18.04.2021).

Габай Т.В. Развитие предметно-содержательных представлений о деятельности и деятельностный подход в психологии. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 3. С. 19–32.

Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии. М.: Издательство Московского университета. 2000.

Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Московский психолого-социологический институт. Электронный ресурс: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-2842.htm#$p284 (дата обращения: 30/04/2021). 1964.

Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е издание. М.: Смысл. 1997.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Издательство Московского университета. 1975.


Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 1977.

Решетова З.А. Психика и деятельность. Психический механизм усвоения // Национальный Психологический Журнал. 2017. № 3 (27). С. 40–55.

Решетова З.А. К вопросу о механизмах усвоения и развития. // Национальный психологический журнал. 2013. № 1 (9). С. 25–32.

Талызина Н.Ф. Разработка марксистской психологии А.Н. Леонтьевым // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 102–105.

Талызина Н.Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, № 4. С. 157–162.

Arruda S.M., Laburú C.E. (2013) Considerations about the role of experiments in science teaching. In Nardi R. (Org), Current Issues in Science Education. São Paulo: Escrituras.

Colagrande E.A., Martorano S.A.A., Arroio A. (2017) Views of a group of pre-service science teachers on the use of experimental activities in science teaching. Problems of Education in the 21st Century, 75 (6), 525–534.

Hedesa Y. (2018) Chemistry Didactics and Curriculum. Havana: Editorial Pueblo y Educación.

Lewthwaite B. (2014) Thinking about practical work in chemistry: teachers' considerations of selected practices for the macroscopic experience. Chemistry Education Research and Practice, 15, 35–46, DOI: 10.1039/C3RP00122A.

Sedumedi T.D.T. (2017) Practical Work Activities as a Method of Assessing Learning in Chemistry Teaching. EURASIA Journal of Mathematics Science and Technology Education, 13 (6), 1765–1784, DOI: 10.12973/eurasia.2017.00697a.

Silva R.R.; Machado P.F.L.; Tunes E. (2010) Performing experiments without fear of making mistakes. In: Santos, W.L.P.; Maldaner, O.A. (Org.). Chemistry Teaching in Focus. Ijuí, RS: Editora Unijuí.

Talizina, N.F. (2019) Activity theory applied to teaching. México, Universidad Autónoma de Puebla

Talizina N.F., Solovieva Y., Quintanar L. (2010) The activity approach in psychology and its relationship with the cultural-historical approach of L.S. Vigotsky. Educational News, 230, 4–8.


Поступила: 14.05.2021

Принята к публикации: 10.06.2021

Дата публикации в журнале: 15.12.2021

Ключевые слова: теория деятельности, преподавание химии, обучение, полная ориентировочная основа деятельности

Доступно в on-line версии с: 15.12.2021

Номер 4, 2021