Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Организация учебного процесса в соответствии с деятельностной теорией: практическое применение метода

Организация учебного процесса в соответствии с деятельностной теорией: практическое применение метода

Аннотация

Введение. Согласно теории деятельности, процесс обучения всегда был одним из наиболее важных объектов изучения психологии. В.В. Давыдов (Давыдов, 2008) предлагал дифференцировать общий термин «неспецифическое обучение», означающий любой социальный опыт, и «специфическое обучение», являющееся результатом направленного и организованного обучения. Н.Ф. Талызина (Талызина, 2018; Талызина, 2019) предложила концепцию организации процесса обучения в соответствии с теорией деятельности. В частности, это затрагивает теорию, согласно которой действия формируются поэтапно. Это предложение следует трактовать буквально при рассмотрении процесса обучения и преподавания в рамках теории деятельности.

Цель. Цель данной статьи — изучить необходимость дальнейшего исследования образовательного процесса как сложной и диалектической взаимосвязи между образовательной организацией и результатами образовательного процесса как достижений в развитии ребенка в рамках психологии.

Результаты и предложения. В данной статье пересматривается понимание организации образовательного процесса по сравнению с первоначальными определениями в рамках рассматриваемой теории. Мы предлагаем рассматривать два субпериода или две методологические возможности по организации учебного процесса. Прежде всего, речь идет о первых классах начальной школы (первые три класса начальной школы[1]) и последующих классах начальной школы (вторые три года начальной школы). Мы выделяем такой период для школьного возраста и определяем процесс обучения как ведущий вид деятельности в развитии ребенка, основываясь на трудах В.В. Давыдова (Давыдов, 2008).

Выводы. Авторы приходят к выводу, что теория деятельности — это обобщающая теория, которая включает в себя целый ряд различных понятий, а именно психологический возраст, ведущую деятельность и формирование умственных действий. Данная теория может быть позитивным способом разрешения существующей проблемы образовательных систем разных стран.

1. В Латинской Америке начальная школа — это первые шесть классов школьной системы.




Полную версию статьи читайте по ссылке РИНЦ.

Литература

Воронцов А.Б. Сборник примерных программ для начальной школы. М.: БИНОМ. 2019.

Выготский Л.С. Избранные произведения. Том 3. М.: Педагогика. 1983.

Выготский Л.С. Избранные произведения. Том 5. Москва: Педагогика. 1984а.

Выготский Л.С. Избранные произведения. Том 4. Москва: Педагогика. 1984 b.

Давыдов В.В. Теория обучения, которая ведет к развитию. М.: ИНТОР. 1996.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М. Педагогическое общество России. 2000.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: Академия. 2008.

Гальперин П.Я. Психологическая деятельность как объективная наука. М.: Институт педагогических и социальных наук. 1998.

Гальперин П.Я. Психология. 4 Лекции. М.: Университет. 2000.

Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Московский психолого-социологический институт. 2009.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Издательство Московского университета. 1975.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл. 2000.

Леонтьев А.Н. Психологические основы развития и обучения ребенка. М.: Смысл. 2009.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР. 2000.

Талызина Н.Ф. Структура процесса учения. М.: Издательство Московского университета. 1984.

Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. М.: Академия. 2002.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия. 2006.

Талызина Н.Ф. (2018). Теория обучения в соответствии с теорией деятельности. М.: Издательство Московского университета. 2018.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос. 1999.

Engeström, Y. (2001) Expansive learning in work: towards theoretic re-conceptualization of activity. Journal of Education and Work, 14, 1: 133–156.

Engeström, Y. & Sannino, A. (2016) Expansive learning on the move: insights from ongoing research. Infancia y Aprendizaje, 39:3, 401–435.

Ferreiro, E. (1996). Caperucita Roja aprende a escribir. Estudios comparativos en tres lenguas. Barcelona: Gedisa.

Ferreiro, E. (1997). Alfabetización y la práctica. México: Siglo XXI.

Ferreiro, E. (1999). Vigencia de J. Piaget. México: Siglo XXI.

Ferreiro, E. (2013). El ingreso a la escritura y la cultura de lo escrito. México: Siglo XXI.

González, C. & Solovieva, Yu. (2019). Evaluación de las neoformaciones de la edad preescolar en niños colombianos. Revista de Psicología de la Universidad de Antioquia, 11 (2), 7–44.

Rosas, Y. & Solovieva, Yu. (2018). Organización de la enseñanza de la solución de problemas aritméticos: trabajo con maestros de primaria. Obucheniye. Revista de Didáctica y Psicología Pedagógica. V 2 (3): 723–739.

Salmina, N.G. (2013). Indicators of preparation for learning at school. In: Yu. Solovieva & L. Quintanar (Eds.) Anthology of development in preschool age. México: Trillas, 67–74

Salmina, N.G. (2017). La enseñanza de las matemáticas en la escuela primaria. In: N.F. Talizina, Yu. Solovieva & L. Quintanar (Eds.) Teaching of mathematics on the basis of activity theory. México: CEIDE: 23–68.

Sánchez, J. & Escotto, A. (2013). Difficulties in the learning of mathematics. Neuropsychological, affective and socio-epistemological factors. México: UNAM.

Solovieva, Yu. (2015). Introductory strategies for written language in English. México: Plaza y Valdés.

Solovieva, Yu. (2019). Las aportaciones de la teoría de la actividad para la enseñanza. Educando para educar, 37 (1): 13–25.

Solovieva, Yu. & Quintanar L. (2016). Teaching of reading. Mexico: Trillas.

Solovieva, Yu. & Quintanar, L. (2017). Organization of playing activity at preschool age. The Routledge International Handbook of Early Childhood Play. In: T. Bruce, P. Hakarainen & M. Bredikyte (Eds). London: Taylor & Francis: 340–354.

Solovieva, Yu. & Quintanar, L. (2019). Formative methodology in cultural historical psychology. Madrid: GIUNTI-EOS.

Solovieva, Yu. & Quintanar, L. (2020a). Revision of conception of gradual formation of actions for education and psychological development. Frontiers in Psychology, 11 (1887). 1–9.

Solovieva, Yu. & Quintanar, L. (2020b). Las acciones mentales y el problema de las etapas de su formación: siguiendo a Galperin y Talizina. Obucheniye, 4 (1): 59–85.

Talizina, N.F. (2008). Psychological mechanisms of generalization. Acta Neurológica Colombiana, 24, 2, 1: 76–88.

Talizina, N.F. (2019). Activity theory applied to teaching. México: Autonomous University of Puebla.


Talizina, N., Solovieva, Yu. & Quintanar, L. (2010). La aproximación de la actividad en psicología y su relación con el enfoque histórico-cultural de L.S. Vigotsky. Novedades educativas, 22, 230: 4–9.

Поступила: 14.05.2021

Принята к публикации: 10.06.2021

Дата публикации в журнале: 15.12.2021

Ключевые слова: процесс обучения, направление, теория деятельности, школьный возраст, методы обучения

Доступно в on-line версии с: 15.12.2021

Номер 4, 2021