Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Исследование профессиональных мотивов учителей начальной школы с точки зрения теории деятельности

Аннотация

Актуальность исследования. В данной статье анализируются профессиональные мотивы преподавателей, работающих в начальной школе с точки зрения теории деятельности. Мы исходим из предположения, что мотивы преподавателей влияют на организацию учебно-воспитательного процесса.

Цель исследования. Цель данного исследования состоит в анализе профессиональных мотивов преподавателей начальной школы и того, как эти мотивы взаимосвязаны с учебно-воспитательным процессом.

Методы и сбор данных. Три учителя, работающие в шестом классе, ответили на вопросы в рамках полуструктурированного интервью, что дало нам возможность проанализировать их профессиональные мотивы и влияние этих мотивов на учебно-воспитательный процесс. Наша работа основывалась на: а) самих учителях, б) общем контексте школы, в) случаях взаимодействия, имеющих отношение к учебно-воспитательному процессу. Анализ мотивационной сферы проводился на основании теории деятельности и культурно-исторического подхода как способа выявить мотивы, лежащие в основе учебно-воспитательного процесса. Интервью анализировались на основании типологии мотивов, предложенных Н.Ф. Талызиной (Талызина, 2019) и в соответствии с рядом конкретных показателей.

Результаты. Мы предлагаем классификацию мотивов преподавателей в учебно-воспитательном процессе. Эти мотивы распределяются по предложенным показателям неравномерно. Некоторые мотивы похожи друг на друга, другие — сильно отличаются. Мы также отметили серьезные различия между мотивационными профилями двух преподавателей: один работал в частной школе, а второй — в государственной.

Выводы. Полученные результаты предполагают наличие внутренней положительной мотивации в профессиональной деятельности преподавателей.

Литература

  1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Москва, Академия педагогических и социальных наук, 1998.

  2. Ленотьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва: Смысл, 1959.

  3. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности / Под ред. А.Н. Леонтьева Избранные психологические труды, Том II. Москва: Педагогика, 1983.

  4. Engeström, Y. (2001). Expansive Learning at Work: Toward An Activity Theoretical Reconceptualization. Journal of Education and Work, 14 (1), 133–156.
  5. García, R. (2017). Aplicabilidad de la Teoría de la Actividad Histórico-Cultural en los estudios de comportamiento informacional. Biblios: Journal of Librarianship and Information Science, 67(1), 69–83.

  6. González, F. & Mijtáns, A. (1989). La personalidad. Su educación y desarrollo. La Habana: Pueblo y Educación.

  7. Gordeevaa, T.O.; Sychevb, O.A.; Pshenichnuka, D.V. & Sidnevaa, A.N.. (2018). Academic Motivation of Elementary School Children in Two Educational Approaches — Innovative and Traditional. Psychology in Russia: State of the Art. 11( 4), 22–39.

  8. Leontiev, A.N. (1993). Actividad, Conciencia y Personalidad. México: Cartago.

  9. Mata, A. (2019). Los motivos del aprendizaje escolar en primaria. Tesis para la obtención del grado de Doctorado. Puebla, México: Universidad Iberoamericana de Puebla.

  10. Morales, M.A. & Solovieva, Y. (2020a). Professional motives in primary school teachers (poster). 2nd International Neuropsychological Summer School named after A.R. Luria “The World after the Pandemic: Challenges and Prospects for Neuroscience”.

  11. Morales, M.A. & Solovieva, Y. (2020b) Professional motives in primary school teachers. Proceedings of Science School: 2nd International Neuropsychological Summer School named after A.R. Luria “The World after the Pandemic: Challenges and Prospects for Neuroscience”. Section 4. The value of the Cultural-Historical approach in a changing world. Chapter 21. Ekaterinburg: Ural University Press. doi: 10.15826/B978-5-7996-3073-7.21

  12. Morales, M.A. & Solovieva, Y. (2021). Los motivos profesionales de los maestros de la escuela primaria desde la teoría de la actividad. En: Rosas, Y. El estudio de la personalidad en los procesos educativos desde la perspectiva histórico-cultural. Obutchénie, 5(1). (pp. 190–212). doi: http://doi.org/10.14393/OBv5n1.a2021-60594§

  13. Quintanar, L. & Solovieva, Y. (2020). Importancia de la teoría de la actividad. En: Covarrubias, V. Bases para la introducción y el desarrollo del pensamiento científico en la niñez y la preadolescencia.111–172. Puebla: Concytep.

  14. Romero, M.P. (2017). Significado del trabajo desde la psicología del trabajo. Una revisión histórica, psicológica y social. Psicología desde el Caribe, 34(2), 120–138. doi:http://dx.doi. org/10.14482/psdc.34.2.8491 .

  15. Rosas, Y. (2021). Análisis del interés cognoscitivo en clases de matemáticas. En: Rosas, Y. El estudio de la personalidad en los procesos educativos desde la perspectiva histórico-cultural. Obutchénie, 5(1), 119–143.

  16. Smirnov, A.N., Rubinstein, S.L., Leontiev, A.N. & Tieplov, B.M. (1960). Psicología. México: Grijalbo.

  17. Solovieva, Y. & Mata, A. (2017a). Motives in Learning Process: Proposal of Qualitative Analysis. Journal of Education, Society and Behavioural Science. 23(2), 1–14, https://doi.org/10.9734/JESBS/2017/37263https://doi.org/10.14393/ER-v27nEa2020-4 .

  18. Solovieva, Y. & Quintanar, L. (2020). Enseñanza y desarrollo de la comprensión y la producción del lenguaje. México: CONCYTEP.

  19. Talizina, N.F, Solovieva, Y., Quintanar, L. (2010). La aproximación de la actividad en psicología y su relación con el enfoque histórico-cultural de L.S. Vygotsky. Novedades educativas, 230, 4–8.

  20. Talizina, N.F. (2019). La teoría de la actividad aplicada a la enseñanza. Benemérita Universidad Autónoma de Puebla. México: BUAP.

  21. Vygotsky, L.S. (1934/1996). Pensamiento y lenguaje. En A. Álvarez & P. del Río (Eds.), Obras escogidas. Tomo II. Madrid: Visor. 

Скачать в формате PDF

Поступила: 14.05.2021

Принята к публикации: 10.06.2021

Дата публикации в журнале: 15.12.2021

Ключевые слова: мотивы, теория деятельности, культурно-исторический подход, учебно-воспитательский процесс, школьный возраст

DOI: 10.11621/vsp.2021.04.04

Доступно в on-line версии с: 15.12.2021

Номер 4, 2021