Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Применение культурно-исторического подхода и теории деятельности в научных исследованиях и практике

Аннотация

Актуальность. Культурно-историческая теория деятельности предложила множество важных теоретических идей для образовательных наук, которые вдохновили на создание различных педагогических подходов и моделей во всем мире. Многие важные теоретические понятия культурно-исторической теории деятельности получили всеобщее признание и используются в образовательных контекстах, основанных на самых различных теоретических парадигмах. Вероятно, это та цена, которую приходится платить за широкую известность. Не в первый раз случается, что, когда отдельные теоретические понятия получают широкое распространение, теряется более глубокое системное понимание самой психологической теории. Несмотря на то, что такая судьба постигла и многие понятия культурно-исторической теории деятельности, существует много интересных попыток углубляться и дальше развивать подход.

Цель. Вводная статья как раз и знакомит с некоторыми важными теоретическими положениями, сформулированными создателями культурно-исторической теории деятельности, которые внесли значительный вклад в развитие педагогических идей, и на основе которых сегодня проводятся важные педагогические исследования. В статье подробно обсуждается, как идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Н.Н. Поддьякова и других русских ученых были поняты и получили дальнейшее развитие в Скандинавии, других странах и особенно в образовательных исследованиях латиноамериканских ученых.

Результаты. Вступительная статья заканчивается ознакомлением с тематикой и проблемами исследования научных статей, опубликованных в этом специальном выпуске журнала.

Литература

Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. Москва: Педагогика, 1978.

Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. (1990). Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания. Вопросы психологии. 1990. № 34 (3). С. 63–72.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-Пресс, 1986.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–68.

Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. 1959. № 1. С. 441–469.

Давыдов В.В. Концепция дошкольного воспитания. Проект. Москва: ВНИК «Школа», 1988.

Кудрявцев В.Т. Становление свободы. Современное дошкольное воспитание. 2017. № 1. С. 12–21.

Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. Антология гуманной педагогики. Москва: Дом Шалвы Амонашвили, 1996.

Леонтьев А.А. Объект психологии и объект в психологии / Под ред. А.А. Леонтьева. Психологическая теория деятельности. Вчера, сегодня, завтра. Москва: Смысл, 2006.

Леонтьев А.Н. Философия психологии. Москва: МГУ, 1994.

Поддьяков Н.Н. Особенности рождения детей дошкольного возраста. Москва: ПИ РАО «Профессиональное образование», 1996.

Талызина М.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. Москва: Знание, 1983.

Хаккарайнен П., Бредиките М. Игровые миры и нарративы как средства развивающего образования в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 40–50. doi:10.17759/pse.2020250404

 

Bateson, G. (1972). Steps to an ecology of mind. New York: Ballantine Books.

Engeness, I. (2021). P.Y. Galperin’s Development of Human Mental Activity. Lectures in Educational Psychology. Cham, Switzerland: Springer.

Engeström, Y. (1982). Perustietoa opetuksesta [Basic knowledge about teaching]

Engeström, Y. (2020). Ascending from the Abstract to the Concrete as a Principle of Expansive Learning. Psychological Science and Education. 25 (5), 5, 31–43.

Hakkarainen P. (2006). Learning and development in play. In J. Einarsdottir & J. Wagner (Eds.), Nordic childhoods and early education (pp. 183–222). Connecticut: Information Age Publishing.

Hakkarainen, P. (2004). The past and future of activity theory. Editor’s introduction: Challengers of activity theory. Journal of Russian & East European Psychology, 42 (2–3).

Hakkarainen, P. (2008). The challenges and possibilities of narrative learning approach in the Finnish early childhood education system. International Journal of Educational Research, 47, 292–300.

Leontiev, D.A. (ed.), (2005). A.N. Leontiev’s creative path. Journal of Russian & East European Psychology, 43 (3–4).


Lindqvist G. The aesthetics of play. Upps. Stud. Educ. 62. Uppsala: Uppsala University, 1995.


Solovieva Y., Quintanar L. (2021). Playing with Social Roles in Online Sessions for Preschoolers. Cultural-Historical Psychology, 17 (2), 123–132. doi: https://doi. org/10.17759/chp.2021170212

Solovieva Yu. & Quintanar L. (2017). Enseñanza de lectura. Método práctico para la formación lectora. México, Trillas.

Solovieva Yu. & Quintanar L. (2019). Playing activity with orientation as a Method for Preschool Development. Psychological Educational Studies. 11 (4), 49–66. doi: 10.17759/psyedu.201911040.

Solovieva Yu. (2016). Enseñanza del lenguaje escrito. Mexico: Trillas.

Solovieva Yu. y Quintanar L. (2016). El dibujo como actividad formativa en la edad preescolar. México, Trillas.

Solovieva, Yu. & Quintanar, L. (2020). Enseñanza y desarrollo de la comprensión y la producción del lenguaje. México: Concytep.

Talizina N.F. (2019). La teoría de la actividad aplicada a la enseñanza. México, Universidad Autónoma de Puebla.

Talizina N.F., Solovieva Yu. y Quintanar L. (2017). Enseñanza de las matemáticas desde la teoría de la actividad. México: CEIDE.

Vygotsky L.S. (1977). Play and its role in the mental development of the child. In M. Cole (Eds.), Soviet Developmental Psychology (pp. 76–99). White Plains, NY: M.E. Sharpe.

Скачать в формате PDF

Поступила: 14.05.2021

Принята к публикации: 10.06.2021

Дата публикации в журнале: 15.12.2021

Ключевые слова: культурно-историческая теория, теория деятельности, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, актуальные исследования

DOI: 10.11621/vsp.2021.04.01

Доступно в on-line версии с: 15.12.2021

Номер 4, 2021