Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Педагогический эксперимент по привнесению дисциплинарных концепций в игру: решение теоретической проблемы становится источником развития для педагога

Педагогический эксперимент по привнесению дисциплинарных концепций в игру: решение теоретической проблемы становится источником развития для педагога

Аннотация

С точки зрения современного понимания культурно-исторической теории, развитие педагогов никогда не находилось в центре внимания исследований Л.С. Выготского. Тем не менее, исследователи, занимающиеся профессиональным развитием учителей, все чаще опираются именно на культурно-историческую концепцию. Для объяснения того, каким образом школьные учителя (Edwards et al., 2019; Ellis, 2007) и педагоги в дошкольных учреждениях (Nuttall et al., 2015) развивают и усовершенствуют свою профессиональную практику, используются понятия, относящиеся к развитию ребенка. При этом вопрос о том, каким образом происходит развитие учителей, остается без ответа.

Цель данной статьи — представить читателю исследование развития учителей в течение двух лет. В качестве метода использовался педагогический эксперимент (Hedegaard, 2008), в ходе которого учителя и исследователи совместно работали над разрешением теоретической проблемы относительно того, как привнести дисциплинарные концепции в свои игровые программы. Данные, собранные в ходе образовательного эксперимента, включали в себя 152 часа оцифрованных видеозаписей практик, документацию по планированию и 32 часа еженедельных интервью.

В выборку были включены данные по двум педагогам дошкольного образования и их работа с двумя группами детей в течение двух лет. Для анализа данных использовалась концепция Л.С. Выготского о кризисах развития, а также диалектические концепции мотивов и мотивации М. Хедегаарда.

Результаты показывают, как постоянно возникающие незначительные кризисы, которые со временем оказываются успешно разрешены, создают условия для развития педагогов. Автор приходит к выводу о том, что развитие можно теоретически представить в форме изменения роли педагога в детской игре и переход от его позиции аутсайдера к позиции участника игры, что вызывает изменение мотивов учителя.

Полную версию статьи читайте по ссылке РИНЦ.

Литература

Davydov, V.V. (1990). Types of generalization in instruction: Logial and psychological problems in the structuring of school curricula (J. Teller, Trans.). National Council of Teachers of Mathematics. (Original work published 1972)

Ebadi, S., & Gheisari, N. (2016). The role of consciousness-raising through critical reflection in teachers’ professional development: A sociocultural perspective. Cogent Education, 3(1). https://doi.org/doi.org/10.1080/2331186X.2016.1147990

Edwards, A., Chan, J., & Tan, D. (2019). Motive orientation and the exercise of agency: Responding to recurrent demands in practices, In A. Edwards, M. Fleer & L. Bottcher (Eds.). Cultural-historical approaches to studying learning and development. Societal, Institutional and personal perspectives, (pp. 201-214). Singapore: Springer Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-13-6826-413

Ellis, V. (2007). Taking subject knowledge seriously: from professional knowledge recipes to complex conceptualizations of teacher development. The Curriculum Journal, 18(4), 447-462. https://doi.org/doi.org/10.1080/09585170701687902

Eun, B. (2008). Making connections: grounding professional development in the developmental theories of Vygotsky. The Teacher Educator, 43(2), 134-155. https://doi.org/doi.org/10.1080/08878730701838934

Eun, B. (2011). A Vygotskian theory-based professional development: implications for culturally diverse classrooms. Professional Development in Education, 37(3), 319-333. https://doi.org/doi.org/10.1080/19415257.2010.527761         

Fleer, M. (2011). Conceptual Play: Foregrounding imagination and cognition during concept formation in early years education. Contemporary Issues in Early Childhood, 12(3), 224-240. https://doi.org/doi.org/10.2304/ciec.2011.12.3.224    

Grimmett, H. (2014). The practice of teachers' professional development: A cultural-historical approach. Sense Publishers.

Hakkarainen, P., Bredikyte, M., Jakkula, K., & Munter, H. (2013). Adult play guidance and children’s play development in a narrative play-world. European Early Child Education Research Journal, 21(2), 213–225. https://doi.org/doi.org/10.1080/1350293X.2013.789189        

Hedegaard, M. (2008). Developing a dialectic approach to researching children’s development. In H. Marine & M. Fleer (Eds.), Studying children: A cultural-historical approach (pp. 30-45). Open University Press.

Hedegaard, M., & Chaiklin, S. (2005). Radical-local teaching and learning, A cultural-historical approach. Aarhus University Press.

Johnston, K., Hadley, F., & Waniganayake, M. (2020). Practitioner inquiry as a professional learning strategy to support technology integration in early learning centres: Building understanding through Rogoff’s planes of analysis. Professional Development in Education, 46(1), 49-64. https://doi.org/doi.org/10.1080/19415257.2019.1647871

Kravtsov, G.G. & Kravtsova, E.E. (2010). Play in L.S. Vygotsky’s nonclassical psychology. Journal of Russian and East European Psychology, 48(4), 25–41. https://doi.org/doi.org/10.2753/RPO1061-0405480403          

Lindqvist, G. (1995). The aesthetics of play: a didactic study of play and culture in preschools [Doctoral Thesis]. Uppsala University. Stockholm.

Murphy, C., Scantlebury, K., & Milne, C. (2015). Using Vygotsky’s zone of proximal development to propose and test an explanatory model for conceptualising coteaching in pre-service science teacher education. Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 43(4), 281-295. https://doi.org/doi.org/10.1080/1359866X.2015.1060291

Nuttall, J., Edwards, S., Mantilla, A., Grieshaber, S., & Wood, E. (2015). The role of motive objects in early childhood teacher development concerning children's digital play and play-based learning in early childhood curricula. Professional Development in Education, 41(2), 222-235. https://doi.org/10.1080/19415257.2014.990579

Tasker, T., Johnson, K.E., & Davis, T.S. (2010). A sociocultural analysis of teacher talk in inquiry-based professional development. Language Teaching Research, 14(2) 129–140. https://doi.org/doi.org/10.1177/1362168809353871   

Vygotsky, L.S. (1987). The collected works of L.S. Vygotsky. Problems of general psychology (Vol. 1). Tran. N. Minick. Editors of English Translation, R.W. Rieber, A.S. Carton, New York: Kluwer Academic and Plenum Publishers.

Vygotsky, L.S. (1997). The historical meaning of the crisis of psychology. In R.W. Rieber & J. Wollock (Eds.), The collected works of L. S. Vygotsky: Problems of the theory and history of psychology (Vol. 3, pp. 233–344). Plenum Press.

Поступила: 14.05.2021

Принята к публикации: 10.06.2021

Дата публикации в журнале: 15.12.2021

Ключевые слова: развитие педагогов; культурно-историческая теория; профессиональное развитие; детство

Доступно в on-line версии с: 15.12.2021

Номер 4, 2021