Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Проблема перехода от житейских к научным понятиям: подход «концептуальных изменений» и школа Л. С. Выготского

Проблема перехода от житейских к научным понятиям: подход «концептуальных изменений» и школа Л. С. Выготского

Аннотация

Актуальность нового рассмотрения проблемы теоретического анализа перехода от житейских понятий к научным обусловлена обнаружением представителями подхода «концептуальных изменений» особой устойчивости житейских понятий при попытках их преодоления.

Целью исследования является прояснение современного состояния разработки темы перехода от житейских понятий к научным.

Методом исследования послужил теоретический анализ в форме сопоставления двух подходов — «концептуальных изменений» и культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Результаты. Представители подхода «концептуальных изменений» видят переход от житейских к научным понятиям как «вытеснение» одних понятий другими; при этом «заблуждения», то есть наивные теории, преодолеваются, а некоторые формы житейского мышления могут использоваться для «поддержания» начальных форм научных понятий. В подходе Л.С. Выготского переход осуществляется через трансформацию: обыденные понятия трансформируются в научные.

Выводы.

Точкой пересечения позиций Л.С. Выготского и подхода «концептуальных изменений» является понимание детского мышления как сложного целостного образования, которое сопротивляется простому замещению «взрослым» мышлением.

Основное различие между этими подходами состоит в принципах анализа осуществления перехода от житейских к научным понятиям.

Современная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова является наследницей идей Л.С. Выготского, однако имплицитное понимание этой теорией вопроса перехода между житейскими понятиями и научными несколько отличается от позиции Л.С. Выготского.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. М.: Наука, 1976.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Полиграфкнига, 1934.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.

Марголис А.А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 4. С. 6–27. DOI: 10.17759/pse.2020250402

Ромащук А.Н. О позитивных функциях отчуждения: категория «снятия» в работах Л.С. Выготского // Э.В. Ильенков и проблема человека в революционную эпоху. Материалы XIX Международной научной конференции «Ильенковские чтения» (Москва, 20–21 апреля 2017 года), М: Изд-во СГУ, 2017, C. 220–225. URL: https://istina.msu.ru/download/81597065/1kfgkL:mnOHnLH_s2wPl_JPb56m6KQ8VUM (дата обращения: 06.03.2021).

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

Цукерман Г.А., Обухова О.Л., Рябинина Л.А., Шибанова Н.А. Введение исходных понятий: в поисках недостающих опор // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 4–14. DOI: 10.17759/chp.2017130401

Чудинова Е.В., Зайцева В.Е. Учебное моделирование и понимание текста // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 44–53.

Aron, R.H., Francek, M.A., Nelson, B.D., Bisard, W.J. (1994). Atmospheric misconceptions. The Science Teacher, 61 (1), 30–33.

Bascandziev, I., Tardiff, N., Zaitchik, D., Carey, S. (2018). The role of domain-general cognitive resources in children's construction of a vitalist theory of biology. Cognitive Psychology, 104, 1–28. DOI: 10.1016/j.cogpsych.2018.03.002

Bisard, W.J., Aron, R.H., Francek, M.A., Nelson, B.D. (1994). Assessing selected physical science and earth science misconceptions of middle school through university preservice teachers. Journal of College Science Teaching, 24 (1), 38–42.

Carey, S., Zaitchik, D., Bascandziev, I. (2015). Theories of development: In dialog with Jean Piaget. Developmental Review, 38, 36–54. DOI: 10.1016/j.dr.2015.07.003

Core Knowledge and Conceptual Change (2016). In Barner D., Baron A.S. (Eds.). Oxford Scholarship Online publ. URL: https://oxford.universitypressscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780190467630.001.0001/acprof-... (date of retrieval: 06.03.2021). DOI: 10.1093/acprof:oso/9780190467630.001.0001

Henderson, J.B., Langbeheim, E., Chi, M.T.H. (2017). Addressing robust misconceptions through the ontological distinction between sequential and emergent processes. Converging Perspectives on Conceptual Change: Mapping an Emerging Paradigm in the Learning Sciences. In Amin T., Leverini O. (Eds.). (pp. 26–33). N.Y.: Taylor and Francis publ. DOI: 10.4324/9781315467139-5

Inagaki, K., Hatano, G. (2013). Conceptual change in Naïve Biology. International handbook of research on conceptual change (second ed.). In Vosniadou S. (Eds.). (pp.195-219). N.Y.: Taylor and Francis publ.

Inagaki, K., Hatano, G. (2006). Young Children's Conception of the Biological World. Current Directions in Psychological Science, 15 (4), 177–181.

Inagaki, K., Hatano, G. (2002). Young Children's Naïve Thinking About the Biological World. N.Y.: Psychology Press publ. DOI:10.4324/9780203759844

Jusniar, J., Effendy, E., Budiasih, E., Sutrisno, S. (2020). Misconceptions In Rate Of Reaction And Their Impact On Misconceptions In Chemical Equilibrium. European Journal of Educational Research, 9 (4), 1405–1423. DOI: 10.12973/eu-jer.9.4.1405

Keil, F.С. (1999). Conceptual change. The MIT encyclopedia of the cognitive sciences. In Wilson R.A., Keil F.С (Eds.). (pp. 179–182). Cambridge: MIT Press publ.

McCuin, J.L., Hayhoe, K., Hayhoe, D. (2014). Comparing the Effects of Traditional vs. Misconceptions-Based Instruction on Student Understanding of the Greenhouse Effect. Journal of Geoscience Education, 62 (3), 445-459. DOI: 10.5408/13-068.1.

Murphy, G.L. (2002). The big book of concepts. Cambridge: MIT Press.

Murphy, G.L., Medin, D.L. (1985). The Role of Theories in Conceptual Coherence. Psychological Review, 92 (3), 289–316.

Nelson, B.D., Aron, R.H., Francek, M.A. (1992). Clarification of selected misconceptions in physical geography. Journal of Geography, 91 (2), 76–80.

Noles, N., Gelman, S. (2011). Effects of Categorical Labels on Similarity Judgments: A Critical Analysis of Similarity-Based Approaches. Developmental psychology, 48 (3), 890–896. DOI: 10.1037/a0026075

Philips, W. (1991). Earth Science Misconceptions. The Science Teacher, 58 (2), 21–23.

Posner, G.J., Strike, K.A., Hewson, P.W., Gertzog, W.A. (1982). Accommodation of a Scientific Conception: Toward a Theory of Conceptual Change. Science Education, 66 (2), 211–228.

Strickland, B., Silver, I., Keil, F.C. (2017). The texture of causal construals: Domain-specific biases shape causal inferences from discourse. Memory and Cognition, 45, 442–455. DOI: 10.3758/s13421-016-0668-x

Tardiff, N., Bascandziev, I., Carey, S., Zaitchik, D. (2020). Specifying the domain general resources that contribute to conceptual construction: Evidence from the child's acquisition of vitalist biology. Cognition, 195. URL: https://www.researchgate.net/publication/336409791 (date of retrieval: 06.03.2021). DOI: 10.1016/j.cognition.2019.104090

Vosniadou, S. (2019). The Development of Students' Understanding of Science. Frontiers in Education, 4. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2019.00032/full (date of retrieval: 06.03.2021). DOI: 10.3389/feduc.2019.00032

Vosniadou, S., Vamvakoussi, X., Skopeliti, I. (2008). The Framework Theory Approach to the Problem of Conceptual Change. International Handbook of Research on Conceptual Change. In Vosniadou S. (Ed.). (pp. 3–34). New York: Taylor and Francis publ.

Wellman, H.M., Gelman, S.A. (1992). Cognitive development: Foundational theories of core domains. Annual Review of Psychology, 43, 338–369. DOI: 10.1146/annurev.ps.43.020192.002005

Zaitchik, D., Solomon, G., Tardiff, N., Bascandziev, I. (2016). Conceptual change: Where domain-specific mechanisms meet domain-general cognitive resources. Core Knowledge and Conceptual Change. In Barner D., Baron A.S. (Eds.). Oxford Scholarship Online publ. URL: https://oxford.universitypressscholarship.com/view/10.1093/acprof:oso/9780190467630.001.0001/acprof-... (date of retrieval: 06.03.2021). DOI: 10.1093/acprof:oso/9780190467630.001.0001

Поступила: 24.03.2021

Принята к публикации: 20.04.2021

Дата публикации в журнале: 15.09.2021

Ключевые слова: понятийное изменение; детское мышление; научное мышление; обыденные понятия; научные понятия; наивные теории; развивающее обучение

Доступно в on-line версии с: 15.09.2021

Номер 3, 2021